2 КЛАСС РУССКИЙ ЯЗЫК ТЕМА:ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Стрижко Светлана Владимировна

2 класс Русский язык 

Тема:Имя существительное как часть речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus._yaz_2_klass_imya_sushchestvitelnoe_kak_chast_rechi.docx42.19 КБ

Предварительный просмотр:

2 КЛАСС РУССКИЙ ЯЗЫК  

ТЕМА:ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Тема

Имя существительное как часть речи

Педагогические цели

Способствовать ознакомлению с существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; расширению представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами
существительными, обозначающими эти предметы и явления; создать условия для формирования умения
различать предмет и слово как его название, соотносить вопросы: кто? что? и слово – название предмета

Тип урока

Постановочный

Планируемые резуль-таты (предметные)

Осваивают первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, морфологии
и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи

Личностные
результаты

Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется)

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: владеют способностью принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: общеучебные – оперируют базовыми предметными понятиями; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, классификацию.

Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

Основное содержание темы, понятия
и термины

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи

Образовательные
ресурсы

Схема «Имя существительное»

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальный. Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Я люблю, когда при встрече

   Мы знакомым и родным

   «С добрым утром»,
                  «Добрый вечер»,

   «Доброй ночи» говорим.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивиду-альных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Чистописание

Индивидуальная.

Практический. Письмо

н ю Н Ю

Выполняют письмо

по образцу

Вырабатывают калли-графический почерк

Правильное написание

III. Проверка
выполнения
домашнего
задания.

Сообщения
по схеме «Части речи»

Фронтальная.

Словесный.

Сообщения,
беседа

Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения

Выступают с сообще-
ниями по схеме «Части речи»

Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий

Сообщения

IV. Постановка учебной задачи

(учебник, с. 44)

Фронтальная.

Словесный.

Чтение, беседа

– Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Поче-
мучки.

– Что такое имя существительное?

Слушают учителя

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

Беседа по вопросам

1

2

3

4

5

6

– Цель нашего урока состоит
в том, чтобы найти ответ
на этот вопрос

V. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.

1. Работа с рисунком. Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? (Упр. 74)

Фронтальная. Словесный,
наглядный,
практический.

Работа с рисунком, беседа,
письмо

– Рассмотрите рисунок. Назовите предметы. Поставьте вопрос к каждому слову – названию предмета. К какой части речи относятся эти слова? Запишите по образцу

Работают с рисунком. Отвечают на вопросы. Записывают слова, отвечающие на вопросы: кто? что? Подчеркивают орфограммы

Размышляют, высказывают свое мнение.

Умеют ставить вопросы к словам – названиям предметов, определяют часть речи.

Осуществляют клас-
сификацию слов
по вопросам

Беседа
по рисунку, письмо

2. Имена существительные.

Правило (учебник, с. 45)

Фронтальная.

Словесный.

Чтение, беседа

– Прочитайте правило. Что
нового для себя вы узнали?

Читают правило,
отвечают на вопросы учителя

Осмысленно отвечают

на вопросы учителя по правилу

Правило

3. Кто? Что?

(упр. 75)

Фронтальная,

индивидуальная.

Словесный,
практический. Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте. Что обозначает каждое слово? Поставьте к нему вопросы: кто? что? Сгруппируйте имена существительные
по их лексическому значению

Ставят вопросы
к словам, группируют по лексическому значению, записывают,
обозначают орфограммы, составляют пред-
ложение

Осуществляют классификацию по заданным критериям. Обогащают собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп

Беседа по вопросам, письмо

.

1

2

3

4

5

6

VI. Закрепление знаний и способов действий.

Работа в рабочей тетради (№ 51)

Индивидуальная.

Практический.

Упражнение

Организует работу учащихся
с упражнением, контролирует его выполнение

Самостоятельно
выполняют задание

Дополняют лексико-
тематические группы именами существи-
тельными

Упражнения

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– На какой вопрос нужно было ответить Почемучке? Какой вид работы понравился больше?

– О чем хотели бы узнать
подробнее?

Отвечают на вопросы

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция

VIII. Домашнее задание.

Работа в рабочей тетради (№ 50)

Фронтальная. Словесный. Объяснение
учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития

Урок 92

Тема

Имя существительное как часть речи

Педагогические цели

Способствовать развитию умения находить имена существительные среди других частей речи, расширению представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления; навыков правописания словарных слов: январь, февраль

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые резуль-таты (предметные)

Осваивают первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, морфологии
и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи

Личностные
результаты

Демонстрируют целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: владеют способностью принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: общеучебные – оперируют базовыми предметными понятиями; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, классификацию.

Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

Основное содержание темы, понятия
и термины

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. Лексическое значение слов – имен
существительных. Предметы и явления окружающего мира. Слова с непроверяемым написанием:
январь,
февраль

Образовательные
ресурсы

Схема «Имя существительное»

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальный. Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Громко прозвенел звонок –
  Начинается урок.

   Наши ушки – на макушке,

   Глазки широко открыты.

   Слушаем, запоминаем,

   Ни минуты не теряем.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивиду-альных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

1

2

3

4

5

6

– Все вы готовы к уроку.
Настроение у всех хорошее.
Проверим готовность к уроку

II. Чистописание

Индивидуальная.

Практический. Письмо

к К

ки ку кн ке кл

Выполняют письмо

по образцу

Вырабатывают калли-графический почерк

Правильное написание

III. Проверка
выполнения
домашнего
задания.

Работа в рабочей тетради (№ 50)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения

Зачитывают предло-
жения с вставленными словами. Называют имена существительные

Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий

Упражнение

IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная.

Словесный.

Сообщение

учителя

Знакомит с темой и целью
урока

Слушают учителя

Принимают учебную задачу, сформулиро-ванную учителем

V. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.

1. Работа с пословицами. Вопрос: что? (упр. 76). Правило (учебник, с. 46)

Фронтальная.

Словесный,

проблемный,

практический.

Чтение, беседа,

письмо

– Прочитайте. Почему так

говорят?

– Что обозначают выделенные существительные? Измените
их так, чтобы они отвечали
на вопрос: что?

– Спишите пословицу.
Подчеркните имена существительные.

Отвечают на вопросы.

– Зимы – зима, весне – весна, январю – январь, февралю – февраль.

Списывают пословицу. Подчеркивают имена
существительные.

Размышляют, высказывают свое мнение.
Анализируют смысл пословиц. Объясняют лексическое значение слов – имен существительных. Правильно списывают пословицу. Находят в предло-

Беседа по вопросам, письмо,
правило

1

2

3

4

5

6

Знакомит с правилом

Знакомятся с правилом

жении имена сущест-
вительные

2. Словарно-орфографическая работа. Январь, февраль

Фронтальная,

индивидуальная.

Словесный,
практический. Письмо

Проводит работу со словарными словами «январь», «февраль», организует их запо-
минание

Записывают и запо-
минают правописание слов

Усваивают написание

непроверяемых слов

и их значение

Письмо

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Материал для физкультминуток содержится в рекомен-
дуемых пособиях (см.: Лите-
ратура)

Выполняют движения

по тексту под руковод-ством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение дви-
жений

3. Слова-синонимы в стихотворении С. Маршака. Явления природы (упр. 77)

Коллективная,

индивидуальная.

Словесный,
проблемный, практический. Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте. Какие слова
в стихотворении имеют значение
сильный ветер со снегом,
метель, снежная буря
?

– Спишите. Подчеркните имена существительные, обозначающие явления природы (что?)

Читают выразительно стихотворение.

– Вьюга, снежная пурга.

Правильно списывают слова, осуществляют
самопроверку

Распознают в тексте стихотворения слова – синонимы данных слов. Находят слова – имена существительные, обозначающие явления природы
и отвечающие
на вопрос: что?

Беседа по вопросам, письмо

VI. Закрепление знаний и способов действий.

Работа с орфо-
графическим
словарем

Индивидуальная.

Практический. Письмо, работа со словарем

Предлагает выписать из сло-
варя 10 слов, отвечающих
на вопрос: что?

Самостоятельно
выполняют задание

Умеют работать
с орфографическим
словарем, находить
слова, отвечающие
на вопрос: что?

Письмо,
работа со словарем

1

2

3

4

5

6

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Чем занимались сегодня
на уроке?

– Какой вид работы понравился больше?

– О чем хотели бы узнать
подробнее?

Отвечают на вопросы

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция

VIII. Домашнее

задание.

Письмо слов
из стихотворения

Фронтальная.

Словесный.

Объяснение

учителя

Предлагает выписать из любимого стихотворения 5 слов, отвечающих на вопрос: что?

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития

Урок 93

Тема

Имя существительное как часть речи

Педагогические цели

Способствовать развитию умения распознавать имена существительные, объяснять лексическое значение слов, составлять предложения из деформированных слов; расширению представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы
и явления; создать условия для формирования умения различать предмет и слово как его название, соотносить вопросы: кто? что? и слово – название предмета

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Понимают, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознают значение русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения

Личностные
результаты

Овладевают начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – анализируют, классифицируют слова, осуществляют сравнение.

Коммуникативные: в коммуникации строят высказывания, понятные для окружающих

Основное содержание темы, понятия
и термины

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. Лексическое значение слов – имен
существительных. Предметы и явления окружающего мира

Образовательные
ресурсы

Схема «Имя существительное»

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальный. Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Всем, всем добрый день!

   Прочь с дороги, наша лень!

   Не мешай трудиться,

   Не мешай учиться!

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивиду-альных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

1

2

3

4

5

6

II. Чистописание

Индивидуальная.

Практический. Письмо

кукушка

синички

клесты

Выполняют письмо

по образцу

Вырабатывают калли-графический почерк

Правильное написание

III. Проверка
выполнения
домашнего
задания

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения

Зачитывают записанные слова – имена
существительные
из стихотворения

Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий

Письмо слов

IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная.

Словесный.

Сообщение

учителя

Знакомит с темой и целью
урока

Слушают учителя

Принимают учебную задачу, сформулиро-ванную учителем

V. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.

1. Слова, обозначающие качества (черты характера) (упр. 78)

Фронтальная.

Словесный,

проблемный,

практический.

Чтение, беседа,

письмо

– Прочитайте стихотворение. Спишите.

– Ответьте на вопросы к стихо-творению

Читают стихотворение. Списывают.

Отвечают на вопросы

Размышляют, высказывают свое мнение. Объясняют лексическое значение слов – имен существительных

Беседа по вопросам, письмо

2. Страничка

для любознательных. Значение имен существительных (учебник, с. 47)

Фронтальная.

Словесный.

Чтение, беседа

Организует работу с текстом. Проводит беседу по его содержанию

Читают и отвечают

на вопросы учителя

Извлекают дополнительную информацию из текста, воспроиз-
водят ее

Беседа

по тексту

1

2

3

4

5

6

Физкультминутка

Коллективная.

Практический

Материал для физкультминуток содержится в рекомен-
дуемых пособиях (см.: Лите-
ратура)

Выполняют движения

по тексту под руковод-ством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение дви-
жений

3. Лексическое значение слов. Классификация

Коллективная.

Словесный.

Беседа, письмо

– Как назвать одним словом?

1. Лиственное дерево с белой
корой и мелкими кругловатыми листочками
(показывает лист березы).

2. Хвойное дерево с длинными иглами и круглыми шишками

(веточка сосны).

3. Могучее лиственное дерево

с крепкой корой и плодами
желудями
(веточка дуба).

– Сравните слова береза, сосна, дуб. Чем они схожи?

– Деревья (что?)…

Слушают вопросы.

– Береза.

– Сосна.

– Дуб.

– Все слова являются названиями деревьев
и отвечают на вопрос: что?

Записывают в тетради

Воспринимают
на слух вопросы
учителя, анализируют услышанное. Высказывают свое мнение.

Осуществляют классификацию слов, обозначающих предметы.

Наблюдают над лексическим значением слов. Сравнивают
слова, делают выводы. Умеют задавать
вопрос к словам –
именам существи-
тельным

Беседа по вопросам, письмо

VI. Закрепление знаний и способов действий.

Развитие речи. Предложение.

Парная, инди-
видуальная.

Словесный,
творческий,
практический.

– Прочитайте. Составьте
из слов каждой строки предло-
жение. Изменяйте, где нужно, форму слова.

Читают выразительно стихотворение.

– Вьюга, снежная
пурга.

Составляют предложение из деформированных слов, изменяя их форму по смыслу.

Распознают в тексте

Упражнение

1

2

3

4

5

6

Имена существительные (упр. 79)

Чтение, беседа, письмо

– Найдите имена существительные, укажите.

– Подчеркните грамматическую основу предложения

Находят существительные и грамматическую основу предложения

имена существительные, используют условные обозначения

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Что нового узнали сегодня
на уроке?

– Какой вид работы понравился больше?

– О чем хотели бы узнать
подробнее?

Отвечают на вопросы

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция

VIII. Домашнее

задание.

Слова лексико-
тематической группы

Фронтальная.

Словесный.

Объяснение

учителя

Предлагает подобрать 5 слов лексико-тематической группы на выбор (цветы, деревья,
явления природы и др.)

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по русскому языку тема "Закрепление знаний о частях речи"

ПредметРусский языкКласс3ПрограммаУМК «Гармония»УчебникСоловейчик М.Ю. Русский язык. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013Тема урокаОбобщение знаний о частях речиЦели и задачи урока  Обобщить сведен...

Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)

Урок повторения, углубления и обобщения изученного,   развитие  умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...

Технологическая карта по русскому языку.Тема "Имя прилагательное как часть речи" УМК "Перспектива" (2 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Дата: 22.04.2022Школа: № 95Класс: 2-3 Студент: Колдаева Ирина Группа: 42Учитель: Удачина Инна ВикторовнаМетодист:   Тема урока «Имя...