Внеклассное мероприятие "Шахматное королевство"
методическая разработка (4 класс)

ПАШКОВИЧ ВЕНЕРА ШАВКЕТОВНА

Внеклассное мероприятие для проведения в "Точка роста" для обучающихся 4 класса "Шахматное королевство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_shahmaty.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: 

Цели:

Тема урока: «Шахматное королевство».

Цели:

  1. Образовательные: повторить и закрепить знания детей о шахматных фигурах, движении фигур, пополнить знания детей об истории шахмат, распространении по другим странам, активизировать мыслительную деятельность.
  2. Воспитательные : вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, спокойствие.
  3. Развивающие: развивать аналитико-синтетическую деятельность, учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.

Ход урока.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня у нас урока закрепление пройденного материала.

Тема «Шахматное королевство». Посмотрите к нам сегодня на урок пришли гости.

Цели нашего урока : повторить и закрепить знания о шахматах., движение фигур, пополнить знания об истории  шахмат.

Ведущий:

На свете есть забавная

Волшебная игра.

В неё с утра до вечера

Играет детвора

Там мчатся кони резвые

Трубят поход слоны.

И клетки чёрно – белые

Чудес и тайн полны

.

Кто скажет где это?

Дети:

Эта чудесная страна

нам известная с детства,

Называется она

Шахматное  королевство

.

Ведущий:

Кто живет в этом королевстве?

Дети:

Шахматные фигуры

.

Ребенок в костюме шахматной доски

Я – волшебная доска,

На мне ведётся шахматное сражение.

Я расчерчена на ровные клеточки- квадратики (чёрные и белые)

Ведущий:

А как они называются?

Мальчик

Белые поля. Чёрные поля.

Ведущий:

Поля сраженья в квадратах чёрно – белых

За шахматной доской партнёры - игроки

Бой ведут, вперёд пуская белых.

 «Шахматная доска: »

Я – волшебная доска, но без фигур и мне тоска:

Вы фигуры выходите и ребят всех удивите.

Ребенок в костюме «Ладья»

Фигуру вам представлю я

С красивым именем  - Ладья.

Как танк могучий и стальной,

Она несётся по прямой

Любые ей доступны дали

На вертикали, горизонтали

Вот только жаль, что ей не дали

 Ходить по горизонтали.

В начале игры углы сторожат

От мощи тяжёлой их,

Войско дрожит

.

Ребенок в костюме «Конь»

Быстро скачут наши кони

Понеслись они в погоню!

Прыгают кони умело.

И поле меняют смело.

Знает маленький игрок

Буквой «Г» у них скачок!

Ученик «Слон»:

Я на слона похож едва ли

Хотя зовут меня – «Слон».

Своей родной диагонали

Всегда, как рыцарь, верен он

Острый шлем есть у слона

Узнаём мы его без труда.

Ребенок в костюме «Ферзь»

Самый сильный это Ферзь

На него ты зря не лезь!

Он по многим клеткам

Бьёт – и очень метко!

Ребенок в костюме «Король»

Главный в шахматах Король

Он играет большую роль

Вы запомните друзья.

Короля побить нельзя.

Защита есть у короля

У него армия своя.

Ребята в костюме «Пешка»

Мы шахматные пешки

В бою не любим спешки

Шагаем лишь вперёд

Назад не знаем ход

За нами «офицеры»

За нами «короли»

«Ладьи» и «королевы»

И конные полки.

Налево и направо

Мы «бить» имеем право

А коль в конец доски дойдем,

Фигуру новую берём.

Игра «Угадай фигуру»

( С завязанными глазами нужно на ощупь отгадать шахматную фигуру . Участвуют все дети )

Ведущий:

Отгадайте загадку.

Они в порядок всё приводят

Согласно им фигуры ходят.(правила шахматной игры)

Ведущий:

1.Игрок.

Белый отряд, чёрный отряд-

Друг против друга два войска стоят.

Строгий порядок в отряде одном

Точно такой же в отряде другом.

В каждом отряде - ты сам погляди –

Оба угла занимают ладьи

Рядом с ладьями кони видны

Рядом с конями встали слоны

Кто ж посредине? Ферзь с королём

Самые главные в войске своём.

  1. Игрок

Чтобы не путать, какие поля

Тут для ферзя и для короля,

Нужно запомнить одну из примет:

Ферзь выбирает свой собственный цвет-

Белый на белом квадрате стоит,

Чёрному чёрный удачу сулит

Есть свой квадрат у любого ферзя,

Путать ферзя с королями нельзя!

  1. Игрок.

А перед всеми – ладьёй и конём-

Перед слоном, королём и ферзём-

Пешки малютки стали стеной, 

Им начинать этот сказочный бой!

Партия – запомнить ты готов? –

Из отдельных состоит ходов.

Что такое ход? Сейчас узнаем.

Вот фигурку мы передвигаем

С одного квадрата на другой –

Совершаем ход очередной.

А порой противника фигура

Высится на поле, будто бы скульптура,

Не даёт твоей фигуре встать.

Как тут быть? С доски фигуру снять!

На освободившийся квадратик

Встанет твоей армии солдатик.

Не стесняйся делать ход такой,

Ведь игра напоминает бой.

Тот, кто белым войском управляет,

Первым ходом битву начинает.

  1. Игрок.

А подряд два хода можно? Нет!

Нужно ждать противника ответ.

Так, за ходом ход идёт сраженье,

Наступленье или отступленье.

Игроки же видят цель одну:

Шахматную выиграть войну.

  1. Историческая справка

1.А сейчас ребята послушаем сказку откуда появились шахматы

Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран.

Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре он всех противников победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тринадцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощеные колесницы, а самое главное – непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, слоны считались самым грозным в мире оружием!

Никто не мог их остановить. Ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, всё разрушить на пути.

И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Это сейчас можно прийти домой, и посмотреть мультики или поиграть на компьютере. Раньше не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты!

Посидел Падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев! Прибежали испуганные мудрецы: «Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите мне – велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет – мой меч – голова с плеч!» – Так раньше у царей водилось.

Опечалились мудрецы, пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать. Время назначенное проходит, зовёт их грозный владыко к себе. «Ну что, придумали?» – спрашивает. Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные.

Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой!» – закричал. Хорошо ещё, казнить не велел. Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные. Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве. Скоро все мудрецы были прогнаны, лишь один самый известный из них остался. «Ну, а у тебя, что за игрушка?» – спрашивает грозный царь.

Достаёт самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там – деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое?! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!»

«Не всё то золото, что блестит!» – мудрец отвечает.

Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках всё своё войско: и коней, и пехоту, и крепости и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.

Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, чёрное войско.

Падишах с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?»

Мудрец молвил: «Давай, повелитель, попробуем!» – объяснил царю правила игры, и они начали сражение. И вскоре индийский правитель увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. Мудреца велел шах по царски наградить.

Когда царь добирался до шахматного короля противника, то он по своей былой военной привычке окликал врага: «Эй, шах!» А когда вражеский король падал сражённый, то великий падишах с грустью говорил: «ШАХУ МАТ!» Сражение ведь кончилось на этом.

А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб.

С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ.

Знакомство с чемпионами мира, нашими соотечественниками.

Михаил Ботвинник

Василий Смыслов

Михаил Таль

Анатолий Карпов

Гарри Каспаров

Владимир Крамник .

Шахматы – это не только спорт и наука, это – искусство. На экране коллекция стоп-кадров из кинофильмов.

3)У меня в руках волшебная тетрадка в которую я записываю загадки про шахматы

Ярко и красиво оформить тетрадь

А.)Как правильно сесть за шахматную доску?

(Лицом  друг к другу. Доска располагается между противниками так, чтобы угловое поле справа от каждого было белого цвета)

Б.)Что такое горизонталь?

(любая чёрно – белая дорожка из восьми полей, которая проходит слева на право)

В.)Вертикальная линия.

(любая чёрно – белая дорожка, которая идёт от одного противника к другому)

Г.)Что это за цепочка? (учитель показывает диагональ)

(Это диагональ. Цепочка клеток касающихся друг друга  уголками. Они бываю разной длинны. В самых коротких всего 2 поля)

Ведущий:

Замечательно! Все знают ответы на вопросы волшебной тетрадки.

  1. Как ходит пешка?

(Только вперёд по вертикали)

  1. Является ли пешка фигурой?

(Нет. Она просто пешка)

  1. Может ли ладья побить сразу две пешки или две ладьи?

(Нет, не может. Только одну ладью и одну пешку.)

  1. Какие слоны никогда не столкнутся?

(Белопольный и чёрнопольный слоны, т.к они передвигаются по полям и диагоналям того цвета, на котором  они стояли в начальной позиции.)

  1. Какое количество полей может контролировать слон?

(13 полей своего цвета, т. к.поля другого цвета ему не подвластны.)

      6)  Почему ферзь, как правило, не вступает рано в игру, ведь он самая дальнобойная фигура?

(Это самая ценная фигура. За ней тотчас станут охотиться, чтобы скорей уничтожить и тем самым ослабить соперника.)

7)  Сколько полей вместе контролируют ладья и слон и сколько один ферзь?

(Ладья – 14, слон – 13, вместе – 27. Ферзь один контролирует 27 полей. В этом заключается его сила.)

8)Между какими фигурами на доске стоит конь?

(Конь стоит между ладьёй и слоном на полях b1, g1, b8, g8)

  1. Чем конь отличается от всех остальных фигур?

(- конь ходит по-особенному, его ходы наполняют букву «Г» по-разному повернутую.

 - конь перескакивает как через чужие фигуры и пешки, так и через свои)

      10)  Почему король слабее ферзя, но главнее его?

(Без ферзя игра продолжается, а без короля играть нельзя)

      11)  Почему в начале игры своего короля надо прятать подальше, а неприятельского атаковывать, лишать рокировки, объявлять шах и ставить мат.

(Чтобы быстрее закончить игру, оказаться победителем)

Замечательно! Все знают ответы на вопросы волшебной тетрадки.

4.)Загадки, стихи о фигурах

а)Путь откроют – пойду..

Стою на самом краю

Только прямо хожу,

Как зовут. не скажу. ( Ладья)

б) Не живёт в зверинце,

Не берёт гостинцы,

По косой он ходит,

Хоботом не водит. (Слон)

в) Передвигается не косо и не прямо,

А буквой «Г» - так шахматисты говорят. (Конь)

г) Гладкий люблю я, расчищенный путь:

На шаг в любую сторону могу шагнуть. (Король)

Загадки.

         Не люди, не звери, не часы, а ходят?

(Шахматные фигуры)

Сколько шахматных фигур всего?                                                    (32)

          Из каких досок не строят теремок?

(Из шахматных)

Сколько клеток на шахматной доске?

                                                                                                                                 (64)

                     Маленькая, удаленькая, все поля прошла и фигурку нашла.

(Пешка)

           Как ходит пешка?

           Стоит на одной ноге, ходит буквой «Г»

(Конь)

                        Может перепрыгивать через свои и через чужие фигуры?

           Гладкий люблю я, расчищенный путь.

           На шаг в любую сторону могу шагнуть.

(Король)

                     Так как же ходит король?

                                                                                                 (На любое соседнее поле) 

                                                         

 

Быстро поставь фигуры

               

Класс  делится на 3 команды. Кто быстрее расставит по времени на шахматной доске фигуры.

                                                                                                                                                                                                   

                                                       Игра «Угадай фигуру ».  

С завязанными глазами нужно на ощупь отгадать шахматную фигуру в мешочке,  участвуют командиры из каждой группы.

                                                                                                                                                                                                         

5.  Подведение  итогов.

- Что узнали нового о шахматах?

-Что вам больше всего понравилось на уроке?

 Ведущий:  (итог занятия)

Ребята! Играйте в шахматы,

Не зная  бед,

Желаю вам удачи и побед

Награждение сладкими сувенирами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное "Дню Здоровья" для учащихся 1 класса "Путешествие по королевству "Будь здоров"

Данное воспитательное мероприятие предназначено для учащихся 1 - ых классов, с целью закрепления знаний о здоровом образе жизни, поддержания бодрого, жизнерадостного настроения, воспитание интереса к ...

Урок внеклассного чтения по повести В.Губарева «Королевство кривых зеркал»

Урок - викторина по внеклассному чтению по повести В.Губарева "Королевство кривых зеркал"...

Презентация к внеклассному занятию "Путешествие в королевство разных наук"

Данная презентация для внеклассного занятия в 1 классе. Здесь собраны загадки по окружающему миру, задачки по математике, изобразительному искусству, музыке, вопросы о литературных героях....

Сценарий урока внеклассного чтения В. Губарев «Королевство кривых зеркал»

В помощь учителю начальной школы на уроках внеклассного чтения....

Внеклассное мероприятие "Королевство вычислительных наук"

Внекласное мероприятие для начальной школы...

Внеклассное мероприятие "Королевство вычислительных наук"

Внекласное мероприятие для начальной школы...

Внеклассное мероприятие "Королевство волшебных мячей"

Данное мероприятие предназначено для летнего пришкольного лагеря или площадки....