Достижение метапредметных результатов на уроках русского языка, в системе Л.В.Занкова
статья (русский язык, 3 класс) по теме

Поликарпова Лариса Дмитриевна

Данная статья отражает опыт работы учителя начальных классов  по использованию активных методов обучения, проектной деятельности, творческих письменных работ учащихся и др. для  достижения метапредметных результатов на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pld_metapredmet_rez.docx99.43 КБ

Предварительный просмотр:

Достижение метапредметных результатов на уроках русского языка,

в системе Л.В.Занкова

Учитель: Поликарпова  Лариса Дмитриевна

В последнее десятилетие в России произошли существенные социально-экономические перемены.  В этих условиях проводимая модернизация экономики и общественных институтов требует новых подходов к подготовке активного, думающего человека, способного творчески подходить к решению задач, обладающего установкой на проектирование своего будущего, способного на сотрудничество в условиях глобализации. Интеллект и творческий потенциал человека становится ведущим фактором экономического роста и национальной конкурентоспособности.

 В этой связи перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены ФГОС нового поколения. Особое внимание уделяется достижению метапредметных результатов. Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий -  познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы действий осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Процесс формирования  УУД требует от учителя кардинального переосмысления и перестройки системы обучения,  владения в совершенстве активными методами и приемами обучения, осуществление деятельностного подхода и проблемного метода обучения, широкого использования ИКТ, ЦОРов, ЭОРов для создания новых интересных заданий, активизирующих мыслительную деятельность учеников.

Программа начального общего образования системы Л.В.Занкова предусматривает следующие результаты по освоению метапредметных УУД.

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее выполнения.

Формирование умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации;

Вносить необходимые коррективы в действия.

Использование различных способов поиска информации, ее сбора, анализа;

Участие в подготовке проекта, исследования, его оформлении, презентации.

 Использование знако-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, подведение под известные понятия.

Овладения навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебной задачей;

Умение осознанно строить речевое высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

 Формирование регулятивных УУД на уроках русского языка в системе Л.В.Занкова.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

  1. целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  2. планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  3. прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  4. контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  5. коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  6. оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  7. саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Процесс формирования регулятивных УУД происходит на всех этапах обучения русскому языку, начиная с периода обучения грамоте.

Решению задачи формирования регулятивных УУД способствует постоянная новизна на уроке или в содержании, или в деятельности учеников, или в организационных формах, или в отношениях ученик –  учитель, ученик – ученик, ученик – группа.

Пропедевтическая работа, направленная на успешное овладение всеми учащимися понятий, правил и свойств русского языка, открытие учащимися правил в ходе выполнения заданий поискового характера, сверка этого правила с вариантом учебника и корректировка в случае необходимости, включение новой единицы усвоения в новой связи и систему языка – одно из направлений в моей работе по формированию регулятивных УУД.

Научиться фиксировать внимание на цели деятельности и сохранять её школьнику помогают схемы, пиктограммы, кроссворды и ребусы на начальном этапе обучения; план, план-схема, план-конспект в 3 – 4 класса.

Для формирования умения планировать свою деятельность эффективным приёмом считаю такой вид работы как совместно с учащимися составленный план урока. Эта работа проходит в два этапа. На начальном этапе обучения в 1 – 2 классах сообщаю детям план урока в виде схемы. По ходу урока дети контролируют и оценивают результаты  выполнения этого плана. На следующем этапе в 3 – 4 классах, отталкиваясь от цели и задач урока, предлагаю ученикам вместе с учителем составить план урока. В процессе этой работы ученики учатся планировать свои действия, их результаты, вырабатывать критерии для оценки учебной работы, оценивать свои и результаты других по заданным критериям. Учатся самостоятельно выбирать учебный материал из учебника и пособий.

Формирование регулятивных УУД происходит на всех этапах урока и во всех видах деятельности: работе в парах, группе, при выполнении творческих заданий. Обдумывая решение таких учебных задач, ученик ставит цель, планирует свою деятельность, находит пути решения, выбирает наиболее удачный, а затем оценивает результаты и, если надо, корректирует свою работу.

Технология само- и взаимообучения, само- и взаимопроверки, само- и взаимооценки позволяет сформировать умения, которые способствуют достижению метапредметных результатов обучения.

Формирование познавательных УУД на уроках русского языка в системе Л.В.Занкова.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  2. поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  3. структурирование знаний;
  4. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  5. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  6. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  7. смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  8. извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  9. определение основной и второстепенной информации;
  10. свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  11. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  1. моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  2. преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  1. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  2. синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  3. выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  4. подведение под понятие, выведение следствий;
  5. установление причинно-следственных связей;
  6. построение логической цепи рассуждений;
  7. доказательство;
  8. выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  1. формулирование проблемы;
  2. самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 Формирование познавательных УУД начинается с первых дней обучения грамоте. Дети учатся пользоваться учебными пособиями: находить страницу, тему, задание. Учатся читать и понимать схемы, таблицы и другие символы, представленные в учебной литературе. В 3 – 4 классах ученики обучаются поиску нужной информации в дополнительных изданиях: энциклопедиях, справочниках, словарях, в электронных и цифровых ресурсах.

В классе существует библиотека справочной литературы, которой дети пользуются на уроках и во внеурочное время. Почти у всех учащихся дома есть компьютер с выходом в Интернет, поэтому уже в начальной школе они владеют способами поиска необходимой информации в электронном виде.

        На всех этапах урока происходит анализ языковых явлений, классификация и обобщение, синтез как составление частей целого. Операция сравнения, установление причинно-следственных связей, установление аналогий – все эти виды мыслительной деятельности приводят к формированию познавательных УУД.

Обучение русскому языку стараюсь построить в проблемном ключе: не излагаю готовые формулировки и сведения, а побуждаю учеников самим сделать самостоятельные выводы и обобщения. Одним из приемов, которым я пользуюсь, является «гипотеза».

Ученикам задается проблемный вопрос. Они выдвигают гипотезу и стараются обосновать свою точку зрения.

  1. Где, в какой комнате должна жить буква «Я»? (В «домике» (система), где живут гласные звуки, есть свободные комнаты).
  2. Почему –ча/ща пишутся с а?
  3. Все имена собственные пишутся с большой буквы?
  4. Как можно разбить данные слова на группы и почему?
  5. В конце побудительного предложения всегда ставится ! ?
  6. В тексте обязательно должно быть что?

УМК по русскому языку нового поколения под редакцией Нечаевой Н.В. построен так, чтобы учащиеся постоянно осуществляли поиск нужной информации. Это - анализ структуры текста, составление его плана, выявление его главной мысли, нахождение в тексте явной  и скрытой информации, нахождение дополнительной информации, запись сжатых изложений, составление собственных текстов, наличие статей из различных источников. Это закладывает основу для дальнейшей работы по достижению метапредметных результатов.

Для формирования ориентироваться в знаках и символах создаю знаковые модели правил:

1. 1ББ (первое слово предложения пишется с большой буквы);

 2. ББ (имена пишутся с большой буквы);

3.Правописание безударных падежных окончаний существительных.

1 – проверяем (-е,-и)

2 – е

3 – и

Большую значимость для успешного формирования познавательных УУД имеет организация процесса познания: от частного к общему или от общего к частному. Использование метода дедукции и индукции на разных этапах обучения позволяет достичь требуемых результатов:  умения обобщать, делать выводы, принимать решение, применять теорию на практике.

Например, наблюдая за языковыми явлениями, учащиеся делают вывод, что все слова делятся на части. Эти части – части речи, которые обозначают предмет, признак предмета, действие предмета (индуктивный метод познания – от частного к общему).

При изучении темы «наречие» использую дедуктивный метод (от общего к частному). Зная, что наречие – часть речи, которая обозначает признак действия, ученики находят наречия в тексте, а затем делают выводы о принципах деления наречий на разряды.

Сочинения на такие темы как «Всё, что я знаю о …» способствует достижению высокого уровня сформированности познавательных УУД. Слово «всё» в теме этого сочинения подразумевает, что ученик должен найти всю информацию, систематизировать её, а затем изложить её в той форме, которую считает наиболее приемлемой.

Участие в лингвистических конференциях в классе и школе также способствует достижению познавательных УУД.   Темы докладов:

Использование фразеологических оборотов в современной речи.

Как правильно употреблять местоимения.

Маленькие слова – большие чувства (роль междометий).

Вся эта работа является системной подготовкой к проектно-исследовательской деятельности. Темы проектно-исследовательской деятельности:

2 класс.  «Мое любимое животное».

3 класс.  «Всё, что я знаю о…».

4 класс.  «Они изменили мир». (О выдающихся людях).

 Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в системе Л.В.Занкова.

Жизнь ставит перед учителем цель: научить учащихся владеть родным языком на коммуникативном уровне. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  2. постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  3. разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  4. управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
  5. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 Для формирования и  развития коммуникативных УУД на уроках РЯ широко использую:

 устные творческие задания:

  1. коллективный рассказ по сюжетным картинкам;
  2. придумай историю к заданному концу  (началу, середине);
  3. перескажи историю от лица разных героев сказки/рассказа;
  4. драматизация диалога (с разными эмоциями (удивление, страх, недоумение и т.д.);
  5. драматизация рассказа/отрывка из пьесы;
  6. придумай сказку с определенными персонажами;
  7. переведи поэзию в прозу;
  8. перескажи произведение, написанное «старым» языком на современный русский.

письменные творческие задания:

  1. придумай рекламу нашему учебнику (школы, праздника, школьной столовой, библиотеки);
  2. напиши объявление от лица литературного героя или анимационного персонажа;
  3. придумай текст приглашения на свой день рождения для своих друзей;
  4. отредактируй инструкцию;
  5. напиши  инструкцию:
  1. как подготовить домашнее задание;
  2. как выучить стихотворение наизусть;
  3. как пользоваться общественным транспортом;

сочинения:

  1. Что я знаю о … (кошках, чае, Тамбове, Новом годе, Рождестве, Масленице, Пасхе и т.д.). Тему ученик выбирает сам.
  2. Расскажу вам о себе.
  3. Мое любимое занятие.
  4. Самая интересная книга.
  5. Любимый литературный герой.
  6. Советы нашим учителям.
  7. Советы будущим первоклассникам.

Планируя коммуникативные речевые задания на уроках русского языка, стараюсь найти актуальные темы для класса, руководителем группы назначаю не только сильного ученика, но и слабого, тем самым давая слабым ученикам возможность развития.

При формировании метапредметных умений не теряют своей актуальности развивающие игры (фонетические, лексические, орфографические и др.). Не только использую готовые игры, но часто даю задание детям придумать свое содержание полюбившихся игр.

Многоаспектность системы изучения русского языка создает условия для реализации системно-деятельностного подхода, индивидуализации обучения, тем самым расширяются коммуникативные, познавательные и регулятивные умения учащихся, что способствует достижению метапредметных результатов обучения.

 Трудно переоценить роль проектной деятельности учащихся в достижении метапредметных результатов, которая направлена не на интеграцию знаний, а на их применение и приобретение новых в результате творческого сотрудничества учеников и учителя, а также путем самообразования.

 Однако, на мой взгляд, из огромного разнообразия типов проектов на уроках русского языка можно использовать ограниченное количество. Наиболее часто использую:

Коллективное сочинение. «Наш город Тамбов». Класс делится на 6 групп. Каждая группа получает задание. Темы сочинений для групп:

  1. История Тамбова.
  2. Достопримечательности нашего города.
  3. Знаменитые земляки.
  4. Тамбовские традиции.
  5. Пожелания родному городу.

Результатом данной коллективной работы может стать книга, фотоальбом, компьютерная презентация.

Коллективное редактирование текста (речевые, стилистические, орфографические, пунктуационные ошибки);

Выставки стенгазет «Русский язык вчера, сегодня, завтра»; «Говорим по-русски».

Используя метод проекта, необходимо помнить, что к нему предъявляются особые требования:

- наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю;

- выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы;

- каждый проект обязательно требует исследовательской и творческой работы учащихся.

Интересно сравнить деятельность учителя и ученика при работе над проектом.

Структура деятельности учителя и ученика  при использовании  метода проектов

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект обучения

Партнер ученика

Несет ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Каждый проект имеет внешний и внутренний результат. Внешний результат проекта - новый продукт можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. А это и является целью метапредметного обучения.

Сегодня информационно-компьютерные технологии занимают все большее и большее место в образовательном процессе.   Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего, с помощью и при посредстве средств ИКТ. Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

 Главным преимуществом этих технологий является наглядность. Так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, то воздействие на неё  очень важно в обучении. ИКТ помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на ученика.

Особую ценность представляют презентации, сделанные учениками. Ребенок должен знать, что результат его исследования и творческого проектирования интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований. Овладеть умениями аргументировать собственные суждения. Во время выступления учащихся очень важно учитывать необходимость создания благоприятной психологической обстановки. Для этого нужно тщательно подготовить текст выступления, настроить учеников на доброжелательное отношение к выступающему.

Темы компьютерных презентаций:

  1. Правописание падежных окончаний имен существительных;
  2. Личные окончания глаголов;
  3. Способы образования слов;
  4. Стили речи;
  5. Цели общения и др.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий. Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника. Т.О. использование ИКТ повышает качество знаний, способствует продвижению ребенка в общем развитии, помогает преодолеть трудности, повышает мотивацию к обучению, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Знания, полученные на уроках РЯ и литературного чтения, используются учениками во внеклассной работе. Так, мои ученики 3 и 4 класса в течение двух лет издавали классную еженедельную газету в электронном и печатном виде. Газета «Классная жизнь» отражала жизнь класса. Главными редакторами были  два ученика - руководители проекта, а автором заметок мог стать любой ученик, который хотел поделиться своими мыслями или новостями со всеми учениками класса. Одной из постоянных рубрик этой газеты стало интервью с интересным учеником. Кроме формирования метапредметных УУД данный проект позволил детям узнать друг друга лучше, подружиться и стать более ответственными.

Для формирования навыков сотрудничества, умений работать в команде, слушать и слышать партнеров использую такой режим работы как в парах, группах по четыре, соревнование по рядам. Для создания максимальной плотности общения на уроке организую одновременное выполнение задания всеми учащимися с  последующим контролем. Подавляющее количество заданий проходит в таком режиме.

Групповое взаимодействие – один из самых продуктивных режимов работы, т.к. позволяет:

  1. дать каждому ученику эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается тревожность, а у лидеров искажается становление характера;
  2. обеспечить каждому ученику возможность утвердиться в своих силах;
  3. каждому ученику сформировать опыт выполнения функций контроля (самоконтроля) и оценки;
  4. дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.

         Подготовку к групповой форме работы начинаю практически с первых дней учебы детей в школе. Стараюсь, чтобы  ребенок стал  равноправным участником познавательного процесса.  Переходным этапом к проведению групповой работы является работа в парах. При работе в паре каждый ученик должен объяснить, какой вариант ответа он выбрал и почему. Таким образом, работа в парах (позже – четверках) ставит ребенка в условия необходимости активной речевой деятельности, развивает умение слушать и слышать. В ходе такой работы ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности. Этому способствует система вопросов.

- Внимательно ли ты слушал товарища?

 - Смог ли объяснить товарищу свой выбор?

 - Верно ли сделал выбор?

 - Что получилось, что не получилось? Почему?

  - Что нужно сделать, чтобы работа была успешной?

Работа в паре позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся, даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.

 Ценность метода групповой работы на уроке в том, что:

  1. групповая работа заставляет учащегося ставить цели и находить  способы достижения этой цели;
  2. групповые формы взаимодействия намного прочнее удерживают       внимание ученика и его включенность в работу;
  3. приучают детей обращать внимание не только на свои знания и умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища;
  4. групповая работа заставляет каждого ребенка высказаться, предварительно выслушав и проанализировав ответы других.  То есть, у детей постепенно формируются нормы сотрудничества, культуры общения, что позволит в дальнейшем  строить отношения с другими людьми;
  5. в работе группы реализуются воспитательные задачи: воспитание дружбы, коллективизма, ответственности, инициативности, толерантности  к другим.

Задача считается выполненной, если каждый в группе  может решить, объяснить, как решали ее. О результатах желательно, чтобы докладывал слабый ученик. Затрудняется член команды – группа придет на помощь.

 Система творческих письменных работ для формирования коммуникативных УУД.

Изучение русского языка не преследует цели формального репродуктивного запоминания правил, терминов и понятий, а формирует умение применять полученные знания в разнообразной речевой деятельности. Предполагается, что такие приоритеты в языковом образовании дадут хорошие результаты развития предпосылок коммуникативной и речевой компетенций школьника, достижения метапредметных результатов.

Работа над сочинением

Психологи полагают, что только в условиях решения творческих задач ребенок может продуцировать настоящий письменный текст. И здесь многое зависит от учителя, его умения формировать учебные мотивы, создавать творческую атмосферу на уроке, использовать оптимальные методы и приемы обучения.

Самым первым и самым важным шагом в работе над сочинением является выбор темы. Тема определяет содержание сочинения. Каждый новый класс требует от учителя новых интересных тем. Они должны быть связаны с жизнью класса, характером учеников, тем, что их волнует, событиями, происходящими в стране и мире, и т.п.

Особое значение для формирования личности ребенка имеют темы, требующие высокого уровня обобщения. Знания, необходимые для их раскрытия, привлекаются из разных источников. Тема должна предоставлять ученикам возможность проявить свои сильные стороны и способствовать развитию недостаточно подготовленных учащихся. Для развития школьников очень важны темы, которые предоставляют полную свободу в выборе жанра и содержания. Тема должна вызвать интерес к работе, т.е. затронуть не только ум, но, прежде всего, чувства ребенка.

Вся работа, проводимая на разных уроках, создает общую готовность ученика к написанию сочинений. Во многих случаях достаточно на доске написать тему сочинения, как все дети погружаются в работу. Во время работы у учащихся могут возникнуть вопросы о написании слов. В этом случае им необходимо помочь.

Вопрос грамотности сочинений достаточно сложный. Я рекомендую детям пользоваться черновиком, который регулярно проверяю, исправляю ошибки, даю указания по редактированию текста. Оцениваю конечный результат, т.е. сочинение после редактирования.

Помочь грамотно написать сочинение может словарь. Активное привлечение словарей для проверки сочинений приучает к культуре умственного труда.

Заранее на уроках надо показать ученикам, как можно аккуратно исправлять ошибку. Все написанные сочинения необходимо обсудить с учениками и дать возможность отредактировать их.

Коллективное обсуждение сочинений способствует осознанию детьми законов письменной речи, формирует такие важнейшие качества личности, как сопереживание, умение оценивать работу другого ученика и свою. При обсуждении сочинений учащиеся должны проявить определенный такт, доброту, внимание.

Сочинение - бесценный материал для учителя. Они помогают ему лучше узнать внутренний мир детей, ломают утвердившееся деление учеников на сильных и слабых, раскрывают неожиданные возможности отстающих и молчунов.

В связи с тем, что сочинения могут быть не только средством, но и показателем общего развития ребенка, качества усвоения содержания начального образования и, в частности русского языка, возникает возможность их анализа.

Работы учащихся могут оцениваться по следующим показателям:

  1. полнота и правильность раскрытия темы;
  2. соответствие содержания сочинения заданному темой уровню обобщения материала;
  3. логичность изложения;
  4. наличие обобщенных суждений;
  5. наличие авторских оценок и комментариев;
  6. соответствие формы изложения звучанию темы;

Сочинения можно использовать при обучении другим предметам.

Таким образом, процесс организации литературного творчества учащихся включает следующие этапы:

  1. Этап косвенной подготовки, достижения оптимального общего развития и общеязыковой готовности школьников.
  2. Этап непосредственной работы над сочинением.
  3. Этап работы над сочинением после написания (обсуждение, редактирование).

Работа над изложениями

Проведение изложений в начальных классах является важной составляющей частью всего учебного процесса, направленного на развитие учащихся, формирование прочных навыков грамотного письма.

Эти виды работ можно включать на начальном этапе. Они позволяют достичь определенного уровня общего развития и языковой подготовки необходимые для дальнейшей работы. Изложения способствуют умению формулировать мысль, ясно и четко ее излагать.

Выполняя эти работы, учащиеся должны проявить максимум самостоятельности. Как можно раньше необходимо переходить к творческим изложениям с элементами сочинения.

Система развивающего обучения уделяет серьезное внимание развитию творческих способностей учащихся через творческие письменные работы. Л. В. Занков рассматривал детское сочинение как форму самовыражения, самосознания ребенка, как возможность поделиться впечатлениями, переживаниями с учителем, с классом. Ценность детского сочинения он определял по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений.

Развитию школьников, становлению их личности и, следовательно, усвоению знаний в наибольшей мере способствует организация творческой самостоятельной деятельности, связанной с эмоциями и переживаниями, предоставление простора инициативе, индивидуальности ученика.

Сочинение, как и связная речь в целом, - результат всего обучения, а значит и подготовка к нему начинается задолго до его написания с первых дней обучения в школе. Решающую роль в освоении учениками умения писать сочинения играет продвижение в общем развитии.

Обучая письменным творческим работам, учитель формирует личность младшего школьника, стремящуюся расширить границы своих знаний и совершенствовать их, владеющую такими умениями как слушать и слышать, думать и искать, чувствовать и сочувствовать, сотрудничать и помогать, приниматься за дело, анализировать свою работу и адаптироваться.

Творческие работы по русскому языку

2класс

I полугодие

Задания и упражнения, подготавливающие к написанию сочинений

1. Свободный диктант

Кто как одет

В огороде начали убирать овощи. Сначала убрали огурцы-голыши. Потом лук - в бумажных рубашках, Потом бобы в шерстяных чулочках. Одна капуста осталась. Она холода не боится.

(Э.Шим)

  1. Расскажите, как одеты овощи?
  2. Почему огурцы автор назвал голышами?
  3. О каких бумажных рубашках идет речь?
  4. Что вы знаете о бобах? Почему стручки сравниваются с шерстяными
    чулочками?
  5. Как одета капуста? Почему она не боится холода?

Проговаривание трудных слов.

Записано на доске: в шерстяных, не боится, огурцы-голыши.

2. Изложение

Умная галка

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. В кувшине вода была только на дне. Галка стала кидать в кувшин камушки. Вода поднялась... Теперь можно было пить.

(Л.Н. Толстой)

  1. Почему рассказ так называется?
  2. Что сделала галка, чтобы напиться?

Трудные слова: стоял, только, поднялась.

3. Выборочное изложение

Ворона (текст написан на доске)

Эта птица знакома всем. У вороны сильные ноги, крупный клюв. Перья у нее обычно серые или черные. Вороны живут повсюду: в лесах, в горах, пустынях. Много ворон живет в городах. Вороны поедают вредных насекомых и грызунов.

  1. Что вы знаете о вороне?
  2. Как она выглядит?
  3. Где живут вороны?
  4. Чем они полезны?

Задание

Подробно (2-3 предложения) ответить на один вопрос. Любой на выбор.

  1. Внешний вид вороны.
  2. Где живут вороны?
  3. Чем полезны вороны?

  1. Творческое изложение

Жил котенок во дворе с мамой, опытной кошкой. Увидел он утят и за ними. Утята побежали к собачьей будке. Из нее выскочил лохматый пес. Котенок пружиной взлетел на плетень. Утята спокойно пошли к воде.

Задание

  1. Придумать заголовок.
  2. Написать изложение от имени котенка, кошки, утят, собаки (по выбору).

Подготовка

Текст может быть записан на доске и воспринят на слух по усмотрению учителя.

Анализ текста

  1. Где жил котенок и с кем?
  2. Зачем он пошел за утятами?
  3. Почему они испугались котенка?
  4. Где утята спрятались?
  5. Как пес помог утятам?
  6. Что чувствовали утята, когда за ними бежал котенок?
  7. Что чувствовал котенок, увидев пса?

Пересказ от имени разных героев

Трудные слова: во дворе, увидел, за ними, к собачьей к будке, из нее, лохматый, спокойно.

Если это задание покажется слишком трудным, его можно провести в несколько этапов.

  1. Письменные ответы на вопросы.
  2. Изложение
  3. Творческое изложение.

II полугодие

Темы для сочинений:

1. «Новый год»

2. «Мое любимое блюдо»

3. «Я учусь в лицее»

                                          План

  1. Почему я решил поступить в лицей?
  2. Что мне нравится в нашем лицее?
  3. Что не нравится?
  4. А. Для чего нужно учиться?
  5. Кем я хочу стать, когда вырасту?

     4. «Моя мама»

                             План

  1. Как зовут мою маму.
  2. Как выглядит моя мама.
  3. Какой у мамы характер.
  4. Что любит и чего не любит моя мама.

5 «Самая дорогая вещь в нашем доме»

6 «Зима и Весна»

7 «Расскажи африканскому мальчику о зиме»

8 «Если бы я был директором нашего лицея»

9  Сочинение - загадка на темы «Что такое» или «Кто такой?»

10  «Моя мечта»

11 «Мое любимое занятие»

12  «Чему я научился в школе»

13 «Наш город»

14 «Мое любимое животное»

15 «Мой любимый праздник»

Тексты для изложений и свободных диктантов

1. Свободный диктант с творческим заданием (придумать продолжение)

Мурка и ежата

У маленьких ежат пропала мать. Колючие комочки погибали. Они были голодные.

У кошки Мурки родились котята. Она кормила их молоком. Раз Мурка подошла к ежатам. Она тронула их лапой и отбежала. Ежи кололись.

Ежата уткнулись в прутья корзины и затихли. Грозила беда. Ежей завернули в тряпочку. Теперь они не были колкими. Мурка покормила их молоком. Зверьки были спасены.

                         Анализ текста.

  1. Какое несчастье произошло с ежатами?
  2. Что им грозило?
  3. Как их спасли?

Не забудьте придумать продолжение.

Орфографическая подготовка

Повторение правил: большая буква в кличках животных, безударная гласная, проверяемая ударением, правописание предлогов.

Подбор проверочных слов: маленьких, ежат, грозила и т.д.

Трудные слова написаны на доске: Пропала погибали подошла отбежала корзина не были спасены

2. Творческое изложение

Задание: передай содержание от имени кота.

Текст может быть написан на доске или прочитан вслух на усмотрение учителя. Как правило, в первом классе воспринимать самостоятельно гораздо труднее, чем со слов учителя.

«Живая шляпа»

Шляпа лежала на комоде. Котенок Васька сидел на полу Вовка и Вадик раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось на пол. Мальчики обернулись и увидели на полу шляпу. Неожиданно шляпа поползла. Она выползла на середину- комнаты и остановилась. Мальчики испугались и побежали в кухню. Они набрали картошки и ли швырять ее в шляпу. Шляпа как подпрыгнет кверху! Из нее выскочил котенок.

(По Н. Носову)

Анализ содержания

  1. Почему рассказ назван «Живая шляпа»?
  2. Что такое комод?
  3. Как кот попал под шляпу?
  4. Что он чувствовал?
  5. Почему мальчики испугались?
  6. Как они себя повели?

Коллективное составление плана

  1. Васька сидел на полу.
  2. Упала шляпа.
  3. Темно и страшно.
  4. Освобождение из плена.

Устный пересказ от лица котенка Васьки

Орфографическая подготовка

Повторение правил:

  1. большая буква в именах людей и кличках животных;
  2. подбор проверочных слов: лежала, котенок, сидел, на полу, поползла, остановилась, побежали, выскочил.
  3. правописание предлогов.

Трудные слова (написаны на доске):

комод, раскрашивали, неожиданно, что-то, обернулись, кверху, из нее и др.

Открытки – поздравления к праздникам

Кроме вышеназванных видов работ во 2 классе ученики учатся писать поздравления к праздникам.

3 класс    I полугодие

 Темы для сочинений:

  1.  «Как я провел лето»
  2.  «Мой рабочий день»
  3.  «Мое любимое время года»
  4.  «Что мы узнали в картинной галерее»
  5.  «К нам приехал цирк»
  6.  Сочинение – отзыв о спектакле в драматическом театре.

Изложения:

1.Радость в луковице

Осенью папа привез мне большую луковицу. Он сказал, что в луковице спрятана радость.

Горшочек с луковицей мама отнесла в подвал. Через месяц показался росток.

Я поставила горшок в ванной. Накрыла росточек бумажным колпачком. Ему нужна была прохлада.

Вот выглянул бутончик. Я перенесла цветок на окно. Перед Новым годом раскрылись синие душистые цветы. Это был гиацинт.

Гиацинт украсил нам праздничный стол

Вот какая радость была в серой луковице.

Анализ текста

  1. Что привез папа девочке?
  2. Что папа сказал про луковицу?
  3. О какой радости идет речь?
  4. Расскажите о том, как вырос гиацинт?
  5. Что вы знаете об этих цветах?

Коллективное составление плана

  1. Что сказал папа о луковице?
  2. Как поступили с луковицей?
  3. Как девочка ухаживала за ростком?
  4. Какую радость принесла серая луковица?

Изложение от третьего лица

Орфографическая подготовка

Безударные гласные

Подбери проверочное слово: большую, отнесла, показался, поставила, колпачок, выглянул, перенесла, цветок.

Трудные слова (написаны на доске): через месяц, росток, прохлада, Гиацинт, праздничный, перед Новым годом.

2.Творческое изложение

Задание: Продолжи, объяснив, зачем звери это делают.

Звери меняют одежду

Многие звери меняют к зиме свой летний наряд. Новые меховые шубки их гуще и теплее.

Посмотри, как нарядилась лисица. Она надела чудесную пушистую шубку.

Хлопотуньи - белочки летом были рыжие. Теперь они серенькие.

Летняя одежда зайца бурая. Она подходит под цвет травы и листвы. Зайцы легко прячутся в кустах и бурьяне.

Зимнее платье у зверька белое. И зовут его за это беляк.

Анализ текста

  1. Зачем звери меняют шубки?
  2. Как меняются лисы?
  3. Что происходит с белочками?
  4. За что зайца назвали беляк?

Орфографическая подготовка

  1. Безударная гласная. Подбор однокоренных слов. Выделение проверочного слова: меняют, меховые, хлопотунья, беляк, зовут.
  2. Парная по глухости – звонкости: наряд, шубки, цвет, легко.
  3. Жи - ши, чу - щу, чк чн.

Трудные слова:

его, в бурьяне, прячутся, хлопотуньи – белочки.

3. Творческое изложение

Изложение текста, воспринятого на слух, с творческим заданием придумать продолжение и заголовок.

 Юра и Лена летом часто ходили в лес. Однажды они пробирались в густой траве. Вдруг вспорхнула птичка. Мальчики шагнули к этому месту и увидели гнездышко. В нем лежало три маленьких яйца. Ребята очень обрадовались находке и понесли гнездышко домой. Они показали свою находку друзьям, но радость пропала.

Анализ текста

  1. Как вы думаете, почему радость пропала?
  2. Что могли сказать ребята мальчикам?
  3. Где ребята нашли гнездо? Что в нем было?
  4. Что мальчики сделали с гнездом?
  5. А как они должны были поступить?

Придумайте заголовок

Составьте план

Перескажите

  1. Прогулки в лес.
  2. Находка
  3. Огорчение
  4. Счастливый конец. (Придумать самим).

Трудные слова: Однажды, вдруг, пробирались, вспорхнула, увидели, к этому, в нем, яйца, находка.

4. «Колокольчики» (текст в напечатанном виде дается каждому ученику)

Вышел я из лесу на луг и удивился. Сколько цветов! Они похожи на праздничный хоровод.

По зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, синеет мышиный горошек.

А выше всех, веселее всех лиловые колокольчики. Они колышутся, кланяются от летнего ветерка. Это они радостно приветствуют меня.

Все лето цветут эти милые цветы наших лугов.

Анализ текста

  1. Почему автор удивился, когда вышел на луг?
  2. С чем он сравнивает цветы? Почему?
  3. Что испытал автор, увидев колокольчики?
  4. Почему он назвал их милыми?

Коллективное составление плана.

  1. Удивление
  2. Праздничный хоровод
  3. Лиловые колокольчики
  4. Милые цветы

Орфографическая подготовка

 Объясните написание слов: удивился, зеленому, белеют, желтеют, синеет, ветерка, цветут и др.

Трудные слова: праздничный хоровод, ромашки одуванчики, горошек, колокольчики, колышутся, приветствуют.

5. «Беличий гостинец»                                                           (По Г.Харламниеву)

Однажды мне поручили отвезти продукты лесорубам в дальний лес. Я обрадовался. Интересно побывать в лесу зимой!

Конь Бегач быстро домчал меня к месту работы. Рабочие похвалили меня за продукты и пообещали подарок. Удивился я. Какой подарок можно припасти в лесу? Тут лесорубы свалили старый дуб. В дупле был белкин склад. Я набрал из склада карман орехов. Остальные орехи и желуди сложили на пне. Белка радостно начала их переносить в новое место. А я вернулся домой с беличьим гостинцем.

Анализ текста

  1. Какое поручение дали автору?
  2. Почему он обрадовался?
  3. Чему он удивился?
  4. Для чего свалили старый дуб? (Очищали лес от старых деревьев)
  5. Что припасает белка на зиму в своих складах?
  6. Как поступил автор?
  7. Белка пострадала? (Нет, он взял маленькую часть)

Коллективное составление плана

  1. Интересное поручение.
  2. Обещание лесорубов.
  3. Орехи из склада.
  4. Белку не обидели.

Орфографическая подготовка

1.        Безударная гласная в корне. Подбери проверочные слова:

 похвалили, свалил, удивился, сложили, начала, переносить, вернулся, домой, гостинец.

2.        Правописание приставок (образовался, домчал, похвалили, припас, набрал, переносить)

  1. Подбери проверочное слово: радостно -радость.
  2. Лесоруб - сложное слово.

Слова для справок:

Поручили, конь, Бегач, пообещали, карман, с беличьим.

6. «Каникулы»

«У нас каникулы!» - радуются школьники. Это слово означает перерыв в учебной работе.

Это привычное земное слово родилось на небе. Есть на небе яркая звезда Сириус. В древности ее называли Каникулой. Появляется Каникула в ночном небе 26 июля. Это самое жаркое время года. Тогда то школьника давали передышку, отпуск.

В честь звезды эти дни прозвали каникулами. Сначала так называли только летний отдых. Теперь всякий перерыв в учебной работе зовут каникулами.

(по Г. Ганейзер)

Анализ текста

  1. Что такое каникулы?
  2. Где родилось это слово?
  3. Как называлась в древности звезда Сириус?
  4. Когда появлялась в небе звезда Каникула - Сириус?
  5. Почему именно 26 июля давали отпуск детям?
  6. Что теперь называют каникулами?

Составление плана

  1. Что сейчас означает слово каникулы?
  2. Что в древности называли Каникулой?
  3. Почему отпуск школьникам давали 26 июля?
  4. В честь чего летний отпуск назвали каникулами?

Трудные слова:

Каникулы, Сириус, Каникула

7.Сапог великана 

I часть. Отец Андерсена был простым сапожником. Великий сказочник гордился этим. На одном празднике знатные господа посмеялись над ним.

-Великий Андерсен, вы тоже умеете шить сапоги?

II часть. Сказочник стал грустным. Сын сапожника уже давно не брал в руки сапожные инструменты. Три месяца Андерсен сидел дома. А потом пригласил детей на новогоднюю елку.

III часть. У входа гостей ожидало чудо. Большой блестящий сапог поклонился и сказал: «Здравствуйте, дети!» Люди поняли, что писатель три месяца шил сапог.

IV часть. Много лет сапог хранится в музее и ждет своего великана.

(по Г. Циферову)

Анализ текста

  1. Что вы знаете об Андерсене?
  2. Какие его сказки вы читали?
  3. Кем был отец сказочника? Почему он эти гордился?
  4. Как вы думаете, почему знатные люди посмеялись над ним?
  5. Как решил им ответить Андерсен?
  6. Почему сапог заговорил человеческим голосом?
  7. Где сейчас находится сапог?

Орфографическая подготовка

Объясни написание слов, подобрав к ним проверочные слова: простым, гордился, посмеялись, давно, сидел, гостей, блестящий, поклонился, сказал, поняли, писатель, грустным, сапог.

Трудные слова:

 Андерсен, инструменты, в музее, великий, своего, на новогоднюю елку.

Сочинения – миниатюры

1.По заданному началу

Забавные медвежата

(По Е. Чарушину)

         Сидят мишки на крыше, важным делом заняты. Разбирают трубу по кирпичику.

Продолжение, которое придумали ученики:

(Трегуб В.)

А мимо по улице проходил взрослый медведь Топтыга. Он увидел, чем

занимаются медвежата и объяснил им, что без трубы не будет тепла холодной зимой. Медвежата слушали Топтыгу и никак не могли понять, что это такое холодная зима, но трубу разбирать не стали.

(Букин А.)

Три медвежонка важным делом заняты. А мама-медведица с папой-медведем их найти не могут. А когда медвежата слезли с крыши, их мама с папой очень обрадовались.

(Юдин Ю.)

Разобрали мишки трубу, влезли через дыру в крыши в дом. Нашли банку с медом. Наелись меда и уснули довольные. Пришли хозяева, видят три медвежонка спят. Позвонили в цирк, приехал дрессировщик и забрал их. Стали медвежата артистами цирка.

После того, как все придуманные учащимися продолжения будут проанализированы, их можно познакомить с авторским продолжением.

«Отвалят кирпич и спустят его по тесовой крыше. Ползет кирпич вниз и шуршит. А медвежата голову наклонят и слушают. Очень нравится им это. А один медвежонок даже язык высунул от такого удовольствия».

  1. Сочинение - миниатюра на тему «Наступила зима».
  2. Сочинение - миниатюра на тему «Скоро Новый год».
  3. Сочинение - миниатюра на тему «Новогодние пожелания друзьям».

В I полугодии  ученики пишут различные объявления от лица литературных героев, исторических деятелей и своего собственного. Учатся заполнять почтовые бланки.

II полугодие

Темы для сочинений:

  1. Как я встретил Новый год.
  2. «Метель»   (по заданному плану):
  1. На лыжах в лес.
  2. Сказочный лес.
  3. Погода испортилась.
  4. Дорога к дому.

  1. Моя мама
  2. Каким должен быть учитель
  3. Каким должен быть ученик
  4. Все о белках
  5. Лыжная прогулка
  6. Мои советы (ученик сам решает, кому он хочет дать совет)
  7. Сочинение – инструкция. «Мое любимое блюдо»
  8. Правила поведения на экскурсии
  9. Мои друзья
  10. Наш город

Тексты для проведения изложений

1.Почему падежи так названы?

(свободный диктант)

В названиях падежей отразилось главное в их значении. Именительный падеж отвечает на вопросы кто?, что?, называет или именует предмет.

Существительные в родительном падеже указывают на принадлежность предмета, то есть откуда родом: ученик школы, реки Сибири.

Дательный падеж обозначает лицо, которому что-либо дают: подарить отцу, преподнести сестре.

Существительное в винительном падеже обозначает причину или по-старому вину действия: встретить друга, читать книгу.

Название творительного падежа нетрудно объяснить. Творить, делать: резать ножом, рисовать карандашом.

Существительные в предложном падеже употребляются только в предлогом. Поэтому он так называется: говорить о погоде, жить в селе.

Анализ содержания

  1. Почему падежи так названы? (подробно о каждом)
  2. Как вы понимаете выражение «откуда родом»?
  3. Что такое причина действия, а по-старому вина?
  4. Что означает слово творить?

Слова для справок:

 названия всех падежей, преподнести, по-старому, как оформить примеры, жить в селе

2.Изложение текста, воспринятого на слух, по коллективно составленному плану.

Дедал и Икар

У греческого царя Миноса жил замечательный художник Дедал. Минос не отпускал Дедала и держал его как пленника. Решил Дедал бежать вместе со своим сыном Икаром. Морем и сушей они не могли уйти. Всем владел Минос. Оставался один путь - небо.

Набрал Дедал перьев, скрепил воском и сделал четыре крыла. Отец с сыном надели крылья на руки и поднялись в небо. Быстрый полет увлек мальчика. Взмахнул Икар крыльями, поднялся к самому солнцу. Лучи солнца растопили воск. Разлетелись перья по воздуху. Со страшной высоты упал Икар в море и погиб в его волнах.

В этом мифе народ выразил свою мечту о полетах в небо.

Анализ текста

  1. Что вы знаете о Икаре?
  2. А что узнали из этого рассказа?
  3. Кто такой Икар?
  4. У кого в плену они находились?
  5. Почему Дедалу и Икару пришлось сделать крылья?
  6. Что случилось с Икаром?
  7. О чем этот миф?

Составление плана

  1. Жизнь в плену
  2. Побег по небу
  3. Крылья
  4. Гибель Икара
  5. Мечта о полете.

Слова для справок:

у греческого царя Миноса, пленник, взмахнул, миф

Повторение правила не с глаголом.

          3. Изложение текста воспринятого на слух, по самостоятельно составленному плану

Как вороны Дружка перехитрили

(И. Лебедев)

Дружок готовился вкусно позавтракать. Хозяйка поставила перед ним чашку рыбных пельменей. А на изгороди сидели две вороны и внимательно следили за хозяйкой.

Только хозяйка ушла, они мигом соскочили с изгороди и - к Дружку. Одна ворона спереди, друга сзади подкрадывается.

Дружок оскалил зубы, шерсть на спине зашевелилась и встала дыбом. Лапы поставил так, чтобы никто не смог украсть чашку. В это время одна ворона сильно ущипнула его за хвост. Он развернулся и бросился за обидчицей. Другая ворона только этого и ждала. Она схватила пельменину и взлетела на крышу сарая.

Дружок возвратился к чашке. А ворона была уже на месте и ущипнула Дружка за хвост. И пока пес гнался за ней, вторая пельменина тоже была уже на крыше.

Так вороны все пельмени и перетаскали. Дружку осталась только пустая похлебка.

Анализ

  1. Чем собирался заняться Дружок?
  2. Что приготовила ему хозяйка?
  3. Как вороны обманули Дружка?

Деление на части. Составление плана

Орфографическая подготовка

  1. Правописание падежных окончаний существительного (к изгороди).
  2. Безударная гласная, проверяемая ударением.

Подбери однокоренные проверочные слова: сидели, следили, соскочили, оскалили, ущипнула, схватила и др.

3. Разбор по составу: похлебка  обидчица  перетаскали

Слова для справок:

хозяйка

внимательно

готовила

спереди

пельмени

сзади

пельменина

мигом

никто

зашевелилась

Для написания изложений использую статьи учебника «Мы и окружающий мир 3 класс» Н.Я.Дмитриевой и А.П.Казакова.

Материал для изложений – миниатюр

Изложения - миниатюры обычно проводятся 1-2- раза в неделю, как часть урока продолжительностью 10-15 минут. Методика проведения обычная: чтение, анализ содержания, разбор трудных слов, повторное чтение. Трудные слова записаны на доске (подчеркнуты).

1. В Австралии сохраняют и разводят крокодилов. Многие из них справили новоселье на специальных фермах. Их создают с целью сохранения редких видов этих животных.

Теперь уже стало возможным получать крокодилью кожу. В продажу поступило крокодилье мясо. По вкусу оно похоже на мясо крабов.

(А.Ивкин)

  1. Что вы знаете об Австралии и о крокодилах?
  2. Для чего разводят крокодилов?
  3. Как вы представляете крокодилью ферму?

2. Озаглавьте текст

Белая, красная, желтая, розовая чайная, черная роза. Каких только роз не бывает!

Чудесный цветок радует наш взор. У него нежный, тонкий аромат. Вместе с тем роза лечебное растение. Розовое масло в прямом смысле дороже золота.

(Н. Палкип)

3. Волшебное стекло

Линза - это увеличительное стекло. С помощью линзы оператор снимает фильм, хирург делает самую сложную операцию, астроном изучает поверхность Луны. Линза увеличивает самый маленький предмет. Она позволяет увидеть самую далекую звезду и самый маленький микроб. Линзы ставят в телескоп и микроскоп.

  1. Что такое линза?
  2. Для чего она нужна?
  3. Как линзы помогают людям разных профессий?
  4. Что такое телескоп и микроскоп?
  5. для чего они нужны?

4. Зоопарк на дому

В домашнем зоопарке часто держат попугаев. Некоторые из них легко поддаются дрессировке. Волнистых попугайчиков можно научить бегать по лесенке, кувыркаться на перекладине, возить друг друга в коляске, съезжать с горки.

(По А. Куприянову)

5. Озаглавьте

Капуста растет даже в Заполярье. Название свое она получила в Древнем Риме. Капуста значит голова.

В капусте много целебных веществ. Римляне прибегали к помощи капусты. Когда надо было избавиться от головной боли и бессонницы, остановить кровь на ране, снять боли в желудке.

  1. Что нового о капусте вы узнали?
  2. Что вы знаете о Древнем Риме?
  3. От чего помогает капуста?

6. Небесный слон

По небу шла туча, похожая на слона. Вдруг хлынул дождь. Но какой дождь. Настоящий волшебный ливень! По крышам домов, по тротуарам забарабанили ... головастики, лягушата, маленькие рыбки.

Потом выяснилось, что смерч поднял из лесного озера вместе с водой его обитателей. Этой водой напиталась туча - слон.

Туча промчалась много километров по небу и сбросила на улицы городка свою добычу.

(По В. Бианки)

  1. Почему рассказ так назван?
  2. Откуда взялась эта туча?
  3. Как вы думаете, что произошло потом?

В 3 классе ученики учатся писать аннотации к различным книгам и анонсы к телепередачам, а также составлять отзыв о работе своих товарищей.

4 класс

В этом классе работа по формированию коммуникативных УУД у учащихся выходит на новый уровень. Учащиеся должны уметь анализировать текст. Сравнивать художественные, научные, деловые тексты. Проводить анализ научного текста. Самостоятельно составлять план, конспект, писать реферат, отзыв, инструкцию, словарную статью.

Для написания конспектов и рефератов хорошо подходят уроки окружающего мира. На уроках русского языка и литературного чтения ученики пишут аннотации и отзывы. Написанию инструкций уделяю самое серьезное внимание, так как этот вид речи формирует не только коммуникативные УУД, но и регулятивные и познавательные.

Темы инструкций:

  1. Как готовить домашнее задание
  2. Как ухаживать за комнатными растениями
  3. Как дарить подарки
  4. Как послать SMS
  5. Как купить нужную книгу
  6. Как принимать гостей
  7. Как написать реферат
  8. Как подготовиться к сочинению
  9. Как убирать комнату

Важное место в работе по развитию коммуникативных умений учащихся отводится изложениям, которые не только закладывают основу для дальнейшего обучения написанию конспектов и рефератов, но и являются компонентом федерального стандарта, с которым ученики должны уверенно справляться.

Изложения

1.                                                         Скрипка

Современная скрипка - один из главных инструментов симфонического оркестра.

Первые скрипки появились во Франции и Италии. Вскоре их стали изготовлять во всей Европе. Но лучшими скрипками славилась Италия. Их изготавливали выдающиеся мастера А. Страдивари, П. Амати, А. Гварнери.

Их скрипки из хорошо высушенных, покрытых лаком пластинок ели и клена до сих пор отличаются великолепным звуком с удивительно богатой тембровой палитрой. На инструментах этих гениальных мастеров играли и поныне играют выдающиеся скрипачи.

Скрипка имеет четыре струны, каждая из которых обладает своей неповторимой окраской. По своим техническим возможностям скрипка - самый подвижный и гибкий инструмент среди смычковых.

Анализ текста

  1. Если рассказ так назван, о чем он?
  2. Что вы знаете о скрипке?
  3. Что такое симфонический оркестр?
  4. Какую роль играет скрипка в оркестре?
  5. Где появились первые скрипки?
  6. Из чего делают скрипки?
  7. Назовите лучших мастеров?
  8. Как вы понимаете следующие выражения:

современная тембровая палитра великолепный, гениальный технические возможности смычковые инструменты?

Слова для справок:

современная

симфонический оркестр

Франция Италия Европа

А. Страдивари, П. Амати, А. Гварнери

высушенных

великолепный звук

богатая тембровая палитра

неповторимая

технические возможности

смычковые

Если детям трудно передать содержание текста, его можно попробовать пересказать.

2. Творческое изложение

Задание: изменить текст так, чтобы был хороший конец. (Барри должен остаться в живых)

Памятник собаке

В Париже поставлен памятник собаке. На пьедестале этого памятника выбита надпись: «Доблестный Барри спас сорок человек от гибели, во время спасения сорок первого - погиб»

Как же это произошло?

Сенбернары - это собаки-горноспасатели. Во время снежных обвалов они ищут людей. На спине большой и сильной собаки приторочены средства первой помощи: одеяла, продукты.

Если собака не в силах откопать пострадавшего, она мчится в селение и там зовет на помощь людей.

Сенбернар Барри спас сорок человек. Сорок первый, которого он обнаружил под завалом, не подавал признаков жизни. Собака раскопала его и, чтобы согреть его своим дыханием, стала лизать человека в лицо. Пострадавший очнулся, открыл глаза, но испугался собаки, вытащил револьвер и выстрелил.

История сенбернара взволновала весь мир, и люди собаке по кличке Барри в Париже поставили памятник.

Анализ

  1. Если рассказ называется «Памятник собаке», о чем он?
  2. За что собаке можно поставить памятник?
  3. Где, кому и за что поставили этот?
  4. Как помогают людям сенбернары?
  5. Что случилось с Барри?
  6. Как отреагировали люди?
  7. Что нужно изменить в тексте, чтобы был хороший конец?
    (Надпись на памятнике, 3 и 4 части)

Примерный план (Его можно составить коллективно или самостоятельно):

  1. Памятник в Париже
  2. Сенбернары - горноспасатели
  3. История Барри
  4. Умной собаке от благодарных людей.

Трудные слова:

доблестный, лизать, очнулся, не в силах откопать, селение.

Слова для справок (разобрать устно):

Пьедестал, сенбернар, собаки-горноспасатели, приторочены, пострадавшего.

Знаки препинания: перед что, чтобы, но, который всегда ставится запятая.

3.                                           Красный снег

Высадились на остров полярники и ахнули. У скал лежал красный снег! Песец протрусил, а за ним красная строчка следов. Куропатки пробежали и красными крестиками наследили.

Слепили снежок из снега - розовый! Скатились на лыжах с горки, а позади полосы красные. Хоть глазам не верь

Но глазам верить надо. Красным снег стал потому, что разрослась в нем от весеннего тепла и солнца особая красная водоросль. И снег зацвел! Только - то и всего.

(По Г. Гладкову)

Лексическая подготовка

  1. О чем будет рассказ с таким заголовком?
  2. От чего снег может покраснеть? (Вопросы задаются перед чтением текста)

Вопросы после чтения текста:

  1. Где происходит действие рассказа?
  2. Когда?
  3. Что вы знаете о песцах и куропатках? Как понимаете слово протрусил?
  4. Почему полярники не поверили глазам?
  5. Что явилось причиной красного снега?

Пересказ рассказа

Орфографическая подготовка

Устная работа

Разбери по составу, подбери проверочное слово.

Высадились, наследили, пробежали, скатились, слепили, разрослась, зацвел. Знаки препинания (!, запятая перед а, но и другими союзами)

Слова для справок:

только-то и всего              полярники

протрусил                           песец                      

куропатки                           не верь                       водоросль

4. Изложение текста, воспринятого на слух, по самостоятельно составленному плану.

Ежик

На рассвете неподалеку от меня кто-то зашелестел листьями. Хрустнула сухая ветка. Послышался шорох.

Шагах в двух от меня пробежал еж. На иголках у него были зеленоватые шарики. Еж пробрался под густой куст и долго там копошился, хозяйничал.

Немного погодя он вышел из-под куста и отправился по своим делам. Скоро опять вернулся с добычей. Он был весь разукрашен лесными грушками. Еж опять направился к своему тайнику. На рассвете ежик пришел с тремя яблоками, наколотыми на иголки. Подошел ко мне и фыркнул, будто пригласил полакомиться яблочками.

Все повторилось и на следующий день. Ежик приносил то яблоки, то груши.

Лексическая подготовка

1.Анализ текста

  1. Когда и где происходили события?
  2. Что привлекло внимание автора?
  3. Как хозяйничал ежик?
  4. Объясните значение слов: шорох, копошился, тайник, фыркнул.
  5. Что вы можете сказать о ежике?
  6. Для чего он таскал яблочки?

2..Составление плана

  1. Шорох в кустах
  2. Как ежик хозяйничал
  3. На следующий день

  1. Пересказ

Орфографическая подготовка

  1. Пунктуация в сложном предложении, при однородных членах.
  2. Предлоги с местоимениями.
  3. Подбор проверочных слов. Объяснение орфограмм:

рассвет, зашелестел, хрустнула, пробежал, вернулся, добыча, глядел, оттуда, приносил, наколотыми.

4.Слова для справок:

неподалеку        шорох        будто

копошился        кто-то куда-то

удивленно        из-под

5.                                               Веселая Маричка

Год назад холодным зимним днем я с приятелем шел по дорожке городского парка. Был сильный мороз. Впереди на дорожке мы заметили лисичку.

Поймать синичку не стоило труда. Я посадил ее за отворот пальто и принес домой. В тепле она оживилась и быстро освоилась с новой обстановкой.

Так прижилась у нас дома эта синичка. За веселый нрав мы назвали ее Маричкой.

Стоило ей насытиться, как она начинала озорничать. Ее первой жертвой всегда был котенок Васька. Только он растянется в теплом месте, прикроет глаза, Маричка тут как тут. Прыгает перед самым носом, дразнит.

 Как только весеннее солнце стало пригревать, упорхнула Маричка на волю.

Анализ содержания

Вопрос перед чтением текста.  

-О чем может быть рассказ с таким названием?

Вопросы после чтения текста:

  1. Когда происходили события, описываемые в рассказе?
  2. Почему автор решил взять птичку домой?
  3. Как вела себя Маричка дома?
  4. Чем закончилась эта история?
  5. Как мы помогаем птицам зимой?

Задание:

Передать содержание текста от 3 лица

Орфографическая подготовка

Повторение правописания:

  1. предлоги с местоимением;
  2. не с глаголом;
  3. правописание наречий (у наречий нет предлогов)
  4. знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении.

Трудные слова (написаны на доске):

приятелем        насытиться

растянется        тут как тут

6.Творческое изложение текста, воспринятого на слух по самостоятельно

составленному плану.

Творческое задание: написать изложение от имени галчонка.

Как галчонок научился есть

Галчонок научился самостоятельно есть для всех неожиданно.

Сел он как-то во время обеда маме на край тарелки и клянчит, чтобы его покормили. Но мама внимания не обращает, ест суп с лапшой.

Вот зачерпнула полную ложку. С нее длинная лапшинка свесилась. Поднимает ложку тихо, осторожно, чтобы не расплескать суп. Вдруг, галчонок, как подпрыгнет, цоп лапшинку с ложки. Потряс в клюве, как червячка, и съел.

Мама вторую ложку пополней зачерпнула. Опять с нее лапша свивает. Несет мимо галчонка и потряхивает. Лапшинка так и пляшет, словно живая. И эту галчонок съел. Начал вниз в тарелку заглядывать - откуда такие вкусные вещи являются.

Мама решила зачерпывать в ложку лапшу и понемножку приподнимать над тарелкой. Галчонок наклонялся все ниже и ниже, а потом стал хватать лапшинки и кусочки мяса прямо из тарелки.

Вот и одолел все премудрости еды.

(По Г. Скребицкому)

Анализ текста

  1. Что значит самостоятельно есть?
  2. Как галчонок научился самостоятельно есть?
  3. Расскажите с чем сравниваются лапшинки?
  4. О чьей маме идет речь?
  5. Как вы понимаете слово премудрость?
  6. От чьего имени ведется рассказ?
  7. Представьте эту ситуацию глазами галчонка и попробуйте рассказать от
    своего имени.

Пересказ(коллективно)

Составление плана

  1. На сколько частей можно разделить пакет? (на 3)
  2. О чем говорится в каждой части?

Составьте план, помня о том, что вам предстоит передать содержание от имени галчонка.

Пересказ (самостоятельно сам себе).

Орфографическая подготовка

Знаки препинания при однородных членах, в сложных предложениях, пред союзами а, но, чтобы и др.

Слова для справок:

клянчит        лапшинка

зачерпнула        расплескать

цоп        потряхивает

откуда        понемножку приподнимать

одолел премудрость

7. Изложение (сжатое) текста, воспринятого на слух.

Проделки попугая

         Было раннее утро. Михалыч поставил клетку под старую яблоню и открыл ее.

Попугай быстро вылез из клетки, оглянулся, чихнул. Потом вперевалочку зашагал к яблоне и ловко, как акробат, стал карабкаться по стволу. Не прошло трех минут - он был уже на верхушке. Там от радости захлопал крыльями и издал такой потрясающий вопль, что сидевшие в кустах воробьи, как горох, посыпались в разные стороны.

Я проснулся довольно поздно. Мы пошли навестить нашего веселого баловника. Вошли и обмерли. Вся земля под яблоней была укрыта спелыми яблоками. А сам виновник хлопотал на опушке. Он пробирался к висевшему яблоку, срывал его, брал в лапку и выгрызал с одной стороны мякоть. Потом доставал зернышки, с аппетитом их ел, а яблоко бросал вниз на траву.

Результат его деятельности мы видели на земле.

(По Г. Скребицкому)

Анализ текста

Вопросы до чтения рассказа:

  1. О чем может быть рассказ с таким названием?
  2.         Какие проделки может выкинуть попугай?

Вопросы после прочтения:

  1. Как вы думаете, почему попугая вынесли в сад?
  2. Что сделал попугай?
  3. Зачем он портил яблоки?
  4. Как вы думаете, что потом стали делать люди с яблоками и с попугаем?

Составление плана

Выделите главное, о чем вы будете писать, и составьте план.

Пересказ по плану самому себе. (Ученик вполголоса пересказывает)

Пересказ содержания от 3 лица

Орфографическая подготовка

1) Знаки препинания

2). Как выделять сравнения: ,как акробат,  ,как горох,

Слова для справок:

Михалыч, вперевалочку, акробат, карабкаться, потрясающий вополь, сидевшие, баловник, обмерли, подбирался, результат его деятельности

8. Творческое изложение

Этот же текст надо передать от имени попугая, придумав начало (т.е. почему его вынесли в сад) и продолжение (что произошло после).

Текст анализируется с точки зрения попугая. План составляется от имени попугая.

Материал для изложений - миниатюр

1. Озаглавь

В древности соль была очень дорогой. За нее платили мехами, золотом, слоновой костью, янтарем.

Египтяне собирали соляные пласты у соленых африканских озер. Римляне выпаривали морскую воду в прудах. Жители севера добывали соль в подземельях и варили в горшках над кострами. В России соляные варницы дали названия городам Соликамск, Усолье, Сольвычегодск.

  1. Что вы знаете о соли?
  2. Что нового вы узнали из этого рассказа?
  3.  Почему соль так высоко ценилась?
  4. Как добывали соль египтяне? Римляне? жители севера?
  5. Какие города в России названы в честь соли?
  6. Как можно озаглавить?

Слова для справок:

 египтяне        римляне

соляные пласты          африканские озера

подземелья        соляные варницы

Соликамск, Усолъе, Сольвычегодск

2. Озаглавь

Первый яблоневый сад на Руси заложил Ярослав мудрый. В старой Москве было принято окружать дом яблоневым садом.

Наливное, восковое, румяное, золотое яблочко нередко упоминается в сказках. В русской сказке яблоко наделено чудесной волшебной силой.

  1. О чем этот рассказ?
  2. Что нового вы узнали из него?
  3. Кто такой Ярослав Мудрый?
  4. Как можно озаглавить этот рассказ?

Слова для справок:

 яблоневый сад        на Руси      

 Ярослав Мудрый                нередко

3. Воспитанный человек

Воспитанность - это не только хорошие манеры. Воспитанный человек с глубоким уважением относится к другим людям. Быть воспитанным - значит быть внимательным, скромным, тактичным человеком.

  1. Какого человека можно назвать воспитанным?
  2. Что значит с уважением?
  3. Кого мы называем скромным и тактичным? Приведите примеры
  4. Что значит быть воспитанным?

Слова для справок:

манеры        воспитанность

Сочинения:

В 4 классе сочинения являются видом литературного творчества, средством самовыражения. Ученики сами выбирают жанр и стиль своего сочинения. На тему, заданное учителем, ученики могут написать обычное сочинение, рассказ, сказку, детектив, научное исследование или научно-популярную статью.

Темы для сочинений:

1. Что мне нужно для счастья.

2.Самые нужные профессии.

3.Самая интересная книга.

4.Все, что я знаю о … (компьютере, Тамбове, нашем лицее и т.п.).

5. Новогодняя история.

6.Мой любимый день недели.

7.О чем я мечтаю.

8.Моя семья.

9.Я живу в России.

10.Советы будущим первоклассникам.

11.Чему я научился в начальных классах.

12.Города, в которых я бывал.

13.Мой самый любимый школьный предмет.

14. Расскажу вам о … .

Сочинение - уникальное средство развития личности, средство усвоения содержания образования и осмысления социального опыта. Творческие работы развивают мышление учащихся, их речь, обогащают словарный запас, расширяют кругозор, позволяют осознать необходимость владения родным языком в устной и письменной речи, формируют основы коммуникативной компетентности, которые будут развиваться на следующих ступенях образования. Творческие работы дают возможность индивидуально работать с каждым учеником, понять его внутренний мир, помочь раскрыться и реализоваться. Создавая работы, ученики постигают мир, окружающий их, высказывают свою точку зрения на реальную действительность, осваивают родной язык, познают себя, как личность.

Основные условия работы над сочинениями: от спонтанно написанных работ без предварительной подготовки - к составлению плана, к сознательному предварительному сбору материала, становится возможным за счет нацеленности всего процесса обучения на общее развитие детей формирования ключевых компетенций.

Вышеизложенный материал является дополнением к заданиям УМК по русскому языку Нечаевой Н.В.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М. Просвещение, 2010.
  2. Программа начального общего образования. Система Л.В. Занкова ФГОСНОО. Издательский дом «Федоров», 2011
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе/под ред.А.Г. Асмолова. М. Просвещение, 2010.
  4. Богуславский М.В. Достижения и уроки системы Л.В. Занкова//Практика образования. 2008. №3 С. 31-32.
  5. Ванцян А.Г.. Нечаева Н.В., Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Яковлева С.Г. реализация нового образовательного стандарта: Потенциал системы Л.В. Занкова. Самара: издательский дом «Федоров», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование уроков русского языка по системе Л. В. Занкова в 1 классе

Тематическое  планирование  уроков  русского  языка  в 1 классе  по  учебнику  А. В. Поляковой...

Достижение метапредметных результатов на уроке русского языка

здесь описываются методы, которые использую на уроках русского языка по основным этапам урока...

Доклад для методического объединения "Достижение метапредметных результатов через уроки русского языка"

Перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены ФГОС нового поколения. Особое внимание уделяется достижению метапредметных результатов. Под метапредметными результатам...

Достижение метапредметных результатов на уроках русского языка.

Процесс формирования  УУД требует от учителя кардинального переосмысления и перестройки системы обучения,  владения в совершенстве активными методами и приемами обучения, осуществление деяте...

Мастер - класс "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка".

Цель мастер -  класса: показать возможности формирования метапредметных УУД на уроках русского языка в начальной школе....

Примеры формулировки метапредметных результатов к урокам русского языка в начальных классах.

В материале приведены примеры формулировки каждого метапредметного результата с учетом специфики преподавания русского языка в начальной школе...