Статья на тему " Как подготовить ребенка к школе"
статья (1 класс)

Прокопович Антонина Ивановна

Настал долгожданный момент, и ваши дети из дошкольников превратились в учеников. Поступление ребенка в школу – это, прежде всего, стресс для неокрепшего организма ребенка. Начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период труден и для детей, и для их родителей. Наблюдения психологов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям.  Много нового видит ребенок в школе. Особенностью сегодняшних детей, пришедших в первый класс, является быстрая утомляемость. Учебная деятельность первоклассника требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать, планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения. Не менее важны и навыки речевого общения. Вам, как родителям первоклассников, необходимо ответственно отнестись к новому положению ребенка и помочь ему адаптироваться и осознать свое новое положение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchnaya_statya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Научная статья для родителей «Как подготовить ребенка к школе.»

Цели:

- повысить социально-педагогическую компетентность и культуру родителей;

- познакомить родителей с психологическими особенностями младшего школьника;

- сплотить коллектив родителей для дальнейшей совместной работы;

- ознакомить с необходимыми документами, дать информацию об учебных принадлежностях.

 Настал долгожданный момент, и ваши дети из дошкольников превратились в учеников. Поступление ребенка в школу – это, прежде всего, стресс для неокрепшего организма ребенка. Начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период труден и для детей, и для их родителей. Наблюдения психологов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям.  Много нового видит ребенок в школе. Особенностью сегодняшних детей, пришедших в первый класс, является быстрая утомляемость. Учебная деятельность первоклассника требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать, планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения. Не менее важны и навыки речевого общения. Вам, как родителям первоклассников, необходимо ответственно отнестись к новому положению ребенка и помочь ему адаптироваться и осознать свое новое положение.

-  Но вот парадокс: некоторые довольно простые, казалось бы, вопросы, которые задаются на собеседовании при записи в школу, нередко ставят наших умненьких детей в тупик. Например, не всегда дошкольник может назвать свой адрес и название города, где он живет; имена и отчества своих родных и близких, где и кем они работают. Часто дети путают названия времен года месяцев и дней недели; не всегда различают основные виды деревьев, цветов и животных, но пожалуй самая большая трудность для многих детей заключается в необходимости высказывать собственные суждения и делать выводы.

Вот несколько тестовых заданий, которые помогут вам определить степень готовности вашего ребенка к школе.

  1. назовите несколько предметов в единственном числе и попросите ребенка произнести эти существительные во множественном числе. (стул - стулья, игрушка-игрушки).
  2. попросите ребенка выделить отдельные части из целого предмета (дерево-ствол, ветки, листья).
  3. предложите ребенку рассказать, в чем состоит сходство, а в чем различие следующих пар (стол-стул, зима-лето, день-ночь).
  4. назовите предмет и попросите назвать как можно больше сходных вещей (кресло-табурет, стул, скамейка, лавочка).
  5. произнесите три не связанных по смыслу слова и попросите придумать с ними как можно больше предложений (кошка, дерево, река).
  6. предложите ребенку назвать одним словом группу предметов (собака, кошка, корова – это…)
  7. ребенок должен ответить на вопрос «Что такое?»

(Что такое стол?

- предмет на четырех ногах.

- значит собака – это стол?

- нет, собака живая.

- значит собака – это кошка, у нее ведь тоже четыре ноги?)

8. Предложите малышу найти возможные причины (девочка упала и поцарапала руку). Ребенок должен назвать как можно больше причин – почему так случилось: торопилась домой,   убегала от мальчишек,  погналась за кошкой..)

9. Проверьте, как ребенок рассказывает по картинкам. Положите их не по порядку и попросите разложить их последовательно (девочка чистит зубы, девочка спит в кровати, она завтракает, идет в школу)

10. Назовите ребенку десять существительных и попросите по памяти назвать столько, сколько он запомнил (река, космос, кошка, школа, дерево…).

Результат можно считать хорошим, если ребенок ответил на 80 % заданий-  вы можете смело идти с ним на собеседование. А если вопросы вызвали определенные трудности, советуем вам вплотную заняться подготовкой малыша к школе.

-  Чем родители могут помочь своему ребенку?

1. Прежде всего помнить о старых и надежных способах поддержания здоровья будущего первоклассника.  Это соблюдение режима дня: сон не менее 10 часов в сутки, полноценное питание, физические упражнения, прогулки на воздухе (в парке, на площадке, во дворе). Рекомендую ограничить просмотр телепередач до 30 минут в день.

2. С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему. Скажите «доброе утро» и собирайтесь в школу без суеты. Отправляя ребенка в сад и школу, постарайтесь обойтись без нравоучений, так как они ничего, кроме утренней усталости и испорченного настроения не дают.

3. Встречая ребенка из сада или школы после уроков, порадуйтесь с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас, несколько часов.

Терпеливо выслушайте его, похвалите, поддержите и ни в коем случае не ругайте – ведь пока не за что.

4. А если появились первые трудности? Будьте щедры не похвалу. Замечания ребенку делайте корректно, не касайтесь личности ребенка. Он не неряха, просто у него в тетради небольшой временный беспорядок.

5. Уважаемые родители, избегайте позиции прокурора, которую вы так часто любите занимать: «Будешь переписывать 5 раз, пока не получится хорошо!». Это недопустимо.

6. Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет к формированию неуверенности в себе, озлобленности и нежеланию учиться.

7. Духовное и физическое здоровье первоклассника зависит от контактов со всеми, кто работает в школе. Невозможно не уважать учителя начальной школы, потому что он живет жизнью своих ребят. Поддержите словом и делом своего учителя, помогите ему. Не спешите осуждать его, администрацию школы, не торопитесь категорично высказывать свое мнение о них (особенно в присутствии ребенка). Лучше посоветуйтесь: ведь все, что делается учителем, прежде всего это делается на благо вашего ребенка.

8. И помните, маленький ученик должен чувствовать, что родителям, дедушкам и бабушкам очень интересно знать, что происходило в школе, что нового он узнал сегодня. Поддерживайте интерес к учебе, перенося новы знания ребенка в повседневную жизнь: используйте навык счета, чтобы посчитать, сколько птиц село на ветку или сколько красных машин стоит у дома, навык чтения, чтобы прочитать вывеску или название новой книжки и т.д.

- Если в группе несколько агрессивных детей.

Психологи называют несколько причин, способствующих «превращению» детей в маленьких агрессоров. Нередко ребенок, испытывающий нехватку родительской любви и заботы, таким вот нехитрым способом – с помощью агрессии и драк – пытается привлечь к себе внимание мамы и папы.

Впрочем, чрезмерная опека или слишком жесткий контроль со стороны взрослого тоже до хорошего не доводят: ребенок начинает отвоевывать свое право быть самостоятельным и независимым с помощью кулаков.

Нередко в семье  или среди близких родственников находится человек, который поощряет такое поведение ребенка. Скажем, бабушка, которая приезжает, чтобы посидеть с внуком, приходит в восторг, глядя на его «кулачные бои», называет малыша «настоящим мужчиной» и говорит, что мальчик должен уметь постоять за себя.

Психологи утверждают, что огромную роль в развитии агрессивности у детей играет пример взрослых, прежде всего – родителей. Если мать с отцом часто физически разбираются с ребенком – он будет агрессивным.

-  Правила общения с ребенком.

1. можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

2. можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими непозволительными они не были.

3. не требовать от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Лучше посмотрите, что можно изменить в окружающей обстановке.

4. недовольство действиями ребенка не должно быть постоянным, иначе оно перестает восприниматься.

5. старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.

6. позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Тогда у него будет шанс повзрослеть.

7. не вмешивайтесь в дела, которыми занят ребенок, если он не просит вашей помощи. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно окажите ее.

8. если ребенок вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

9. чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями  ребенка.

10. постепенно, но неуклонно снимайте с себя ответственность за личные дела вашего ребенка, пусть он почувствует себя ответственным за их выполнение.

11. о своих чувствах говорите ребенку от первого лица. Сообщайте о себе, своих чувствах и мыслях, а не о нем и его поведении.

-  В ребенке надо воспитывать недоверие к незнакомым и малознакомым людям. И перво-наперво надо усвоить правило четырех «не»:

1. не ходи с незнакомцем (тетей, дядей, бабушкой, девочкой, мальчиком), что бы он тебе не говорил.

2. не садись к незнакомым людям в машину ни под каким предлогом.

3. не заходи в подъезд дома или в лифт с незнакомцем, даже если он на вид совершенно безопасен.

4. ничего не бери у незнакомца, что бы он тебе не предлагал.

К этим  четырем пунктам можно добавить следующее:

- ты не обязан отвечать на вопросы незнакомых людей и чем бы то ни было помогать им (даже если тебя попросили донести тяжелую сумку, проводить до квартиры, которую не могут найти);

- научите ребенка вежливо отказывать старшим (есть деликатные воспитанные дети, которые не в состоянии отказать незнакомцу в просьбе, хотя внутренне испытывают протест).

- необходимо объяснить ребенку, что, если к нему пристанет незнакомец, ему следует громко и пронзительно кричать.

Помните, что своим правильным поведением при общении с ребенком Вы поможете ему легче и быстрее адаптироваться в новых условиях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании по теме "Как подготовить ребенка к школе"

Выступление на родительском собрании по теме "Как подготовить ребенка к школе"....

Статья. Материалы к собранию с родителями будущих первоклассников или еще раз о том, как подготовить ребенка к школе.

Материалы к собранию с родителями будущих первоклассников  илиеще раз о том, как подготовить ребенка к школе. Плохой ли, хорошей рождается птица,Ей суждено летать.С человеком же так не случи...

Статья на тему "Первые дни ребенка в школе"

Статья посвещена проблеме адаптации первоклассника. Как помочь ему привыкнуть, эмоционально настроиться. Попробуем в этом разобраться....

Презентация для родителей (законных представителей) по теме: "Как подготовить ребенка к обучению в школе?"

Практические рекомендации и советы для родителей (законных представителей) по подготовке детей к школьному обучению....

Лекторий для родителей (законных представителей) по теме: "Как подготовить ребенка к обучению в школе?"

Практические советы и рекомендации для родителей (законных представителей) по подготовке детей к школьному обучению....

Статья. Материалы к собранию с родителями будущих первоклассников или еще раз о том, как подготовить ребенка к школе.

Материалы к собранию с родителями будущих первоклассников  илиеще раз о том, как подготовить ребенка к школе. Плохой ли, хорошей рождается птица,Ей суждено летать.С человеком же так не случи...

Статья "Как подготовить ребенка к школе"

Статья "Как подготовить ребенка к школе"...