Главные вкладки

    План-конспект урока по теме "Правописание приставок"(русский язык 4 класс, система Л.В.Занкова)
    план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

    Нагайцева Ирина Викторовна

    Урок плановый.  Дети систематизируют и закрепляют свои знания о приставках, их отличиях от   корня и предлога, о правописании. В процессе работы выявляют наличие приставок в середине сложных слов. На уроке показаны разные виды текущего контроля.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok.docx22.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Автор: Нагайцева Ирина Викторовна

    Алтайский край, г. Бийск МБОУ «СОШ № 34"

    Учитель начальных классов

    План-конспект урока русского языка 4 класс

    УМК «Дидактическая система Л.В.Занкова»

    Тема: Правописание приставок

    Цели:  создать условия  для  развития навыка отличия  приставки от корня и предлога; навыка правописания приставок; развивать умение ставить перед собой учебную задачу; осуществлять текущий  и итоговый контроль, самооценку; воспитывать культуру труда, коммуникативную культуру

    Ход урока

    1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (Цель: создать положительный эмоциональный настрой)

    - Я надеюсь, что на уроке нас ждет много нового и необычного. Начнем нашу работу.

    1. МОТИВАЦИЯ (Цель: создать условия для установления обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)

    МИНУТКА КРАСИВОГО ПИСЬМА

    а)  индивидуальный показ (ер, ен, ье, уд, ру, тр)

    б) работа с пословицей (записана на доске: Терпенье и труд все перетрут. )

    - Прочитайте пословицу. Когда так говорят?

    - Какие еще пословицы и поговорки о трудолюбии вы знаете?

    ВЫВОД: Мало знать, важно быть трудолюбивым и упорным человеком, чтобы добиться чего-либо  в жизни.

    - Какие орфограммы встретились в пословице?

    - Спишите пословицу, обращая внимание на соединения из первой строки и орфограммы. Орфограммы подчеркните.

    ВЫВОД: Пусть терпение и трудолюбие будут нашими постоянными спутниками.

    ОФОРМЛЕНИЕ  РАБОТЫ

    СЛОВАРНАЯ  РАБОТА

    а) самостоятельная работа по карточке (по выбору учащихся), самопроверка по орфографическому словарю, индивидуальная проверка учителем на оценку.

    Вариант 1.   В первый столбик выпиши слова с удвоенными согласными, во второй – все

                         остальные: каллиграфия, одиннадцать, диалог, интонация, двенадцать, металл.

    Вариант 2.  В первый столбик выпиши слова с непроверяемой безударной «е»,  во второй – все

                         остальные: двенадцать, восемь, теперь, викторина, цитата, диалог.

    Вариант 3.  В первый столбик выпиши слова с непроверяемой безударной «а»,  во второй – все

                         остальные: хозяйство, орех, каллиграфия, овощи, диалог, каталог.

    (Все словарные слова даны с пропусками орфограмм)

    - Проверьте свою работу. Воспользуйтесь словарем и зеленой пастой

    ВЫВОД: Кто допустил 3 и более ошибок? А не допустил?

    б) самостоятельная работа со словами, разбор по составу, взаимопроверка по доске

    - Я тоже подготовила для вас несколько слов, в которых были допущены ошибки ранее

    Подосиновик, почернеет 

    - Прокомментируйте. Запишите в тетрадь, разберите по составу.

    - Поменяйтесь тетрадями; проверьте друг друга; обсудите результаты. Воспользуйтесь зеленой ручкой.

    ВЫВОД: Какая орфограмма добавилась? (приставки) Назовите их.

     - Всегда ли легко распознать приставку в слове и правильно ее обозначить на письме?

    1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (Цель: выявить область «знания» и «незнания», причин затруднения)

                  4. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ  (Цель: создать условия для формулирования учебной и практической задачи урока)

     Научиться отличать приставку от корня и предлога; правильно их писать; не забывать про другие орфограммы и культуру труда.

    1. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА (Цель: спланировать учебную деятельность, создать условия для выполнения учебных действий)

    ОТЛИЧИЕ  ПРИСТАВКИ  ОТ  КОРНЯ

    а) групповая работа: разбор слов по составу (карточки со словами пробег, простыня, водопровод в группах)

                                                                         про-бег-,  простын-я,  вод-о-про-вод-

    - Иногда приставки могут играть с нами в прятки. Слово «водопровод» - сложное слово. И приставка, которая была в начале второй основы, оказалась в середине слова. Таких слов в нашем языке немало. Надо только всматриваться в слова. Запишите слово «водопровод» в тетрадь и разберите.

    б) коллективная работа у доски и в тетрадях (слова записаны на доске: самосвал, книголюб, громоотвод)        сам-о-с-вал-,  книг-о-люб-,  гром-о-от-вод-

    (громоотвод – металлический стержень, похожий на антенну; служит для предохранения сооружений от попадания молний, т.е. для отвода молний)

    ВЫВОД: Сделайте вывод, как отличить приставку от корня. (подобрать родственные слова)

    ФИЗМИНУТКА ( для глаз )

    -Подберите родственные слова к предмету на картинке (гриб – грибной, грибница, грибник, грибок…)

    -Посмотрите на шляпку гриба и проследите глазами.

    ОТЛИЧИЕ  ПРИСТАВКИ  ОТ  ПРЕДЛОГА

     (устная работа по учебнику с доказательством, упр. 56)

    ВЫВОД: Сделайте вывод, как отличить приставку от предлога.  (Между предлогом и словом можно вставить другое слово; у глагола нет предлогов)

    РАБОТА  С  ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

    (письмо под диктовку с комментированием у доски)

    Деревья узнаются по плодам, а люди познаются по делам. (Разбор по членам предложения и частям речи, характеристика предложения)

    -О чем эта пословица?

    ВЫВОД: О человеке нужно судить по его поступкам и делам.

    1. РЕФЛЕКСИЯ (Цель: выявить достижения поставленной цели)

    - Давайте оценим и нашу работу на уроке. Удалось ли справиться с поставленными задачами?

    - Что нового узнали о приставках? Приведите примеры.

    1.  ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ

    -Возьмите карточки. Кто считает, что он недостаточно хорошо отличает приставку от корня, выполнит упр.1. Кто путает еще приставку и предлог – упр. 2. А кто считает, что он хорошо усвоил данную тему, тот выполнит упр.3.  

    -Наш урок окончен. Всем спасибо за работу.

    УПРАЖНЕНИЕ  1.  Спишите. Выделите приставки и корни.

                                  Записать, заботливый, подвижный, полотенце, пробег, провод, просьба,

                                 изрубить, изюминка, подарок, портной, зайчонок, загрустить, нарцисс,

                                 нашивка, наушники.

                                 С одним из слов составьте и запишите предложение, разберите его по членам и

                                 частям речи.

    УПРАЖНЕНИЕ  2. Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните предлоги, выделите приставки.      Первое   предложение разберите по членам и частям речи.

                                 (На)летели  (на)мальчика  гуси,  (у)несли  (у)сестрицы  братца.  (За)плакала

                                Алёнушка  (от)горя.  (По)бежала  (по)чистому  полю,  (до)бежала  (до)речки

                               студёной,  (про)дорогу  (у)речки  (с)просила.

    УПРАЖНЕНИЕ  3.  Прочитайте. Запишите предложения в порядке возрастания в них количества

                                 слов с приставкой. Приставки выделите. Первое предложение разберите по

                                 членам и частям речи.

                                  Солнце пробило дыру в туче, разбросало с высоты лучи, и природа заулыбалась.

                                Прямо из потёмок мы постепенно выплывали в заколдованное царство.

                                Вода под колёсами запенилась и побежала быстрым ручейком.

    Информационные ресурсы:

    1.  Учебник. Полякова А.В. Русский язык. В 2-х ч. М.Просвещение, 2009 г.
    2. Орфографический словарь младшего школьника. М.Просвещение, 2006г.
    3.     Разбор слова по составу. Словарик школьника. Издательский дом «Литера» Санкт-Петербург, 2002г.
    4. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка 3 класс. М.Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Достижение метапредметных результатов на уроках русского языка, в системе Л.В.Занкова

    Данная статья отражает опыт работы учителя начальных классов  по использованию активных методов обучения, проектной деятельности, творческих письменных работ учащихся и др. для  достижения м...

    Планирование уроков русского языка по системе Л. В. Занкова в 1 классе

    Тематическое  планирование  уроков  русского  языка  в 1 классе  по  учебнику  А. В. Поляковой...

    Конспект урока по русскому языку по системе общего развития Занкова Л.В Учебник: Поляковой А.В 3 класс 3 четверть

    Тема: Правописание О и Е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук Ц...

    Урок русского языка по системе Л.В.Занкова. 3 класс

    Урок по теме: " Три склонения имен существительных. Обобщение."...

    разработка урока русского языка по системе Л.В.Занкова : «Связь грамматической и лексической сочетаемости слов»

    Этот урок формирует представления учащихся о связи грамматической и лексической сочетаемости слов в предложении....

    Развитие творческой личности младшего школьника на урока русского языка по системе Л.В.Занкова.

    Развитие творческой личности младшего школьника на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова....