Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме:
    План-конспект урока русского языка по теме "Имя существительное , как часть речи"

    Виктория Викторовна Воляница

    Конспект урока русского языка по теме "Имя существительное, как часть речи" в 3 классе по УМК "Школа 2100" . Авторы учебника "Русский язык" Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок русского языка Род имени существительного.

    Слайд 2

    Ю ность, красота, горячий . Д ерево, говорить, весна. - Узнайте, о какой части речи будем говорить. Найди лишнюю часть речи:

    Слайд 3

    Часть речи, которая обозначает предметы, растения, людей, животных,явления природы, чувства, состояния и отвечает на вопрос кто? или что? Имя существительное

    Слайд 4

    - Что значит термин « постоянный признак »? (Не изменяются). Собственные, нарицательные Одушевлённые, неодушевлённые Род: женский, мужской, средний - Что значит термин « непостоянный признак »? (Изменяются). По числам, по вопросам

    Слайд 5

    -Прочитайте имена существительные. дом, весна, окно, клей, пальто, каток, папка, добро, мебель, позёмка, панцирь, пороша, солнце, окно, кофе. «ОН», «ОНА», «ОНО».

    Слайд 6

    Мужской род ( он) Женский род (она) Средний род (оно) Определение рода имени существительного . Способ №1 а я а я е о

    Слайд 7

    На доске: Наступила холодная _______ . Белоснежное ________ укрыло землю. ________ ________ освещает все вокруг. _________ ________ блестит и переливается. Как ______________! Определение рода имени существительного . Способ №2,3

    Слайд 8

    Наступила холодная зима. Белоснежное одеяло укрыло землю. Яркое солнце освещает все вокруг. Серебристый снег блестит и переливается. Как красиво зимой! ________ ________ укрыло землю. Пушистый снег укрыл землю. Белоснежный ковер укрыл землю. Белоснежное одеяло укрыло землю. - Какое предложение составлено правильно?

    Слайд 9

    Определение рода имени существительного . Способ №2. по признаку. Мужской род ( он) Женский род (она) Средний род (оно) ый ий яя ая ее ое Мужской род ( он) Женский род (она) Средний род (оно) Что сделал? Что сделала? Что сделало? Способ №3. по действию в прошедшем времени. о а

    Слайд 10

    Вывод: Логическая цепочка : Местоимение и окончание им.существительного указало на род; 2) глагол подсказал род им.существительного; 3 ) им.прилагательное указало на род. им.существительного

    Слайд 11

    САМООЦЕНКА - Оцените свою работу на уроке по 10-бальной системе 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Слайд 12

    Спасибо за внимание



    Предварительный просмотр:

    План конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Род имён существительных»

    Тип урока: открытие нового знания.

    Цель: сформировать ценностное  отношение к совместной познавательной деятельности по определению  рода имени существительного.   

    Задачи:

    актуализировать знания о постоянных и непостоянных  морфологических признаках имени существительного;

    организовать деятельность по выбору  способа определения рода существительного.

    Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка Бунеевой,  Бунеева, мультимедийное оборудование.

    Прогнозируемые результаты:

    Личностные:

    - ценностное отношение к процессу определения рода существительного;

    - осознание учащимися ценности изучаемого способа определения  рода существительного ;

    - осознание практической важности определения морфологических признаков части речи;

    - ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

    - осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

    Метапредметные:

    умение принимать и сохранять цель урока;

    умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

     умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

     умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

    умение провести рефлексию своих действий на уроке.

     

    Предметные:

    - знание о постоянных признаках существительного;

    - умение применять знания в жизненных ситуациях;

    - умение определять род существительных .

    1.Самоопределение к учебной деятельности.
    Цель: сформировать самооценку готовности к уроку.
    Личностные  УУД: Самооценка готовности к уроку.

    Метапредметные  УУД:  Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.

       Организация детей к уроку.

      - С добрым утром начат день,

      Первым делом гоним лень.

      На уроке не зевать,

      А работать и писать.

      Начинаем урок!

     Психологический настрой к уроку

           На доске: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

        - Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.

    2.Актуализация опорных знаний:
    Цель: Актуализировать знаний о   частях речи
    Личностные УУД :  ЦО к умению видеть и признавать свои ошибки.

    Метапредметные    УУД :  умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

    Предметные  УУД :  Знания о  частях речи, их признаках.

    - Узнайте, о какой части речи будем говорить. Найди лишнюю часть речи:     Юность, красота, горячий.
    Дерево, говорить, весна.( Имя существительное)

    Для того, чтобы открыть новое, нужно привести в систему изученное об имени существительном.

     Какие признаки имени существительного мы изучили? (Дети называют уже изученные постоянные и непостоянные признаки имени существительного)

    - Какие из этих признаков постоянные?

    (Дети называют  постоянные и  непостоянные признаки имени существительного (собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные)

    род, число, одушевлённость, неодушевленность

    - Что значит термин «постоянный признак»?

    (Не изменяются).

    - Что значит термин «непостоянный признак»?

    (Изменяются). Сейчас мы с вами запишем число и приступим к работе в тетрадях. Минутка чистописания оаоа

    Назовите слова из словаря, которые можно отнести к теме «Зима, и в которых необходимо запомнить правописание безударных гласных о или а (коньки, ураган, блок словарных слов №4 )

    3.Постановка проблемы.
    Цель:  СФормировать представление о результате
    Личностные  УУД:  ЦО к умению видеть, формулировать цель , проблему, тему урока.

    Метапредметные УУД: целеполагание

     Предметные  УУД:  затруднение в определении рода существительного.

     -Прочитайте имена существительные.

    НА ДОСКЕ:

    дом, весна, окно, клей, пальто,

    каток, папка, добро, мебель, поземка, панцирь, пороша, солнце, окно, кофе.

    - Для того, чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти слова в группы по определенному признаку. Вам помогут волшебные слова «ОН», «ОНА», «ОНО». Сколько будет групп, вы должны решить сами и обосновать свое решение.

    - Сколько столбиков у вас получилось? (Три).

    4. Открытие нового знания  
    Цель:  Сформировать  умение определять род имен существительных

    Личностные   УУД :  умение удерживать учебную задачу

    Метапредметные  УУД :      владение  правильной речью, знания о временах года

    Предметные   УУД : понятия о частях речи, их постоянных и непостоянных признаках.

    - Какого рода бывают имена существительные? (Муж.р., жен.р., ср.р.) Фиксированное затруднение

    -Постоянный это признак имени существительного или

    непостоянный? Докажите.

    (приходят к выводу, что род имени существительного – постоянный признак имени существительного).

    - Назовите имена существительные, род которых вы затруднялись определить? (ответы детей).

    - Для чего же нужно правило?  

    Работа с карточками: метель, вьюга, снег, облако, солнце, каток, холод, снежинка, горка, шуба, пурга, снегокат, санки (?)

    5. Первичное закрепление УУД
    Цель – сформировать умение применять полученные знания на практике, выработать способ определения рода имени существительного.
    Личностные УУД :  

    ЦО к умению выбирать действия по достижению цели

    Метапредметные  УУД :  Приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно

    Предметные  УУД :  Умение применять знания на практике

    Поиск способов определения рода имени сущ.

    УУД-установления аналогий и причинно - следственных связей

    РАБОТА В ТЕТРАДИ

    Учащиеся распределяют слова в три столбика, работают вслух, доказывая свой выбор по алгоритму, выделяют окончания. Обращают внимание на окончания существительных ср.р.

    -Исходя из слов, которые вы записали, назовите тему по развитию речи, которая будет сопутствовать нам на уроке.  (Тема «Зима»)  - Допишите еще по одному слову в каждый из          столбиков на данную тему. (Приводят примеры).

    Определение рода имени существительного .Способ №1

    Определение рода имени существительного .

    Способ №2,3

    - Сейчас мы будем выполнять творческое задание

    (Работа над составлением текста по опорным словам)

    На доске:

       Наступила холодная _______ . Белоснежное   ________ укрыло землю.

      Яркое ________ освещает все вокруг. Серебристый ________ блестит и переливается. Как ______________!

    Работа в группах

    Коммуникативные УУД- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения установление аналогий и причинно - следственных связей

    Как вы думаете, каким будет задание?

    (Составить текст на тему «Зима»).

      Наступила холодная зима. Белоснежное одеяло укрыло землю. Яркое солнце освещает все вокруг. Серебристый снег блестит и переливается. Как красиво зимой!

    - Составление какого предложения у вас вызвало трудности?

    ( ________ ________ укрыло землю.

     называют свои варианты :

    Пушистый снег укрыл землю.

    Белоснежный ковер укрыл землю.

    Белоснежное одеяло укрыло землю)

    - Какое предложение составлено правильно?

    Метапредметные УУД- овладение базовыми предметными и межпредметными  понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

    Какое слово вам подсказало в каком роде должно быть имя существительное? (укрыло)

    Окончание глагола подсказывает, в каком роде должно стоять существительное.

    - Назовите основу предложения (одеяло укрыло)

    - Назовите словосочетание, которое вы вставили.

    (белоснежное одеяло)

    Определение рода имени существительного .Способ №2.по признаку.
    Способ №3.по действию в прошедшем времени.

    Физминутка  
    Цель:  сформировать ценностное отношение к своему здоровью

    Личностные УУД :  ценностное отношение к здоровому образу жизни.

      Организация и проведение «физминутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений (ценностное отношение к здоровому образу жизни).

    (Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнение на внимание.)

    Логическая цепочка:

    Местоимение и окончание им.существительного указало на род;

     2) глагол подсказал род  им.существительного;

     3) им.прилагательное указало на род. им.существительного

    6.Включение нового знания в систему знаний.

     УУД: сформировать навык определения рода сущ., опираясь на выведенные способы.

    Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

    РАБОТА В ТЕТРАДИ:  Списать весь текст и уже в тексте определить род вставленных имен существительных и выделить окончания.

    7. Контроль и оценка  
    Цель:  сформировать  чувство  самоконтроля и самооценки собственной деятельности

    Личностные УУД : положительное отношение к проделанной работе.

    Метапредметные УУД:  умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

    Предметные  УУД :  предлагает вспомнить критерии оценивания, дает время для самооценки, выслушивает результаты.

    -Подведем итог нашего урока.

    -Какова была цель урока?

    - Какие знания мы открыли?

    Какие способы определения рода имени сущ. мы узнали?

    - Какой способ вам понравился больше?

    -Научились мы определять род имен существительных?

    8. Рефлексия
    Цель: Развивать рефлексивные умения. Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке. 
    Личностные УУД :  Осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

    Метапредметные  УУД :     умение сравнивать, делать выводы;

     Предметные  УУД :  применение новых знаний в жизненных ситуациях;

    УУД- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

    -А какое задание было наиболее трудным?

    (Работа с текстом).

    -Почему?

    (Потому что мы еще не изучали другие части речи).

    САМООЦЕНКАУУД-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

    - Оцените свою работу на уроке по 10-бальной системе  

        1      2      3      4      5      6      7      8      9      10

    Урок русского языка (технологическая карта)

    1.- С добрым утром начат день,

      Первым делом гоним лень.

      На уроке не зевать,

      А работать и писать.

      Начинаем урок!

    2. Части речи:

    1)

    2)

    3)

    4)

    5)

    6)

               

    3. Имя существительное- это

    4.Признаки имени существительного

    Постоянные        Непостоянные

    5.Словарная работа.

    6.Сумел ли правильно распределить слова на три группы?

    7. Работа с карточками.

    8. Составление текста.

    9. Работа в тетради.

    Всего баллов:

    1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

    10. Моё настроение.

    М. р

    Он

    мой

    М. р

    Он

    мой

    М. р

    Он

    мой

    М. р

    Он

    мой

    М. р

    Он

    мой

    М. р

    Он

    мой

    М. р

    Он

    мой

    М. р

    Он

    мой

    М. р

    Он

    мой

    М. р

    Он

    мой

    М. р

    Он

    мой

    М. р

    Он

    мой

    М. р

    Он

    мой

    М. р

    Он

    мой

    М. р

    Он

    мой

    М. р

    Он

    мой

    М. р

    Он

    мой

    М. р

    Он

    мой

    М. р

    Он

    мой

    М. р

    Он

    мой

    М. р

    Он

    Мой

    Ж. р

    Она

    моя

    Ж. р

    Она

    моя

    Ж. р

    Она

    моя

    Ж. р

    Она

    моя

    Ж. р

    Она

    моя

    Ж. р

    Она

    моя

    Ж. р

    Она

    моя

    Ж. р

    Она

    моя

    Ж. р

    Она

    моя

    Ж. р

    Она

    моя

    Ж. р

    Она

    моя

    Ж. р

    Она

    моя

    Ж. р

    Она

    моя

    Ж. р

    Она

    моя

    Ж. р

    Она

    моя

    Ж. р

    Она

    моя

    Ж. р

    Она

    моя

    Ж. р

    Она

    моя

    Ж. р

    Она

    моя

    Ж. р

    Она

    моя

    Ж. р

    Она

    моя

    Ср. р

    Оно

    моё

    Ср. р

    Оно

    моё

    Ср. р

    Оно

    моё

    Ср. р

    Оно

    моё

    Ср. р

    Оно

    моё

    Ср. р

    Оно

    моё

    Ср. р

    Оно

    моё

    Ср. р

    Оно

    моё

    Ср. р

    Оно

    моё

    Ср. р

    Оно

    моё

    Ср. р

    Оно

    моё

    Ср. р

    Оно

    моё

    Ср. р

    Оно

    моё

    Ср. р

    Оно

    моё

    Ср. р

    Оно

    моё

    Ср. р

    Оно

    моё

    Ср. р

    Оно

    моё

    Ср. р

    Оно

    моё

    Ср. р

    Оно

    моё

    Ср. р

    Оно

    моё

    Ср. р

    Оно

    моё


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме "Глагол как часть речи", 3 класс

    Данный материал содержит план-конспект урока, презентацию и раздаточный материал...

    Конспект урока русского языка по теме"Местоимение" как часть речи"

    Урок русского языка в 3 классе.   Тема урока: Местоимение как часть речи.   Ос»Школа 2100»   Учебник: Русский язык 3 класс Авторы: Е.В.Бунеева,М.А.Яковлева,О.В.Пронина ...

    Урок русского языка по теме: "Глагол как часть речи"

    На уроке дети обучаются развивать умение выделять глагол среди других частей речи....

    Урок русского языка по теме: "Причастие как часть речи"

    Урок предназначен для изучения нового материала по теме :"Причастие как часть речи"...

    Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи. Признаки наречия"

    Технологическая карта урока русского языка в 4 классе...

    Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи".

    4 класс, УМК "Перспектива"Цели:Образовательная :- дать общее представление  о наречии как неизменяемой части речи, об отличительных признаках наречия от других частей речи.- учить находить наречи...

    Конспект урока русский язык по теме "Местоимение как часть речи"

    Представлен конспект для 4 класса, по УМК "Школа России"...