Конспект урока русского языка, 2 класс, "Школа 2100". Тема: "Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Закомерная Наталья Владимировна

Конспект урока русского языка, 2 класс, УМК "Школа 2100". Тема:Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка  2 класс,

программа «Школа 2100».

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 996, г. Москвы

Кучевская Наталья Владимировна

Тема: Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Цель деятельности учителя:

  1. Способствовать формированию интереса к русскому языку, к «живому слову»;
  2. Создать условия для наблюдения за несоответствием произношения и написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;
  3. Ознакомление с понятием орфограмма и орфграфическое правило;
  4. Развитие умения видеть «опасные места» в словах.

Планируемые результаты образования:

Формирование УУД:

Предметные: ставят ударение, различают ударный и безударный слоги; видят «опасные места» в словах, изученные орфограммы; орфографические ошибки на изученные правила.

Личностные: объясняют себе, что делают с удовольствием, а что – нет (мотивы).

Метапредметные цели:

  1. Регулятивные: учиться высказывать своё предположение (версию).
  2. Познавательные: ориентироваться в учебнике (на развороте, в словаре).
  3. Коммуникативные : договариваться с людьми, согласуя сними свои интересы и взгляды, чтобы сделать что-то в сотрудничестве.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер для учителя, экран, карточки с дифференцированным заданием, смайлики.

Этапы урока. Содержание этапа.

  1. Организационный момент.

(Настрой на урок, обучение самовнушению. Цель – проверка готовности детей к уроку и настрой на восприятие материала).

- Ребята, представьте все стороны вокруг вас. И в каждую сторону мысленно пошлите пожелания: «Мир, любовь, добро всем, кто справа от меня; мир, любовь, добро всем, кто слева от меня; мир, любовь, добро всем, кто впереди меня; мир, любовь, добро всем, кто сзади от меня». Повернитесь лицом друг к другу произнесите вслух: «Я желаю тебе всего самого доброго!».

Слайд 1.

Ужасно интересно всё то, что неизвестно.

А то, что неизвестно, нам хочется узнать.

Но, чтоб добыть нам знания, проявим мы старание,

Тогда с тобою многое удастся нам понять.

II. Читописание. Слайд 2.

- Посмотрите на геометрическую фигуру, в ней спрятаны буквы. Назовите их.

п/о  Ж, Ш, П, Т, К, Х.

- Переведите печатные буквы в письменные и напишите на одной строке. Подчеркните буквы, в которых встречаются одинаковые элементы. Какие две буквы очень похожи по написанию?

- Запишите на следующей строке буквы шипящих звуков Ж ж, Ш ш.

- Напишите ещё две буквы русского алфавита, которые мы можем объединить с этими буквами орфографическим правилом (Ч ч, Щ щ).

III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

  1. Проблемная ситуация. (Словарная работа). Слайд 3.

- Вите Перестукину задали домашнее задание: написать пять слов во множественном числе.

   Витя начал писать и везде, где сомневался, поставил вопросительные знаки. Он просит вас разрешить его сомнения.

Р?бины, ов?щи, м?ш?ны, т?традки, к?р?ндаш?.

- Что это за слова?

п/о -  Словарные слова.

- Что посоветуете Вите сделать, чтобы не сомневаться в написании этих слов?

п/о - Нужно запомнить их правописание. Запишите эти слова в тетради.

      - А теперь проверим правильно ли вы их написали.

- Витя пропустил только безударные гласные?

п/о - Нет.

- Обсудите в парах, какие ещё буквы пропустил Витя. (Ответы детей).

п/о  - Витя пропустил буквы после Ш, хотя звук ударный.

- Почему у Вити возникли сомнения при выборе буквы, которую нужно писать после Ш в словах машина и карандаши? Какое правило нужно применить?

IV. Определение темы и цели урока. Слайд  4.

- Назовите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.

п/о - Написание буквосочетаний жи-щи, ча-ща, чу-щу.

- Так чем же мы будем заниматься сегодня на уроке. (Ответы детей). 

- Какие цели мы можем поставить? Слайд  5.

  • Узнать почему после шипящих ж, ш, ч, щ пишутся гласные и, а, у.
  • Определять «опасные места» в словах с этими буквосочетаниями.
  • Научиться применять знания на письме.

V. Динамическая пауза.

- Для дальнейшей работы, давайте создадим себе хорошее настроение.

Представьте себе, что вы надуваете воздушный шарик: медленный вдох через нос, надуваем щёки, выдох.

- Какое у вас настроение? Поднимите смайлик.

VI. Работа по теме урока.

  1. Работа по учебнику. Слайд  7.

- Откройте учебник на странице 111.

- Как называется новый раздел?

п/о - Орфограмма. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

- Это новый для нас раздел?

п/о - Нет. Мы учили это в 1-ом классе.

- Значит, что мы будем делать?

п/о - Повторять.

VII. Открытие нового знания.

- Для дальнейшей работы, нам надо вспомнить, на какие группы делятся звуки в русском языке?

п/о  - На гласные и согласные.

- Чем отличаются эти звуки? (Ответы детей).

- Какими бывают согласные звуки? (Ответы детей).

- Так, давайте, же узнаем, почему после шипящих ж, ш, ч, щ пишутся гласные и, а, у.

(Работа с электронным ресурсом «Гласные после шипящих»).

VIII. Физкультминутка. Слайд 8.

Вижу сильно вы устали

Позову Весельчака.

Проведёт он физминутку

Всем понравится она.

- Я сейчас буду называть слова. Вы приседаете тогда, когда услышите в слове мягкий согласный звук.

Счастье, груши, чулок, щука, животное, чаща, ужи, лужи, чашка, шипеть, чугун.

IX. Работа у доски и  в тетрадях.

  1. Запись слов в три столбика.(вызываю к доске 3 учеников)

- Запишите слова в три столбика, подчеркните орфограммы.

- Что такое орфограмма?

п/о – Орфограмма – это письмо по правилу.

(Обращаю внимание, что согласная подчёркивается двумя чертами, а гласная – одной).

Кувшин, овчарка, чучело, бежит, угощать, грущу.

  1. «Корзина мудрости». Списывание. Слайд  9.

- В море – океане плавало Чудо морское. Чудо  морское плавало и «собирало пословицы». Давайте узнаем, что оно могло собрать.

  • Делу – время, потехе – час.
  • Жизнь дана, на добрые дела.
  • Поспешишь – людей насмешишь.
  • На вкус, на цвет товарища нет.

- Выберете одну пословицу, которая больше подойдёт к нашему уроку и запишите её в тетрадь.

- По какому принципу вы выбирали пословицу?

- Объясните значение пословиц.

- Назовите слова на изученную орфограмму.

X. Гимнастика для глаз. Слайд 10.

XI. Самостоятельная работа по карточкам с взаимопроверкой. Слайд 11.

- Подпишите карточки. Выберете одно задание и выполните его.

     Вставьте пропущенные буквы.

 Мыш…, щ…вель, ч…гун, ж…вот, малыш…, ч…лан, туч… .

         Вставьте пропущенные буквы и поставьте ударение.

     Сч…стье, площ…дь, ч…ры, ш…рокий, щ…ка, ч…до, ж…дкий, ш…повник, рощ…, щ…пальце.

       Вставьте пропущенные буквы и закончите предложения.

Стриж… и ч…йки – это … .

Ерш… и щ…ки – это … .

Ж…раф  и ёж…к – это … .

(обмен тетрадями и проверка)

XII. Итог урока. Рефлексия.

- Подошёл к концу урок. Я надеюсь, он был интересным и познавательным.

- А теперь давайте повторим правило нашего урока.

Все сочетания жи и ши,

Только с буквой и пиши!

Все слова на ча и ща

Только с буквой а всегда!

В сочетания чу, щу

Всегда вставляю букву у!

- Что вам особенно понравилось на уроке?

- Возьмите в руки смайлики, которые лежат на ваших столах.

- Теперь дорисуем нос:

! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справитесь с заданием.

? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.

- Теперь дорисуем рот:

              - урок понравился и вы довольны своей работой.

                    - урок не понравился, я не очень доволен своей работой.

- Что затруднило  в новой теме?

- Какое задание вас заинтересовало?

- Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Единообразное написание предлогов"

На урок русского языка во 2 классе по теме «Единообразное написание предлогов» учащиеся самостоятельно ставят учебную задачу, открывают новое знания, решают проблемную ситуацию, выводят правило. Закре...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание слов с непроверяемыми написаниями".

2 класс, УМК "Перспектива"    Цели:   Образовательная :     -формировать умение находить в словах буквы безударных гласных звуков     -...

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме " «Проверка написания гласной в суффиксах –ик, -ек»

Это урок открытия новых знаний. Ведущий метод: проблемно-поисковый. Форма работы: работа в парах. В ходе урока все полученные сведения (выводы с каждого этапа работы на уроке) постепенно сводятс...

Урок русского языка во 2 классе Тема: «Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.»

Цели:совершенствовать умение учащихся находить корень слова в однокоренных слова, подбирать однокоренные слова;сформулировать понятие корень, однокоренные слова;развивать орфографическую зоркость учащ...

Конспект урока русского языка на тему «Существительные с суффиксом -ок-.Написание суффикса -ок- после шипящих.»

Технологическая карта урока русского языка на тему: "Существительные с суффиксом -ок-. Написание суффикса -ок- после шипящих."  3 класс УМК "Перспективная начальная школа "...