ШМО по теме "Современный урок в классах, реализующих адаптированную общеобразовательную программу"
материал по теме

Зотова Наталья Алексеевна

Что такое современный урок по адаптированной программе?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmo_po_teme_sovremen._urok.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Современный  в классах, реализующих адаптированную общеобразовательную программу.

Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо быть полноправным действующим лицом.

Современный урок - это хороший урок, на котором должна быть творческая обстановка, где ребята охотно вступают в диалог с учителем и друг с другом. Это урок, насыщенный многообразием учебных ситуаций, и каждая из них вызывает у учащихся вопросы и удивление.

Творческий подход к проведению каждого урока, подбор интересного материала, использование нестандартных типов урока, создание на уроке ситуаций речевого общения,  будет способствовать более успешному обучению школьников.

Современные  требования к уроку в классах, реализующих адаптированную общеобразовательную программу

  • Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.
  • Урок должен быть воспитывающим и развивающим.
  • На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.
  • Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью.
  • На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.
  • На уроке должны осуществляться межпредметные связи.
  • Урок должен быть оснащен:

-техническими средствами обучения;

-дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритмами рассуждений, перфокарты, перфоконверты и т.п.);

-весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.

  • На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:
  • проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);
  • соответствие мебели возрасту детей;
  • соответствие дидактического материала по размеру и цвету;
  • соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
  • соблюдение санитарно-гигиенических требований.

 Специальные требования:

  • Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;
  • Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;
  • Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;
  • Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;
  • Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;
  • Опора на более развитые способности ребенка;

Типы уроков:

- Урок изучения нового материала 

-  Урок закрепления знаний

-  Урок обобщения и систематизации знаний

-  Урок проверки и оценки знаний

      -  Комбинированный урок. (В практике работы специальной  школы 8-го вида чаще всего используется комбинированный урок, совмещающий в себе виды работ и задач нескольких типов уроков. Этот тип урока пользуется большой популярностью из-за малых порций новых знаний, наличием времени для решения дидактических задач, закрепления, повторения, уточнения знаний, разнообразия приемов учебного процесса.)

      - Нетрадиционные уроки.

Примерный план урока

Тип урока – комбинированный

Тема урока

Цель урока

Задачи урока:

  • образовательные;
  • коррекционно-развивающие;
  • воспитывающие.

Оборудование урока.

1.     Организационный этап.

Цель – подготовка учащихся к работе на уроке, настрой на работу, организация внимания. Содержание этапа (возможные варианты):

§  по звонку найти свое место;

§  взаимное приветствие;

§  рапорт дежурного, определение отсутствующих;

§  запись числа;

§  проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);

§  сообщение темы и цели урока.

2.     Проверка домашнего задания.

Цель – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. Возможные варианты проверки домашнего задания:

§  фронтальный опрос;

§  индивидуальный опрос с вызовом к доске;

§  фронтальный письменный опрос (у доски, по карточкам);

§  индивидуальный письменный опрос;

§  уплотненный опрос (сочетание фронтального и индивидуального, устного и письменного);

§  практическая работа;

§  программированный контроль;

§  проверка тетрадей;

§  использование ИКТ.

3.     Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы. Ввод нового понятия возможен разными способами:

§  загадка;

§  ребус;

§  кроссворд;

§  игра "Четвертый лишний";

§  словарная работа (связь с новым материалом);

§  проблемный вопрос.

4.     Сообщение нового материала.

Цель – дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе, правиле, явлении и т.п. Сообщение нового материала возможно:

§  в виде рассказа учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, последовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами);

§  самостоятельное знакомство с новым материалом путем наблюдения и использования учебника;

§  вводной беседы (если у учащихся есть запас сведений по данной теме);

§  чередование беседы и рассказа;

§  применение ИКТ.

5.     Закрепление полученных знаний.

Цель – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. Возможные варианты работы:

§  беседа;

§  работа с учебником;

§  работа с тетрадью;

§  практическая работа;

§  программированные задания;

§  дидактические игры;

§  ИКТ;

§  таблицы, схемы, тесты;

§  самостоятельная работа.

6.     Подведение итогов.

Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.

§  выводы;

§  вопросы на понимание изученного материала;

§  разбор и запись домашнего задания;

§  оценка работы учащихся.

Задачи урока

Образовательные задачи на уроках:

  • формировать (формирование) у учащихся представления о …;
  • выявить (выявлять)…;
  • знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;
  • уточнить…;
  • расширить…;
  • обобщить…;
  • систематизировать…;
  • дифференцировать…;
  • учить применять на практике…;
  • учить пользоваться…;
  • тренировать…;
  • проверить….

 Коррекционно-развивающие задачи на уроках:

  • корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;
  • коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;
  • коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)…;
  • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;
  • коррекция и развитие зрительных восприятий…;
  • развитие слухового восприятия…;
  • коррекция и развитие тактильного восприятия…;
  • коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;
  • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;
  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;

Воспитывающие задачи на уроках:

  • воспитывать интерес к учебе, предмету;
  • воспитывать умение работать в парах, в команде;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)

Формулировка задач на урок зависит от темы урока, подобранных заданий и типа урока.