Программа курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»
рабочая программа

Фабер Алла Ивановна

Программа курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» со 2-4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pvd_1-4_kl_laboratoriya_slovesnika_.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Лаборатория словесника» для 1-4 классов общеинтеллектуального направления составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021);

- Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования № 286 от 31.05.2021;

- Примерной образовательной программы начального общего образования, одобренной ФУМО по общему образованию, протокол №3/21 от 27.09.2021;

- Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 02.06.2020 г. №2/20;

- Санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648-20) ОТ 28.09.2020;

- Авторской программы курса «Лаборатория словесника» Л.В.Петленко и В.Ю.Романовой.

Курс «Лаборатория словесника» - это курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников.

 В курсе «Лаборатория словесника» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и построению грамотной, художественной, устной и письменной речи у школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Курс внеурочной деятельности «Лаборатория словесника» направлен на достижение следующих целей:

— осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

—знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

— овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

Основными задачами курса являются:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;
  • воспитание культуры обращения с книгой;
  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Программа курса внеурочной деятельности дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

Место курса в учебном плане

Изучение курса реализуется в 1 классе в объеме 33 ч (33 учебные недели), во 2 - 4 классах в объеме 34 ч (34 учебные недели) из расчета 1 час в неделю. Всего 135 часов.

Рабочая программа «Лаборатория словесника» составлена с учетом рабочей программы воспитания ГБОУ Школы № 2065.

Модуль «Курсы внеурочной деятельности»

Воспитание на занятиях внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:

  • Вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность с целью самореализации, приобретения социально значимых знаний и получения опыта участия в социально значимых делах;
  • Формирование детско-взрослых общностей, объединяющих обучающихся и работников школы с целью установления доверительных отношений;
  • Создание в детских объединениях традиций, определяющих социально значимые формы поведения;
  • Поддержку в детских объединениях, обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопительных социально значимых традиций;
  • Поощрение работниками школы детских инициатив и детского самоуправления;

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках, следующих видов:

  • Познавательная деятельность;
  • Художественное творчество;
  • Проблемно-ценностное общение;
  • Туристско-краеведческая деятельность;
  • Трудовая деятельность;
  • Игровая деятельность.

Работники школы в своей работе также используют ресурсы города (методическое пространство центральных городских учреждений (ГМЦ, МЦРКПО, ГППЦ, ЦПМ, МЦПС), библиотеки МЭШ и др.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В процессе изучения курса «Лаборатория словесника» ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц.

Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы. Курс направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

Личностные результаты освоения учебного предмета:

1)        формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2)        формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3)        формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4)        овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5)        принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6)        развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7)        формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8)        развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9)        развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10)        формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета:

1)        овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2)        освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3)        формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)        формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5)        освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)        использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7)        активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8)        использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9)        овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10)        овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11)        готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12)        определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13)        готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14)        овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15)        овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16)        умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Объектом изучения курса «Лаборатория словесника» являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.

Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности.

Ценностные ориентиры содержания курса.

Важными ориентирами содержания данного курса являются:

— развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве

языка и речи;

—формирование представлений о языке как универсальной ценности;

— изучение исторических фактов, отражающих отношение народа

к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

— развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);

— формирование элементарных умений, связанных с выполнением

учебного лингвистического исследования;

— развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

—включение учащихся в практическую деятельность по изучению и

сохранению чистоты русского языка.

Формы организации внеурочной деятельности.

Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

—обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;

— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;

—использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для формирования научных знаний

о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.

1 класс

Мир полон звуков.

Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.

Для чего служит человеческая речь?

Как устроен речевой аппарат.

Звуки и слова.

Связаны ли между собой звуки и смысл?

Такие разные гласные и согласные.

Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.

Звукопись как приём художественной речи.

Правильное ударение и произношение слов.

Универсальные учебные действия:

— участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать

собственное мнение и аргументировать его;

— анализировать информацию, представленную на рисунке;

— сравнивать произношение гласных и согласных звуков;

— наблюдать за функцией и ударением в слове;

— контролировать правильность постановки ударения в словах;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);

— находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

Практическая и игровая деятельность (форма организации обучения):

— разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;

—игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;

— проект «Как я говорил, когда был маленьким»;

— мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».

Азбука, прошедшая сквозь века

Солунские братья.

Как появились буквы современного русского алфавита.

Кириллица, название букв древней азбуки.

Сравнение кириллицы и современного алфавита.

Использование букв алфавита для обозначения чисел.

Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений).

Как появилась буква «Ё».

Особенности использования букв.

Строчные и прописные буквы.

Универсальные учебные действия:

— сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;

— интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;

— наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.

Практическая и игровая деятельность:

— чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;

— экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);

—конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);

— рисование: «Весёлая буква Ё».

Всему название дано

Какие слова появились первыми.

Звукоподражательные слова у разных народов.

Лексическое богатство языка.

Как выбирают имя человеку?

Как улицы получают свои названия?

Какие русские имена встречаются на карте мира?

О чём может рассказать слово «борщ»?

Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

Универсальные учебные действия:

— формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

— составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

— воспринимать на слух и понимать информационный текст;

— сравнивать толкование слова в различных словарях;

—самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

—оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

Практическая и игровая деятельность:

— игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;

— мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен…»;

— проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;

— конкурс «Придумываем название для новых конфет».

Как делаются слова

История происхождения слов.

Поиск информации о происхождении слов.

Слова производные и непроизводные.

Словообразовательные связи слов.

Корень — главная часть слова.

Группы однокоренных слов.

Механизм образования слов с помощью суффикса.

Группы суффиксов по значению.

Механизм образования слов с помощью приставки.

Группы приставок по значению.

Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.

Универсальные учебные действия:

—моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;

— самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;

— наблюдать образование слов в русском языке;

— анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями;

 —устанавливать словообразовательные связи данных слов;

— анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;

— наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;

— группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);

— взаимодействовать и договариваться в процессе игры;

— находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

Практическая и игровая деятельность:

— игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;

— лингвистический эксперимент «Свойства корня»;

— конструирование слов по словообразовательным моделям;

— проект «Как конфеты получают свои названия».

Секреты правильной речи

Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.

Сочетание слов по смыслу.

Ограничения сочетаемости слов.

Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.

Нарушение сочетаемости слов.

Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.

Исправление ошибок в словоупотреблении.

Многозначные слова.

«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).

Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.

Стилистическая окраска слов.

Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.

Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.

Слова исконно русские и заимствованные.

История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.

Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.

Универсальные учебные действия:

— наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;

— выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;

— различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

—подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

— оценивать уместность использования слов в тексте;

—наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;

—соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;

—самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.

Практическая и игровая деятельность:

—игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»;

— решение кроссвордов;

— составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю

антонимы», «Собираю фразеологизмы»;

— составление шуточных рассказов и стихов.

2 класс

Из истории языка

Устаревшие слова.

Почему слова устаревают.

Значения устаревших слов.

Использование устаревших слов в современном языке.

Старые и новые значения.

Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре.

Как появляются новые слова.

Универсальные учебные действия:

— наблюдать использование устаревших и новых слов в тексте;

— уточнять значение слова по толковому словарю;

— сравнивать толкование слова в различных словарях;

— формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы;

—самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

—оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

Практическая и игровая деятельность:

— экскурсия в краеведческий музей (знакомство с предметами старинного быта, национальной одеждой);

— проект «Сокровища из бабушкиного сундука» (рассказ о старинных вещах, которые хранятся в семье);

— игра «В музее слов»;

— проекты: «Собираем старинные пословицы и поговорки», «Узнай историю слова».

Загадки простого предложения

Порядок слов в предложении: зависимость смысла предложения от порядка слов. Устранение ошибок, двусмысленностей, которые возникают из-за нарушения порядка слов.

Интонация предложения. Логическое ударение.

Зачем нужны второстепенные члены предложения.

Художественные определения (эпитеты). Знакомство со словарём эпитетов.

Описание предметов в художественных текстах.

Внешность и характер в портретах мастеров слова.

Распространение простого предложения с помощью обстоятельств.

Когда необходимы обстоятельства.

Использование обстоятельств в объявлениях, приглашениях, афишах.

Распространение простого предложения с помощью дополнений. Использование дополнений в речи (лексическая сочетаемость и норма).

Однородные члены предложения. Распространение предложения

с помощью однородных членов. Какие члены предложения бывают однородными?

Исправление недочётов, ошибок в употреблении однородных членов предложения.

Всегда ли можно продолжить ряд однородных членов?

Знаки препинания при однородных членах.

Универсальные учебные действия:

—наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл;

— устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении;

— наблюдать за интонационным оформлением восклицательных и вопросительных предложений. Различать интонацию восклицательного и невосклицательного, вопросительного и невопросительного предложения;

— исследовать взаимосвязь логического ударения и смысла предложения;

— осуществлять учебное сотрудничество;

— контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

— анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста-описания;

— составлять письменное высказывание по предложенному образцу;

— оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы по ходу и в конце выполнения задания;

— оценивать положительные качества личности одноклассников;

— создавать небольшие письменные тексты по предложенной теме,

представлять одну и ту же информацию вербально и схематично (проект «Безопасный маршрут»);

— сопоставлять тексты приглашений, анализировать их структуру, выявлять неточности и исправлять их;

— работать с информацией, представленной в виде модели;

— соотносить схемы предложений с их моделями;

— анализировать смысл предложения и выявлять на основе анализа место постановки запятой.

Практическая и игровая деятельность:

— лингвистические эксперименты: «Сколько ответов можно дать на предложенный вопрос?», «Как можно перестроить предложение, чтобы выразить все возможные для него смысловые оттенки»; инсценировка диалогов с соблюдением правильной интонации и логического ударения;

— творческая работа над сочинением-описанием «Любимая ёлочная игрушка», «Мамин портрет»;

— игры: «Самый внимательный» (описание внешности одноклассника), «Отгадай предмет по описанию», «Чепуха»;

— проект «Безопасный маршрут»;

— творческая работа «Приглашение на праздник»;

— конкурс «Самый длинный однородный ряд»;

—конструирование предложений с однородными членами по моделям;

— игры: «Поставь на место запятую», «Составь предложение по схеме», «Повтори и продолжи».

О существительных по существу

Почему изучение грамматики начинается с имени существительного.

От чего зависит род имени существительного.

Употребление в речи существительных общего рода.

Способы выражения значения числа у имён существительных в русском языке. Нормы употребления существительных во множественном числе.

Как определить число несклоняемых существительных.

Всегда ли существительные имели только два числа?

Для чего существительные изменяются по падежам?

История названий падежей. Падежные значения, знакомство с грамматической нормой («килограмм помидоров», «пара носков», «стакан сахара»).

Имена собственные. История возникновения некоторых фамилий.

Значение имён.

Слово в грамматике.

Как «работают» слова или для чего нужна грамматика.

Универсальные учебные действия:

— формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

— наблюдать использование существительных общего рода, на основании наблюдений выводить закономерности их употребления;

— на основе наблюдения форм имён существительных в текстах строить рассуждения о способах выражения числа у имён существительных в русском языке;

— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имён существительных и контролировать их соблюдение в речи собеседника;

— воспринимать на слух и понимать информационный текст;

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников;

— самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

— оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания;

— осуществлять учебное сотрудничество. Контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Практическая и игровая деятельность:

— игры: «Наоборот», «Кто больше»;

— проекты: «Что рассказали падежи о себе», «Моё имя», «Собственные имена в моей семье».

— игры: «Сделай комплимент», «Строим дом»;

— викторина «Самый-самый»;

— игра-соревнование «Подбери словечко».

Такие разные признаки предметов

Значение имён прилагательных.

Описание свойств и качеств предметов с помощью прилагательных.

Как в старину использовали прилагательные в обращениях.

Сравнение качеств, свойств предметов с помощью степеней сравнения.

Особенности использования в речи степеней сравнения качественных прилагательных.

Исправление речевых ошибок и недочётов в использовании степеней сравнения.

Значение относительных прилагательных.

Что называют притяжательные прилагательные.

Способы образования некоторых русских фамилий (Алёшин, Арбузов, Борисов, Кольцов, Правдин…).

Использование притяжательных прилагательных во фразеологизмах.

Универсальные учебные действия:

— составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

— анализировать особенности строения современных обращений и в историческом прошлом;

— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании и использовании степеней сравнения имён прилагательных;

—контролировать соблюдение этих норм в речи собеседника и исправлять допущенные при речевом общении ошибки;

—выдвигать гипотезы, находить аргументы для их доказательства;

—осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации в различных источниках;

—составлять небольшое монологическое высказывание по предложенной теме;

—самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;

— оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания;

— осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности;

—контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Практическая и игровая деятельность:

— проект «Значения цветовых прилагательных»;

— игры: «Сделай комплимент», «Строим дом»;

— викторина «Самый-самый»;

— игра-соревнование «Подбери словечко».

3 класс

Поиграем со звуками, словами и предложениями

Фонетические и графические правила и закономерности.

Слово, его значение и лексические нормы.

Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со словообразовательными моделями.

Практическая и игровая деятельность:

— фонетические и графические задачи;

— игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов»;

— решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад;

— игры со словообразовательными моделями: «Загадки тильды», «Наоборотки», «Неразрывная цепь слов», «Смешалости», «Лингвистические раскопки», «Бестолковый словарь»;

— шутливые лингвистические вопросы;

—отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз, состоящих из искусственных слов.

Пора действовать!

Глагол в языке и речи.

Особенности текста-повествования и текста-описания.

Видовые пары глаголов, их значение.

Глаголы в личной форме.

Повествование от первого и третьего лица.

Использование временных форм глагола в речи. Замена форм времени глагола.

Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени.

О чём может рассказать личная форма глагола.

Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа.

Форма условного наклонения глагола.

Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости.

Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок.

Использование глаголов в прямом и переносном значении.

Художественное олицетворение.

Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.

Глаголы в пословицах и загадках.

Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола.

Универсальные учебные действия:

— сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания и текста-повествования;

— наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;

—проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;

— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;

—составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств;

—осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте,

и различать глаголы в прямом и переносном значении;

—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.

Практическая и игровая деятельность:

—лингвистические эксперименты: «Можно ли рассказать о событии,

не используя глаголы?» (существительные, прилагательные); «Рассказываем только с помощью глаголов», «Как изменится смысл предложения, если поменять вид глаголов?»;

—игра «Меняемся ролями»;

—творческая работа на тему «Если бы я был директором школы…»;

—ролевая игра «Просить или приказывать?»;

—составление загадок с помощью глаголов;

—игра-соревнование «Орфографический поединок».

Числа и слова

Как используются числительные в речи.

Обозначение дат и времени с помощью числительных.

Числительные во фразеологизмах и пословицах.

Нормы употребления имён числительных.

Исправление речевых ошибок.

Универсальные учебные действия:

—наблюдать использование числительных в речи;

—воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;

—находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему;

—выступать перед одноклассниками;

—соблюдать нормы русского литературного языка в использовании числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника.

Практическая и игровая деятельность:

—проекты: «Главные события моей жизни», «Страница истории», «Мифы о числах»;

—викторина «Числа в названиях художественных произведений, кинофильмов, мультфильмов».

Прочные связи

Как связаны слова в словосочетании.

Словосочетания свободные и связанные.

Словосочетания с типом связи согласование.

Слова каких частей речи могут согласовываться.

Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных.

Сочетаемость слов.

Словосочетания с типом связи управление.

Слова каких частей речи имеют «способность управлять».

Трудности в выборе формы слова при управлении.

Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением.

Словосочетания с типом связи примыкание.

Универсальные учебные действия:

—наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу;

—проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов;

—наблюдать особенности различных словосочетаний;

—сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи);

—создавать устное высказывание на предложенную тему;

—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.

Практическая и игровая деятельность:

—игра «Словосочетания в пазлах»;

—ролевая игра «Согласуем, управляем, примыкаем»;

—конструирование словосочетаний по моделям (игра «Целое и части»);

—творческая работа «Путешествие туда и обратно»;

—итоговый конкурс «Любимые игры со словами».

4 класс (34 ч)

Фонетика и орфоэпия

Знакомство с нормами литературного произношения.

Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография».

Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».

Расширение знаний о буквах и звуках.

Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции.

Знакомство с произношением слов банты и шарфы.

Универсальные учебные действия:

— Различать варианты орфоэпической нормы; употреблять слова с учетом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы.

— Осознание своей этнической принадлежности, знание языка и культуры своего народа, Усвоение орфоэпических норм для использования в речи.

— Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

— Ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Практическая и игровая деятельность:

— творческая работа над сочинением-описанием «Любимая игрушка»;

— игры: «Звукоподражание», «Отгадай предмет по описанию»;

— проект «Транскрипции»;

— творческая работа «Мой любимый звук»;

— игра «Ударение меняет значение»;

— конкурс на лучшего звукоподражателя «Знаток природы»;

Лексикология

Лексическое значение слова.

Словари русского языка.

Многозначные слова.

Этимология.

Фразеологизмы.

Афоризмы.

Неологизмы.

Ономастика.

Антропонимика.

Универсальные учебные действия:

— выявлять отличительные признаки основных языковых единиц;

— знать основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

— применять основные орфографические и пунктуационные правила;

— иметь представление о нормах русского языка.

— четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

— подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

различать слова - паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

— пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими и другими словарями.

Практическая и игровая деятельность:

— лекция «История образования древнерусских имен»;

— игры: «Паронимы», «Прямое и переносное значение слов»;

— экскурсия в библиотеку

— проект «Традиционные клички животных на Руси»;

— творческая работа «Создание словаря языка Пушкина»;

— конкурс «Крылатые выражения в произведениях русских писателей»;

— практическая работа «Отличие многозначных слов и слов-омонимов».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС (33 ч)

Тема, раздел курса, примерное количество часов

Предметное содержание

Методы и формы организации обучения.

Характеристика деятельности обучающихся.

Мир полон звуков

(6 ч)

Звуки вокруг нас.

Фабрика речи.

Бессмыслица + бессмыслица = смысл.

Полоса препятствий.

Рисуем звуками.

Трудности словесного ударения.

Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

Разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов.

игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион».

 проект «Как я говорил, когда был маленьким».

мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».

Азбука, прошедшая сквозь века (5 ч)

Буквы старые и новые.

Так считали наши предки.

Страницы древних книг.

Живая и весёлая буква алфавита.

Загадки русской графики.

Чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы.

Экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности).

Конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки).

Рисование: «Весёлая буква Ё».

Всему название дано

(5 ч)

Рождение языка.

Сколько слов в языке?

Имена, имена, имена…

Увлекательные истории о самых простых вещах.

Словари — сокровищница языка.

Анализ и просмотр текстов Игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;

Мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен…».

Проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название».

Конкурс «Придумываем название для новых конфет».

Как делаются слова

(7ч)

«Дальние родственники».

Слова «готовые» и «сделанные».

Есть ли «родители» у слов?

Внимание, корень!

Такие разные суффиксы.

Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»?

Что нам стоит слово построить?

Игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово».

Лингвистический эксперимент «Свойства корня».

Конструирование слов по словообразовательным моделям.

Проект «Как конфеты получают свои названия».

Секреты правильной речи (10 ч)

Словарное богатство русского языка.

Вместе и врозь, или почему нельзя сказать «молодой старик».

Выбираем точное слово.

Одно или много?

Когда у слов много общего?

Когда значения спорят?

Слова одинаковые, но разные.

«Местные жители» и «иностранцы».

Как рождаются фразеологизмы? Выбор фразеологизма в речи.

Игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»;

Решение кроссвордов;

Составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю

антонимы», «Собираю фразеологизмы»;

Составление шуточных рассказов и стихов.

2 КЛАСС (34 ч)

Тема, раздел курса, примерное количество часов

Предметное содержание

Методы и формы организации обучения.

Характеристика деятельности обучающихся.

Из истории языка

 (2 ч)

Старые и новые слова в языке.

Сокровища из бабушкиного сундука.

Экскурсия в краеведческий музей (знакомство с предметами старинного быта, национальной одеждой).

Проект «Сокровища из бабушкиного сундука» (рассказ о старинных вещах, которые хранятся в семье).

Игра «В музее слов».

Проекты: «Собираем старинные пословицы и поговорки», «Узнай историю слова».

Загадки простого предложения

(9 ч)

«Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении.

Важные мелочи.

Требуется определение.

Важные обстоятельства.

Необходимо дополнить.

«Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж».

Стройтесь в ряд!

Запятые, по местам!

Пунктуация или «Нельзя казнить помиловать»

Лингвистические эксперименты: «Сколько ответов можно дать на предложенный вопрос?», «Как можно перестроить предложение, чтобы выразить все возможные для него смысловые оттенки»; инсценировка диалогов с соблюдением правильной интонации и логического ударения.

Творческая работа над сочинением-описанием «Любимая ёлочная игрушка», «Мамин портрет»

Игры: «Самый внимательный» (описание внешности одноклассника), «Отгадай предмет по описанию», «Чепуха».

Проект «Безопасный маршрут».

Творческая работа «Приглашение на праздник».

Конкурс «Самый длинный однородный ряд».

Конструирование предложений с однородными членами по моделям.

Игры: «Поставь на место запятую», «Составь предложение по схеме», «Повтори и продолжи».

О существительных по существу

(15 ч)

«Лебедь белая плывёт».

Может ли род быть общим?

Как на уроках русского языка может пригодиться счёт?

Как быть, если нет окончания?

Один, два, много.

Почему именительный падеж назвали именительным?

Как «работает» родительный падеж?

«Щедрый» падеж.

Винительный падеж — великий маскировщик.

Падеж-работяга.

Любимая «работа» предложного падежа.

Кому принадлежат имена собственные?

Слово в грамматике.

Как «работают» слова

Для чего нужна грамматика?

Игры: «Наоборот», «Кто больше».

Проекты: «Что рассказали падежи о себе», «Моё имя», «Собственные имена в моей семье».

Игры: «Сделай комплимент», «Строим дом».

Викторина «Самый-самый».

Игра-соревнование «Подбери словечко».

Такие разные признаки предметов

(8 ч)

Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах.

«Красны девицы» и «добры молодцы».

Всё познаётся в сравнении.

Всегда ли «умный — умнейший»: сравниваем и оцениваем.

Что из чего и для чего?

Что кому принадлежит?

Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных.

«Крокодиловы слёзы». 

Весенняя словесная капель.

Игры: «Сделай комплимент», «Строим дом».

Викторина «Самый-самый».

Игра-соревнование «Подбери словечко».

Проект «Значения цветовых прилагательных».

3 КЛАСС (34 ч)

Тема, раздел курса, примерное количество часов

Предметное содержание

Методы и формы организации обучения.

Характеристика деятельности обучающихся

Поиграем со звуками, словами и предложениями

(7 ч)

Смотрю, говорю, слушаю.

Лексические загадки.

Словесный конструктор. Занимательная грамматика.

Фонетические и графические задачи.

Игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов».

Решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад.

Игры со словообразовательными моделями: «Загадки тильды», «Наоборотки», «Неразрывная цепь слов», «Смешалости», «Лингвистические раскопки», «Бестолковый словарь».

Шутливые лингвистические вопросы;

—отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз, состоящих из искусственных слов.

Пора действовать!

(14 ч)

Для чего нужны глаголы?

Делать и сделать — не одно и то же.

Меняемся ролями.

Вчера, сегодня, завтра.

Одно вместо другого.

Она меня поняла и приняла.

Кто говорит, кто действует?

Сумею победить!

Мечтаем и фантазируем.

Дай-подай… и поезжай!

Живые образы.

Орфографический поединок.

—лингвистические эксперименты: «Можно ли рассказать о событии,

не используя глаголы?» (существительные, прилагательные); «Рассказываем только с помощью глаголов», «Как изменится смысл предложения, если поменять вид глаголов?».

Игра «Меняемся ролями».

Творческая работа на тему «Если бы я был директором школы…».

Ролевая игра «Просить или приказывать?».

Составление загадок с помощью глаголов.

Игра-соревнование «Орфографический поединок».

Числа и слова

 (4 ч)

Для чего нужны числительные?

Важные даты истории нашей страны (города, края).

Рекорды в цифрах.

За семью печатями

Проекты: «Главные события моей жизни», «Страница истории», «Мифы о числах».

Викторина «Числа в названиях художественных произведений, кинофильмов, мультфильмов».

Прочные связи

(9 ч)

Треугольный шарик.

Как водить машину за нос?

Послушный «подчинённый».

О «земляной» или «земной» красоте.

Строгий «управляющий».

В Сибири и на Урале.

Связаны смыслом.

Старые и новые слова в языке.

Сокровища из бабушкиного сундука.

Игра «Словосочетания в пазлах».

Ролевая игра «Согласуем, управляем, примыкаем».

Конструирование словосочетаний по моделям (игра «Целое и части»).

Творческая работа «Путешествие туда и обратно».

Итоговый конкурс «Любимые игры со словами».

4 КЛАСС (34 ч)

Тема, раздел курса, примерное количество часов

Предметное содержание

Методы и формы организации обучения.

Характеристика деятельности обучающихся.

Фонетика и орфоэпия

(7 ч)

Что такое орфоэпия?

Что такое фонография или звукозапись?

Звуки не буквы!

Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.

Творческая работа над сочинением-описанием «Любимая игрушка».

Игры: «Звукоподражание», «Отгадай предмет по описанию».

Проект «Транскрипции».

Творческая работа «Мой любимый звук».

Игра «Ударение меняет значение».

Конкурс на лучшего звукоподражателя «Знаток природы».

Лексикология

( 27 ч)

Имена вещей.

Как и почему появляются новые слова?

Слова антиподы.

Фразеологические обороты.

Слова, придуманные писателями.

Слова, уходящие и слова-новички.

Мы говорим его стихами.

Научная этимология.

Паронимы или «ошибкоопасные» места.

Словарь – грамотей.

Словари чужих слов.

Лекция «История образования древнерусских имен».

Игры: «Паронимы», «Прямое и переносное значение слов».

Экскурсия в библиотеку.

Проект «Традиционные клички животных на Руси».

Творческая работа «Создание словаря языка Пушкина».

Конкурс «Крылатые выражения в произведениях русских писателей».

Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов-омонимов».

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
  2. Магнитная классная доска;
  3. Демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление;
  4. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы (РЭШ, МЭШ), мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 3 класс.

Программа содержит календарно-тематическое планирование и составлена на 1 час в неделю....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Удивительный мир слов"

Программа внеурочной деятельности дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введен...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Удивительный мир слова"

Курс «Удивительный мир слова» связан с изучением русского языка в начальной школе, направлен  на достижение следующих целей: — осознание языка как явления национальной культуры ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Удивительные шахматы»

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использо...