Рабочая общеобразовательная программа по литературному чтению для 4 класса
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Тимофеева Марина Николаевна

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_literaturnomu_chteniyu_4_klass.docx33.34 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая общеобразовательная программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ№4 им.Героя Советского союза А.Б.Михайлова г.Вязьма Смоленской области, примерной общеобразовательной программы по  литературному чтению для 4 класса.

Программа по литературному чтению для 4 класса изучается в объеме 102 часа в год (3 часа в неделю) на основании учебного плана МБОУ СШ№4 им. Героя Советского союза А.Б.Михайлова г.Вязьма Смоленской области. Реализуется УМК под редакцией Л.Ф.Климановой,М.В.Бойкиной «Литературное чтение.1-4 классы»(Сборник рабочих программ «Школа России»,2011,с.283-295). Программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Планируемые результаты обучения и освоения содержания предмета литературное чтение 4 класса.

Предполагается, что результатом изучения литературного чтения в 4 классе является достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

-  осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и  составления текстов в устной и письменной формах;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения  рассуждений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и событий.

Предметные результаты:

- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушание произведения;

- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представления о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов) использованием элементарных литературоведческих понятий;

- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое) умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;

- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;

- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности и научно-познавательных, учебных и художественных произведений;

- умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, продукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;

- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.

Ученик научится:

- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;

- бегло, выразительно читать текст;

- ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 90 слов в минуту);

- понимать содержание прочитанного , определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять  главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа;

- придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

- составлять план к прочитанному;

- вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитаты из текста;

- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

-самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

- называть названия , темы, сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей –классиков;

- читать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

- называть не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;

- называть более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл  и объяснять, в какой жизненной ситуации можно их употреблять;

- полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т.е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания;

- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

Ученик получит возможность научиться:

- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;

- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

- применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;

- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;

- бережно и ответственно относиться к окружающей природе;

- развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);

- определять сходство и различие произведений разных жанров;

- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информации в практической деятельности;

- высказывать и пояснять свою точку зрения;

- применять правила сотрудничества;

- выделять в тексте опорные (ключевые) слова;

- делать устную презентацию книги (произведения);

-пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;

- работать с детской периодикой;

-  расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной  читательской деятельности.

Содержание  учебного предмета  «Литературное чтение»  4 класс.

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час).

Вступительная статья.

Летописи, былины, жития (9 часов).

« И повесил Олег щит свой на врата Царьграда…», «И вспомнил Олег коня своего…»,

«Ильины три поездочки», «Житие Сергия Радонежского».

Чудесный мир классики ( 16 часов)

П.П. Ершов «Конёк – горбунок», А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», М.Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик  Кериб», Л.Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень», А.П. Чехов «Мальчики».

Поэтическая тетрадь (7 часов).  

Ф.И.Тютчев. «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…». А.А. Фет. «Бабочка», «Весенний дождь». Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...», «Где сладкий шепот…». А.Н.Плещеев «Дети и птичка». И.С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...». Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…». И.А.Бунин «Листопад».

Литературные  сказки (10 часов).

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». П.П.Бажов «Серебряное копытце». С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».

Делу время- потехе час ( 5 часов). Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». В.Ю.Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка». В.В.Голявкин «Никакой горчицы не ел».

Страна детства (6часов).

Б.С.Житков «Как я ловил человечков». К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М.М.Зощенко «Ёлка».

Поэтическая тетрадь (4часа).

В.Я Брюсов «Опять сон», «Детская». С.А.Есенин «Бабушкины сказки». М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».

Природа и мы (8 часов).

Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш». А.И.Куприн «Барбос и Жулька». М.М.Пришвин «Выскочка». Е.И.Чарушин «Кабан». В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь (7часов).

Б.Л.Пастернак «Золотая осень». С.А.Клычков «Весна в лесу». Д.Б.Кедрин «Бабье лето».

Н.М.Рубцов «Сентябрь». С.А.Есенин «Лебёдушка».

Родина ( 8 часов).

И.С.Никитин «Русь». С.Д.Дрожжин «Родине». А.В.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».

Страна Фантазия (5 часов).

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». К.Булычев «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература (16 часов).

Д.Свифт «Путешествие Гулливера». Г-Х.Андерсен «Русалочка». М.Твен «Приключения Тома Сойера». С.Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете».

Тематическое планирование

№п/п

Название темы

Количество часов

1.

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

2.

Летописи, былины, жития

9

3.

Чудесный мир классики

16

4.

Поэтическая тетрадь

7

5.

Литературные сказки

10

6.

Делу время – потехе час

5

7.

Страна детства

6

8.

Поэтическая тетрадь

4

9

Природа и мы

8

10.

Поэтическая тетрадь

7

11.

Родина

8

12.

Страна Фантазия

5

13.

Зарубежная литература

16

Итого

102