Конспект урока русского языка "Глаголы совершенного и несовершенного вида; особенности употребления их в речи".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Капитанюк Елена Алексеевна

Учащиеся учатся образовывать видовые пары глаголов, правильно употреблять их в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_4_klasse.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Капитанюк Елена Алексеевна,

учитель начальных классов, школа №607.

ТЕМА: « ГЛАГОЛЫ  СОВЕРШЕННОГО И  НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА.

                ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ  ИХ  В  РЕЧИ.»

УМК «Школа России», учебник «Русский язык» для 4 класса.(авт. Л.М.Зеленина и др.)

ЦЕЛИ:

  1. Познакомить учащихся  с  употреблением аспектуально-значимых слов с глаголами разных видов;
  2. Дать представление об особенностях употребления глаголов разных видов в текстах-повествованиях и текстах – описаниях.
  3. Строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
  4. Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

ХОД  УРОКА

  1. Организационный момент. Психологический настрой.
  2. Актуализация знаний. Словарная работа.

- Вы  назовёте слово из словаря , если правильно расшифруете данные схемы и последовательно соедините полученные буквы-ответы.

1 СХЕМА         род                            2 СХЕМА              падеж

 

       М .      Ж .      С.                                                    И.      Р.    В.

         ОЗЕРО                                                                  ДРУЖБУ

3 СХЕМА     Д.п.  1скл.                      4 СХЕМА          падеж

                                                                           

                е        у         и                                               Д.    П.   Р.                                                                              

                                                                                       МАМЫ

5 СХЕМА     предлог                            6 СХЕМА      ж.р. 1-е скл.                                                                                                        

               Он    и    к                                                         ь     а

7 СХЕМА    Неопр. ф.  глагола                                                                                                                                                                                      -ть    -ет  -ешь

Рассуждая , учащиеся находят искомое слово   СВЕРКАТЬ

- Откройте словари и найдите группу, в которой находится наше слово.Прочитайте слова данной группы.

- Это слова  ОБОРОНА,  САЛЮТ, ПОБЕДА, РОССИЯ

- Найдите слово, которое  можно выделить из группы по звуковому  составу.

Ученики находят искомое слово. Все согласные звуки в слове ОБОРОНА- звонкие

-Каково лексическое значение слова оборона?

2 Чистописание

-Запишите строку различных сочетаний букв звонких звуков слова оборона.Не забывайте о правильной посадке во время письма. Следите за правильным соединением букв.

БРН   РБН   НБР  НРБ  РБН  БРБ

3.Формулиривание цели урока и постановка учебной задачи.

-Работа со словарными словами поможет нам перейти к следующему этапу нашего урока.

От слов-предметов-к словам-действиям!

-Кто догадался, с какой частью речи мы будем работать дальше?

-Правильно, с глаголами.Сегодня на уроке мы вспомним, как образуются глаголы совершенного и несовершенного вида, а самое главное –попытаемся понять, в чём их различие и как правильно употреблять глаголы разных видов в речи.

4 .Упражнения в образовании  ВИДОВЫХ ПАР ГЛАГОЛОВ

- Образуйте от сущ. –оборона, -салют, -победа глаголы  неопр. ф. несоверш. вида.

Запишите их в столбик.

Запись на доске  :   Сверкать-

                                 Оборонять-

                                 Салютовать-

                                 Побеждать-

- Образуйте от каждого глагола  глагол совершенного вида , т. е. образуйте видовую пару .

Запись на доске и в тетрадях:

Сверкать-засверкать

Оборонять-оборонить

Салютовать- просалютовать

Побеждать-победить

-Чем различаются глаголы сов. и несов.  вида?

Д. Вопросом и значением.

- Какое действие обозначают глаголы сов. вида? ( законченное) Несовершенного вида ? ( длительное, незаконченное)

Физкультминутка.

5. Наблюдение над употребленим аспектуально-значимых слов с глаголами совершенного и несовершенного вида.

- Прочитайте на доске слова:

Долго, много раз, наконец, вдруг, уже, часто, медленно , целый день, много раз

- Это слова-помощники. Они помогают определить, как выполняется действие.Как вы думаете, какие слова употребляются в речи с глаголами несов. вида ? С глаголами сов. вида ?

У. Запишите в первую группу глаголы несов. вида вместе со словами-помощниками. Объясните свой выбор.

Учащиеся могут записать: часто грустил, долго думаю, много раз вставал

-Запишите во вторую группу глаголы сов. вида со словами-помощниками. Объясните свой выбор.

Учащиеся могут записать: вдруг вспыхнула, наконец выучил, уже созрел

6.Наблюдение над употреблением глаголов совершенного и несовершенного вида в текстах-описаниях и текстах-повествованиях.

- Перед вами два отрывка из художественных произведений. Прочитайте их.

Ветер,всё ветер, он дует и дует, как дул весной и летом, и он даже радуется, когда отрывает с дерева лист и с ним улетает. ( М. Пришвин «Времена года» )

Федя включил телевизор, достал из сумки задачник и поискал заданную на дом задачу. Неожиданно на экране телевизора появился диктор. ( Н. Носов «Федина задача»)

Учащиеся читают тексты про себя, а затем два ученика читают их вслух.

- Как вы думаете, автор какого текста хотел описать предмет? («Времена года» )

 Запишите над первым текстом слово ОПИСАНИЕ

-В каком тексте автор передаёт последовательность  событий, повествует о них? ( «Федина задача» )

У. Запишите над вторым текстом слово ПОВЕСТВОВАНИЕ. Определите вид глаголов в первом и втором тексте.

Тексты написаны на карточках.

- Глаголы какого вида  употреблены в тексте-описании, а какого – в тексте-повествовании?

Ученики определяют, что для текста описания характерны глаголы несовершенного вида, а для текста-повествования-глаголы совершенного вида.

- Действительно, глаголы несов. вида чаще употребляются в текстах-описаниях, а глаголы сов. вида – в текстах-повествованиях. Как вы думаете, почему так происходит?

( Глаголы несов. вида помогают нам увидеть, как происходит действие, поэтому  чаще встречаются в описаниях; в повествованиях много действий, и глаголы сов. вида передают их последовательность , законченность, результативность, так как автору повествования важно рассказать о том, что уже произошло.)

7.Написание сочинения-миниатюры с использованием глаголов разных видов и слов-помощников.  Работа в группах.

    -1 вариант начнёт своё сочинение словами: « На перемене я обычно…»

     2 вариант – словами : «Один раз на перемене…»

У. Обозначить виды глаголов и подчеркнуть слова-помощники.

Учащиеся работают в группах.

 -Глаголы какого вида употребили ребята 1-го варианта? Почему?

- Глаголы какого вида употребили ребята 2-го варианта? Почему?

8.Подведение итогов. Рефлексия.

- Что нового вы узнали о глаголах сов. и несов. вида?

-На каком этапе урока вы испытывали затруднения?

- Какие слова в предложении могут подчёркивать  значения глаголов совершенного и несовершенного вида?

- В каких текстах чаще употребляются глаголы несов. вида, а в каких- сов. вида?

9. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру, аналогичное классному, но варианты меняются началом сочинения.

                       

                                                                                                                         

                                                                                                                                                 

                                                                                                                                     

                     

                               

                                                                                         

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: "Употребление в речи предлогов" Школа 2100

Конспект урока с элементами технологии РКМЧП. Расписана деятельность учителя и учеников....

Конспект урока русского языка «Запись цитаты в виде предложения с прямой речью»

Конспект урока русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100" «Запись цитаты в виде предложения с прямой речью»...

Конспект по русскому языку по теме: «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи» 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности:  формирование представления учащихся о глаголе, о его употребление  в речиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое глагол, на какие вопросы он отвечаетУметь: опре...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: Значение и употребление глаголов в речи. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи; развитие творческого мышления.Планируемые результаты:Предметные:знать: часть речи «глагол»...

Конспект урока русского языка по теме :"Наречие: значение, вопросы, употребление в речи" 4 класс .

Конспект урока русского языка по теме :"Наречие: значение, вопросы, употребление в речи". Цель: сформировать  представление о наречии как части речи, умение распознавать наречие среди д...