Рабочая программа внеурочной деятельности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с особыми образовательными потребностями «Познай-ка»
календарно-тематическое планирование (1 класс)

Проблема помощи детям с особыми образовательными потребностями (с задержкой психического развития) приобрела в последние годы особую актуальность. По данными Министерства образования РФ, среди детей поступающих в 1 класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации, и около 35% из них обнаруживают очевидные расстройства нервно-психической сферы еще в младшей группе Детского сада. Особое место среди этих детей занимают дети с ЗПР, причем год от года наблюдается тенденция роста их численности. В этой связи приобретает особый подход к определению условий обучения детей данной категории и их психологическое сопровождение на всех этапах обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochki_ovz.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Доволенская средняя общеобразовательная школа №2 им. С.И. Лазарева

Доволенского района

Новосибирской области

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_______________\Добренькая Г.В.\

«_____»_____________2019  г.

Рабочая программа

 внеурочной деятельности психолого-педагогического сопровождения

младших школьников

 с особыми образовательными потребностями

 «Познай-ка»

2019 - 2020 учебный год

Разработана

______Поповой С.С._____

педагогом – психологом первой

квалификационной категории

с. Довольное

 2019 год


Пояснительная записка.

     Проблема помощи детям с особыми образовательными потребностями (с задержкой психического развития) приобрела в последние годы особую актуальность. По данными Министерства образования РФ, среди детей поступающих в 1 класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации, и около 35% из них обнаруживают очевидные расстройства нервно-психической сферы еще в младшей группе Детского сада. Особое место среди этих детей занимают дети с ЗПР, причем год от года наблюдается тенденция роста их численности. В этой связи приобретает особый подход к определению условий обучения детей данной категории и их психологическое сопровождение на всех этапах обучения.

     Программа психолого-педагогического сопровождения предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями в младших классах, имеющими задержку психического развития.

     В программе представлено инновационное содержание и современные технологии обучении детей, базирующиеся на личностно-ориентированном подходу к ребенку.

     В отечественном специальном образовании обосновано положение о том, что ребенок с отклонениями в развитии – ребенок с особыми образовательными потребностями – не готов к усвоению не только общеобразовательными программ, но и жизненно значимых навыков на разных возрастных этапах развития.

     Основной целью психолого-педагогической коррекции у младших школьников с ЗПР является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.

     При организации коррекционной работы решаются диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие задачи.

     Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития ребенка. Определяются актуальный уровень развития ребенка и зона его ближайшего развития, выявляются  особенности эмоционально-волевой сферы, личностные характеристики ребенка, особенности его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.

     Коррекционно-развивающее направление многогранно, здесь определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий.

     Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций:

  • Предполагает стимуляцию познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной  мотивации;
  • Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль);
  • Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
  • Развитие восприятия (пространственного, слухового, фонематического), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации;
  • Формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов.

     Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.

Главное в этом направлении – формирование способности управлять эмоциями, понимания чувств других людей. Задачи данного направления – гармонизация аффективной сферы; профилактика и устранение  встречающихся аффективных и негативистических проявлений и других отклонений в поведении; предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера; развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям; создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки; развитие социальных эмоций, развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками).

     Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.

Работа ведется в нескольких направлениях, связанных с формированием определенного комплекса умений: ставить и удерживать цель деятельности, планировать действия, определять и сохранять способ действий, использовать самоконтроль на всех этапах деятельности, осуществлять словесный отчет о процессе в результатах деятельности, оценивать процесс и результат деятельности.

Программа тренинга рассчитана на 70 занятий по 2 академическому часу. Занятия поводятся 1 раз в неделю, работа по программе занимает весь учебный год.


Планирование коррекционно-развивающей работы

с учащимися, занимающимися по специальным (коррекционным) программам

 школы VII вида.

Мес.

Нед.

Часы.

Направление работы

Тема

Задачи и содержание работы.

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1

2

Диагностика уровня эмоционально-личностного развития.

Рисуночные тесты  «Моя школа». «Автопортрет», «Моя семья». «Кактус».

Снятие эмоционального напряжения, выявление степени тревожности, значимости школы  и уровня адаптации детей к школе.

Психокоррекция. Сбор информации о детях, условиях семейного воспитания.

2

2

Мышление.

Память.

Внимание.

Общие представления об окружающем.

Подведение итогов комплексной диагностики.

Диагностика уровня

познавательного развития,

особенностей познавательной деятельности

и психических функций.

(методики на выбор педагога)

3

2

Развитие внимания.

Объем внимания.

Распределение внимания.

Переключаемость внимания.

Упражнения: «Сравни картинки», корректурные задания – шифровки на выделение символов, таблицы Шульте.(в пределах 6, 9, 25)

Упражнения на цифровом материале – таблицы Шульте. (в пределах 6, 9, 25)

Игры: «Сравни картинки», «Ищи безостановочно», «Посмотри-нарисуй».

4

2

Чтение этических сказок.

Беседа об этике поведения в обществе. Знакомство со сказками. Чтение сказок: «Мальчик-ябеда», «Королева – Зубная щетка»

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1

2

Коррекция звукопроизношения.

Корректурные пробы - развитие внимания.

Узоры в квадратах.

Распределение внимания.

Артикуляционная гимнастика – индивидуально.

Знаковые таблицы.

Рисование узора по образцу. Развитие объема, внимания, зрительной памяти.

Упражнения на буквенном материале – Найди слова и буквы.

2

2

Числовые квадраты.

Посмотри – нарисуй.

Таблицы Шульте -сосчитай по порядку (до9, 25). Поиск и запись пропущенных чисел. (до9, 15, 35)

Рисование узоров в квадратах по образцу – развитие переключаемости внимания.

3

2

Этические сказки.

Беседа о хвастовстве и неискренности.  Чтение сказки «Приключения новогодней мишуры», «Про чашечку». Беседа о жадности. Чтение сказки «Жадный кармашек»

4

2

Пластические этюды.

Психокоррекция, релаксация.

«Я-кленовый листочек», «Бабочка», «Грибочки»

5

2

Волшебные точки.

Каскад слов.

Воссоздание точечного узора по памяти.

(до 6 точек)

Запоминание цепочки слов на заданную тематику (до 8-10слов).

Н

О

Я

Б

Р

Ь

2

2

Развитие памяти.

Тренировка смысловой памяти. Развитие логических приемов запоминания.

Запоминание текста по опорным словам.

Знакомство с приемами: группировка, классификация, планирование.

3

2

На что похоже настроение?

Тренинги на создание положительного микроклимата в группе.

Снятие напряжения, релаксация. Графическое изображение настроение, отреагирование негативизма.

Коллективные игры, беседы.

Мини-этюд «Солнце»

4

2

Групповой тренинг на развитие внимания.

«Не пропусти растение».

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1

2

Приемы логического запоминания.

Тренировочные упражнения.

2

2

«Зеленые полянки»

Мозаика. Развитие переключения и распределения внимания. Развитие конструктивного мышления.

3

2

«Сложи квадрат».

Развитие пространственного, конструктивного мышления.

4

2

Тест «Несуществующее животное».

Развитие воображения. Эмоционально-личностная диагностика – выявление тревожности и агрессивности.

Я

Н

В

А

Р

Ь

2

2

Чтение этических сказок.

Игра «Комплименты». Игра «Зеркало».

Развитие базовых эмоций, корректировка микроклимата класса.

Развитие базовых эмоций. Развитие способности конструктивного мышления.

(жестовое изображение животных, отзеркаливание движений).

3

2

Групповой тренинг.

Развитие внимания, быстроты реакции -

«Не пропусти профессию».

4

2

Промежуточная диагностика.

Диагностика и мониторинг познавательного развития детей.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1

2

Игра «Муха».

Игра «Найди пару».

Развитие пространственной ориентировки, внимания, скорости реакции.

Распределение внимания, мышления.

2

2

«Отгадай словечко».

Творческое мышление.

Групповой тренинг. Развитие конструктивного общения, мышления, умения слушать и понимать собеседника.

Разгадывание смысла пословиц и отгадывание загадок.

3

2

Корректурные пробы.

Развитие внимания. Работа со знаковыми таблицами.

4

2

Волшебные точки.

Упражнения на развитие мышления -  «Путь в школу», «Найди все квадраты».

М

А

Р

Т

1

2

Логические цепочки.

Решение логических задач.

Развитие мышление – составление последовательного ряда.

Развитие мыслительных операций с использованием печатного материала.

2

2

Составь слово.

 «Четвертый лишний»

Составление коротких слов и одного длинного.

Развитие внимания, аналетико-синтетической деятельности. Развитие аналетико-синтетической деятельности, умения исключать лишний объект из ряда.

3

2

Сказки: «О старом платочке»,

«Маленькая табуреточка»

Чтение этических сказок.

Беседа о чувствах человека: веселый, грустный, разочарованный, обиженный, расстроенный и т.д.

Развитие адекватной реакции на события, контроля над своими чувствами.

А

П

Р

Е

Л

Ь

1

2

Изображение предметов – пластические упражнения.

Я - скульптор.

Пластические изображения одушевленных и неодушевленных предметов. Развитие способности вживаться в роль. Развитие непринужденности  общения. Формирование положительного микроклимата группы-класса.

Развитие воображения, способности к саморасслаблению. Изучение восприятия и оценки членов группы каждым ребенком.

1

2

Когда я стану взрослым.

Беседа о  видении детьми себя в будущем.

Графическое изображение будущего.

2

2

«Страшная сказка».

Рисование страхов.

Анализ страхов детей, отреагирование негативных переживаний, создание благоприятного эмоционального фона.

Отреагирование негативных переживаний, рисование страхов и графическая коррекция.

3

2

Пространственная ориентировка.

Развитие временных представлений.

Часы и время.

Развитие пространственной и временной ориентировки.

Формирование умения определять время по часам.

Развитие умения ориентироваться во времени.

4

2

Групповой тренинг.

«Кубики для всех».

Развитие внимания, памяти, мышления.

Формирование дружеских отношений в  коллективе.

Развитие пространственного и конструктивного мышления.

М

А

Й

1

2

Веселые задачки.

Решение задач с шуточным условием.

Развитие аналетико-синтетической деятельности, самоконтроля.

2

2

Чтение этических сказок.

Развитие базовых эмоций, коррекция негативных проявлений.

3

2

Итоговая диагностика познавательной деятельности эмоционально-личностной сферы.

Выявление и мониторинг уровня развития детей и ЗПР.  

4

2

Подготовка к ПМПК.

Индивидуальные занятия с детьми.

Подготовка документов, помощь учителям КВ, работа с родителями.

итого

70 часов

Список литературы

1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии/ Власова Т.А., Певзнер М.С. – М.: Просвещение, 1973.

 2. Коррекционная педагогика/ Под.ред. Пузанова Б.П. – М.: Просвещение, 1979.

 3. Кащенко В.Г. Педагогическая коррекция/ Кащенко В.Г. – М.: ВЛАДОС., 1994.

4. Козлов Н.И. лучшие психологические игры и упражнения/ Козлов Н.И – Екатеринбург, 1998.

5. Леонгард Э.И, Самсонова Е.Г, Иванова Е.А. Я не хочу молчать/ Леонгард Э.И, Самсонова Е.Г, Иванова Е.А. – М.:ВЛАДОС, 1996.

6. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие/ редактор – составитель Райгородский Д.Я – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М», 2007.

7. Елизаров А.Н. Концепции и методы психологической помощи/ Елизаров А.Н. Ось – 89, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игротерапия как психолого-педагогическая технология обучения детей с особыми образовательными потребностями в классах КРО.

Сегодня успешное функционирование образовательного учреждения становится немыслимым без квалифицированной коррекционно-развивающей работы с...

Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения --------------, учащегося 1 «д» класса по адаптированной общеобразовательной программе VII вида, с особыми образовательными потребностями на 2017 – 2018 учебный год.

   Программа психолого-педагогического сопровождения предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями в возрасте 5-8 лет,...

Особенности деятельности педагога –психолога с учащимися с особыми образовательными потребностями в коррекционных школах VIII вида

Обучение в школах  VIII вида направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через коррекционно-развивающее об...

«АЛГОРИТМ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Цель социально-психолого-педагогического сопровождения      содействие развитию личности ребенка посредством оказания оперативной и профессионально компетент...