Конспект урока русского языка "Глагол как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Бондарь Лариса Юрьевна

Цели урока: создать на уроке условия для совершенствования знаний о глаголе; отработки практических навыков в написании и определении глагола; организовать деятельность учащихся по формированию универсальных  учебных действий: познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных.                   

Задачи урока: формировать умение организовывать совместную учебную деятельность; развивать мышление, память, внимание, речь, пробуждать интерес к предмету; воспитывать чувство коллективизма и ответственности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 2 классе.

Тема урока: Обобщение знаний о глаголе как части речи.

Бондарь Лариса Юрьевна,

учитель начальных классов  

МАОУ «Гимназия» г. Старая Русса

Цели урока: создать на уроке условия для совершенствования знаний о глаголе; отработки практических навыков в написании и определении глагола; организовать деятельность учащихся по формированию универсальных  учебных действий: познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных.                    

Задачи урока: формировать умение организовывать совместную учебную деятельность; развивать мышление, память, внимание, речь, пробуждать интерес к предмету; воспитывать чувство коллективизма и ответственности.

Цели урока направлены на формирование и развитие УУД

На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:

личностные действия

  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
  • мотивация к творческому труду, к работе на результат.

 регулятивные действия

  • ставить учебную задачу на основе соотнесения известного  и усвоенного материала;
  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

познавательные действия

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

коммуникативные действия

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

участвовать в групповом обсуждении

         Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование: - учебник «Русский язык» 2 класс, тетради;  мультимедийная презентация урока; карточки для групповой и парной работы;  карточки-смайлики для самооценки.

        Методы: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный, коммуникативный,  метод стимулирования и мотивации.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Сегодня у нас много гостей. Давайте поприветствуем .

Слово приветствие.

Итак, русский язык друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!                                  

-Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.

 «Мозговой штурм».

- Закройте глаза и скажите «журнал»….

- Какие ассоциации возникают?

- Название каких журналов вы знаете? (показ журналв)

- Сегодня у нас необычный урок. К нам обратились сотрудники одной редакции с просьбой собрать необходимый материал для нового журнала.

Приём на работу.

Каждому из вас предстоит стать сотрудником этого журнала. А для этого вы должны пройти собеседование, ведь люди, работающие в редакции должны бать грамотными.

  1. Орфографическая минутка.

Вернуть на место буквы:

Гор . д,  л . мон,  . ртист,  г . рох,  ов . щи,  л . пата.

Работа в тетради.

Все приняты на работу. Наш класс превратился в редакцию.

Откроем тетради и запишем дату приёма на работу – число и месяц. Списать слова в тетрадь и выделить опасные места. 

  1. Постановка цели и задачи.

Отдел науки.

Поработаем в серьёзном отделе науки. Возглавит его тот, кто найдёт в записанных словах зашифрованное слово. (глагол)

-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Обобщение знаний о глаголе как части речи).

-Какова же цель нашего урока? (Вспомним и закрепим свои знания о грамматических признаках этой части речи).

3. Первичное закрепление.

 -Что надо сделать, чтобы определить к какой части речи относится данное слово? (Поставить к слову вопрос)

-Какие слова называются глаголами? ( Слова, которые обозначают действия предметы и отвечают на вопрос что делает? или что сделают? Называются глаголами). 

-А сейчас послушайте стихотворение и подумайте о чём в нём говорится?

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду – всё в действие придёт.

Летит ракета,

Люди строят здания.

Цветут сады,

И хлеб в полях растёт. 

-По каким признакам вы догадались, что речь идет о глаголе?

- Выберем только те слова, которые являются глаголами. Докажите.

- На какие группы  мы можем разделить данные слова?(совершенный вид и несовершенный, единственное или множественное число, настоящее и будущее время).

Задание по группам. 

1ряд - первый вариант выпишет глаголы совершенного вида,

            второй вариант выпишет глаголы несовершенного вида,

2ряд – первый вариант выпишет глаголы единственного числа,

            второй вариант выпишет глаголы множественного числа,

3ряд - первый вариант выпишет глаголы настоящего времени,

             второй вариант выпишет глаголы будущего времени.

4.Творческое применение и добывание знаний

Каждому варианту придумать по два глагола.

Проверка по эталону.    – приду, придёт…

                                         - летит, строят, цветут, растёт…

                                         - приду, придёт, летит, растёт…

                                         - цветут, строят…

                                        - летит, строят, цветут, растёт…

                                        - приду, придёт

            Физкультминутка.

Поймать глагол  (хлопнуть в ладоши)

Дядюшка Глагол при ремонте вытирал,

Подметал, зашивал, поливал,

Самосвал, носил, лепил, заплатил,

Угодил, повредил, крокодил, выпил,

Вымпел, зажёг флажок, дружок.

Отдел расследований

Что мы будем расследовать ? 

 Прочитать – ТЯНУТЬ КОТА ЗА ХВОСТ

Объяснить смысл этого выражения – нудно и медленно говорить, обижать животное.

Выберете любое значение и составьте с ним предложение.

Найти главные члены предложения.

Какой вывод вы можете сделать? ( глагол имеет лексическое значение, является главным членом предложения, значит это самостоятельная часть речи)

  Составление кластера. 

-О какой части речи мы говорим сегодня на уроке? Все ли мы вспомнили и повторили о глаголе как части речи.

-А сейчас мы обобщим наши знания, соединим их в одно целое, для этого мы поработаем в группах и  составим кластер. Каким будет ключевое слово нашего кластера? (глагол)

Ребята, у которых на столе зеленые треугольники объединятся в первую группу, желтые - вторая, оранжевые – третья, белые - четвертая.

Одна из групп работает на доске, для них заготовки слов

(глагол, часть речи, что делает?, что сделают?, действие предмета, служебная или самостоятельная часть речи, совершенный вид и несовершенный, единственное или множественное число, настоящее и будущее время).

  Рефлексия.

А сейчас каждый из вас оценит свою работу, используя карточки для самооценки.

 -отлично усвоил тему урока       img1                                       

-знаю, но не могу рассказать img2

-ничего не понял img3

- Ребята, на уроке вы были умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные, старательные.

Я вспомнил….

Мне удалось…..

Мне понравилось…..

Я могу похвалить себя за..

XI. Домашнее задание.

 Найти и записать фразеологизм

Спасибо за работу. Урок закончен.

Приложение 1.

Работа в группе.

Составление кластера.

Работа в группе.

Составление кластера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Обобщение знаний о частях речи"

Конспект урока русского языка в 4 классе коррекционной школы 8 вида...

Урок русского языка "Служебные части речи" 3 класс, система Л.В.Занкова

Урок русского языка отвечает современным требованиям. В нем расписаны все УУД, как того требует ФГОС....

Конспект урока русского языка "Занимательные части речи."

Конспект урока русского языка "Занимательные части речи" для 2 класса....