Конспект урока русского языка по теме «Глаголы – исключения» 4 класс по программе «Школа России».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Мунько Валентина Владимировна

Конспект урока русского языка

по теме «Глаголы – исключения»

4 класс

по программе «Школа России».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_4_klasse.docx66.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

по теме «Глаголы – исключения»

4 класс

по программе «Школа России».

Учитель: Мунько Валентина Владимировна

МБОУ СОШ № 17

 г. Камышин

Тема урока: Глаголы - исключения.

Цели:

Образовательные: уточнение знаний об особенностях глаголов I и II спряжения; ознакомление с глаголами-исключениями и формирование навыков их правописания.

Развивающие: Развитие графических и орфографических навыков учащихся, внимания, памяти, умения наблюдать, сравнивать, делать выводы; развитие навыка самоконтроля и самооценки. 

Воспитательные:  воспитание взаимопомощи; умения работать в парах.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в удивительное сказочное путешествие – в страну Глаголию.  Потренируемся в определении спряжения у глаголов. И самое главное – вы узнаете тайну страны Глаголии. Жители этой страны приглашают вас во Дворец Спряжений глаголов. Дорогу во Дворец нам будет указывать волшебный клубок. Подойти ко Дворцу не так уж просто. Невидимые жители страны будут нам чинить всё новые и новые испытания на проверку ваших знаний об изучаемой части речи – глаголе.

- Прежде, чем отправиться в дорогу, давайте отметим дату нашего путешествия, т. е. запишем в тетради число и классная работа.

- Итак, отправляемся в путь! Долго – ли, коротко – ли, мы шли по дороге, привёл нас волшебный клубок к реке. Как же перебраться через неё? А перейти реку нам поможет мостик из букв, данных в узоре на доске:

II. Минутка чистописания.

C:\Users\3671~1\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image1.jpeg

- Посмотрите внимательно на узоры и скажите, что они вам напоминают? (Это окончания глаголов).

- У каких глаголов бывают такие окончания?

- 1 узор – это глаголы Н.ф.

- 2 узор – это глаголы 2 лица ед. ч. I и II спр.

- 3 узор – это глаголы 3 лица ед. ч. I и II спр.

- 4 узор – это глаголы 3 лица мн. ч. I и II спр.

- Ну, а сейчас приступайте красиво и правильно выстраивать с помощью одного из узоров (на выбор) «мостик» через речку. Вот мы и перебрались через реку.

- Солнце палит, а мы всё идём и идём с вами за волшебным клубком. А пить так хочется! Смотрите, а вот и колодец, в сказке всё случается. Утолить жажду вы сможете, если правильно выполните задание: в колодец случайно попали слова. Вам надо определить, какой частью речи они являются, подобрать к ним однокоренные глаголы, поставить  их в начальную форму и обозначить спряжение глаголов.

III. Актуализация опорных знаний.

1. Словарная работа.

ЧЁРНЫЙ – прил., Н.ф. – ЧЕРНЕТЬ (I спр.)

СВОБОДА – сущ., Н. ф. – ОСВОБОДИТЬ (II спр.)

ОБЕД - сущ., Н. ф. – ОБЕДАТЬ (I спр.)

БЕСЕДА -  сущ., Н. ф. - БЕСЕДОВАТЬ (I спр.)

ПОБЕДА - сущ., Н. ф. - ПОБЕДИТЬ (II спр.)

- Как различить глаголы в Н.ф. среди других частей речи? (по окончанию и по вопросам).

- Можно ли от глаголов Н. ф. образовать другие формы глагола?

- Испили холодной водицы, а теперь … продолжаем наше путешествие. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. А мы всё приближаемся ко Дворцу. Но что это перед нами - дремучий непроходимый лес. Чтобы пройти через него, надо проложить две дорожки, ведущие ко Дворцу.

2. Работа в парах.

- На партах у вас лежат карточки с глаголами в неопределённой форме. Задание следующее:

1 вариант – выпишет все глаголы I спр.

- Этим проложите первую дорожку.

2 вариант - выпишет все глаголы II спр.

- Этим проложите вторую дорожку.

РИСОВАТЬ,   ЛЮБИТЬ,  ТОНУТЬ,     КОРМИТЬ,   ЗАЖИГАТЬ,   КРАСИТЬ,    ВЕРИТЬ,   ПЕТЬ, ПЕРЕПИСАТЬ,    ЗАКУПИТЬ,, ПРОЛЕТЕТЬ,     ПОДАРИТЬ

-Поменяйтесь тетрадями и проверьте задание друг у друга.

глаголы I спр.:

РИСОВАТЬ, ТОНУТЬ, ЗАЖИГАТЬ, ПЕТЬ, ПЕРЕПИСАТЬ, ПРОЛЕТЕТЬ.    

глаголы II спр.:  

ЛЮБИТЬ, КОРМИТЬ, ВЕРИТЬ, КРАСИТЬ,   ПОДАРИТЬ  ЗАКУПИТЬ.

- Почему отнесли эти глаголы к нужному спряжению? (глаголы I спр.: -ать, -ять, -уть; глаголы II спр.: -ить).

- Вот и лес дремучий позади. (Деревья раздвигаются).

- Наконец – то мы пришли ко Дворцу. Что же интересно происходит в нём, за этими воротами…   А в это время во Дворце….

IV. Изучение нового материала.

- Давным-давно, когда нас с вами еще не было на свете, в царстве Глаголии жил-был славный царь - Глагол со своим глагольным видом. Народ его был трудолюбивым: все время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:                                                                                                                                                   - Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать.

Думали они три дня и три ночи и решили. Пришли к отцу и говорят:

- Я, II спряжение, буду править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на –ить.

- А я, I спряжение,  – всеми остальными глаголами в неопределенной форме .

Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы царства-государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть, брить, стелить. Пришли они к царю с просьбой:

- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

- Что случилось?

- По твоему указу оказались мы в царстве I спряжения, а наши старые родители – в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.

- Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.

- Смилуйся, государь, сделай исключение.

       Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению. Запомните их, ребята!

Гнать, держать, смотреть и видеть, 
Дышать, слышать, ненавидеть, 
И зависеть, и вертеть, 
И обидеть, и терпеть - 
Вы запомните, друзья, 
Их на «Е» спрягать нельзя. 

Ко второму же спряженью 
Отнесем мы без сомненья 
Все глаголы, что на «-ить», 
Исключая: брить, стелить. 

Физминутка.

Не страшны нам испытанья,                                                                                                                    Реки, горы и поля.                                                                                                                                        Привели нас наши знанья                                                                                                                            Ко Дворцу Спряжения.

- Вот мы и у Дворца. Смотрите, на дверях висит Указ царя Глагола: «Тот, кто хочет быть моим гостем во Дворце Спряжения, тот должен отменно знать в лицо моих сыновей - I и II спряжение».

- Давайте ещё раз прочитаем глаголы – исключения, которые относятся к I спряжению  и ко II спряжению. Я думаю, что мы должны потренироваться  определять правильно спряжение глаголов – исключений и выполнить задание в учебнике на с. 206 упр. 480. (Задание выполняется с комментированием).

Крепко держит (3 л., ед.ч. II спр),легко дышишь (2 л., ед.ч. II спр),  далеко видит (3 л., ед.ч. II спр), гонит волны (3 л., ед.ч. II спр), вертит колесо (3 л., ед.ч. II спр),  зависит от погоды (3 л., ед.ч. II спр),  терпит боль (3 л., ед.ч. II спр),  ненавидишь ложь (2 л., ед.ч. II спр),  внимательно смотришь (2 л., ед.ч. II спр).

- Как вы думаете, ребята, выполнили мы указ царя? Сможем ли мы быть его гостями? Тогда вперёд, во Дворец! Но кто это не впускает нас? Дорогу нам преградил верный страж царя Глагола - Почемучка.

- Долго вы, ребята, путешествовали, но прежде чем впустить вас во Дворец, я бы хотел убедиться в том, что вы не заблудитесь в великой стране Глаголии. Выполните моё задание и тогда смело можете входить во Дворец.

V. Закрепление изученного материала.

- С помощью своих сигнальных карточек будете определять спряжение глаголов. По какому плану будете работать? ( Поставить глагол в неопределённую форму).

Отвечает, пожелтеют, ответите, ударят, пляшет, не воротишь, веет, прольём, схватим, задержит, ненавидит, зовёт, гуляет, бреет, гонит.

- Ну, так и быть, придётся мне вас пропустить в страну Глаголию! (открываются двери во Дворец).

- Добро пожаловать!

VI. Итог урока.

- Перед вами открыты двери в страну Глаголию. Какую же мы узнали тайну страны Глаголии на сегодняшнем уроке – путешествии? (О глаголах-исключениях). Я надеюсь, что с таким же успехом вы будете и дальше продолжать раскрывать тайны глагола.

VII. Домашнее задание.  Придумать рассказ о своём путешествии на уроке, используя глаголы – исключения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Это удивительное имя существительное»

Данный урок является заключительным в изучаемой теме "Имя существительное" и подводит итог всему изученному на предыдущих урокаж. Урок планировался так, чтобы активизировать познавательную активность ...

Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Родственные слова» (урок объяснения и усвоения новых знаний)

Данный урок является первым в изучаемой теме "Родственные слова". Цель урока: формирование умения находить,  различать и образовывать родственные слова; развивать речь учащихся; учить действовать...

Конспект урока русского языка "Правописание глаголов в прошедшем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: ·        формирование умений определять писать глаголы в прошедшем времени;·        ознак...

Конспект урока русского языка «Род глаголов в прошедшем времени» (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о изменениях глаголов в прошедшем времени единственного числа по родамПланируемые результаты:·...

Конспект урока русского языка "Времена глаголов: настоящее, прошедшее, будущее" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умений определять время глагола по вопросам; формирование представления о понятии «время глаголов», развитие орфографической грамотности.Планируемые...

Конспект урока русского языка "Род глаголов в прошедшем времени" (УМК "Школа России" 3 класс)

Тема: «Род глаголов в прошедшем времени»Цели деятельности учителя: ознакомление детей с особенностями глаголов в прошедшем времени, суффиксом–л -, с изменением глаголов прошедшего вр...

Конспект урока русского языка "Род глаголов в прошедшем времени" УМК "Школа России" 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Род глаголов в прошедшем времени»  Цели деятельности учителя: ознакомление с особенностями глаголов в прошедшем времени, суффиксом–л ...