Главные вкладки

    Конспект урока русского языка "Глаголы совершенного и несовершенного вида; особенности употребления их в речи".
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Капитанюк Елена Алексеевна

    Учащиеся учатся образовывать видовые пары глаголов, правильно употреблять их в речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_v_4_klasse.doc43.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Капитанюк Елена Алексеевна,

    учитель начальных классов, школа №607.

    ТЕМА: « ГЛАГОЛЫ  СОВЕРШЕННОГО И  НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА.

                    ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ  ИХ  В  РЕЧИ.»

    УМК «Школа России», учебник «Русский язык» для 4 класса.(авт. Л.М.Зеленина и др.)

    ЦЕЛИ:

    1. Познакомить учащихся  с  употреблением аспектуально-значимых слов с глаголами разных видов;
    2. Дать представление об особенностях употребления глаголов разных видов в текстах-повествованиях и текстах – описаниях.
    3. Строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
    4. Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

     

    ХОД  УРОКА

    1. Организационный момент. Психологический настрой.
    2. Актуализация знаний. Словарная работа.

    - Вы  назовёте слово из словаря , если правильно расшифруете данные схемы и последовательно соедините полученные буквы-ответы.

    1 СХЕМА         род                            2 СХЕМА              падеж

     

           М .      Ж .      С.                                                    И.      Р.    В.

             ОЗЕРО                                                                  ДРУЖБУ

    3 СХЕМА     Д.п.  1скл.                      4 СХЕМА          падеж

                                                                               

                    е        у         и                                               Д.    П.   Р.                                                                              

                                                                                           МАМЫ

    5 СХЕМА     предлог                            6 СХЕМА      ж.р. 1-е скл.                                                                                                        

                   Он    и    к                                                         ь     а

    7 СХЕМА    Неопр. ф.  глагола                                                                                                                                                                                      -ть    -ет  -ешь

    Рассуждая , учащиеся находят искомое слово   СВЕРКАТЬ

    - Откройте словари и найдите группу, в которой находится наше слово.Прочитайте слова данной группы.

    - Это слова  ОБОРОНА,  САЛЮТ, ПОБЕДА, РОССИЯ

    - Найдите слово, которое  можно выделить из группы по звуковому  составу.

    Ученики находят искомое слово. Все согласные звуки в слове ОБОРОНА- звонкие

    -Каково лексическое значение слова оборона?

    2 Чистописание

    -Запишите строку различных сочетаний букв звонких звуков слова оборона.Не забывайте о правильной посадке во время письма. Следите за правильным соединением букв.

    БРН   РБН   НБР  НРБ  РБН  БРБ

    3.Формулиривание цели урока и постановка учебной задачи.

    -Работа со словарными словами поможет нам перейти к следующему этапу нашего урока.

    От слов-предметов-к словам-действиям!

    -Кто догадался, с какой частью речи мы будем работать дальше?

    -Правильно, с глаголами.Сегодня на уроке мы вспомним, как образуются глаголы совершенного и несовершенного вида, а самое главное –попытаемся понять, в чём их различие и как правильно употреблять глаголы разных видов в речи.

    4 .Упражнения в образовании  ВИДОВЫХ ПАР ГЛАГОЛОВ

    - Образуйте от сущ. –оборона, -салют, -победа глаголы  неопр. ф. несоверш. вида.

    Запишите их в столбик.

    Запись на доске  :   Сверкать-

                                     Оборонять-

                                     Салютовать-

                                     Побеждать-

    - Образуйте от каждого глагола  глагол совершенного вида , т. е. образуйте видовую пару .

    Запись на доске и в тетрадях:

    Сверкать-засверкать

    Оборонять-оборонить

    Салютовать- просалютовать

    Побеждать-победить

    -Чем различаются глаголы сов. и несов.  вида?

    Д. Вопросом и значением.

    - Какое действие обозначают глаголы сов. вида? ( законченное) Несовершенного вида ? ( длительное, незаконченное)

    Физкультминутка.

    5. Наблюдение над употребленим аспектуально-значимых слов с глаголами совершенного и несовершенного вида.

    - Прочитайте на доске слова:

    Долго, много раз, наконец, вдруг, уже, часто, медленно , целый день, много раз

    - Это слова-помощники. Они помогают определить, как выполняется действие.Как вы думаете, какие слова употребляются в речи с глаголами несов. вида ? С глаголами сов. вида ?

    У. Запишите в первую группу глаголы несов. вида вместе со словами-помощниками. Объясните свой выбор.

    Учащиеся могут записать: часто грустил, долго думаю, много раз вставал

    -Запишите во вторую группу глаголы сов. вида со словами-помощниками. Объясните свой выбор.

    Учащиеся могут записать: вдруг вспыхнула, наконец выучил, уже созрел

    6.Наблюдение над употреблением глаголов совершенного и несовершенного вида в текстах-описаниях и текстах-повествованиях.

    - Перед вами два отрывка из художественных произведений. Прочитайте их.

    Ветер,всё ветер, он дует и дует, как дул весной и летом, и он даже радуется, когда отрывает с дерева лист и с ним улетает. ( М. Пришвин «Времена года» )

    Федя включил телевизор, достал из сумки задачник и поискал заданную на дом задачу. Неожиданно на экране телевизора появился диктор. ( Н. Носов «Федина задача»)

    Учащиеся читают тексты про себя, а затем два ученика читают их вслух.

    - Как вы думаете, автор какого текста хотел описать предмет? («Времена года» )

     Запишите над первым текстом слово ОПИСАНИЕ

    -В каком тексте автор передаёт последовательность  событий, повествует о них? ( «Федина задача» )

    У. Запишите над вторым текстом слово ПОВЕСТВОВАНИЕ. Определите вид глаголов в первом и втором тексте.

    Тексты написаны на карточках.

    - Глаголы какого вида  употреблены в тексте-описании, а какого – в тексте-повествовании?

    Ученики определяют, что для текста описания характерны глаголы несовершенного вида, а для текста-повествования-глаголы совершенного вида.

    - Действительно, глаголы несов. вида чаще употребляются в текстах-описаниях, а глаголы сов. вида – в текстах-повествованиях. Как вы думаете, почему так происходит?

    ( Глаголы несов. вида помогают нам увидеть, как происходит действие, поэтому  чаще встречаются в описаниях; в повествованиях много действий, и глаголы сов. вида передают их последовательность , законченность, результативность, так как автору повествования важно рассказать о том, что уже произошло.)

    7.Написание сочинения-миниатюры с использованием глаголов разных видов и слов-помощников.  Работа в группах.

        -1 вариант начнёт своё сочинение словами: « На перемене я обычно…»

         2 вариант – словами : «Один раз на перемене…»

    У. Обозначить виды глаголов и подчеркнуть слова-помощники.

    Учащиеся работают в группах.

     -Глаголы какого вида употребили ребята 1-го варианта? Почему?

    - Глаголы какого вида употребили ребята 2-го варианта? Почему?

    8.Подведение итогов. Рефлексия.

    - Что нового вы узнали о глаголах сов. и несов. вида?

    -На каком этапе урока вы испытывали затруднения?

    - Какие слова в предложении могут подчёркивать  значения глаголов совершенного и несовершенного вида?

    - В каких текстах чаще употребляются глаголы несов. вида, а в каких- сов. вида?

    9. Домашнее задание.

    Написать сочинение-миниатюру, аналогичное классному, но варианты меняются началом сочинения.

                           

                                                                                                                             

                                                                                                                                                     

                                                                                                                                         

                         

                                   

                                                                                             

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Употребление частицы НЕ с глаголами. Правило правописания частицы НЕ с глаголами." (УМК «Школа 2000»)

    Цели:1. Ознакомление    с    ролью    частицы и    её    раздельным    написанием    сглаголом....

    Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: "Употребление в речи предлогов" Школа 2100

    Конспект урока с элементами технологии РКМЧП. Расписана деятельность учителя и учеников....

    Конспект урока русского языка «Запись цитаты в виде предложения с прямой речью»

    Конспект урока русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100" «Запись цитаты в виде предложения с прямой речью»...

    Урок русского языка по теме: "Значение, происхождение и употребление фразеологизмов в речи". 4 класс.

    Урок русского языка по теме: "Значение, происхождение и употребление фразеологизмов в речи". 4 класс....

    Конспект по русскому языку по теме: «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи» 3 класс УМК "Школа России"

    Цели деятельности:  формирование представления учащихся о глаголе, о его употребление  в речиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое глагол, на какие вопросы он отвечаетУметь: опре...