Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: "Употребление в речи предлогов" Школа 2100
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Шевченко Елена Викторовна

Конспект урока с элементами технологии РКМЧП. Расписана деятельность учителя и учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шевченко Е. В., учитель начальных классов МБОУ СОШ №15, г. Хабаровска

Конспект урока

Шевченко Елены Викторовны учителя начальных классов                          

 МБОУ СОШ № 15 имени Пяти Героев Советского Союза

2 класс «Б»,  УМК «Школа 2100»

2 четверть

Тема:  «Употребление в речи предлогов.  

Раздельное написание предлогов с другими словами»

Цель  урока: Рассмотреть функции предлогов – употребление в устной и письменной речи:

 – развитие умения отличать предлоги от других слов в предложении;

 – развитие умения правильно писать предлоги с другими словами в предложении

Задачи:

для развития познавтельных УУД:

  • Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
  • Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы.
  • Обобщать и классифицировать по признакам.
  • Ориентироваться на развороте учебника.
  • Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

        для развития регулятивных УУД:

  • Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
  • Учимся оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Учимся прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

        для развития коммуникативных УУД:

  • Развиваем умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Развиваем умение работать в паре

         для развития личностных УУД:

  • Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  • Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
  • Создавать у учащихся положительную мотивацию к изучению русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей; помочь осознать ценность совместной деятельности;  воспитывать взаимоуважение, взаимопонимание, ответственность.

Тип урока: усвоения нового материала

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска,  раздаточный материал, компьютер, проектор.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Методические рекомендации

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

2

3

5

6

1

2

Вводный

Организа

ционный

Мотивация и актуализация опорных

 знаний

Формирование психологического настроя на урок (звучит песня «Улыбка»)

Организует класс:

-приветствие

-беседа о настроении, что нужно, чтобы поднять настроение – улыбнуться.

Приветствуют учителя, улыбаются друг другу и учителю.

Вызов. Эмоциональное введение в урок (используется мотивирующий приём).

Слайд 2. (кластер «Междометие»

Слайд 3.

Мешок со словами: Ай, по про, ох, на, ух, к, у, эй, от, до, за, ой, из.

1)– Я расскажу о междометии, а вы будете мне помогать.

Мне, – сказало Междометье,

Интересно жить на свете.

Выражаю поощренье,

Похвалу, упрёк, запрет.

Благодарность, восхищенье,

Возмущение, привет...

Тот, кого охватит страх,

Произносит слово ...

У кого тяжёлый вздох,

Произносит слово...

Кто встречается с бедой,

Произносит слово ...

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово ...

У кого захватит дух,

Произносит слово ... Интересно жить на свете,

Если знаешь междометья!

2) – С какими словами познакомились на прошлом уроке?

- Чем интересны эти слова?

- Что вы знаете о междометии?

3) -Поработайте в паре. Посоветуйтесь и разбейте данные слова на 2 группы. В тетради запишите эти слова в 2 столбика.

4) Проверка.

- На какие 2 группы поделили слова.

- Что общего у этих слов?

- Прочитать слова 1 группы. Что о них можно сказать? Как они называются? Что они выражают?

- А вторую группу слов пока обговаривать не будем, так как у меня для вас есть задание и мне нужна ваша помощь. Согласны? помочь?

При чтении стихотворения договаривают слова.

АХ!

ОХ!

ОЙ!

ЭЙ!

УХ!

-Слова, которые выражают чувства.

Совместно составляем кластер по теме «Междометие»

Дети работают в парах, записывают слова.

Один ученик работает у доски.

Ученик у доски объясняет принцип, по которому делил слова на группы.

Отвечает на вопросы учителя.

- К ним нельзя поставить вопросы.

– Это междометия.

- Выражают чувства.

-Да.

3

Создание проблемной ситуации

Целеполагание

 

Слайд 4. (дублирует карточки на партах.)

Работа в парах.

-Используя слова на карточках, составьте предложения. Форму слов менять нельзя.

1 ряд. пушистой, заяц-беляк

ёлочкой, построил, дом

2 ряд. белочка, ветку, ветки

рыжая,  прыгает.

3 ряд. хорь, старый, забрался

пень.

- Почему? Что вызвало у вас затруднение?

- Каких?

- Сможете ли вы без них составить свои предложения?

- Какую на уроке будем решать проблему мы с вами сегодня?

Учащиеся стараются выполнить задание, но испытывают затруднения

- У нас не может получиться предложение.

 – Нам не хватает слов.

– Предлогов

– Нет.

Ученики формулируют тему урока.

4

Открытие нового.

Планирование деятельности

Слайд 5 (тема урока, задачи).

Вопросы:

1. Для чего нужны предлоги?

2. Как они пишутся?

3. Чем отличаются междометия и предлоги

- На какие вопросы мы должны получить ответы? Что мы делали?

Выдать детям карточки с предлогами, дети, используя их и слова, выданные ранее, составляют предложения.

 - Изменилось ли ваше решение проблемы после того, как я дала вам слова-помощники?

- Что же у вас получилось в результате? Зачитайте предложения.

- Докажите, почему это можно назвать предложениями.

Запись предложения 2 ряда с комментированием.

- Назовите предлоги, которые употребили. Как записали предлоги со словами? Почему? Подчеркните пробел между предлогом и словом.

- Укажите слово, обозначающее признак предмета. От этого слова образуйте слово-предмет, слово-действие ( запись на доске)

- Какое из слов можно записать с заглавной и со строчной буквы? Объяснить.

- Планировали деятельность.

Дети в парах составляют предложения. Защищают выполненные работы

1 ряд. Заяц-беляк под пушистой елочкой построил дом.

2 ряд. Рыжая белочка прыгает с ветки на ветку.

3 ряд. Старый хорь забрался под пень. 

- Они имеют законченную мысль.

– Слова в предложении связаны по смыслу.

- С, на.

-Раздельно.

- Отдельное слово.

- Рыжая – рыжик – рыжеть.

Дети объясняют почему слово рыжик можно написать по- разному.

Физминутка

Развитие умений – применение знания.

Работа по учебнику с. 68

Слайд 6 (проверка самостоятельной работы по эталону)

Побуждает к высказыванию своего мнения.

– Что вы знаете о предлогах?

– Чем отличаются предлоги и междометия?

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Прием инсерт

– Сравните свои  знания о предлоге с тем, что говорится в учебнике . Найдите эту информацию.

 – Можно ли добавить что-то к этой информации?

– Что сближает предлоги с междометиями?

- Какое умение сейчас формировали?

Самостоятельная работа по карточкам (тестовая).

№ 1. работать … заводе

пришел … магазина

идут … школу

№2. река вышла … берегов

… грядке зеленеет лук

… конуры сидит пес

№ 3. выехал … квартиры

пришел … школы

внес … комнату

№4. вышел … трамвая

вернулся … работы

работал … магазине

№5. … норе маленькие лисята

лошадь шла … дороге

… школой большой сад

Самопроверка по слайду. Самооценка.

- Пишутся раздельно со словами, относятся к какому-то слову

- Междометия – выражают чувства, а предлоги – просто слова.

Аналитическая работа.

(Выявлять сущность, особенности объектов). 

Дети читают текст с пометами. Заполняют

Маркировочную таблицу:

Знал-узнал-хочу узнать

- Предлоги не употребляются самостоятельно.

- Нельзя задать вопрос.

- Умение работать с информацией

Анализируют сочетания слов, делают выводы, выполняют тест.

4

Подведение итогов Рефлексия

Слайд 7 (итоги)

Составление

«Кластера»

Подводит итог занятия, выводит результат на экран

- Вернемся к нашей проблеме.

- Смогли ли мы ее решить? Что нам помогло?

-Ответьте на вопросы, которые вы сами ставили себе в начале урока.

-Назовите ключевые слова урока

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

Возьмите в руки мордочки, которые лежат на ваших столах.

- Теперь дорисуем нос:

! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справитесь с заданием,

? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.

Теперь дорисуем рот:

- урок понравился и вы довольны своей работой,

- урок не понравился, я не очень доволен своей работой.

- Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.

Можно закончить стихотворением:

Не найти никак предлог.

Рассказать вам про предлог.

Так расскажем просто так,

Что он делает и как.

В предложении на службе

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

И слова все связывает

Домашнее задание:

Дидактический материал упр. 92

Ребята анализируют свою деятельность, осуществляют познавательную и личностную рефлексию.

Составление кластера.

На доске находятся опоры:

· отдельное слово

· раздельно

· слитно

· для связи слов в предложении

· предлог

 нельзя поставить вопрос. 

Дети анализируют свою деятельность, оценивают свою работу на уроке. (на карточках)    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. 3 класс. Программа «Школа 2100». Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Цели: -- обобщить знания об имени существительном, как части речи;           -- научить образовывать существительные с уменьшительно-ласка...

Конспект урока русского языка, 2 класс, "Школа 2100". Тема: "Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу".

Конспект урока русского языка, 2 класс, УМК "Школа 2100". Тема:Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"....

Конспект урока русского языка, 3 класс, УМК "Школа 2100".

Урок открытия новых знаний,  тема урока "Изменение имен существительных по числам. Урок разработан с применением технологии развития критического мышления....

План- конспект урока русского языка 4 класс .Тема: ,, Местоимение как часть речи. \'\' УМК ,, Школа России\'\'

Урок изучения нового материала с использованием средств икт для осмысления,осознания и первичного закрепления новой учебной информации....

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа 2100" по теме: Слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?

Данный урок разработан для учащихся 2 класса, обучающихся по УМК "Школа 2100". Урок открытия новых знаний построен в технологии системно - деятельностного метода (проблемный урок). На уроке дети ...

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Роль предлогов в речи"

Конспект урока русского языка 2 класс "Роль предлогов в речи" Учащиеся получат первоначальное представление о предлогах в речи с помощью одного известного героя мультфильма "Фиксики" Дедуса....