Урок русского языка "Служебные части речи" 3 класс, система Л.В.Занкова
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Анисимова Ирина Васильевна

Урок русского языка отвечает современным требованиям. В нем расписаны все УУД, как того требует ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russ.yazyka.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Урок русского  языка  в  3  классе

                                   по  развивающей системе Л.В.Занкова

Тема урока:  «Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Составление определения на основе научно – популярного текста».

                                           

                                                                                            Анисимовой Ирины Васильевны,

                                                                                                                                                                   учителя начальных классов

                                                                                                                                                             МОУ   «СОШ № 34 с углубленным

                                                                                                                                                        изучением художественно –эстетических  

                                                                                                                                                                                    предметов».            

                                                                                              Саратов

                                                                                           2011/2012г.

1.Дидактическое обоснование:

«Русский язык 3 класс» (1 часть) Н.В.Нечаева, С.Г.Яковлева, УМК «Система развивающего обучения Л.В.Занкова».

2.Тема урока: «Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Составление определения на основе научно – популярного текста».

3.Тип урока: урок формирования знаний.

4.Вид урока: урок – практикум.

5.Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока полученной учебной информации.

6.Задачи урока:

Предметные: Подвести детей к восприятию предлога, союза, частицы  как несамостоятельных частей речи , к  выводу о том, какими возможностями они обладают и какую роль выполняют. Продолжить работу по формированию  умения правильно употреблять в предложениях  служебные части речи. Развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные:

Личностные:

-создавать условия для формирования представлений о причинах успехов в учёбе, положительное отношение к изучению русского языка.

Регулятивные:

-формировать умения принимать и сохранять учебную задачу;

-оценивать совместно с учителем и одноклассниками результаты своих действий.

Познавательные:

-овладение навыками смыслового чтения и составления текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять текст в письменной форме;

Коммуникативные:

-адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке, формулировать своё мнение;

-работать в малых группах;

-воспринимать различные точки зрения и приходить к совместному решению.

Методы обучения: проблемный метод

Оборудование:  у учителя: ИКТ, на доске – таблица.

у учащихся: учебник  Н.В.Нечаева «Русский язык», на отдельных листах напечатана таблица  «Знаю- Хочу узнать -Узнал».

Этапы  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности.

Настрой на работу.

Мы начнём сейчас урок с этих строк.

Вы на строчки посмотрите,

Что заметили – скажите.

Подготовка класса к работе.

 

Личностные: самоопределение;

Регулятивные:  целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.(Вызов).

Выявляет уровень знаний.

Нацеливает и подводит детей к необходимости дальнейшего изучения объекта.

Рассматривают слайд   № 1 и  определяют группы частей речи                    

  к   на  по  через   около   над   из    в

           и   а    но   если   зато    да  

      не   ни   ли   бы  то   же    да    нет  

Заполняют таблицу:

              З - знаем

       Х – хотим узнать

             У – узнали

1. Служат для связи слов в предложении.

2.Не являются членами предложения.

3.Связаны с другими частями речи, т.е. служат им.

4.Предлог нужно отличать от приставки.

5.Правописание гласных и согласных в предлогах.

6.Предлог связан с существительным и местоимением.

7.НЕ с глаголом пишется раздельно.

8.Частица «да» утверждает, частица «не»-отрицает.

1.Для чего ещё могут служить союз и частица.

2.Как различать эти части речи.

3.Бывают ли ещё какие – либо служебные части речи.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

3.Постановка учебной задачи.

Подводит к формулировке задач урока.

Ставят  цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование.

Познавательные: определение общей цели

4.Работа с новым материалом.

Организует учащихся на исследование проблемной ситуации.

-Проверим, как написали словарные слова?

-Все ли слова знакомы по значению?

-Почему?

Слайд №3.

Саквояж – род дорожной сумки с запором, обычно кожаной.

              Толковый словарь

                   русского языка

                        С.И.Ожегова

-В каком слове подчёркнута буква?

-Можем ли мы его отнести к словарным словам? Почему?

-Чтобы лучше запомнить написание этого слова, придумайте задания с ним.

-Как понимаете значение слова багаж? (Отвечают дети, учитель корректирует).

1.Упакованные вещи, которые берёт с собой пассажир в дорогу.

2.Вещи, предметы, отправляемые и перевозимые отдельно от пассажира ( в спец.вагоне, в спец.помещении теплохода, самолёта…)

3.(перен.)Сведения, знания в какой – либо области, которыми кто – то обладает. Умственный багаж.

-Как думаете, где дама могла сдавать вещи в багаж?

Слайд № 4 знакомит с новым словарным словом «вокзал».

- Какие бывают вокзалы?

- Как думаете, где можно узнать о значении слова аэропорт .

-Вернёмся к стихотворению. Найдите и обведите в кружок служебные части речи.

-С какой целью автор использовал это слово?

-Составьте предложение со словом вокзал , по возможности используя служебные части речи.

-Диктует наиболее понравившееся предложение.

-Подчеркните основу предложения.

- Какие  слова в этом предложении называют предметы, признаки, действия?  

-Какие это части речи?

- Каждое из них имеет своё лексическое  и грамматическое значение , является членом предложения.

- Назовите служебные части речи. Для чего служат они?

- Как думаете , существует ли какая - нибудь опасность пребывания на вокзале?

                                                                             

Слайд №2: читают хором стихотворение и ставят цели работы над ним. Определяют, какие знания понадобятся, чтобы выполнить это задание.

Дама сдавала в багаж

Д…ван, ч…м…дан, саквояж,

К…рзину, к…ртину, к…ртонку

И маленькую с…бачонку.

-Называют слова и букву , которая пропущена.

-Незнакомо слово «саквояж».

-Редко встречается в современной речи.

-В слове  « багаж».

-Можем, т.к. нельзя проверить.

Придумывают задания:

1.Разобраться в его лексическом значении.

2.Придумать к нему синоним.

3.Написать разные формы этого слова.

4.Подобрать однокоренные слова.

Записывают слова в три столбика: 1 столбик –однокоренные к слову «багаж» (ученик на доске ,остальные - в тетрадях),

2столбик – разные формы этого слова (ученик -на доске ,остальные - в тетрадях), 3 столбик –синонимы (в тетрадях самостоятельно).

-На вокзале.

-Читают цитату из словаря о происхождении слова «вокзал» в учебнике на стр. 95.

- Железнодорожные, автовокзалы, речные, аэропорты.

-В словаре.

- Читают цитату из словаря иностранных слов о значении слова аэропорт в учебнике на стр.95.

-Обводят в кружок союз «и».

-Связал члены предложения.

-Устное составление предложений со словом «вокзал».

- Запись предложения под диктовку: Поезда прибывают на железнодорожный вокзал точно по расписанию.

-Называют слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов.

-Это самостоятельные части речи.

-Называют служебные части речи. Служат для связи слов в предложении.

-Терроризм, мошенничество , можно потеряться, могут похитить и т.д.,  поэтому надо быть бдительным).

Регулятивные: планирование; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане – исследовать, «что уже знаете, а что ещё нет».

Коммуникативные: готовность признавать возможность существования различных точек зрения. Участие в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами

Познавательные: освоение способов решения проблем поискового характера.

Личностные: ценностно – смысловая ориентация учащихся: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;  ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Физ / минутка:

Мы ногами – топ-топ, мы руками – хлоп-хлоп,

Мы плечами – чик-чик, мы глазами – миг-миг.

Раз – присели¸ два – привстали,

Три ,четыре – поскакали.

Пять – нагнулись, разогнулись.

Шесть – друг другу улыбнулись.

Семь – за парту тихо сесть,

А на восемь – лень отбросим.

5.Первичное закрепление.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Стр.94, упр.183

Стр.92,упр.182 - устно

Оперировать изученными понятиями.

-Самостоятельное выполнение упражнения, подбор нескольких своих словосочетаний с опорой на рисунок.

- Определяют в предложении лексическое значение и грамматические признаки самостоятельных слов, возможности служебных частей речи.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое письменное и устное высказывания

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организует творческую деятельность по применению новых знаний  ( в группах).

-Составление определения на основе последней части текста упр.182 (стр.93) на тему «Что такое служебные части речи?»

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу.

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: готовность признавать возможность существования различных точек зрения. Участие в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

7.Рефлексия деятельности.

Организует рефлексию.

-Возвращаемся к нашей таблице.

-Что узнали?

-Все ли вопросы раскрыли?

-Какие словари нам сегодня помогали на уроке?

-Главный обязательный признак служебных слов – несамостоятельность .

-На все вопросы нельзя ответить на одном уроке, ещё многое предстоит узнать на последующих уроках.

-Толковый, иностранных слов, этимологический.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смысло образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса (система Л.В. Занкова)

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса МОУ Заветинская СОШ № 1 разработана на основе ФГОС второго поколения, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания личности гражданина Ро...

Рабочие программы по окружающему миру, математике, литературному чтению и русскому языку для 2 класса. Система Л.В.Занкова

В данном материале представлены рабочие программы с календарно-тематическим планированием, включающим возможные виды деятельности обучающихся на уроке....

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса (система Л.В.Занкова)

Рабочая программа по русскому языку для третьего класса составлена   на основании следующих документов:-   Законы РФ и РТ «Об образовании» ;- Федеральный государственный образовате...

урок русского языка во 2 классе система Занкова

1.Дидактическое обоснование: учебник А. В. Поляковой «Русский язык» 2 класс (Самара: Издательский дом «Федоров», 2011, «УМК «Система развивающего обучения Л.В.Занкова»). 2.Тема урока: «Закреп...

Календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку для 4 класса (система Л.В.Занкова)

КТП по русскому языку предназначено для учителей, работающих по системе Л.В.Занкова. ( учебник Нечаевой).В планировании прописаны предметные результаты и характеристика деятельности обучающихся....

Урок русского языка в 4 классе (система Занкова) по теме "Простое и сложное предложение. Сопоставление."

Тема  урока:  «Предложение.  Простое  сложное.  Сопоставление».Цель  деятельности  учителя:  формирование  умения  отличать  простое  предло...

Проект урока по русскому языку в 4 классе (система Л.В. Занкова)

Тема:  Исследование грамматических признаков личных местоимений. Уроки деятельной доброты.Урок «открытия» нового знания.Цели урока: ...