Проект урока по русскому языку в 4 классе (система Л.В. Занкова)
проект по русскому языку (4 класс)

Семенова Наталья Алексеевна

Тема:  Исследование грамматических признаков личных местоимений. Уроки деятельной доброты.

Урок «открытия» нового знания.

Цели урока:                                                                                                                                                                                                                                            - актуализация знаний учащихся о местоимениях

- формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности к русскому языку на основе соединения теоретического материала с пониманием его практического применения

- формулирование высказывания в рамках учебного диалога и в монологической форме

Планируемые результаты:
Предметные: уметь распознавать местоимения,  определять грамматические признаки местоимения, применять знания в практической ситуации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.docx34.95 КБ

Предварительный просмотр:

Развернутый конспект урока по русскому языку в 4 классе

Развивающая система Л.В. Занкова

Работу выполнила

учитель начальных классов

МБОУ Казаковская СОШ

Семенова Наталья Алексеевна

с. Казаково

2015

Урок русского языка в 4 классе.

Тема:  Исследование грамматических признаков личных местоимений. Уроки деятельной доброты.

Урок «открытия» нового знания.

Цели урока:                                                                                                                                                                                                                                            - актуализация знаний учащихся о местоимениях

- формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности к русскому языку на основе соединения теоретического материала с пониманием его практического применения

- формулирование высказывания в рамках учебного диалога и в монологической форме

Планируемые результаты:
Предметные: уметь распознавать местоимения,  определять грамматические признаки местоимения, применять знания в практической ситуации

 Метапредметные (УУД)

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку, как учителя, так и оценку учеников.
Коммуникативные: учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах;
• развитие самостоятельности; самооценки;
• развитие интереса к изучению русского языка.

Ресурсы: интерактивная доска, персональные ноутбуки, выход в интернет,  карточки для итога урока (критериальное оценивание), карточки для групповой работы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Орг.момент.

Психологический настрой.

Цель этапа: включение учащихся

 в деятельность.

2.Пробное учебное действие.

Определение темы урока.

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к приобретению нового знания.

3.Постановка учебной задачи 

Цель этапа: обсуждение темы и цели урока

4. Актуализация знаний.

Цель:

актуализация знания учащихся о местоимениях

4.Открытие нового знания.

Цель этапа:  развитие умения решать учебно-познавательные задачи

-  определение грамматических признаков местоимения

- объяснение, на кого или на что указывают личные местоимения

-  применение знаний в практической ситуации

Физкультминутка.

Цель:снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.

5.Включение в систему знаний.

Развитие умения

- ориентироваться в разных вариантах выполнения заданий

- планировать свою деятельность в соответствии с учебным заданием

- представлять результат своей деятельности

6.Этап  закрепления -самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.

Цель: закрепить  полученные знания,

развитие умения решать учебно-познавательные задачи

7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: сформировать умение

- соотносить результат с поставленной целью

- оценивать результат своей деятельности

- Ребята, каким вы хотите видеть наш урок?
(Интересным,  познавательным).

- Послушайте притчу и подумайте, почему я с нее начала урок?

«Ум или доброта»

Поспорили ум и доброта, кто из них больше нужен людям. Пришли они в один дом, где два брата жили. Братья вместе жили и славились своей дружбой и трудолюбием. Ум выбрал старшего брата, а доброта — младшего. 

Тогда старший брат подумал и говорит:
— Пора нам, брат, каждому своим умом жить и свой дом иметь.

Вздохнул младший брат, но согласился. Прошло время. Старший брат был богат, но жил одиноко. Слишком много ум его замечал в людях недостатков, и не было у него ни друзей, ни жены. У доброго брата, наоборот, дом был беден, зато приятели и друзья навещали его каждый день. Всем он помогал, и люди порою забирали у него последнее, не стесняясь.
Поняли ум и доброта, что не лучше стала жизнь у братьев, а хуже. Пришли они к мудрецу и спрашивают, почему так получилось.
— Ум без доброты — что голова без сердца. А доброта без ума — что сердце без головы, — объяснил мудрец.

Вернулись ум и доброта к братьям и уговорили их снова вместе жить и друг другу помогать. С тех пор все уважают братьев и говорят о них: «Чем люди умнее и добрее, тем счастливее они живут».

Подберите синонимы к этому слову: доброта

Сегодня на уроке мы будем учиться сравнивать, анализировать и оценивать свою работу и откроем еще одну маленькую тайну русского языка. А подобрать ключ к этой тайне нам помогут задания.

Готовы? Какое открытие сделает каждый из вас – вы поделитесь в конце урока.

А)Я вам показываю карточки, а вы скажите, что вам известно по данной теме:

Б) Выполним морфологический разбор этого слов доброта и ум  (как часть речи.(или разбор слов ум и доброта: 2 человека у доски)

А) Какая часть речи может в предложении заменить имя существительное? (местоимение)

Вспомним известные нам местоимения.

  • Работа на ноутбуках: эл.учебник с.125 – 1 часть
  • Работа с электронной доской: эл. Учебник с. 126- 1 часть: слушаем правило
  • Работа на ноутбуках: эл. Учебник с. 125 – 2 часть: выбери утверждение
  • Работа на ноутбуках с. 126 – 2 часть выбери местоимения

- заполним таблички о наших знаниях:

Поставьте + в те строки, где знания вам известны

ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ

1. Я, кто, он, она,  наш, они, вы, мы – это личные местоимения.

2.Местоимения бывают 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица.

3.Местоимение указывает на предмет, признак, количество.

4.  местоимения имеют форму рода.

5. Местоимения имеют те же грамматические признаки, что и имена существительные.

6. Местоимения имеют форму числа

- Отложите свою работу. Мы к ней вернемся позже.

Б)- Назовите грамматические признаки имен существительных.

-Как вы думаете, если местоимения могут заменить имена существительные, значит, они могут иметь те же грамматические признаки, что и имена существительные или нет?

- Кто догадался, над какой проблемой мы будем  работать сегодня на уроке?

- Сформулируйте тему нашего  урока?


- Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.

- Сегодня на уроке мы выясним, какие грамматические признаки могут быть у личных местоимений,  и научимся их различать

В) Исследовательская работа в группах

- Вы сделаете открытие,  выполнив практическую работу.

Каждой группе  выдана карточка с текстом и таблицей, вы должны выписать из текста личные местоимения и заполнить таблицу:

местоимение

лицо

число

род

я

мы

он

они

ты

вы

она

оно

 

 Обобщение:

  • Работа с электронным учебником :с. 136 – заполним таблицу

- Какое открытие вы сделали?

- А чему учит вас этот текст? Какая главная мысль?

Я, ты, он, она

Вместе целая страна.

Заменим слова движениями

-  Оцените вклад каждого в работе группы.

- Прочтите рубрики «Это надо знать» на с.131, 134.

 Сопоставьте рубрики с вашими выводами.

Практическая работа

 Определение грамматических признаков местоимений, роли местоимений в речи.

  • Работа с ноутбуками: «Началка» 4 класс
  • №13 (слабоуспевающим) : отметь местоимения, укажи грамматические признаки
  • №14 (сильным): вставьте местоимения. Укажите грамматические признаки .Проверка на эл. Доске

Обобщение.

- Какую тайну открыли сегодня на уроке?

- Что нам хотел автор стихотворения сказать? А герои сказки?

- Вспомните  еще литературных героев главное качество которых доброта и милосердие?

  • Если осталось время:  эл. учебник с.135 (каким членом предложения является местоимение, подчеркни)

4 человека выполняют эл. уч с.135, а 4 чел интерактивный тест. Потом меняются.

 

  • Самопроверка:  интерактивный тест «Местоимение №3»

http://testedu.ru

Возвращение к цели урока.

- Какую цель ставили на урок?

- Удалось ли достичь цели?

- Оцените свои знания на данном этапе.

Вернемся к таблицам , отметьте в графе «после» + то что вы теперь знаете.

- Благодарю всех за работу.

Домашнее задание: упр №225

Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка  класса  к  работе.

Формулировка темы урока.

Формулировка цели урока.

Предположения детей

Деление на группы

Повторение правил работы в группе

Работа в группах по карточкам

 

Каждая группа формулирует вывод,  выбирает выступающего, который защищает работу группы.

Оценка работы группы и ее участников.

Сопоставление рубрик с выводами, анализ своих выводов.

.

.

Критериальное оценивание (карточка)

Личностные - настрой на позитивное начало урока

- проявление

эмоционально-ценностного отношения к тайнам русского языка

Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные умения:

- определять лицо, число и род личных местоимений

- объяснять, на кого или на что указывают личные местоимения

Регулятивные умения:

- выполнять учебные задания в соответствии с целью

- контролировать и оценивать результат учебной деятельности

Коммуникативные умения:

- выполнять учебные задания в группах

- представлять результат деятельности

 

 

Познавательные – умение анализировать информацию.

Личностные умения:

- проявление интереса к инсценированию,  работе с текстом

Познавательные умения:

- определение грамматических признаков  местоимений, роли местоимений в речи

Регулятивные умения:

- выполнять учебное действие в соответствии  с заданием

- умение применять полученные знания на практике.

Коммуникативные умения:

- представлять результат деятельности 

Регулятивные: способность оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку, как учителя, так и оценку учеников.
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"род имени существительного", урок русского языка, 2 класс, система Л. В. Занкова

Урок по системе Л. В. Занкова, составлен в соответствии с новыми требованиями ФГОС....

Конспект урока по русскому языку 2 класс. Система Л.В.Занкова

Урок русского языка во 2 классе по теме  "Перенос слов".  Это второй урок по данной теме. Тема урока "Перенос слов с буквой й".Урок разработан по системе Л.В. Занкова, автор учебника А.В.Пол...

План-конспект урока по теме "Правописание приставок"(русский язык 4 класс, система Л.В.Занкова)

Урок плановый.  Дети систематизируют и закрепляют свои знания о приставках, их отличиях от   корня и предлога, о правописании. В процессе работы выявляют наличие приставок в середине сложных...

Презентация к уроку русского языка 4 класс (Система Л.В.Занкова)

презентация к уроку русского языка в 4 классе по системе Л.В.Занкова "Имя прилагательное. Слова, обозначающие цвета"...

Урок русского языка. 3 класс. Система Л. В. Занкова

Урок русского языка в 3 классе. Система Л. В. Занкова. Тема: Родительный падеж имён существительных первого склонения.Цель: расширить имеющиеся знания учащихся о родительном падеже имён сущ...

Разработка урока по русскому языку.3 класс.(Система Л.В. Занкова) "Правописание Ы,И после Ц."

Урок русского языка«Правописание Ы,И после Ц.» знакомит детей с правописанием Ы,И после Ц, учит обосновывать выбор гласных Ы или И после Ц в корнях, суффиксах и окончаниях.  Структура, соде...

Технологическая карта урока русского языка, 3 класс, система Л.В. Занкова. Тема "Разбор словосочетаний: письменный и устный анализ строения словосочетания".

В разработке урока указаны планируемые результаты (УУД), система работы на уроке детей и учителя (виды деятельности), показаны этапы урока над новой темой, различные формы работы учащихся....