План-конспект урока по теме "Правописание приставок"(русский язык 4 класс, система Л.В.Занкова)
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Нагайцева Ирина Викторовна

Урок плановый.  Дети систематизируют и закрепляют свои знания о приставках, их отличиях от   корня и предлога, о правописании. В процессе работы выявляют наличие приставок в середине сложных слов. На уроке показаны разные виды текущего контроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Нагайцева Ирина Викторовна

Алтайский край, г. Бийск МБОУ «СОШ № 34"

Учитель начальных классов

План-конспект урока русского языка 4 класс

УМК «Дидактическая система Л.В.Занкова»

Тема: Правописание приставок

Цели:  создать условия  для  развития навыка отличия  приставки от корня и предлога; навыка правописания приставок; развивать умение ставить перед собой учебную задачу; осуществлять текущий  и итоговый контроль, самооценку; воспитывать культуру труда, коммуникативную культуру

Ход урока

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (Цель: создать положительный эмоциональный настрой)

- Я надеюсь, что на уроке нас ждет много нового и необычного. Начнем нашу работу.

  1. МОТИВАЦИЯ (Цель: создать условия для установления обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)

МИНУТКА КРАСИВОГО ПИСЬМА

а)  индивидуальный показ (ер, ен, ье, уд, ру, тр)

б) работа с пословицей (записана на доске: Терпенье и труд все перетрут. )

- Прочитайте пословицу. Когда так говорят?

- Какие еще пословицы и поговорки о трудолюбии вы знаете?

ВЫВОД: Мало знать, важно быть трудолюбивым и упорным человеком, чтобы добиться чего-либо  в жизни.

- Какие орфограммы встретились в пословице?

- Спишите пословицу, обращая внимание на соединения из первой строки и орфограммы. Орфограммы подчеркните.

ВЫВОД: Пусть терпение и трудолюбие будут нашими постоянными спутниками.

ОФОРМЛЕНИЕ  РАБОТЫ

СЛОВАРНАЯ  РАБОТА

а) самостоятельная работа по карточке (по выбору учащихся), самопроверка по орфографическому словарю, индивидуальная проверка учителем на оценку.

Вариант 1.   В первый столбик выпиши слова с удвоенными согласными, во второй – все

                     остальные: каллиграфия, одиннадцать, диалог, интонация, двенадцать, металл.

Вариант 2.  В первый столбик выпиши слова с непроверяемой безударной «е»,  во второй – все

                     остальные: двенадцать, восемь, теперь, викторина, цитата, диалог.

Вариант 3.  В первый столбик выпиши слова с непроверяемой безударной «а»,  во второй – все

                     остальные: хозяйство, орех, каллиграфия, овощи, диалог, каталог.

(Все словарные слова даны с пропусками орфограмм)

- Проверьте свою работу. Воспользуйтесь словарем и зеленой пастой

ВЫВОД: Кто допустил 3 и более ошибок? А не допустил?

б) самостоятельная работа со словами, разбор по составу, взаимопроверка по доске

- Я тоже подготовила для вас несколько слов, в которых были допущены ошибки ранее

Подосиновик, почернеет 

- Прокомментируйте. Запишите в тетрадь, разберите по составу.

- Поменяйтесь тетрадями; проверьте друг друга; обсудите результаты. Воспользуйтесь зеленой ручкой.

ВЫВОД: Какая орфограмма добавилась? (приставки) Назовите их.

 - Всегда ли легко распознать приставку в слове и правильно ее обозначить на письме?

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (Цель: выявить область «знания» и «незнания», причин затруднения)

              4. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ  (Цель: создать условия для формулирования учебной и практической задачи урока)

 Научиться отличать приставку от корня и предлога; правильно их писать; не забывать про другие орфограммы и культуру труда.

  1. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА (Цель: спланировать учебную деятельность, создать условия для выполнения учебных действий)

ОТЛИЧИЕ  ПРИСТАВКИ  ОТ  КОРНЯ

а) групповая работа: разбор слов по составу (карточки со словами пробег, простыня, водопровод в группах)

                                                                     про-бег-,  простын-я,  вод-о-про-вод-

- Иногда приставки могут играть с нами в прятки. Слово «водопровод» - сложное слово. И приставка, которая была в начале второй основы, оказалась в середине слова. Таких слов в нашем языке немало. Надо только всматриваться в слова. Запишите слово «водопровод» в тетрадь и разберите.

б) коллективная работа у доски и в тетрадях (слова записаны на доске: самосвал, книголюб, громоотвод)        сам-о-с-вал-,  книг-о-люб-,  гром-о-от-вод-

(громоотвод – металлический стержень, похожий на антенну; служит для предохранения сооружений от попадания молний, т.е. для отвода молний)

ВЫВОД: Сделайте вывод, как отличить приставку от корня. (подобрать родственные слова)

ФИЗМИНУТКА ( для глаз )

-Подберите родственные слова к предмету на картинке (гриб – грибной, грибница, грибник, грибок…)

-Посмотрите на шляпку гриба и проследите глазами.

ОТЛИЧИЕ  ПРИСТАВКИ  ОТ  ПРЕДЛОГА

 (устная работа по учебнику с доказательством, упр. 56)

ВЫВОД: Сделайте вывод, как отличить приставку от предлога.  (Между предлогом и словом можно вставить другое слово; у глагола нет предлогов)

РАБОТА  С  ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

(письмо под диктовку с комментированием у доски)

Деревья узнаются по плодам, а люди познаются по делам. (Разбор по членам предложения и частям речи, характеристика предложения)

-О чем эта пословица?

ВЫВОД: О человеке нужно судить по его поступкам и делам.

  1. РЕФЛЕКСИЯ (Цель: выявить достижения поставленной цели)

- Давайте оценим и нашу работу на уроке. Удалось ли справиться с поставленными задачами?

- Что нового узнали о приставках? Приведите примеры.

  1.  ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ

-Возьмите карточки. Кто считает, что он недостаточно хорошо отличает приставку от корня, выполнит упр.1. Кто путает еще приставку и предлог – упр. 2. А кто считает, что он хорошо усвоил данную тему, тот выполнит упр.3.  

-Наш урок окончен. Всем спасибо за работу.

УПРАЖНЕНИЕ  1.  Спишите. Выделите приставки и корни.

                              Записать, заботливый, подвижный, полотенце, пробег, провод, просьба,

                             изрубить, изюминка, подарок, портной, зайчонок, загрустить, нарцисс,

                             нашивка, наушники.

                             С одним из слов составьте и запишите предложение, разберите его по членам и

                             частям речи.

УПРАЖНЕНИЕ  2. Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните предлоги, выделите приставки.      Первое   предложение разберите по членам и частям речи.

                             (На)летели  (на)мальчика  гуси,  (у)несли  (у)сестрицы  братца.  (За)плакала

                            Алёнушка  (от)горя.  (По)бежала  (по)чистому  полю,  (до)бежала  (до)речки

                           студёной,  (про)дорогу  (у)речки  (с)просила.

УПРАЖНЕНИЕ  3.  Прочитайте. Запишите предложения в порядке возрастания в них количества

                             слов с приставкой. Приставки выделите. Первое предложение разберите по

                             членам и частям речи.

                              Солнце пробило дыру в туче, разбросало с высоты лучи, и природа заулыбалась.

                            Прямо из потёмок мы постепенно выплывали в заколдованное царство.

                            Вода под колёсами запенилась и побежала быстрым ручейком.

Информационные ресурсы:

  1.  Учебник. Полякова А.В. Русский язык. В 2-х ч. М.Просвещение, 2009 г.
  2. Орфографический словарь младшего школьника. М.Просвещение, 2006г.
  3.     Разбор слова по составу. Словарик школьника. Издательский дом «Литера» Санкт-Петербург, 2002г.
  4. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка 3 класс. М.Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Достижение метапредметных результатов на уроках русского языка, в системе Л.В.Занкова

Данная статья отражает опыт работы учителя начальных классов  по использованию активных методов обучения, проектной деятельности, творческих письменных работ учащихся и др. для  достижения м...

Планирование уроков русского языка по системе Л. В. Занкова в 1 классе

Тематическое  планирование  уроков  русского  языка  в 1 классе  по  учебнику  А. В. Поляковой...

Конспект урока по русскому языку по системе общего развития Занкова Л.В Учебник: Поляковой А.В 3 класс 3 четверть

Тема: Правописание О и Е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук Ц...

Урок русского языка по системе Л.В.Занкова. 3 класс

Урок по теме: " Три склонения имен существительных. Обобщение."...

разработка урока русского языка по системе Л.В.Занкова : «Связь грамматической и лексической сочетаемости слов»

Этот урок формирует представления учащихся о связи грамматической и лексической сочетаемости слов в предложении....

Развитие творческой личности младшего школьника на урока русского языка по системе Л.В.Занкова.

Развитие творческой личности младшего школьника на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова....