Подготовка к родительскому собранию
статья

Гришина Галина Николаевна

В статье коротко изложены рекомендации педагогам о подготовке к родительскому собранию. Его примерная структура, сценарий или план. 

Некоторые лайфхаки и советы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_rod.sobraniyu_-_statya.docx32.75 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ

Гришина Галина Николаевна

педагог дополнительного образования

государственного бюджетного

общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 456

 Колпинского района Санкт-Петербурга

Аннотация

В данной статье предложены к рассмотрению некоторые общие принципы и подходы к подготовке и проведению родительских собраний. Материал основан на опыте педагогов разных направлений педагогической деятельности и не претендует на открытие принципиально нового в области работы с родителями. Но возможно, позволит педагогу переосмыслить свою работу в этом направлении и полноценно подготовиться к очередному родительскому собранию.

Ключевые слова

родительское собрание; план родительского собрания; правила проведения родительских собраний; структура родительского собрания; сценарий родительского собрания; цель родительского собрания;

Для чего нужны родительские собрания? 

1.     для быстрого получения разнообразной информации о детях. В таком случае классному руководителю необходимо тщательно продумать и четко сформулировать вопросы, на которые они хотят иметь ответы;

2.     как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т.д. на подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собрание вопросах;

3.     для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, с итогами медицинских обследований и т.д. но это должен быть аналитический материал, «без жареных фактов», фамилий родителей и детей;

4.     как консультативные по профориентации, трудоустройству детей, по занятости в системе дополнительного образования, по программе каникул. Хорошо приглашать на такие собрания психолога, педагога дополнительного образования, инспектора АПМН, учителей – предметников и т.д. помнить, что это консультации, а не претензии к родителям и детям;

5.     как экстренные, чрезвычайные при острой ситуации, при чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;

6.     совместные с учениками при обсуждении принципиальных вопросов (ношение школьной формы, переход во вторую смену и т.д.);

7.     как показ «товара лицом», когда дети показывают своим родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т.д. такие собрания очень полезны и интересны и для родителей, и для детей;

8.     собрания – лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить часто (один раз в месяц), как школу для родителей.

Важные детали в подготовке родительского собрания:

  • Определить тему, главную проблему и основные задачи собрания.
  • Уточнить регламент, продумать ход собрания.
  • Разослать родителям уважительные приглашения с указанием вопросов, выносимых на собрание.
  • Продумать, где будут родители раздеваться, кто и как встретит их в школе.
  • Продумать выставочный или информационный материал.
  • Определить, кого из учителей – предметников или других специалистов можно пригласить.
  • Продумать свой внешний вид – это немаловажная деталь: ведь каждый раз собрание – событие и немножко праздник.

Примерная структура родительского собрания:

1. Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) - 5 мин.

2. Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче представить обсуждаемую на собрании проблему - 5-7 мин.

3. Выступление по теме собрания (специалиста или классного руководителя). Оно должно быть ярким, лаконичным, доступным -10-15 мин.

4. Обсуждение проблемы родителями - 20 мин.

5. Анализ классным руководителем успеваемости класса. Начинать нужно только с положительных результатов. Никогда не надо называть по фамилиям отстающих, недисциплинированных детей, не надо «клеймить их позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.

6. Заключительная часть собрания направлена на принятие решения и анализ произошедшего на собрании. По мнению заслуженного учителя России В.Н. Щербаковой, собрание проходит более успешно, если завершается «минутами благодарности». В конце встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу, предлагает взять памятку о прошедшей встрече, просит задержаться тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении или поведении, для выяснения причин этих проблем и нахождения совместного решения.

Разработка сценария проведения собрания

          В целом подготовка сценария родительского собрания – это творческая работа педагога. Тем не менее, имеет смысл, чтобы оно включало в себя пять обязательных компонентов:

  1. Анализ учебных достижений учащихся класса.

В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса. В самом начале ему стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы об успеваемости именно их ребенка они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций.

  1. Ознакомление родителей с состоянием эмоционального климата в классе.

Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, в столовой, на экскурсиях и т.д.). темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие актуальные вопросы, связанные с поведением детей. Родители, так же как и педагоги, должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает ценнейший опыт взаимодействия с другими людьми. Эта миссия на менее важна, чем обучение сумме научных знаний. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов школьников» из кондуита классного руководителя.

  1. Психолого-педагогическое просвещение.

Этот компонент родительского собрания не обязательно выделять в отдельный пункт повестки собрания; он быть естественным образом включен в структуру других его составляющих. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей – одна из важнейших задач классного руководителя. Было бы неплохо, если бы классный руководитель предложил родителям и информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах, которые они могут посетить вместе с ребенком. Для освещения отдельных вопросов имеет смысл приглашать на собрание педагога-психолога, социального педагога, других специалистов.

  1. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т.д.).

Оно состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах. Следует заметить. Что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом и лишь после этого выносить на родительское собрание.

  1. Личные беседы с родителями.

На этом этапе особым объектом внимания должны стать родители детей, имеющие проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения, которая начитается словами: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!». Однако это не значит, что родители других детей должны быть обделены вниманием. Желательно, чтобы классный руководитель знал, что сказать каждому из них. 

Правила поведения классных руководителей/

педагогов на родительском собрании:

1.     Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.

2.     Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание к ним.

3.     Дать понимание, что у школы и семьи – одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4.     Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать эти пути вместе.

5.     Постараться понять родителей, спокойно, уважительно, доброжелательно.

6. Заинтересованно. Важно, чтобы родители и хороших учеников и неуспевающих или девиантных детей уходили с собрания с верой в своего ребенка.

Другие формы работы с родителями:

1.     Консультации – индивидуальные и коллективные тематические.

2.     Дни открытых дверей – разрешение родителей побывать не уроках, внеурочных мероприятиях, встречи с психологами, врачами, педагогами.

3.     Практические занятия для небольших групп родителей (по культуре поведения детей, по созданию домашней библиотеки, по организации семейных праздников и т.п.).

4.     Телефон доверия – разрешения родителям в определенные дни и часы обсудить с классным руководителем важные для воспитания ребенка вопросы.

5.     Привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников. Совместные праздники, конкурсы, смотры.

Из серии: Советы родителям. «Как помочь ребенку в учебе».

  • Никакого насилия.
  • Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.
  • Ничего не делайте за ребенка, лучше укажите на его ошибки и объясните непонятное, а затем попросите его сделать все на черновике, который он вначале проверит сам, а потом даст посмотреть вам.
  • Устные предметы пусть перескажет, скажите, что вам это тоже интересно знать. Если трудно пересказывать, надо текст на абзацы и попросить ребенка задать вопрос каждому абзацу, а потом ответить самому на этот вопрос.
  • Помните: в вашем контроле за приготовлением уроков должны главенствовать только доброта, терпение. Результата сразу может и не быть, а уверенность должна быть ежедневно.

Список использованной литературы и источников

  1. Васильева Е.В. Родительские собрания. 5-9 классы. ФГОС/  Волгоград: «Учитель», 2017.
  2. Лозовая С.Н. Родительские собрания. 9-11 классы. Просвещение родителей: о новом стандарте образования./ Волгоград: «Учитель», 2017.
  3. Максименко Н.А. Дарите детям любовь. Лекции и материалы к родительским собраниям./ Волгоград: «Учитель», 2006.Петлякова Е.Н. Инновационные родительские собрания./ М.: «Феникс», 2012.
  4. Советова Е.В. Родительские собрания в начальной школе/ М.: «Феникс», 2014.

  5. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: портал [Справочная система «Образование»]. – URL:

https://vip.1obraz.ru/#/document/189/665087/d721d8f6-8558-4d0c-978d9f296fb586e7/?of=copy-6ecd5b94f6 Режим доступа: - свободный. Дата обращения: 30.04.2021.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ (Рекомендации для родителей при подготовке домашних заданий).

Рекомендации для родителей при подготовке домашних заданий. Рекомендации по просмотру телевидения младшими школьниками....

Материал для подготовки к родительскому собранию на тему о детских капризах

Материал для подготовки к родительскому собранию на тему о детских капризах....

Памятки для классного руководителя при подготовке к родительским собраниям

Эти памятки помогут  провести встречу с родителями учащихся....

Статья " Рекомендации по подготовке к родительскому собранию".

Это краткие рекомендации по подготовке к родительскому собранию....

Подготовка к родительскому собранию

В данном файле представлена подготовка к родительскому собранию....

Методические разработки по подготовке к родительскому собранию "Уроки первой отметки."

Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка.Рассказать  об организации учебной работы детей дома.Дать рекомендации родителям о  формировании  у детей регулятивных умени...

Методические разработки по подготовке к родительскому собранию. «Правовое просвещение родителей по актуальным вопросам воспитания и обучения».

laquo;Какими дети рождаются - ни от кого не зависит, но в наших силах сделать их хорошимичерез правильное воспитание.»Плутарх...