Психолого-педагогическая поддержка детей с особыми образовательными потребностями
статья

       Речь пойдёт не просто о двигательной активности, а о нарушениях психического развития.

      Мы вновь попытаемся понять, как же взаимодействовать с такими детьми в условиях массовой школы. Другими словами, как помочь этим «особым» детям? Памятка "Правила для  взрослых  или  как помочь  детям с СДВГ", "Рекомендации по работе  или как помочь детям-аутистам"

Скачать:


Предварительный просмотр:

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что каждое образовательное учреждение обязано создать условия для обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями. 

Есть такая детская песенка  

                                                                                                                                                                                В каждом маленьком ребёнке -

И мальчишке и девчонке -

Есть по 200 грамм взрывчатки

Или даже полкило.

Должен он бежать и прыгать,

Всё хватать, ногами дрыгать,

А иначе он взорвётся…

     Может, это норма? Ведь здоровая активность и непосредственность - признаки правильного развития ребёнка. Речь пойдёт не просто о двигательной активности, а о нарушениях психического развития.

     Сегодня мы вновь попытаемся понять, как же взаимодействовать с такими детьми в условиях массовой школы. Другими словами, как помочь этим «особым» детям?

      Сразу оговорюсь, педагог может лишь предположить наличие синдрома у ребёнка, но для уточнения предполагаемого диагноза необходимо обратиться к детскому невропатологу, так как только врач может подтвердить или опровергнуть диагноз и назначить соответствующие меры профилактики и коррекции.

      Коррекционная работа, как правило, должна проводиться комплексно, при участии невролога либо психиатра, психолога, логопеда, дефектолога, социального работника,  педагога, она  требует больших эмоциональных затрат и носит долгосрочный характер.

      Но, к сожалению, зачастую, реалии таковы, что  отклонение не диагностировано,  в школах отсутствуют специалисты и вся работа ложится на плечи учителей, а те так и норовят «наградить» диагнозом активного малыша.

      На самом деле, можно много и долго говорить о психолого-педагогическом сопровождении, работе с родителями, чьё движение набирает силу, причинах инклюзии…

С таким ребенком хотя бы раз в жизни встречался каждый из нас. Если хотя бы 8 из описанных 14 особенностей поведения детей имеют место, то это синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Он диагностируется с 6 лет. Это самый распространённый вид ММД (минимальная мозговая дисфункция).

Именно таким образом у детей функционирует мозг. Тенденция такова, что этих непосед становится всё больше.

По статистике около 15%.

Гиперактивные дети слушают инструкции, но не слышат

или сразу их забывают. Наказывать их бесполезно. Обиды они не помнят, зла не держат, расстраиваются всего на несколько минут и тут же переключаются на другие дела, увлекаются каким-то интересным занятием, игрой. Их эмоции также подвижны, как и действия, они легко переходят из одного состояния в другое: плачут, ссорятся и через минуту уже смеются и мирятся. У них все на коротком замыкании: увидел – схватил – побежал. Пик приходится на семилетний возраст.

             К концу начальной школы (где-то к 9 годам) проблемы таких детей иногда решаются сами собой, т.к. созревают лобные отделы головного мозга, которые берут под контроль неуемную энергию этих детей. Но так происходит не всегда. Нередко требуются ещё и усилия родителей и педагогов, направленные на развитие у школьников с СДВГ волевой сферы и навыков контроля. А это уже до боли знакомо учителям среднего звена.

К подростковому возрасту повышенная двигательная актив-

ность чаще всего исчезает, но импульсивность и дефицит внимания остаются.  В этом и многообразие жизни, что вокруг нас разные дети. Разные – это не только позитивные гиперактивные, а ведь есть и тревожные, ещё агрессивные, поговорим ещё об аутистах, которым и вовсе насыпали трудностей «из разных мешочков» — у них возможно сочетание                                                                          

дефицита внимания,                                                                                                                                   трудностей в восприятии информации,                                                                                                                     нарушения в поведении ,                                                                                                                                                       отсутствие спонтанной речи,                                                                                                                              и главное — трудности в социальных контактах.

Детей с аутизмом иногда ≪путают≫ с детьми с СДВГ Возможно, это связано с тем, что многие дети с РАС не смотрят в глаза собеседнику и их взгляд как бы ≪гуляет≫ по пространству, не концентрируясь на чем-то одном. Это могут быть следующие варианты:

  • тихий и молчаливый ребенок, сидящий в углу, собирающий сложную головоломку;
  • ребенок, который сметает всё на своем пути, проявляющий агрессию к себе и окружающим, которого невозможно ничем увлечь и успокоить;
  • ребенок шести лет, который с удовольствием расскажет

вам об ужасных катастрофах, извержениях вулканов, космических катаклизмах и поведает такие подробности, которые, кажется, не может вместить мозг такого маленького ребенка.

 И потом, современные дети - поколение гаджетов, всё реже играют со сверстниками в игры, а сидят перед компьютером и живут в ирреальном мире, что не способствует формированию навыков коммуникации. Соответственно, такие дети не умеют и не хотят общаться с ровесниками, и их тоже ошибочно причисляют к категории аутистов, хотя налицо педагогическая запущенность.

Детям с РАС противопоказаны сюрпризы, их основа-стереотипность!

Пожалуй, все были в ситуации, когда кажется, что вы в тупике.                        

В любой ситуации оставайтесь спокойными.                                                       Помните: нет хладнокровия — нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд, вдохните-выдохните (например, сосчитайте до десяти).   И тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувства вины за проявление своей слабости и сможете лучше понять ребенка, который так нуждается в вашей поддержке.
       Методов и форм великое множество, конечно, помним об индивидуальности каждого. Я глубоко убеждена, коррекция в массовой школе всегда исподволь, незаметна, всем остальным вреда не будет и особым детям поддержка. Упор только на сильные стороны, слабые игнорируем! Спорт - это вообще как находка. Забился под стол???? Не вытаскивайте его, оттуда его выманивать нужно! Всё, что делается с нажимом – бесполезно. Конечно,  теоретически всё гладко и правильно. Аппелирую к учителям начальных классов:  нам очень помогают игры, непременно с правилами, сказки, песочная терапия, рисование пальчиками, ладошкой, каракулями, пятном, так называемая АРТтерапия.  

ПАМЯТКИ

 

        Правила для  взрослых  или  как помочь  детям с СДВГ

1. Не должно  быть очень много требований и запретов со

стороны взрослых.

2. Все инструкции, предъявляемые ребенку, должны быть

четкими и понятными, обоснованы и обсуждены заранее.

3. Указания должны быть короткими, немногословными

(не более 10 слов).

4. Требования должны быть реальными, соизмеримыми с воз-

можностями ребенка.

5. Требования всех членов семьи должны быть одинаковыми.

6. Обязательным является наличие четкого режима дня,

расписания выполнения заданий, посильной физической нагрузки.

7.  Необходимо регулировать учебную нагрузку в соответствии

с возможностями ребенка.

8.  Стараться избегать ситуаций, которые могут приводить

ребенка в возбуждение.  

9.  Необходимо приучать ребенка доводить начатое дело до

конца.

10. Важной является подготовка ребенка к новой деятель-

ности или изменению ситуации.

11. Обязательным  является использование похвалы и других

знаков внимания в общении с такими детьми.

Рекомендации по работе                                                                                                             или как помочь детям-аутистам

  • Взаимодействуйте с ребенком только тогда,  когда он готов к этому.
  • Принимайте его таким, какой он есть.
  • Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.
  • Придерживайтесь определенного режима дня.
  • Соблюдайте ежедневные ритуалы.
  • Не трогайте ребенка.
  • Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
  • Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.
  • Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
  • Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».
  • Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.

                                                                                                                                        И конечно, релаксация.

Детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут очень полезны любые релаксационные упражнения, их великое множество.

Упражнения на релаксацию и дыхание

 “Воздушный шарик” 

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: “Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу”. Упражнение можно повторить 3 раза. 

Упражнение «Ленивая кошечка»

Поднимите руки вверх, затем вытяните вперед, потянитесь, как кошечка. Почувствуйте, как тянется тело.

Затем резко опустите руки вниз, одновременно на выдохе произнося звук «а!».

Также повторите упражнение несколько раз.

Эффект этих упражнений – в успокоении и избавлении от напряжения.

  «Ласковые  лапки» 

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым. 

Взрослый подбирает 6 — 7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

«Говори!» 

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.
Скажите детям следующее. «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?»
(Педагог делает паузу) «Говори!»; «Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?»... «Говори!»; «Какой сегодня день недели?», «Говори!»; «Сколько будет два плюс три?» и т. д.»
 Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.

ЗДОРОВЬЕ – ХОТЬ И НЕ ВСЁ, НО ВСЁ БЕЗ ЗДОРОВЬЯ – НИЧТО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный подход к детям с особыми образовательными потребностями.

Одним из самых актуальных направлений  педагогики на современном этапе,  как в России, так и ...

Игротерапия как психолого-педагогическая технология обучения детей с особыми образовательными потребностями в классах КРО.

Сегодня успешное функционирование образовательного учреждения становится немыслимым без квалифицированной коррекционно-развивающей работы с...

Программа по психолого-педагогической поддержке детей с особыми образовательными потребностями

Cоздание  условий для оказания комплексной помощи, обеспечивающей успешную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в социум. Рекомендации, формы работы....

Рабочая программа внеурочной деятельности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с особыми образовательными потребностями «Познай-ка»

Проблема помощи детям с особыми образовательными потребностями (с задержкой психического развития) приобрела в последние годы особую актуальность. По данными Министерства образования РФ, среди детей п...

Методические разработки: "Разработка индивидуального плана обучения для детей с особыми образовательными потребностями на психолого-педагогическом консилиуме в образовательной организации

Данный материал будет полезен учителям общеобразовательных школ в работе по сопровождению детей с ОВЗ и детей с особыми образовательными потребностями....