ШМО по теме "Современный урок в классах, реализующих адаптированную общеобразовательную программу"
материал по теме
Что такое современный урок по адаптированной программе?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shmo_po_teme_sovremen._urok.docx | 21.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный в классах, реализующих адаптированную общеобразовательную программу.
Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо быть полноправным действующим лицом.
Современный урок - это хороший урок, на котором должна быть творческая обстановка, где ребята охотно вступают в диалог с учителем и друг с другом. Это урок, насыщенный многообразием учебных ситуаций, и каждая из них вызывает у учащихся вопросы и удивление.
Творческий подход к проведению каждого урока, подбор интересного материала, использование нестандартных типов урока, создание на уроке ситуаций речевого общения, будет способствовать более успешному обучению школьников.
Современные требования к уроку в классах, реализующих адаптированную общеобразовательную программу
- Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.
- Урок должен быть воспитывающим и развивающим.
- На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.
- Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью.
- На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.
- На уроке должны осуществляться межпредметные связи.
- Урок должен быть оснащен:
-техническими средствами обучения;
-дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритмами рассуждений, перфокарты, перфоконверты и т.п.);
-весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.
- На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:
- проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);
- соответствие мебели возрасту детей;
- соответствие дидактического материала по размеру и цвету;
- соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
- соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Специальные требования:
- Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;
- Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;
- Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;
- Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;
- Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;
- Опора на более развитые способности ребенка;
Типы уроков:
- Урок изучения нового материала
- Урок закрепления знаний
- Урок обобщения и систематизации знаний
- Урок проверки и оценки знаний
- Комбинированный урок. (В практике работы специальной школы 8-го вида чаще всего используется комбинированный урок, совмещающий в себе виды работ и задач нескольких типов уроков. Этот тип урока пользуется большой популярностью из-за малых порций новых знаний, наличием времени для решения дидактических задач, закрепления, повторения, уточнения знаний, разнообразия приемов учебного процесса.)
- Нетрадиционные уроки.
Примерный план урока
Тип урока – комбинированный
Тема урока
Цель урока
Задачи урока:
- образовательные;
- коррекционно-развивающие;
- воспитывающие.
Оборудование урока.
1. Организационный этап.
Цель – подготовка учащихся к работе на уроке, настрой на работу, организация внимания. Содержание этапа (возможные варианты):
§ по звонку найти свое место;
§ взаимное приветствие;
§ рапорт дежурного, определение отсутствующих;
§ запись числа;
§ проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);
§ сообщение темы и цели урока.
2. Проверка домашнего задания.
Цель – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. Возможные варианты проверки домашнего задания:
§ фронтальный опрос;
§ индивидуальный опрос с вызовом к доске;
§ фронтальный письменный опрос (у доски, по карточкам);
§ индивидуальный письменный опрос;
§ уплотненный опрос (сочетание фронтального и индивидуального, устного и письменного);
§ практическая работа;
§ программированный контроль;
§ проверка тетрадей;
§ использование ИКТ.
3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.
Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы. Ввод нового понятия возможен разными способами:
§ загадка;
§ ребус;
§ кроссворд;
§ игра "Четвертый лишний";
§ словарная работа (связь с новым материалом);
§ проблемный вопрос.
4. Сообщение нового материала.
Цель – дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе, правиле, явлении и т.п. Сообщение нового материала возможно:
§ в виде рассказа учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, последовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами);
§ самостоятельное знакомство с новым материалом путем наблюдения и использования учебника;
§ вводной беседы (если у учащихся есть запас сведений по данной теме);
§ чередование беседы и рассказа;
§ применение ИКТ.
5. Закрепление полученных знаний.
Цель – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. Возможные варианты работы:
§ беседа;
§ работа с учебником;
§ работа с тетрадью;
§ практическая работа;
§ программированные задания;
§ дидактические игры;
§ ИКТ;
§ таблицы, схемы, тесты;
§ самостоятельная работа.
6. Подведение итогов.
Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.
§ выводы;
§ вопросы на понимание изученного материала;
§ разбор и запись домашнего задания;
§ оценка работы учащихся.
Задачи урока
Образовательные задачи на уроках:
- формировать (формирование) у учащихся представления о …;
- выявить (выявлять)…;
- знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;
- уточнить…;
- расширить…;
- обобщить…;
- систематизировать…;
- дифференцировать…;
- учить применять на практике…;
- учить пользоваться…;
- тренировать…;
- проверить….
Коррекционно-развивающие задачи на уроках:
- корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;
- коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;
- коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)…;
- коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;
- коррекция и развитие зрительных восприятий…;
- развитие слухового восприятия…;
- коррекция и развитие тактильного восприятия…;
- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;
- коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;
Воспитывающие задачи на уроках:
- воспитывать интерес к учебе, предмету;
- воспитывать умение работать в парах, в команде;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)
Формулировка задач на урок зависит от темы урока, подобранных заданий и типа урока.