Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения --------------, учащегося 1 «д» класса по адаптированной общеобразовательной программе VII вида, с особыми образовательными потребностями на 2017 – 2018 учебный год.
календарно-тематическое планирование на тему

Ершова Лариса Петровна

     Программа психолого-педагогического сопровождения предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями в возрасте 5-8 лет, имеющими задержку психического развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционная программа

психолого-педагогического сопровождения --------------, учащегося 1 «д» класса по адаптированной общеобразовательной программе VII вида,

 с особыми образовательными потребностями на 2017 – 2018 учебный год.

Пояснительная записка.

     Проблема помощи детям с особыми образовательными потребностями (с задержкой психического развития) приобрела в последние годы особую актуальность. По данными Министерства образования РФ, среди детей поступающих в 1 класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации, и около 35% из них обнаруживают очевидные расстройства нервно-психической сферы еще в младшей группе Детского сада. Особое место среди этих детей занимают дети с ЗПР, причем год от года наблюдается тенденция роста их численности. В этой связи приобретает особый подход к определению условий обучения детей данной категории и их психологическое сопровождение на всех этапах обучения.

     Программа психолого-педагогического сопровождения предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями в возрасте 5-8 лет, имеющими задержку психического развития.

     В программе представлено инновационное содержание и современные технологии обучении детей, базирующиеся на личностно-ориентированном подходу к ребенку.

     В отечественном специальном образовании обосновано положение о том, что ребенок с отклонениями в развитии – ребенок с особыми образовательными потребностями – не готов к усвоению не только общеобразовательными программ, но и жизненно значимых навыков на разных возрастных этапах развития.

     Основной целью психолого-педагогической коррекции у младших школьников с ЗПР является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.

     При организации коррекционной работы решаются диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие задачи.

     Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития ребенка. Определяются актуальный уровень развития ребенка и зона его ближайшего развития, выявляются  особенности эмоционально-волевой сферы, личностные характеристики ребенка, особенности его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.

     Коррекционно-развивающее направление многогранно, здесь определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий.

     Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций:

  • Предполагает стимуляцию познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной  мотивации;
  • Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль);
  • Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
  • Развитие восприятия (пространственного, слухового, фонематического), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации;
  • Формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов.
  • Развитие речи и коррекция звукопроизношения (развитие артикуляционной моторики, развитие общей и мелкой моторики, развитие фонематического восприятия, профилактики дизграфии и дислексии).  

     Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.

Главное в этом направлении – формирование способности управлять эмоциями, понимания чувств других людей. Задачи данного направления – гармонизация аффективной сферы; профилактика и устранение  встречающихся аффективных и негативистических проявлений и других отклонений в поведении; предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера; развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям; создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки; развитие социальных эмоций, развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками).

     Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.

Работа ведется в нескольких направлениях, связанных с формированием определенного комплекса умений: ставить и удерживать цель деятельности, планировать действия, определять и сохранять способ действий, использовать самоконтроль на всех этапах деятельности, осуществлять словесный отчет о процессе в результатах деятельности, оценивать процесс и результат деятельности.

Планирование коррекционно-развивающей работы педагога-психолога

с ---------------------- (VII вид).

Мес.

Дата

Направление работы.

Тема занятия

Задачи и содержание работы.

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

14.09

19.09

Диагностика уровня эмоционально-личностного развития.

Рисуночный тест  «Моя школа».

Снятие эмоционального напряжения, выявление степени тревожности, значимости школы  и уровня адаптации детей к школе.

Рисуночные тесты «Автопортрет», «Моя семья».

Психокоррекция. Сбор информации о детях, условиях семейного воспитания.

Рисуночный тест «Кактус».

Личностная диагностика. Выявление уровня тревожности и агрессии.

21.09

26.09

Обследование звукопроизношения.

Диагностика фонематического слуха, диагностика звукопроизношения.

Мышление.

Диагностика уровня

познавательного развития,

особенностей познавательной деятельности

и психических функций.

(методики на выбор педагога)

Память.

28.09

Внимание.

Общие представления об окружающем.

Подведение итогов комплексной диагностики.

О

Т

Я

Б

Р

Ь

03.10

05.10

Развитие внимания.

Объем внимания.

Упражнения: «Сравни картинки», корректурные задания – шифровки на выделение символов, таблицы Шульте.(в пределах 6, 9, 25)

Распределение внимания.

Упражнения на цифровом материале – таблицы Шульте. (в пределах 6, 9, 25)

Переключаемость внимания.

Игры: «Сравни картинки», «Ищи безостановочно», «Посмотри-нарисуй».

10.10

12.10

Чтение этических сказок.

Беседа об этике поведения в обществе. Знакомство со сказками. Чтение сказок: «Мальчик-ябеда», «Королева – Зубная щетка»

Коррекция звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика – индивидуально.

Корректурные пробы - развитие внимания.

Знаковые таблицы.

17.10

19.10

Узоры в квадратах.

Рисование узора по образцу. Развитие объема, внимания, зрительной памяти.

Распределение внимания.

Упражнения на буквенном материале – Найди слова и буквы.

Числовые квадраты.

Таблицы Шульте -сосчитай по порядку (до9, 25).

24.10

Посмотри – нарисуй.

Рисование узоров в квадратах по образцу – развитие переключаемости внимания.

Топ – Хлоп (кодирование информации).

Упражнения с элементами кодирования – слоги со звуковым сопровождением. Развитие слуховой памяти, внимания. Развитие аналетико-синтетической деятельности, предупреждение и профилактика.дислексии.

Числовые квадраты.

Поиск и запись пропущенных чисел. (до9, 15, 35)

26.10

Этические сказки.

Беседа о хвастовстве и неискренности.  Чтение сказки «Приключения новогодней мишуры», «Про чашечку».

Пластические этюды.

Психокоррекция, релаксация.

«Я-кленовый листочек», «Бабочка», «Грибочки»

Этические сказки.

Беседа о жадности. Чтение сказки «Жадный кармашек»

Н

О

Я

Б

Р

Ь

07.11

09.11

Развитие памяти.

Волшебные точки.

Воссоздание точечного узора по памяти.

(до 6 точек)

Каскад слов.

Запоминание цепочки слов на заданную тематику (до 8-10слов).

Тренировка смысловой памяти.

Запоминание текста по опорным словам.

14.11

16.11

Развитие логических приемов запоминания.

Знакомство с приемами: группировка, классификация, планирование.

На что похоже настроение?

Снятие напряжения, релаксация. Графическое изображение настроение, отреагирование негативизма.

Тренинги на создание положительного микроклимата в группе.

Коллективные игры, беседы.

Мини-этюд «Солнце»

21.11

23.11

28.11

Топ-Хлоп.

Упражнения с элементами звукового кодирования.

Групповой тренинг на развитие внимания.

«Не пропусти растение».

Приемы логического запоминания.

Тренировочные упражнения.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

05.12

07.12

«Зеленые полянки»

Мозаика. Развитие переключения и распределения внимания. Развитие конструктивного мышления.

«Зеленые полянки»

«Сложи квадрат».

Развитие пространственного, конструктивного мышления.

12.12

14.12

Тест «Несуществующее животное».

Развитие воображения. Эмоционально-личностная диагностика – выявление тревожности и агрессивности.

«Уникуб»..

Развитие аналетико - синтетической деятельности, цветового и пространственного восприятия с использованием дидактического пособия «Уникуб» (Никитин)

«Уникуб».

19.12

21.12

Упражнения с элементами кодирования.

Профилактика дислексии и дисграфии. Письменное кодирование слов, запись и чтение шифровок.

Развитие внимания, памяти, фонематического восприятия.

Упражнения с элементами кодирования.

Чтение этических сказок.

Игра «Комплименты».

Развитие базовых эмоций, корректировка микроклимата класса.

26.12

28.12

Групповой тренинг.

Развитие внимания, быстроты реакции -

«Не пропусти профессию».

Игра «Зеркало».

Развитие базовых эмоций. Развитие способности конструктивного мышления.

(жестовое изображение животных, отзеркаливание движений).

Пословицы.

Творческое мышление.

Развитие способности раскрывать скрытый смысл.

Я

Н

В

А

Р

Ь

16.01

Промежуточная диагностика.

Диагностика и мониторинг познавательного развития детей.

Промежуточная диагностика.

Промежуточная диагностика.

18.01

23.01

Игра «Муха».

Развитие пространственной ориентировки, внимания, скорости реакции.

Игра «Муха».

Игра «Найди пару».

Распределение внимания, мышления.

25.01

30.01

«Отгадай словечко».

Групповой тренинг. Развитие конструктивного общения, мышления, умения слушать и понимать собеседника.

«Отгадай словечко».

Творческое мышление.

Разгадывание смысла пословиц и отгадывание загадок.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

01.02

Корректурные пробы.

Развитие внимания. Работа со знаковыми таблицами.

Волшебные точки.

Упражнения на развитие мышления -  «Путь в школу», «Найди все квадраты».

Логические цепочки.

Развитие мышление – составление последовательного ряда.

06.02

08.02

Составь слово.

Составление коротких слов и одного длинного.

Развитие внимания, аналетико-синтетической деятельности.

«Четвертый лишний»

Развитие аналетико-синтетической деятельности, умения исключать лишний объект из ряда.

Решение логических задач.

Развитие мыслительных операций с использованием печатного материала.

20.02

22.02

Сказки: «О старом платочке»,

«Маленькая табуреточка»

Чтение этических сказок.

Беседа о чувствах человека: веселый, грустный, разочарованный, обиженный, расстроенный и т.д.

Развитие адекватной реакции на события, контроля над своими чувствами.

Изображение предметов – пластические упражнения.

Пластические изображения одушевленных и неодушевленных предметов. Развитие способности вживаться в роль. Развитие непринужденности  общения. Формирование положительного микроклимата группы-класса.

Я - скульптор.

Развитие воображения, способности к саморасслаблению. Изучение восприятия и оценки членов группы каждым ребенком.

27.02

Когда я стану взрослым.

Беседа о  видении детьми себя в будущем.

Графическое изображение будущего.

«Страшная сказка».

Анализ страхов детей, отреагирование негативных переживаний, создание благоприятного эмоционального фона.

Рисование страхов.

Отреагирование негативных переживаний, рисование страхов и графическая коррекция.

М

А

Р

Т

01.03

06.03

Артикуляционная гимнастика.

Развитие артикуляционной моторики, развитие речевого дыхания, развитие тонкой моторики кистей и пальцев рук.

Индивидуальная работа – коррекция звукопроизношения.

Постановка звуков и их автоматизация в индивидуальном порядке.

Индивидуальная работа – коррекция звукопроизношения.

13.03

Лексические тренинги.

(Коноваленко В.В.)

Автоматизация в речи звуков [С, Ш.]

Развитие внимания, памяти.

Лексические тренинги.

Лексические тренинги.

15.03

20.03

22.03

Волшебные превращения слов.

Развитие навыка словообразования (однокоренные слова – снег, суффиксальный способ - детеныши животных, приставочное словообразование,  соединение слов).

Превращения слов.

Род и число имен существительных.

Формирование представлений о роде существительных. Формирование связного высказывания с использованием данной грамматической категории (сущ., местоимение).

А

П

Р

Е

Л

Ь

03.04

05.04

Упражнения с элементами кодирования. «Топ-Хлоп»

Устная и письменная кодировка гласных и согласных звуков геометрическими символами, составление и чтение штриховок.

Развитие связной речи.

Составление последовательного грамматически правильного рассказа по серии сюжетных картинок.

Коррекция звукопроизношения.

Работа с чистоговорками и скороговорками. Развитие артикуляции и четкой дикции.

10.04

12.04

Пространственная ориентировка.

Развитие временных представлений.

Развитие пространственной и временной ориентировки.

Формирование умения определять время по часам.

Развитие умения ориентироваться во времени.

Часы и время.

Часы и время.

17.04

19.04

Групповой тренинг.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Формирование дружеских отношений в  коллективе.

«Кубики для всех».

Развитие пространственного и конструктивного мышления.

«Кубики для всех».

24.04

26.04

Веселые задачки.

Решение задач с шуточным условием.

Развитие аналетико-синтетической деятельности, самоконтроля.

Чтение этических сказок.

Развитие базовых эмоций, коррекция негативных проявлений.

М

А

Й

03.05

10.05

15.05

Итоговая диагностика познавательной деятельности эмоционально-личностной сферы.

Выявление и мониторинг уровня развития детей и ЗПР.  

17.05

22.05

Подготовка к ПМПК.

Индивидуальные занятия с детьми.

Подготовка документов, помощь учителям КВ, работа с родителями.

Педагог-психолог

Ершова Лариса Петровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа трудового обучения для учащихся 3 класса (8 вид)

            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа расчитана на ученика, находящегося на индивидуальном обучении и обучается по коррекционной программе 8 вида....

Конспект интегрированного занятия для учащихся 4 класса, обучающихся по общеобразовательной программе для детей с ОВЗ VII вида

Совместное занятие в рамках 3 урока физкультуры(вне спортивного зала) логопеда и учителя физической культурыРазвитие языкового анализа и синтеза и пространственных предствлений...

Адаптированная основная общеобразовательная программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Пояснительная запискаЦель коррекционной работы Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными наруше...

Адаптированные общеобразовательные программы основного общего образования для детей с задержкой психического развития (ЗПР VII вида)

в разделе представлены программы по русскому языку, литературному чтению, математике, музыке, технологии,окружающему миру, физической культуре....

Адаптированная общеобразовательная программа 1 дополнительного и 1 основного класса для коррекционной школы с ОВЗ

Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной...