Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

  Урок повторения, углубления и обобщения изученного,   развитие  умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus.yaz_._4_klass.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

У р о к  47
ТЕМА: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.  ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (4 КЛАСС)

Тип урока: Урок повторения, углубления и обобщения изученного.

Цели деятельности учителя: развивать умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существительных.

Цель как деятельность учеников:

М/п: развитие умений самостоятельно и в группах извлекать информацию из текста, обобщать и делать выводы на основе её анализа, сжимать информацию до плана и ключевых слов

Ход урока

I. Организационный момент.

II.  Языковая разминка.

– Запишите слова под диктовку: сердце, утюг, щека, ежевика, сумма, тростник, водомерка, искусство, трос, егерь, лестница, наполнение, орех, ежиха.

  1. –Подчеркните слова, в которых есть орфограмма – буква гласного, красным цветом, а орфограмма – буква  согласного -  синим.

- Какое слово выделили  дважды? (Тростник.)

- В каком  слове  есть другая орфограмма – буква?  (Егерь.)

            2) – Обозначьте все орфограммы.

            3)  -  Найдите сложное слово и разберите его по составу.  (Водомерка.)

            4) -  Обведите слова, в которых звуков больше, чем букв.

      5) – Что объединяет эти слова?  

III.  Введение в раздел.

– Прочитайте название нового большого раздела (учебник, с. 97).

– Какие вы знаете части речи? Члены предложения?

Слова – главный работник в языке. С помощью слов мы называем предметы, признаки, действия, состояние и т.д. А разве могли бы мы без слов сформулировать мысли? В предложении каждое слово выполняет свою синтаксическую роль.

IV.  Формулирование темы урока.

– Слова  какой части речи мы чаще всего употребляем?

– Проверьте свои предположения, запишите первые буквы слов из языковой разминки. (Существительное.)

– Какой буквы не хватает?  (Ь.) Какова её роль в этом слове?

– Дайте полное название этой части речи. (Имя существительное.)

– Мы вспомним сегодня  всё, что знаем об  имени  существительном, и в по ходу урока будем составлять план повторения.

V.  Актуализация  изученного. Вспоминаем то, что знаем.

Предполагается индивидуальная работа, в парах  или группах.

  1. Роль существительных в речи (работа в парах).

Упр. 101 -  развивается умение находить в тексте слова разных частей речи, выявлять существительные как самые используемые в употреблении.

Задание для группы: - прочитать и сделать вывод6 какие части речи преобладают в тексте и почему?

Вывод: В тексте преобладают имена существительные (их 19). Слов других частей речи – 34. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Имена существительные обозначают предметы, явления, состояния, т.е. всё то, что нас окружает, поэтому мы их используем в своей речи очень часто.

- О какой особенности имён существительных свидетельствует это задание?

На слайде запись: Роль имён существительных в речи.

  1. Признаки имён существительных (индивидуальная работа).

Упр.102 -  выявляются постоянные и непостоянные  признаки существительных.

Коллективная беседа:

- Что нужно  сделать, чтобы определить, одушевлённым или неодушевлённым   является существительное?

- Какого рода  бывают имена существительные и как его определить?

- Как изменяются имена существительные?  ( По числам)

На слайде запись (продолжить предложение): постоянные признаки имён существительных – это ….., непостоянные признаки – это….

- Как вы понимаете выражение «постоянный признак»?  (Признак, который есть всегда.)

Вывод: одушевлённость – неодушевлённость, род – постоянные признаки имён существительных, число – непостоянный признак имён существительных.

На слайде запись:  Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.

3) Самостоятельная работа с самопроверкой.

Упр. 103 – разграничение имён существительных в роли главных и второстепенных членов предложения.

 Ученики в парах обсуждают  написание (вставляют пропущенные буквы),   списывают предложение, в котором есть сложное слово, находят имена существительные, определяют, какими членами предложения они являются.

Вывод: имена существительные в предложении могут быть и главными, и второстепенными членами.

На слайде запись:  Член предложения.

  1. Упр.104 – развивается умение различать существительные и местоимения в тексте, проводить морфологический разбор имён существительных.

Последовательность выполнения.

- Расстановка запятых.

- Списывание последнего предложения.

- Запись однокоренных слов (охота, охотиться, охотник, охотный)

Вывод: среди однокоренных слов могут быть слова разных частей речи.

  1.  Разбор существительных как части речи.

Обратить внимание детей на порядок разбор, сокращённую запись слов.

Эта работа проводится под руководством учителя, можно использовать памятку в конце учебника «Русский язык», ч.1.

- Что вспомнили при выполнении этого упражнения?

На слайде запись: Морфологический разбор имени существительного.

- Запишите ключевые слова на основе этого плана.

VI. Итог урока.

– По какому плану  мы  повторяли  имя  существительное? Повторите  пункты этого плана.

– Почему эта часть речи получила такое название? (Называет существующие лица, предметы, вещи, явления.)

Домашнее задание.

  1. Выполнить упр. 105 (устно);
  2. упр. 53 («Дидактический материал»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. Тема"Род имён существительных", 3 класс

Тема урока, классТема: Род имён существительных, 3 класс Программа, УМК «Начальная школа ХХI века»Тип урока.Открытие нового знанияЦели урока. Цель, направленная на достижение предметных рез...

Конспект урока по русскому языку. Тема "Корень как общая часть родственных слов"

ФИО учителя: Даридаева Гэрэлма ГалсановнаКласс: 2 «А»Предмет: Русский языкТема: Корень как общая часть родственных слов.Цель: Создание условий  для  формирования понятия корень и...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Работа над ошибками. Что такое текст-рассуждение?" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности: ознакомление с текстом – рассуждение; развитие умения отличать его от других видов текста.Планируемые результаты:Предметные:Знать: чем отличается текст-рассуждение от других в...

Конспект урока по русскому языку.Тема: «Род местоимений 3-го лица, единственного числа» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема: «Род местоимений 3-го лица, единственного числа»Цели деятельности учителя: формирование умения определять род местоимений 3-го лица в единственном числе.формирование умения правильно...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Род местоимений 3-го лица единственного числа". ("УМК Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: развитие умений определять род местоимений 3 лица в единственном числе, повторение роли местоимения в языке.Планируемые результатыПредметные:Знатьграмматические признаки лич...

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Мягкий знак. Роль мягкого знака в слове". (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: создать условия для развития мотивации учебной деятельности на основе освоения навыков самостоятельной работы; сформировать навыки правильного написания ь и слов с ним; помо...