Конспект урока русского языка "Правописание глаголов в прошедшем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Волкова Александра Анатольевна

Цели деятельности учителя:

·        формирование умений определять писать глаголы в прошедшем времени;

·        ознакомление учащихся с правописанием глаголов в прошедшем времени.

Планируемые результаты

Предметные:

·        знать времена глаголов;

·        знать, как писать глаголы в прошедшем времени;

·        уметь правильно писать глаголы в прошедшем времени;

Личностные:

·        способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;

·        проводить самооценку своих действий;

·        развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:  21 .04.2020 г.                                                                                                       ФИО учителя: Шабалина М.Г.

Школа: МОУ Уйско-Чебаркульская сош                                                                              ФИ студента: Бобровникова А., 45 гр.                                                          

Класс: 4                                                                                                                                          ФИО методиста: Кошкарова Л.С.    

Кабинет: 4                                                                  

Конспект урока по русскому языку

Тема урока: «Правописание глаголов в прошедшем времени»

Цели деятельности учителя:

  • формирование умений определять писать глаголы в прошедшем времени;
  • ознакомление учащихся с правописанием глаголов в прошедшем времени.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать времена глаголов;
  • знать, как писать глаголы в прошедшем времени;
  • уметь правильно писать глаголы в прошедшем времени;

Личностные:

  • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
  • проводить самооценку своих действий;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя.

1 мин.

- Здравствуйте, ребята!

- Давайте встанем ровно, выпрямим спинки, улыбнемся друг другу.

Тихо сели.

На соседа посмотрели.

Дружелюбно улыбнулись.

И ко мне все повернулись.

- Отлично, молодцы.

Приветствуют учителя.

Р.: выработать  учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: диалог.

Практический: работа в тетради.

5 мин.

- Откройте свои тетради. Запишите сегодняшнее число.

- Запишите данные глаголы в 3-м лице мн. числа; окончания выделить. Укажите спряжение.

Пищат(I), ведут( I), вьют( I), летят(II), бодрят(II), несут( I).

- Следующее задание выполним устно.

 - Вставить пропущенные окончания глаголов. Указать лицо, спряжение глаголов, выделить их окончания.

В тихие дни берёзка сбрасыва_т листья ровным кругом. С пугливой готовностью липа кида_т зубчатые монетки в чёрную воду омута. Красне_т стройный клён. Всегда бедновато одетая лиственница так скупо трат_т свою хвою, что хвата_т и на зимнюю пору. Долго ещё покрыва_т её золотые иголки белоснежную скатерть полей.

- Молодцы.

- Пищат(I), ведут( I), вьют( I), летят(I I), бодрят(I I), несут( I).

Р.: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П.: структурирование знаний.

III.Постановка учебной задачи

Словесный: диалог.

2 мин.

- посмотрите на слайд. Что вы видите?

Гореть – горел - горела - горело

Желать – желал - желала - желало

Сверкать – сверкал - сверкала - сверкало

- Что объединяет эти слова?

- На какой вопрос они отвечают?

- Прочитайте оставшиеся слова,  что у них общего?  

- Итак, кто догадался, какая тема нашего урока?

- Какие цели мы поставим на урок?

- Благодаря чему мы сможем реализовать наши цели?

- Молодцы. Все верно.

- Мы видим глаголы.  

- Глаголы неопределённой формы.

- Что делать?

- Глаголы прошедшего времени.

- Тема урока «Правописание глаголов в прошедшем времени».

- Узнать, как пишутся глаголы прошедшего времени.

- С помощью правил в учебнике, решение упражнений.

П.: рассуждение по теме урока.

Р.: определение последовательности промежуточных целей.

IV.Открытие нового знания

Практический: работа с книгой.

Словесный: диалог.

16 мин.

- Чем отличаются глаголы в прошедшем времени от глаголов в настоящем и будущем времени?      

– На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?

- Какую отличительную особенность большинства глаголов прошедшего времени вы знаете?

- Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

– Что именно указывает на изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по    родам?

–  Что вы можете определить у глаголов пр.вр. ед.ч.?

- Запишите глаголы, которые  отвечают на вопрос

что делал?    что делала?              что делало?

горел             горела                        горело

желал              желала                 желало

сверкал           сверкала              сверкало

- Выделите окончание

- Что вы заметили?

- Назовите родовые окончания глаголов в прошедшем времени.

- Как вы думаете, можно ли определить род глагола прошедшего времени во множественном числе? Почему?  

- Какой вывод мы можем сделать?

Физкультминутка.

Потрудились - отдохнуть,

Нужно, без сомнения.

Дружно быстренько встаем,

Выполним движения.

- Садитесь. Пожалуйста.

- Обозначают действие, которое уже совершено.

- Что сделал? Что сделала? Что сделали?

- Суффикс «л».

- По числам, в единственном числе по родам.

- Изменение окончаний в зависимости от рода.

- Можем определить род.

- Глаголы прошедшего времени изменяются по родам, при этом меняется их окончание.

- Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам.

Выполняют физкультминутку.

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

П.: поиск и выделение необходимой информации.

Р.: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический: работа с книгой.

Словесный: диалог.

4 мин.

- Списать, вставляя окончания глаголов. Определить число и род глаголов. Выделение в тексте глаголов в прошедшем времени; наблюдение над их особенностями.

 Стояло (ед.ч., Ср.р.) раннее утро. Солнце освещало (ед.ч., Ср.р.) верхушки высоких сосен. Длинные тени лежали(мн.ч.) на песке. Лёгкая волна набегала (ед.ч., Ж.р.) на берег. Море сверкало (ед.ч., Ср.р.) в лучах солнца. На берегу сидела (ед.ч., Ж.р.) белая чайка. 

– Найдите в тексте глаголы прошедшего времени. Обоснуйте свой ответ.

– Выделите окончания этих глаголов. Одинаковые ли они? Почему? От чего это зависит?

– Назовите эти глаголы вместе с существительными, которые связаны с ними в предложении.

- Как можно определить род глагола в прошедшем времени?

- Какой вывод можно сделать?

- Молодцы.

Стоял… раннее утро. Солнце освещал… верхушки высоких сосен. Длинные тени лежал… на песке. Лёгкая волна набегал… на берег. Море сверкал… в лучах солнца. На берегу сидел… белая чайка. 

- От рода существительного, с которым связан этот глагол.

- Род глагола определяется по вопросу, по роду существительного, с которым этот глагол связан в предложении.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя.

Практический: работа с карточками.

10 мин.

- Прочитайте текст.

- Что вы заметили?

- Подумайте и скажите, какое задание можно предложить, исходя из нашей темы урока.

Стояла (ед.ч., Ж.р.) ясная погода Автобус отъезжал (ед.ч., М.р.) от остановки.  Дорога сворачивала (ед.ч., Ж.р.) направо.   Кругом сияла (ед.ч., Ж.р.) осенняя красота. В лесу поблёскивала (ед.ч., Ж.р.) паутина. Время подходило (ед.ч., Ср.р.) к полудню.

- Как определить род глагола в прошедшем времени?

- Отлично.  

Стоит ясная погода Автобус отъезжает от остановки.  Дорога сворачивает направо.   Кругом сияет осенняя красота. В лесу поблёскивает паутина.  Время подходит к полудню.

- Глаголы стоят в наст. времени.

- Заменить глаголы настоящего времени на глаголы в прошедшем времени. Определи род и число глаголов. 

- По роду существительного, с которым этот глагол связан в предложении.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

П.: структурирование знаний.

VII.Включение в систему знаний

Словесный: беседа.

2 мин.

- Списывание текста с заданием: поставить глаголы, данные в скобках, в форму прошедшего времени, выделить окончания, указать род.

- Молодцы.

- Глаголы в прошедшем времени отвечают … на вопросы:  

- Глаголы в прошедшем времени в  ед.числе  … 

- Отлично.

(Наступить) ясное утро. Со_нце ярко (сиять) в г_лубом неб_. Алмаз_ми (сверкать) роса на тр_ве, на лист_ях д_рев_ев. Кругом (стоять) т_шина. В_терок тёпл_й струйк_й (пробежать) (по) моему л_цу.

 

- Что делал?, что делала?,  что делало? что делали?

- Изменяются по родам и числам.

Р.: контроль.

П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

VIII.Рефлексия деятельности

Словесный: беседа.

2 мин.

- Скажите, пожалуйста, как тему мы проходили сегодня?

- Отлично. Какие цели мы ставили на уроках?

- Реализовали ли мы их?

- Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...»

- Используем такие варианты ответа как:

Было трудно ...                              

Было интересно ...

- Молодцы. Мне урок тоже понравился,  Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания.

- Запишите, пожалуйста, домашнее задание.

- Тема урока «Правописание глаголов в прошедшем времени».

- Узнать, как пишутся глаголы прошедшего времени.

- Все цели мы реализовали.

Анализировать свою работу на уроке.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Глагол. Обобщение» 4 класс УМК "школа 2100"

Урок построен с доминирующей деятельностью обучающихся в форме деловой игры «Заседание редакционного совета журнала «Глагол», где использовалась фронтальная, групповая, индивидуальная работа и ав...

Конспект урока русского языка "Глаголы совершенного и несовершенного вида; особенности употребления их в речи".

Учащиеся учатся образовывать видовые пары глаголов, правильно употреблять их в речи....

Конспект урока русского языка "Глагол"

Конспект урока русского языка "Глагол"...

Конспект урока русского языка "Глагол как часть речи"

Цели урока: создать на уроке условия для совершенствования знаний о глаголе; отработки практических навыков в написании и определении глагола; организовать деятельность учащихся по формированию у...

Конспект урока русского языка "Глагол как часть речи (повторение)" (4 класс)

Тип урокаУрок повторения изученного материала.ЦельАктуализировать знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в речи; развивать умение распознавать глаголы.Предметные результатыСамосто...

Конспект урока русского языка «Глаголы будущего времени», 3 класс, УМК "Перспектива"

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Глаголы будущего времени»Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о будущем сложном времени глагола; умений изменять глаголы по временам....

Конспект урока русского языка "Глагол" (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Глагол»  Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о глаголе, формирование умения распознавать глаголы среди других частей реч...