Урок русского языка во 2 классе Тема: «Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Будрикене Ирина Леонидовна

Цели:

  • совершенствовать умение учащихся находить корень слова в однокоренных слова, подбирать однокоренные слова;
  • сформулировать понятие корень, однокоренные слова;
  • развивать орфографическую зоркость учащихся;
  • развивать наблюдательность;
  • воспитывать у учащихся дружелюбие, взаимопомощь.

Оборудование: толковый словарь Ожегова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nablyudenie_nad_odnokorennymi_slovami.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок русского языка во 2 классе

Тема: «Наблюдение над однокоренными словами.

 Определение корня слова.»

Цели: 

  • совершенствовать умение учащихся находить корень слова в однокоренных слова, подбирать однокоренные слова;
  • сформулировать понятие корень, однокоренные слова;
  • развивать орфографическую зоркость учащихся;
  • развивать наблюдательность;
  • воспитывать у учащихся дружелюбие, взаимопомощь.

Оборудование: толковый словарь Ожегова.

Ход урока.

1.  Организационный момент.

У. Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.

У. Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?

Д. Веселым, интересным, чтобы узнать что-то новое…

У. Сегодня на уроке нам придется делать открытия, много удивляться.

У. А какой звук обычно произносят, когда удивляются?

Д. О-о-о!

- Как называются такие слова? Что о них знаете?

2.  Чистописание.

У. Вот поэтому мы, сегодня вспомним, как пишется строчная буква О  и нарисуем волшебные очки.

У. А что мы знаем  о букве О?

Д. Буква О обозначает звук [о], он гласный, может быть ударный и безударный.

У Пишем две буквы с верхним соединением, соблюдая наклон и высоту.

3.  Введение в тему.

У. Итак, мы надели волшебные очки и слушаем сказку.

Не далеко, не близко, не высоко, не низко, за бумажными горами, карандашными лесами, в грамматическом царстве, орфографическом государстве жил-был царь.

У. А  как звали этого царя, мы должны отгадать.

     Вот как его имя объясняется в толковом словаре Ожегова:

  1. Подземная часть растения.
  2. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя.

У.  Как же зовут царя?

Д. Корень.

корень

У. Как можно назвать слово, которое имеет несколько значений?

Д. Многозначное.

У. Нас сегодня будет интересовать третье значение данного слова

     3.  Основная часть слова.                                 (дочитываем в словаре)

У. Да, сегодня мы будем говорить о корне, как основной части слова.

— Прослушайте стихотворение:

Интересная семья —
В ней живут одни слова.
Корень во главе идет
Всем значенье придает,
И в семействе все слова
Смыслом связаны всегда.

— О какой семье говориться в стихотворении?

(ответы учеников)

— Что вы знаете об однокоренных словах?

- О чем мы сегодня будем говорить на уроке?      (открывается тема урока)

4. Изучение нового материала (картинка тигриной семьи)

– Вы знаете, раз уж мы сегодня на уроке ведём разговор о семьях слов, то я приглашаю вас побывать ещё в одной семье, даже в двух. Итак, жил-был тигр. У него был маленький сынок … (тигрёнок). А у тигрёнка была мама …. (тигрица). Знакомьтесь – тигрёнок, вот он какой! Вот мы и получили две семьи: в одной живут звери, а в другой – слова, которые их называют. Какие это слова?
– В семье зверей больше никого нет, а в семье слов есть: раздаётся рык … (какой? чей?)
тигриный. Например, есть акула, которая такая же полосатая, поэтому её называют тигровая акула, и есть камень, который за свой цвет тоже называют тигровый.

– Слова, как звери и люди, живут  семьями.  Прочитайте всю семью слов, где главное слово тигр. А почему оно главное?

(Слово тигр живёт во всех словах этой семьи. С помощью этого слова  можно объяснить все слова в семье. Например, тигрёнок – маленький тигр, тигрица – тигр женского рода, тигриный – звук, который издаёт тигр, тигровая акула – полосатая как тигр, тигровый камень – цвет камня похож на окрас тигра.)

– У слова есть главная часть, которую мы будем называть КОРЕНЬ и есть родня – слова с таким же корнем. Слова-родственники – это слова с одинаковым корнем, то есть однокоренные.
Родственные (однокоренные) – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Часть этого слова живёт во всех словах-родственниках. Поэтому у родственных слов есть общая часть и общее значение. Так как же назовём слово ТИГР?

(Корень слова.)

– Графически  выделять корень будем особым значком – «дугой» (учитель показывает).
Выделяйте знак аккуратно. Начинать и заканчивать его надо между буквами слова. Попробуйте сделать вывод о том, что такое корень.

-Прочитаем, как об этом сказано в учебнике.

5. Первичное закрепление нового материала (оформление доски: кораблик, гора, солнышко, тучки, медуза, морская звезда, осьминог, морской конёк, море).

У. Любите ли вы приключения?
У. Хотите отправиться в морское путешествие? Сегодня на уроке вас ожидают встречи с обитателями морского дна, которые приготовили вам интересные задания.
У. Готовы ли вы проявить свои знания и умения? Попробуем убедиться в этом.

 Словарная работа.

У. Итак, экипаж к путешествию готов.
А на чем мы отправимся в путь? Угадайте.

На море, в реках и озерах
Я плаваю проворный,
Скорый и огромный.


У. Как вы догадались, что это корабль?

У. Что обозначает слово “корабль”?
Д. Это греческое слово. Обозначает тоже, что и судно. В парусном флоте корабль – трехмачтовое судно с полным парусным снаряжением. Кораблями называют военные суда. Воздушными кораблями – крупные самолеты. Космический корабль – пилотируемый космический аппарат.

У. Выполните звуковую запись слова корабль.
Д. [карабл']
(Один человек выполняют запись на доске, остальные в тетрадях.)

У. Откройте орфографические словари и посмотрите, как пишется слово «корабль». Запишите слово в тетрадях.
(Дети записывают слово в тетрадях, учитель закрепляет на доске табличку со словом «корабль»)

У. Проверьте, правильно ли написали. Что можете сказать про слово?
Д. В слове 2 слога, 2 гласных звука, 4 согласных, 6 звуков, 7 букв, существительное мужского рода, единственного числа, неодушевленное.

У. Ребята, посмотрите, кто это подплыл к кораблю? (Рисунок медузы).

Д. Это медуза.
У. У медузы тело в виде колокола или зонтика, студенистое, диаметром от нескольких мм до 2,3 м. По краям зонтика щупальца (длина до 30 м) со стрекательными клетками, способными вызвать ожоги.
У. Что она достала со дна морского?
Д. Она достала для нас раковину, в которой задание.
(Придумать однокоренные слова)

Записать в тетрадь: кораблик   корабельный (выделить корень)

У. Что можно сказать про эти слова?
Д. Эти слова однокоренные, потому что у них есть общая часть (корень), в которой хранится общее лексическое значение.
У. Запишите слова, выделите корень в каждом родственном слове, обозначьте орфограммы.
(Дети записывают слова в тетрадях самостоятельно.)

У. Проверьте, правильно ли выполнили задание. (Самопроверка)
У. Какая тайна нашего языка помогла вам правильно записать слова?
Д. Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.

Работа над предложением.
У. А сейчас мы с вами надеваем акваланги и спускаемся в подводный морской мир.
Кто плывет нам навстречу?
На доске – рисунок осьминога.
У. Осьминоги относятся к отряду морских моллюсков класса головоногих. На голове 8 длинных щупалец (рук). Длина тела от 1 до 60 см,. с щупальцами – до 5 м. Есть ядовитые виды, опасные для человека.
Задание от осьминога:

 КОРАБЛЬ, НАШ, ОТ, ПРИСТАНЬ, ОТПЛЫЛ.


У. Я думаю, что это предложение.
Д. Нет, это не предложение, потому что слова не связаны друг с другом.
У. А можно ли из этих слов составить предложение? Составьте и запишите предложение.
Дети записывают, комментируя, и выполняют грамматический разбор предложения: «Наш корабль отплыл от пристани»
|
У. Что интересного увидели в предложении?
Д. В слове «отплыл» от- приставка, в сочетании «от берега» от – предлог.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

- Мы приплыли на остров «Чунга-Чанга» (музыкальная пауза)

6. Работа по формированию умения подбирать родственные слова.

У. Опускаемся снова на дно морское. А вот и новая встреча. Кто это?
(Рисунок морской звезды.)

Д. Это морская звезда.
У. Морская звезда относится к классу беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело (диаметр от 1 см до 1 м) ярко окрашено, в форме звезды (до 50 лучей) или пятиугольника. Широко распространены на дне океанов и морей.

У. Прочитайте, о чем она нас спрашивает.
(Дети читают задание, записанное на обратной стороне морской звезды.)

- Из группы слов выбрать однокоренные слова к слову МОРЕ, ГОРА (заморский, морячка, моряк, морской, морж, столб, гореть, горка, пригорок, горочка, горький, гористый.)

Записать их в два столбика (на доске карточки со словами).

- Проверим (один ребенок работает у доски, распределяет слова в два столбика).

-Какие слова остались лишними?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Учитель: Я буду называть пары слов. Если слова родственные,

вы хлопаете. Если нет - топаете.

Кот - котик

Обед - завтрак

Сад - садовый

Гриб -грибной

Дом - дым

7.Работа в группах (дети сидят в группах).

- Следующее задание для вас приготовил житель моря, он отличается от рыб тем, что вынашивает  икру в особом кармашке до момента, пока не вылупятся мальки (морской конек).

- Принёс в кармашке для вас задание:

Задание:  Рыба, рыбка, рыбачить.

  1. Найти орфограмму в корне  слова. С помощью, каких слов ее можно проверить?
  2. В ряду родственных слов  найти слово, в котором букв больше, чем звуков. Ответ объяснить.
  3. Продолжить ряд однокоренных слов.
  4. Составить из слов предложение:  рыбы, морях, в, живут. Расскажите правило, которым пользовались при составлении предложения.

Каждая группа по жребию объясняет одно из заданий (4 группы)

8. Подведение итогов 
1. Прочитайте пословицу, найдите в ней однокоренные слова.
Ум да разум надоумят сразу.
Объясните смысл пословицы, подойдет ли эта пословица к нашему уроку?
2. Какое правило надо знать, чтобы правильно писать однокоренные слова?

– Вот и подошло к концу наше путешествие к тайнам родного языка.  На уроке нам пришлось заниматься всеми видами речевой деятельности. Мы говорили, читали, писали, слушали, а это значит, что каждый из нас стал хоть чуточку, но лучше знать родной язык. Подведите итог - продолжите предложение

Корень – это общая часть всех слов.

Корень – это главная часть предложения.

Корень – это общая часть всех родственных слов.

У.  Какие же открытия мы сделали сегодня на уроке?

Д. Корень  - главная часть слова.

     В корне заключен смысл слова.

    От корня «растут» родственные  слова.

    Чтобы правильно выделить корень надо подобрать родственные слова.

9. Домашнее задание.

У. Сочините сказку про корень.

10. Рефлексия

Покажите у кого было какое настроение на уроке?( если понравилось нарисуйте СОЛНЫШКО, а если нет, ТУЧКУ И ДОЖДИК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русский язык и литературное чтение ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА с использованием текста сказки С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Данный интегрированный урок дает возможность закрепить одну из самых «коварных» тем русского языка «Безударные гласные в корне слова». Научить  младших школьников внимательно читать текст, видеть...

Урок русского языка по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова»

Урок русского языка по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова» 2 класс. Лаврова С.В.Раздел: Преподавание в начальной школе.В данной статье представлен урок русского языка во 2...

Презентация к уроку русского языка 2 класс. По теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счастливый случай ". Программа 2100

Презентация по русскому языку, по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счасливый случай". Программа 2100. ФГОС....

Урок русского языка по системе Занкова "«Правописание безударных гласных в корне слова и парных согласных в середине слова» 3 класс

Урок направлен на развитие литературных творческих способностей детей,воспитание интереса к русскому языку, обогащение словарного запаса учащихся...

Конспект урока. Урок русского языка во 2 классе. "Правописание парных согласных в корне слова."

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ:Положительный эмоциональный настрой.Чёткое представление о том, что знает, а что не знает учащийся  по теме.Научиться писать слова с проверяемыми и непроверяемыми пар...