Статья "Как увлечь ребёнка чтением?"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Третьякова Алёна Сергеевна

Статья на тему "Как увлечь ребенка чтением?" поможет разобраться учителям и родителям в такой проблеме, как отсутствие желания читать у современного ребенка. Здесь вы найдете информацию об истории книги, советы опытных педагогов и историю из моего жизненного опыта. А главное - узнаете, как эта проблема легко решается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_uvlech_rebyonka_chteniem.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Как увлечь ребенка чтением?»

Третьякова Алёна Сергеевна

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №4

Г. Ногинск

«Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание» говорил Владимир Иванович Даль. И, действительно, книги играют огромную роль в нашей жизни. Поэтому, проблему чтения книг в современном обществе я считаю очень актульной.

Временами создается впечатление, что книги может постигнуть участь старых магнитофонных кассет или компьютерных дискет. Вот уже больше десятилетия прошло, как они утратили свою значимость. Возможно не сейчас, но когда-то в далеком будущем книги утратят свой первобытный смысл, а реальность превратится в бездушный, механизированный и автоматизированный организм .

Книги в жизни человека появились еще в V веке. Это были свитки папируса, которые соединялись вместе. Спустя два столетия листы пергамента начали сшивать, образуя тем самым прообраз первых книг. Достоверно неизвестно, кто и когда решил записать информацию, но благодаря этому благородному порыву появилась письменность, а со временем и книги.

В Средневековье умение читать считалось привилегией знатных людей. А иметь в своем доме книгу могла только самая обеспеченная семья. Когда в обиход была введена бумага, цена книг несколько снизилась, они стали более доступными, но все еще оставались ценным приобретением.

Во времена Второй мировой редко у кого в доме были книги. Как подмечает Владимир Яковлевич Лакшин в своих работах: «в те времена читать книгу было счастьем». Он рассказывает, как ребята 10 лет зачитывались Тургеневым и Достоевским. Не пренебрегали они и трудами Шиллера, самой популярной работой которого на то время было «Коварство и любовь».

И, наконец, век цифровых технологий. Урбанизация и механизация общества отодвигают книгу на второй план. Молодые люди мало читают, особенно художественную литературу (в частности классиков), ведь сейчас большинство выдающихся произведений экранизированы – посмотреть фильм намного быстрее и интереснее.

И как бы положительно ни влияла книга на человека, какими бы ни были аргументы, проблема чтения книг всегда существовала в обществе. Раньше это была проблема отсутствия книг, а сейчас – проблема «нечтения».

Во избежание этой проблемы, любовь к книге следует прививать с детства.

Сделать это не так-то и просто, ведь, как говорится: «насильно мил не будешь». Поэтому самое главное ребенка НЕ приучить к чтению, не вынуждать читать, а чтением увлечь.

Известный современный педагог Посашкова Елена Вячеславовна, высказывает интересную мысль: «Сейчас модно учить ребенка читать с пеленок, но кубики Зайцева, карточки Глена Домана, говорящие азбуки нацелены на заучивание букв, слогов, слов. Все это поможет будущему первокласснику достичь более высокой скорости чтения. Конечно, это важно, но этому и так научат в школе! К сожалению, все методики раннего обучения чтению, а также всевозможные обучалки и развивалки не могут привить любовь к чтению и научить осознанному чтению. Чтобы стать настоящим читателем – равноправным собеседником писателя, надо пройти школу не менее трудную, чем школа создания произведений. Самуил Маршак писал: «Именно на них, на этих чутких, обладающих творческим воображением читателей и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота событий, верного слова. Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель»».

    Замечательные рекомендации педагога-профессионала. Как к ним не прислушаться?

Заложить интерес к книге – будь то художественная литература или учебное пособие, необходимо в течении обучения в 1 классе. Это процесс сложный. Антон Павлович Чехов говорил: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение». Интерес к книге сам по себе не возникнет, если не развить интерес к знаниям вообще.

Я, в своём ещё небольшом опыте работы, столкнулась со следующей проблемой: некоторые родители жалуются, что чтение у детей не вызывает никакого интереса, дети читают через силу, следовательно – поверхностно, не вникая в суть прочитанного. Родители попросили дать несколько советов, как увлечь ребенка чтением. Мною было  проведено родительское собрание на данную тему, на котором родители обменялись опытом и получили некоторые советы от учителя и библиотекаря. Вот некоторые из них:

  • чтобы у ребёнка было желание читать, в вашем доме всегда должны быть книги, которые ему интересны.
  • не принуждайте ребёнка читать долго и без перерывов, ведь чтение является настоящим трудом.
  • друзьям, родным и самому ребёнку обязательно дарите на праздники книгу (она может быть в числе других подарков), а также объясняйте, почему вы это делаете – рассказывайте о значении и ценности книг в жизни человека.

Несомненно, в решении данной проблемы должны принимать участие и родители, и учитель. Но, на мой взгляд, родители играют более важную роль в этом процессе потому, что воспитание и обучение человека начинается в семье, продолжается в семье, закрепляется в семье. Следовательно, решающим фактором в появлении интереса к книге у ребенка является культура чтения в семье.

Если даже при наличии в доме множества книг и другой литературы  ребёнок так и не проявляет интереса к чтению, родителям стоит подумать о том, что они сделали или делают, чтобы их сын или дочь хотели читать. Но, пожалуй, самый главный вопрос состоит в том, когда они сами последний раз садились за книгу?

Если родители сами «читают», причем «читают» действительно литературу и вообще книги – ведь чтение никак не ограничивается одной лишь художественной литературой, – значит, это люди, по меньшей мере, «думающие». Это люди, имеющие «выход» на культуру – русскую и мировую культуру. Ведь именно книги связывают нас с предыдущими поколениями великих людей, приобщают нас к традициям и человеческой цивилизации в самом широком смысле. Без книги мы – сами по себе, болтаемся в пространстве конкретного поколения, как будто ничего и никого до нас не было, одни паяцы по телевизору. И «читающие» родители, каким бы ни было их базовое образование, делают свой дом местом мысли, культуры, традиции. Просто потому, что они – хозяева дома, просто потому, что они сами здесь живут. И таким образом хотя бы немного, хотя бы ненадолго вводят в этот мир своих детей.

Призываю всех родителей: Читайте сами – и ваш ребёнок будет читать вместе с вами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как увлечь ребёнка чтением

В методической разработке указаны способы приобщения ребёнка к чтению....

11 способов увлечь ребёнка учёбой

Как помочь сохранить заинтересованность в получении знаний, как сделать так, чтобы учёба была в радость до последнего школьного звонка?...

11 способов увлечь ребенка учебой

Каждый ребёнок с момента рождения испытывает потребность развиваться и обучаться. И задача родителей и учителей - поощрять это стремление. В современном мире ребёнок получает такой огромный поток...

Как увлечь детей уроком?

Из личных наблюдений...

Как увлечь детей уроком?

Из личных наблюдений...

Как увлечь ребенка английским языком?

Повышение мотивации на начальном этапе обучения английскому языку...