Использование информационно – коммуникационные технологии
статья

Четина Марина Николаевна

Использование информационно – коммуникационные технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование информационно – коммуникационные технологии

Образование – это индустрия,

                                   направленная в будущее.

                                                                                                    С. П. Капица

  Характерной особенностью развития современной образовательной системы является переход на новую технологическую основу. Под влиянием средств информационно-коммуникационных технологий меняются все компоненты методической системы обучения предмету (цели, содержание, формы, методы, средства).

    Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации» и образовательном стандарте нового поколения. Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы по ФГОС. Ее основная задача – эффективное использование следующих важнейших преимуществ:

- информационно–коммуникационных технологий;

- возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу;

- индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;

- создание эффективной системы управления информационно – методическим обеспечением образования.

Информатизация образования привела к изменению требований к квалификации педагогического работника. В квалификационном справочнике указаны следующие требования, предъявляемые к педагогическому работнику: «Педагогический работник должен обладать информационной компетентностью – качеством действий, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест педагога в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях».

 Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе в школьном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной педагогике.

Развитие ИКТ компетентности педагогов является одной из ступеней перехода к новым профессиональным стандартам.

Педагоги должны уметь осваивать специализированные технологии и ресурсы, разработанные в соответствии с требованиями к содержанию учебного предмета, и также формировать готовность к их внедрению в образовательную деятельность.

ИКТ-компетентность современного педагога является одним из важнейших показателей успешности его деятельности, ориентированной на системное использование ИКТ.

Под ИКТ-компетентностью педагога подразумевается личное качество педагога, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей учебно-воспитательной деятельности.

На сегодняшний день внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

  • построение урока, воспитательского занятия с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ, презентаций, электронных учебников, видеороликов;
  • осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов;
  • виртуальные экскурсии;
  • обработка результатов эксперимента;
  • использование интернет – ресурсов;
  • коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады.

В условиях школьного образования возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах деятельности

1.        работа с часто болеющими детьми;

2.        работа с обучающимися во время карантина;

3.        работа с одаренными детьми;

4.        участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, проектах;

5.        подготовка к ВПР.

При знакомстве с ИКТ технологиями выделяются несколько этапов:

  1. Текстовый редактор Word

Вся рабочая документация, тексты контрольных и самостоятельных работ, а также индивидуальные задания выполнены в текстовом редакторе. Использование напечатанных работ позволяет не только решить проблему времени, но и оказазывается очень удобным для учеников с плохим зрением.

  1. Программа для просмотра и создания презентаций PowerPoint

Преимуществом использования компьютерной презентации является оптимизация темпа работы учеников, появляется возможность с помощью компьютерной анимации создавать на уроке игровую познавательную ситуацию, в результате чего урок приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности, улучшается усвоение нового материала, так как в результате преобладания наглядно-образного мышления школьники легче воспринимают подаваемую таким образом информацию (цветные картинки, движущееся изображение и др.). В ходе работы у детей формируется пространственное и логическое мышление.  

Компьютерная презентация не сможет целиком заменить собой работу преподавателя с классной доской, но она значительно упростит работу по предоставлению наглядности.

 Презентации используются на различных этапах урока:

  • для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса;
  • для устных упражнений (работа способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логики и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов выполнения заданий различной сложности);
  • для объяснения нового материала (повышение наглядности восприятия);
  • для закрепления изученного материала.

При проведении урока с использованием компьютерных презентаций соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала школьниками, повышает эмоциональное восприятие и развивает все виды мышления у детей.

  1. Internet ресурсы

Internet ресурсы могут быть активно использованы при подготовке к урокам , на уроке, во внеурочной деятельности и при подготовке домашних заданий учащимися.

          В помощь педагогу при подготовке к урокам:

1.Портал «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов» [http://fcior.edu.ru/] предоставляет доступ к ЭОР и сервисам для всех уровней и ступеней образования.

Здесь собраны открытые модульные системы (ОМС), которые являются тематическим элементом уроков. Преподаватель, компонуя несколько моделей, может создать собственный ЭОР.

2.Сайт «Современный учительский портал» [http://easyen.ru] предоставляет бесплатный доступ к различным методическим разработкам по проведению учебных и внеучебных мероприятий для учеников школы.

Различная педагогическая информация, в том числе методическая, содержится на тематических образовательных порталах и сайтах, наполнение которых, как правило, посвящено определенному кругу педагогических проблем. Например, портал гуманитарной направленности (www.аuditorium.ru) , Федеральный портал по дополнительному образованию детей (http://vidod.edu.ru) и др.

Электронная периодика образовательного характера представлена рядом российских электронных журналов по педагогике, которых уже довольно много. Наиболее распространенными являются:

• «Педагог» - http://www.bspu.altai.su/bspu info/pedagog;

· «Курьер образования» - http://www.courier.com.ru;

· «Зеркало» - http: //www/iph .ras.ru/ ~mc;

· «Учитель года» - http://www.teacheryear.ru

· «Образование: исследование в мире» - http://www.oim.ru;

· «Вопросы интернет-образования» - http://www.center.fio.ru/vio;

· «Эйдос» - http://www.eidos.ru

· Издательский дом «1 сентября» - http://www. 1 september.ru и др.

На уроке Internet ресурсы используются:

  • При изучении новой темы (Школьный помощник http://school-assistant.ru/, Российская электронная школа https://resh.edu.ru/, Учи.Ру https://uchi.ru/ );
  • Для закрепления изученного материала (Российская электронная школа https://resh.edu.ru/, Учи.Ру https://uchi.ru/, Школьная математика http://math-prosto.ru/index.php ;
  • Для контроля знаний (https://uztest.ru/, Российская электронная школа https://resh.edu.ru/, Учи.Ру https://uchi.ru/)

Необходимо понимать, что различные факторы все чаще и чаще не позволяют учащимся получать в полном объеме образование в традиционной форме. Исходя из всего этого, каждому учителю необходимо внедрять дистанционное обучение в современный образовательный процесс.

 Освоение ИКТ технологий приводит к эффективному и быстрому переходу в режим дистанционного образования. Использование видеоконференций ZOOM позволяет провести полноценный урок, позволяет учителю не только монологически объяснить материал, но и вступить в диалог с детьми, в режиме онлайн дать задание, проверить и оценить ученика. Система позволяет показать презентацию, видео, сделать заметки, комментарии и многое другое.

  1. Виртуальная школа

Преимущества использования ресурсов цифровой образовательной платформы «Дневник.ру»:

  • отказ от ведения бумажного учебного журнала;
  • формирование отчетности по организации образовательного процесса, текущей, итоговой успеваемости и посещаемости;
  • родители и ученики могут получить информацию об успеваемости и посещаемости, информацию об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах, а также многое другое, связанное с образовательным процессом в школе.

Для повышения уровня ИКТ-компетентности педагогу необходимо:

•        участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике;

•        участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах, в работе самых разных сетевых педагогических сообществ;

•        использовать при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкий спектр цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров;

•        обеспечить использование коллекции ЦОР и ресурсов Интернет;

•        формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;

•        разрабатывать собственные проекты по использованию ИКТ.

Педагог компетентен в области ИКТ, если:

  • ведёт поиск и отбор дополнительной информации для обучения с использованием Интернет-ресурсов;
  • участвует в работе сетевых объединений преподавателей, Интернет-конференциях с целью повышения своего профессионального уровня;
  • создает учебные пособия и материалы на электронных носителях с использованием стандартных приложений и инструментальных средств;
  • применяет готовые мультимедийные разработки в образовательных и воспитательных целях.

Использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными возможностями и способностями, позволяет делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, облегчает работу учителя на уроке и способствует формированию ключевых компетенций обучающихся.

Современный учитель должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования....

"Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках в начальной школе"

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позв...

Статья по теме: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний....

Статья на тему: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позв...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

"Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов"

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступно...