Конспект урока русского языка "Род глаголов в прошедшем времени" (УМК "Школа России" 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Кучмелева Динара Булатовна

Тема: «Род глаголов в прошедшем времени»

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с особенностями глаголов в прошедшем времени, суффиксом–л -, с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать часть речи «глагол»;
  • Знать род глаголов прошедшего времени в ед.числе;
  • Уметь выделять родовые окончания анализировать грамматические признаки глаголов;
  • Уметь находить у глаголов суффикс - л -,
  • Уметь определять число и род у глаголов прошедшего времени.

Личностные:

  • Осознавать свои трудности и стремится к их преодолению;
  • Проводить самооценку своей деятельности;
  • Устанавливать связь между целью учебной деятельностью и её мотивом.

Тип урока: «Открытие» нового знания

Оборудование: УМК Школа России – учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 3 кл., 2 часть,    презентация, раздаточный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_glagolov_proshedshego_vremeni.docx32.73 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 

Школа: МОУ СОШ №4

Класс: 3

ФИО студента: Кучмелева Д.Б.

ФИО учителя: Фадеева Е.И.  

ФИО руководителя практики: Солопова Т.В.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Род глаголов в прошедшем времени»

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с особенностями глаголов в прошедшем времени, суффиксом–л -, с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать часть речи «глагол»;
  • Знать род глаголов прошедшего времени в ед.числе;
  • Уметь выделять родовые окончания анализировать грамматические признаки глаголов;
  • Уметь находить у глаголов суффикс - л -,
  • Уметь определять число и род у глаголов прошедшего времени.

Личностные:

  • Осознавать свои трудности и стремится к их преодолению;
  • Проводить самооценку своей деятельности;
  • Устанавливать связь между целью учебной деятельностью и её мотивом.

Тип урока: «Открытие» нового знания

Оборудование: УМК Школа России – учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 3 кл., 2 часть,    презентация, раздаточный материал

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Самоопределение к деятельности

Психологический настрой

1 мин.

Доброе утро, мои дорогие!

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и слушайте меня и повторяйте за мной:

Я в школе, я на уроке.

Я радуюсь этому.

Внимание мое растет.

Я как разведчик, все замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я готов к работе.

Я работаю.

Откройте глаза. Приступаем к работе.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Л: самоопределение.

Актуализация знаний

Словесный:

учебный диалог

3 мин.

С какой частью речи мы работали на последних уроках?

- Сейчас ребята давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

Глагол – это……..

Глаголы, изменяются по…….

В настоящем времени обозначает действие, которое … 

В прошедшем времени обозначает действие, которое …

В будущем времени обозначает действие, которое ……

Молодцы,ребята!

Отвечают на вопросы

Глагол

Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Что сделает? И т.д.

По числам

происходит в наст.вр. в момент речи

уже произошло или происходили в пр. вр., до момента речи

произойдут в б.вр., после момента речи

П: структурирование знаний.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

К: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме; слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания. Р:контролируют правильность ответов уч-ся;

Постановка учебной задачи

5 мин.

Прочитайте слова.

Светил, светила, светило.

Что в них общего?

Чем отличаются эти глаголы?

Выделите окончания.

Подберите к ним имена существительные по смыслу.

Сформулируйте тему урока.

Поставьте цели на урок.

 Формулируют тему урока.  

Это глаголы прошедшего времени, родственные слова, имеют суффикс –л

Окончаниями.

Светил-нулевое, светила-а,

светило-о.

Месяц светил, луна светила, солнышко светило.

Род глаголов в прошедшем времени

Будем учиться находить глаголы прошедшего времени, выделять в них окончания.

Р: целеполагание.

Р:планирование.

«Открытие» детьми  нового знания

Словесный: беседа

Практический:

упражнение

Словесный:

учебный диалог

Практический:

Списывание

Практический:

морфемный разбор слова

Репродуктивный:

работа с правилом

 8мин.

Можете ли вы представить нашу речь без глаголов?

Почему?

Смогли бы поэты и писатели создать свои произведения?

Откройте тетради и запишите число, классная работа.

Не забываем про посадку, пишем красиво!

Открываем учебники на стр. 121, № 214

Прочитайте стихотворение.

Определите время и число глаголов.

Поставьте к каждому глаголу вопрос.

Какую особенность заметили у всех глаголов прошедшего времени.

Сделайте вывод: для чего служит суффикс л?

Да верно, если в глаголе есть –л- . то глагол стоит в форме прошедшего времени. 

Спишите. Укажите род имён существительных и глаголов. Выделите окончания глаголов.

Ребята, как определить род глагола?

Прочитайте после упражнения «обратите внимание!», и скажите были ли мы правы?

Давайте разберём слово «дождик» по составу.

Теперь выполняем упражнение 215, стр. 121.

Прочитайте.

-Докажите, что глаголы блестел, сиял, сверкал являются синонимами.

Определите различие в лексическом значении глаголов блестел и блеснул, сиял и засиял, сверкал и сверкнул

-Определите время, число, род глаголов. Какая часть слова указывает на изменение глаголов по родам?

-Спишите глаголы, укажите их род, выделите окончания.

-Определите ещё одну особенность формы глаголов прошедшего времени.

Что вы можете сказать о глаголах прошедшего времени во множественном числе?

Вывод: такие окончания можно назвать родовыми.

Перелистните страница и прочитайте правило.

Были ли наши суждения правильными?  

Нет.

Глаголы придают предметам движение, действие.

Нет.

Записывают число, классная работа.

Выполняют упражнение.

Солнце грело, всё грело и грело.

Дождик падал, гулял ветерок.

И малина взяла да поспела

Точно- точно в положенный срок!

Грело-пр.время,ед.число, падал-пр.вр,ед.ч.,гулял-пр.вр.,взяла-пр.вр.,ед.ч.,поспела-пр.вр.,ед.ч.

Солнце (что делало?) грело.

Дождик (что делал?) падал.

Ветерок (что делал?) гулял.

Малина (что сделала?) взяла, поспела.

суффикс Л

Образует форму прошедшего времени.

Вывод: Если в глаголе есть –л- . то глагол стоит в форме прошедшего времени. 

Списывают упражнение.

По роду имени существительного, с которым он связан.

Род глагола прошедшего времени единственного числа в предложении зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу.

дожд — корень, 
ик — суффикс, 
нулевое окончание, 
дождик — основа слова.

что делал? блестел□, сиял□,  сверкал □.

что делала? блестела, сияла, сверкала.

что делало? блестело, сияло, сверкало.

что сделал? блеснул□, засиял□, сверкнул□.

что сделала? блеснула, засияла, сверкнула 

что сделало? блеснуло, засияло, сверкнуло.

Эти глаголы являются синонимами, т.к. у них близкое значение испускать свет.

Различаются тем, что первый глагол в каждой паре показывает длительное действие, а второй глагол показывает, что действие внезапно началось и быстро закончилось.

Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам.

Не изменяются по родам

Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам.

Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются.

П: поиск и выделение необходимой информации.

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

К: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме; слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания. Р:контролируют правильность ответов уч-ся; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

К: аргументировать своё мнение.

Р: прогнозирование.

Р: коррекция.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Динамическая пауза

1 мин.

Сейчас давайте встанем и немного разомнемся.

- Если глагол в ж.роде– присели.

- Если глагол в м.роде – руки вперед.

- Если глагол в ср.роде – поморгали глазами.

Молодцы, тихо все сели.

Выполнять упражнения

Р: эмоциональный настрой.

Первичное закрепление

Практический:

учебно-производственный труд

словесный:

учебный диалог

5 мин.

Выполняем упр№217, с.122

Прочитайте.

О чём стихотворение?

Какое настроение вызывают эти строки?

Какие слова передают такое настроение?

Какое значение внесла в глаголы приставка за-?

Спишите. Определите род и число глаголов. Выделите окончания.

Выполняют упражнение.

Что-то вдруг загрохотало!

И огнём заполыхало!

И берёза застонала

И руками замахала!

И осина!... И сосна!...

Верно, думали война…

Это стихотворение о грозе.

Тревожное настроение.

Загрохотало, заполыхало, застонала, замахала.

Приставка за- вносит в глаголы значение начала действия.

Выполняют упражнение письменно.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. К: аргументировать своё мнение.

Р: прогнозирование.

Р: коррекция.

Р:контролируют правильность ответов уч-ся; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический-карточка

7 мин.

Ребята сейчас Вы будете выполнять самостоятельно №216.

Вам нужно образовать от данных глаголов все формы прошедшего времени. Записать и выделить окончания.

У вас на работу 5 минут.

Время вышло, проверяем по эталону с доски.

Встаньте, те кто не допустил ошибок, молодцы! А теперь, те кто допустил более 3-х ошибок, ребята вам дома нужно будет ещё раз закрепить материал.

Работают самостоятельно

              м.р.         ж.р.        ср.р.
Расти — рос
, росла, росло;
                  м.р.       ж.р.         ср.р.
упасть — упал
, упала, упало;
                           м.р.         ж.р.              ср.р.
говорить — говорил
, говорила, говорило;
                        м.р.          ж.р.          ср.р.
поднять — поднял
, подняла, подняло;
                        м.р.     ж.р.     ср.р.
гореть — горел
, горела, горело;
                      м.р.           ж.р.       ср.р.
звенеть —
 звенел, звенела, звенело;
                    м.р.     ж.р.      ср.р.
цвести — цвёл
, цвела, цвело;
                    м.р.      ж.р.        ср.р.
играть — играл
, играла, играло.

П: структурирование знаний

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Включение в систему знаний

Практический:

упражнение

2 мин.

Ребята, сейчас мы будем выполнять №218.

Находим в словаре синонимов и антонимов пары глаголов. Запишем их сначала  в неопределённой форме, а затем в форме прошедшего времени мужского рода единственного числа.

Ребята, ваше домашнее задание будет это же упражнение, вам нужно будет найти по две пары глаголов. И записать также, как мы в классе.

Выполняют упражнение.

Думать, мыслить. Думал, мыслил.
Беспокоить, тревожить. Беспокоил, тревожил.

Молчать, говорить. Молчал, говорил.
Находить, терять. Находил, терял.

Записывают домашнюю работу.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями  коммуникации.

К: аргументировать своё мнение.

Рефлексия деятельности

Словесный-беседа,

учебный диалог

2 мин.

Давайте подведём итоги.

Все ли цели мы реализовали?

От чего зависит род глагола?

Как изменяются глаголы прошедшего времени в ед.ч.?

Кто сможет рассказать правило?

Посмотрите на карточки самоконтроля и сделайте вывод о том, смогли ли вы достичь поставленной цели. 

Спасибо за урок. Урок окончен.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

Род глагола в форме прошедшего времени единственного числа зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу.

По родам, по числам.

Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам.

Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Р: оценка-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Глагол. Обобщение» 4 класс УМК "школа 2100"

Урок построен с доминирующей деятельностью обучающихся в форме деловой игры «Заседание редакционного совета журнала «Глагол», где использовалась фронтальная, групповая, индивидуальная работа и ав...

Конспект урока русского языка "Глаголы совершенного и несовершенного вида; особенности употребления их в речи".

Учащиеся учатся образовывать видовые пары глаголов, правильно употреблять их в речи....

Конспект урока русского языка "Глагол"

Конспект урока русского языка "Глагол"...

Конспект урока русского языка "Глагол как часть речи"

Цели урока: создать на уроке условия для совершенствования знаний о глаголе; отработки практических навыков в написании и определении глагола; организовать деятельность учащихся по формированию у...

Конспект урока русского языка "Глагол как часть речи (повторение)" (4 класс)

Тип урокаУрок повторения изученного материала.ЦельАктуализировать знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в речи; развивать умение распознавать глаголы.Предметные результатыСамосто...

Конспект урока русского языка «Глаголы будущего времени», 3 класс, УМК "Перспектива"

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Глаголы будущего времени»Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о будущем сложном времени глагола; умений изменять глаголы по временам....

Конспект урока русского языка "Глагол" (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Глагол»  Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о глаголе, формирование умения распознавать глаголы среди других частей реч...