Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по литературному чтению 6.2. 2 класс.
учебно-методический материал по чтению (2 класс) по теме

Хромова Лариса Васильевна

Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по литературному чтению 6.2. 2 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Геннадий\Pictures\2017-11-03\Изображение0002.JPG

                                   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа предназначена для изучения предмета «Литературное чтение»  во 2- м классе общеобразовательной школы обучающимися с нарушение опорно-двигательного аппарата по учебнику  Л.Ф Канакиной, В.Г.Горецкого и др.«Литературное чтение»  2 класс». Просвещение, 2012 г. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку и имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

  Программа построена таким образом, что 1-й триместр – 8 недель – это повторение учебного материала 1-го класса. Оставшиеся 2 триместра отводится на прохождение учебного материала 2-го класса, который далее будет пролангироваться на первое полугодие следующего учебного года.

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа разработана на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
  • Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»),
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования,
  • Учебного плана ГКОУ СКОШИ №31 города Москвы.
  • Авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого  и др «Литературное чтение».

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию, что особенно важно для детей с НОДА.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников с НОДА; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников с НОДА средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Задачи:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

  1. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

3.Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника с НОДА; понимание духовной сущности произведения.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности обучающихся с НОДА. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников с НОДА повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику с НОДА осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес обучающихся с НОДА к чтению художественных произведений. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Общая характеристика учебного предмета.

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

  • изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
  • в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
  • дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

В работе будут использоваться следующие формы учебной работы:

Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера.

Беседа. Является фронтальной формой работы. При организации и проведении беседы на уроке учителю необходимо владеть способами установления, поддержания и активизации механизмов обратной связи. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы.

Драматизация (театрализация). Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре.

В учебном процессе также будут использоваться информационно-коммуникационные технологии – требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. Информатизация является также средством оптимизации процесса обучения.

Программой предусмотрено включение регионально-территориального компонента.

Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане

Предмет «Литературное чтение» рассчитан во 2 классе на 130 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели).

Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

2 класс (130ч)

Повторение программы 1-го класса.

И в шутку и всерьёз. -11ч.

Я и мои друзья. 10 ч.

О братьях наших меньших. 9 ч.

Программа 2-го класса:

Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.

Самое великое чудо на свете (1 ч)

Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.

Устное народное творчество (12 часов)

Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки.  Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики»,  «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».

Люблю природу русскую. Осень (7ч)

Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.

Русские писатели (12ч)

А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.

О братьях наших меньших (8 ч)

Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.

Из детских журналов (8 ч)

Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.

Люблю природу русскую. Зима ( 8 ч)

Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина.

Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.

Писатели детям (16 ч)

К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова.

Я и мои друзья (12 ч)

Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой.

Люблю природу русскую. Весна (12ч)

Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской.

Итоговое повторение (4ч)

Тематическое планирование уроков литературного чтения во 2-а классе.

Ф.И.О. учителя: Хромова Л.В.                   Класс: 2-А.

Коррекционно-развивающая работе на уроке, направленная на реализацию особых образовательных потребностей учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

  • активно использовать в учебной деятельности сохранные анализаторы (слуховой, зрительный) детей, используя индивидуальную, адаптированную с учетом двигательных возможностей обучающихся учебную информацию, опираясь как на традиционные методы, так и на ИКТ (тщательно отбирать и комбинировать методы и приёмы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения в ней доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов);
  • использовать методы, приёмы и средства обучения обеспечивающие реализацию сохранение и укрепление психофизического здоровья.
  • использовать специальные упражнения для развития внимания, памяти, логического мышления, слухового и зрительного восприятия;
  • использовать совершенствование ИКТ-компетентности учащихся как средство компенсации нарушенных функций;
  • для учащихся с НОДА и ЗПР разрабатывать при обучении опоры с детализацией в форме алгоритмов, примеров выполнения заданий для конкретизации действий при самостоятельной работе;
  • стимулировать коммуникативную активность и закреплять речевые навыки (в том числе по письму и чтению), выработанные на занятиях с учтителем-логопедом (дефектологом) в соответствии с его рекомендациями;
  • создавать условия для развития инициативности, познавательной и общей активности у учащихся (задания проблемно-поискового характера, викторины и конкурсы и т. п.);
  • создавать атмосферу доброжелательности на уроке с целью предупреждения негативного отношения обучающегося к ситуации школьного обучения в целом, оказывать помощь ученику в осмыслении его жизненного опыта, формировании его жизненной компетенции (развитие адекватных представлений о собственных возможностях и адекватной самооценки, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; дифференциация и осмысление картины мира; дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей).

Название плана

2-А. Литературное чтение.

Параллель

2

Предмет

Литературное чтение

И в шутку и всерьёз. -11

Весёлые стихи и рассказы.

1

И.Токмакова "Мы играли в хохотушки". Я.Тайц "Волк".

2

Проверка техники чтения.

3

Диагностическая работа "Читаю и понимаю!"

4

Г.Кружков "РРРЫ". Н.Артюхова "Саша-дразнилка".

5

К.Чуковский "Федотка" и другие любимые стихи, О.Дриз "Проивет".

6

О.Григорьев "Стук",  И Пивоварова "Кулинаки-пулинаки".

7

К.Чуковский "Телефон".

8

К.Чуковский "Телефон" - чтение по ролям.

9

М.Пляцковский. "Помощник" Пословицы о труде.

10

Из старинных книг. Проверим и оценим свои достижения.

11

Тест по теме "И в шутку и всерьёз".

Я и мои друзья. 10

Произведения о дружбе.

12

Ю.Ермолаев. "Лучший друг". Пословицы и поговорки о дружбе.

13

Стихи В.Орлова, Е.Благининой, С.Михалкова. Учим наизусть!

14

Стихи Р.Сефа, В.Берестова. И.Пивоваровой.

15

Я.Аким "Моя родня" . "Проект "Наш класс - дружная семья" -составление альбома.

16

Стихи С.Я. Маршака.

17

По М.Пляцковскому "Сердитый дог Буль".

18

Ю.Энтин "Про дружбу" Чтение стихов Ю.энтина.

19

Из старинных книг. Работа с текстом.

20

Разноцветные страницы. Проверим и оценим свои достижения.

21

Тест по теме "Я и мои друзья".

О братьях наших меньших. 9

Произведения о животных.

22

Стихи С.Михалкова, Р.Сефа  "Кто любит собак…".

23

В.Осеева "Собака яростно лаяла" и другие рассказы.

24

И.Токмакова "Купите собаку!". Чтение статьи о породах собак.

25

М.Пляцковский  "Собаки и кошки", Г.Сапгир "Кошка". Породы кошек.

26

В.Берестов "Лягушата" . Статья о лягушках.

27

В.Лунин "Никого не обижай!", С.Михалков "Важный совет"

28

Д.Хармс, "Храбрый ёж", Н.Сладков "Лисица и Ёж".

29

Разноцветные страницы. Проверим и оценим свои достижения.

30

Проверка навыка чтения и работы с текстом - диагностическая работа.

Самое великое чудо на свете. 1

Знакомство с учебником.

31

Введение. Наши проекты. Экскурсия в школьную библиотеку. Р.Сеф. "Читателю".

Устное народное творчество. 12

Виды устного народного творчества.

32

Что такое устное народное творчество. Русские народные песни, потешки и прибаутки.

33

Считалки и небылицы.

34

Загадки. Пословицы и поговорки.

Сказки

35

Ю.Коваль. Сказки. Ю.Мориц."Сказка по лесу идёт.

36

"Петушок и бобовое зёрнышко".

37

"У страха глаза велики".

38

"Лиса и тетерев" Проверка техники чтения.

39

"Лиса и журавль"

40

"Каша из топора"

Как хорошо уметь читать!

41

"Гуси - лебеди".

Разноцветные страницы.

42

А.А.Шибаев. Вспомни сказку!

Проверим и оценим свои достижения.

43

Проверочная работа.

Люблю природу русскую. Осень. 7

Осень

44

Нравится ли тебе осень? Осенние загадки.

45

Ф.Тютчев. "Есть в осени первоначальной...".К.Бальмонт. "Поспевает брусника...".А. Плещеев. "Осень наступила..."

46

А.Фет."Ласточки пропали..." А.Толстой "Осень".

47

С.Есенин "Закружилась листва золотая", В.Брюсов "Сухие листья",И.Токмакова "Опустел скворечник".

48

В,Берестов "Хитрые грибы". Текст из энциклопедии "Грибы".

Как хорошо уметь читать!

49

М.Пришвин "Осеннее утро". Разноцветные страницы.

Проверим и оценим свои достижения.

50

Проверочный тест.

Русские писатели. 12

А.С.Пушкин.

51

Викторина по сказкам. У лукоморья дуб зелёный.

52

Вот север тучи нагоняя.Зима! Крестьянин торжествуя.."

53

Сказка о рыбаке и рыбке.

54

Сказка о рыбаке и рыбке.

55

Сказка о рыбаке и рыбке.

И.А.Крылов.

56

Биография. "Лебедь, рак и щука".

57

"Стрекоза и муравей".

Л.Н.Толстой.

58

Биография. "Старый дед и внучкек".

59

"Филипок".

60

Рассказы.

Разноцветные страницы.

61

Стихи И.Токмаковой, Ю.Могутина. Проверка техники чтения.

Проверим и оценим свои достижения.

62

"Русские писатели". Контрольная работа.

О братьях наших меньших. 8

Они и мы.

63

Н.Сладков, "Странные существа..",  стихи А.Шибаева, Б.Заходера,  И Пивоваровой.

64

В.Берестов "Кошкин щенок"

Рассказы.

65

М.М.Пришвин "Ребята и утята".

66

Е.И.Чарушин "Страшный рассказ".

67

Б.С.Житков "Храбрый утёнок"

68

В.В.Бианки "Музыкант"

69

В.В.Бианки "Сова"

Разноцветные страницы.

70

Стихи С.Брезкун, М.Бородицкой. Проверочная работа.

Из детских журналов. 8

Знакомство с детскими журналами.

71

Знаком ли ты с детскими журналами? Вопросы из детских журналов.

Стихи Д.Хармса.

72

"Игра"

73

"Вы знаете?" "Весёлые чижи".

74

"Что это было?" "Очень-очень вкусный пирог".

75

Ю. Владимиров "Чудаки", А. Введенский "Учёный Петя".

Наши проекты.

76

Мастерим журнал.

Как хорошо уметь читать!

77

А. Введенский "Лошадка"

Разноцветные страницы.

78

Д Хармс "Весёлый старичок" . Провер. работа по разделу  "Из детских журналов".

Люблю природу русскую. Зима. 8

Произведения о зиме.

79

Нравится ли вам зима? Зимние загадки.

80

И. Бунин "Зимним холодом пахнуло", К.Бальмонт "Светло-пушистая".

81

Я.Аким "Утром кот принёс на лапах", Ф.Тютчев "Чародейкою зимою".

82

С. Есенин "Поёт зима, аукает", "Берёза".

Как хорошо уметь читать!

83

Сказка "Два Мороза".

С Новым годом!

84

С.Михалков "Новогодняя быль".

85

А. Барто "Дело было в январе", С. Дрожжин "Улицей..." Проверка техники чтения.

Разноцветные страницы.

86

Стихи и скороговорки. Контрольный тест.

Писатели детям.16

К.И.Чуковский.

87

Книги К.И.Чуковского. "Путаница".

88

"Радость".

89

"Федорино горе".

90

"Федорино горе".

С.Я.Маршак.

91

Произведения Маршака. "Кот и лодыри".

92

Любимые произведения С.Я.Маршака.

С.В.Михалков.

93

Мой секрет, "Сила воли".

94

"Мой щенок".

А.Л.Барто.

95

"Мы не заметили жука", "В школу".

96

"Вовка добрая душа".

Н.Н.Носов.

97

Знакомство с писателем. "Затейники".

98

"Живая шляпа".

99

"На горке".

100

"На горке".

101

Рассказы Носова. Разноцветные страницы. Скороговорки.

Проверим и оценим свои достижения.

102

Контрольная работа по разделу "Писатели детям".

Я и мои друзья.12

Знакомство с разделом.

103

Есть ли у тебя друзья?

104

В.Берестов. "За игрой", Э. Мошковская "Я ушёл в свою обиду".

105

В. Берестов "Гляжу с высоты", В. Лунин "Я и Вовка".

106

Н. Булгаков "Анна не грусти".

107

Н. Булгаков "Анна не грусти".

Ю.И. Ермолаев, "Два пирожных".

В.В.Осеева.

108

"Волшебное слово".

109

"Волшебное слово".

110

"Хорошее".

111

"Почему?"

112

"Почему?"

Разноцветные страницы.

113

Е.Благинина "Простокваша", В.Орлов "НА печи".

Проверим и оценим свои достижения.

114

Проверочная работа по разделу "Я и мои друзья".

Люблю природу русскую. Весна.12

Нравится ли вам весна?

115

Весенние загадки.

Стихи.

116

Ф.И.Тютчев  "Зима недаром злится" "Весенние воды".

117

А.Н.Плещеев "Весна" "Сельская песенка".

118

А.А.Блок "На лугу", С.Маршак "Снег теперь уже не тот".

119

Итоговая контрольная работа за 2 класс.

Женский день.

120

И.А.Бунин "Матери". Проверка техники чтения.

121

А.Н.Плещеев "В бурю".

122

Е.Благинина "Посидим в тишине", "Я маму мою обидел"

123

С. Васильев "Белая берёза".  Проверочная работа.

Наши проекты.

124

Газета "День Победы - 9 мая!"

Разноцветные страницы.

125

Стихи И.Пивоваровой.

Проверим и оценим свои достижения.

126

Контрольный тест по разделу "Люблю природу русскую".

Итоговое повторение. 4.

Повторение.

127

Чтение полюбившихся произведений.

128

Задание на лето.

129

Урок-экскурсия в библиотеку.

130

Урок-игра «Викторина по прочитанным произведениям»

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Сборник программ начальной школы. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.,  Просвещение, 2011

2. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская)

            3. Литературное чтение. Рабочая тетрадь.  2 класс. Климанова Л.Ф.

4. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки.  2 класс.

Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению ( в том числе в цифровой форме).

Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов.

Детские книги разных типов из круга детского чтения.

Портреты поэтов и писателей.

Технические средства обучения

Оборудование рабочего места учителя:

- Классная доска.

- Магнитная доска.

- Персональный компьютер.

- Аудиомагнитофон.

- CD/DVD-проигрыватель.

- Телевизор с диагональю не менее 72 см.

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений в соответствии с программой обучения.

Оборудование класса

Ученические столы одноместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц.

Полки для «Уголка книг».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К концу изучения во втором классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность учащихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.

Второклассники научатся:

  • осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
  • читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух – не менее 50-60 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;
  • применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое);
  • полноценно воспринимать (при чтении вслух и «про себя», при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
  • работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;
  • определять авторскую позицию и выражать своё отношение к герою и его поступкам;
  • устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;
  • отличать поэтический текст от прозаического;
  • распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);
  • осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламации, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);
  • делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого) с учётом специфики текстов;
  • высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;
  • создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
  • осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
  • ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленных в детской библиотеке.

Второклассники получат возможность научиться:

  • осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
  • воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
  • применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
  • испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
  • уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
  • бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
  • развивать способность к эмпатии (осознанное сопереживание эмоциональному состоянию другого человека), эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
  • определять сходство и различие произведений разных жанров;
  • использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
  • высказывать и пояснять свою точку зрения;
  • применять правила сотрудничества;
  • выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
  • делать устную презентацию книги (произведения);
  • пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
  • работать с детской периодикой;
  • расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ

К КОНЦУ 2 КЛАССА

Обучающиеся должны:

  • владеть навыками осознанного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 50 слов в минуту;
  • понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.

Обучающиеся должны уметь:

  • определять главную мысль прочитанного текста и выражать ее своими словами;
  • составлять пересказ (краткий, полный) прочитанного текста;
  • выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
  • самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
  • осознанно и полно воспринимать содержание читаемого произведения, устного ответа товарища.

Обучающиеся должны знать:

  • наизусть не менее 5 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
  • название, темы и сюжеты нескольких произведений фольклорных жанров;
  • содержание 3-4 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 3 пословиц, 2-3 крылатых выражения.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и небольшие по объёму письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.

Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель после чтения задаёт вопросы.

Критерии сформированности навыка чтения второклассников:

  • умение читать целыми словами и словосочетаниями;
  • осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года);
  • умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
  • безошибочность чтения.

К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольно-измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ, что позволит начать подготовку к тестовым заданиям уже со второго класса. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса). На контрольную работу отводится весь урок.

При выставлении отметки следует ориентироваться на следующую шкалу:

«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;

«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;

«5» - если работа не содержит ошибок.

К концу второго полугодия во 2 классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.

Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:

  • индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
  • индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
  • индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости – в соответствии с характером текста);
  • индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
  • умение прочитать и понять инструкции, содержащиеся в тексте задания, и следовать ей;
  • ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
  • интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.

Способами оценивания результативности обучения чтению являются:

  • замер скорости чтения;
  • ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;
  • выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств – мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);
  • выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;
  • выполнение заданий по ориентировке в книгах;
  • наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);
  • наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;
  • наблюдение за читательской деятельностью учащихся;
  • анализ читательского дневника;
  • анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотациях, презентациях;
  • анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии)

Нормы отметок навыков техники чтения (слов/мин

Объём, оцениваемый при выразительном чтении:

2 класс - 1/4 стр. 

Отметка "5" ставится ученику, если он:

  • понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами, слова сложной слоговой структуры прочитывает по слогам (1 полугодие);
  • читает целыми словами (2 полугодие);
  • читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;
  • самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передаёт содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;
  • понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы;
  • твёрдо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.

Отметка "4" ставится ученику, если он:

  • читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова - по слогам (1полугодие);
  • читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических ударений (2 полугодие);
  • допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;
  • правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;
  • знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).

Отметка "3" ставится ученику, если он:

  • читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);
  • переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена, пропуск, перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие);
  • последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учителя, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвёрдо, читает монотонно.

Отметка "2" ставится ученику, если он:

  • читает монотонно, по слогам (1полугодие);
  • читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (2 полугодие);
  • допускает более 6 ошибок;
  • искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;
  • при чтении наизусть стихотворения текст воспроизводит не полностью.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса,адаптированная для обучения учащихся по программе VII вида , УМК "Школа России"

Рабочая программа по  литературному чтению  для   ученика 2   класса индивидуального обучения по программе 7 вида   составлена  на основе...

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для 2 класса , УМК "Начальная школа 21 века" (вариант 7.1.)

Адаптированная рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана для обучающихся  2а класса с ЗПР  (вариант 7.1.) ...

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательных школ. УМК "Гармония"

Рабочая программа составлена для изучения курса «Литературное чтение» учащимися 4 класса общеобразовательной школы.Рабочая программа разработана на основе программы по литературному чтению...

Рабочая общеобразовательная программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса...

Рабочая адаптированная общеобразовательная программа общего образования для обучающихся с НОДА и УО по предмету "Чтение" 4 класс

     Рабочая программа разработана для детей с НОДА и УО на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Ворон...

Рабочая адаптированная программа по литературному чтению в 1 классе (вариант 70.2) 1 класс

Рабочая адаптированная программа по литературному чтению в 1 классе (вариант 70.2) 1 класс составлена в рамках реализации ФГОС 2021 года...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по предмету «Чтение», реализующая ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классов

В начальной школе чтение служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при его изучении, и первоначальное овладение чтением и развитием речи ст...