Рабочая учебная программа по литературному чтению, 1 класс (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Рабочая программа по литературному чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ  ЧТЕНИЕ

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373), на основе Основной образовательной программы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы №8 (начальная ступень общего образования), примерной программы для начальной общеобразовательной школы (система Д.Б.Эльконина)Под редакцией А.Б.Воронцова,  ООО Издательство «ВИТА-ПРЕСС», Москва 2011г. , программы курса «Литературное чтение»   автор : Е.И.Матвеева, которая обеспечена учебником ( Е.И.Матвеева. «Введение в литературное чтение. Где прячется чудо?»  : Учебник для 1 класса. Издательство «ВИТА-ПРЕСС», Москва 2011г.)  

Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными образовательными стандартами.

Литературное чтение – особый предмет школьной программы 1-ой ступени образования, дающий представление о многообразии литературы как явлении национальной и мировой культуры, средстве сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Этот предмет значим для личностного развития ребенка, поскольку формирует представление о мире, культуре, этических понятиях, добре и зле, нравственности; создает условия для успешности обучения по всем предметам; формирует потребность в систематическом чтении.

Литературное чтение предназначено для освоения системы научных понятий в формирующейся учебной и читательской деятельности в условиях новой социальной ситуации, связанной с расширением информационного поля.

Литературное чтение является фундаментом для всего последующего обучения читателя, способного самостоятельно добывать знания, обладающего основным умением – умением учиться. Этот предмет закладывает основу формирования учебной деятельности – систему учебно-познавательных мотивов, умение ставить, принимать и реализовывать учебные цели, решать учебные и учебно-практические задачи, планировать, контролировать, оценивать учебные действия, их результат.

Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова способствует реализации в ребенке скрытых возможностей, росту творческого потенциала. В качестве системообразующей задачи развивающего обучения в начальной школе указывается формирование учебной деятельности учащегося, создание условий для превращения ученика в субъект учения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.Пре

дметное содержание литературного чтения и логика его построения в данной образовательной системе определяются закономерностями формирования учебной деятельности. В этом процессе создаются условия и для решения собственно предметных задач.

В области литературы – это задачи, связанные с формированием читательской компетентности, расширением литературного кругозора, развитием «чувства художественного слова», литературного вкуса. Очевидно, что предмет литературного чтения обладает специфическими средствами решения указанной системообразующей задачи развивающего обучения. В то же время реализация перечисленных внутрипредметных задач литературного чтения в контексте формирования учебной деятельности имеет большие, на данный момент недостаточно раскрытые, перспективы.

В основу программы положены идеи отечественных и зарубежных исследователей: М. М. Бахтина, В. С. Библера, Л. С. Выготского, Г.- Г. Гадамера, М. М. Гиршмана, Ю. М. Лотмана. В их работах основной акцент делается на диалогическую «встроенность» сознания современного читателя в культурное пространство мира, создаваемого особым подбором изучаемых произведений.

При построении курса литературного чтения учитывается тот факт, что в отличие от других предметов школьной программы (математики, русского языка, естествознания), литература рассматривает образ, которому свойственна не логическая, а конкретно-чувственная и эмоциональная убедительность. В связи с этим литературное чтение, в первую очередь, обращается к образной природе произведений, обладающих эстетическим достоинством, эстетической ценностью, являющейся важной составляющей формирующейся личности читателя. Воспитание культуры чтения невозможно без особой организованной деятельности в культурном пространстве урока и вне него.

Культурного человека, способного к саморазвитию, отличает сформированность самостоятельной читательской позиции, которая немыслима без культуры грамотного, внимательного, «тщательного» чтения, без умения внятно высказывать собственную точку зрения о прочитанном тексте, точно, полно и глубоко раскрывать художественный потенциал произведения, одним словом, «честно читать» (А. П. Скафтымов).

Исходя из этих позиций, мы определяем предметом рассмотрения литературного чтения именно способ чтения, а его объектом – литературный текст.

Цель предлагаемого курса чтения – формирование читательской компетентности

- через обеспечение интенсивного совершенствования способа синтагматического чтения учащихся;

- освоение «смыслов» литературного текста;

- открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка;

- воспитание культуры восприятия текста;

- стимулирование потребности ребенка в творческом чтении.

Место предмета «Литературное чтение» в образовательном процессе

       На изучение  литературного чтения в 1 классе выделяется 40 часов ( 10 недель, 4ч. в неделю)

Особенности программы

Восприятие и понимание учащимися текста происходит на ином уровне при условии создания на уроках литературного чтения атмосферыдуховности и творчества. Такую атмосферу можно создать только при помощи особого подбора литературных текстов. Это является основным фактором в процессе формирования подлинной читательской деятельности ребенка, несущей в себе элемент творчества.

Литература представляет собой особый способ видения мира. Приобретение этого способа – главное событие в процессе становления читательской позиции. Непременным условием открытия читателем собственного видения мира сквозь «призму» литературного произведения является «тщательное» чтение.

«Тщательное» чтение соотносится с понятием творчества. Ему уделяется много внимания авторами эстетических курсов, однако понимается оно весьма различно. На наш взгляд, творчество невозможно без трех оснований: осознанности творческой позиции; сформированности вкуса; соотнесенности с культурной нормой.

Творчество всегда диалогично: оно предполагает позицию «другого». Творчество сопряжено с индивидуальным выражением своего видения мира, своей позиции в ответ на явленную точку зрения «другого». Творческий акт связан с преобразованием своей картины мира, желанием человека вступить в содержательный диалог с читателем, зрителем, слушателем, самим собой.

Исходя из этих позиций, «тщательное» чтение определяется как собственнотворческое чтение, как деятельность, при осуществлении которой происходит диалог читателя с автором, с читателем-собеседником, с самим собой (автокоммуникация). Результатом этого акта становится рождение у читателя нового видения, преобразование прежней картины мира в ответ на видение, позицию автора, заявленную в литературном произведении.

Все вышесказанное определяет принципы отбора литературных произведений для изучения в начальной школе. Осознание творческой позиции, формирование вкуса, соотнесение изучаемого произведения с культурной нормой литературного текста возможно лишь при насыщении уроков богатым разнообразным литературным материалом.

Субъективная интерпретация текстового материала, интересного для младших школьников, рождает учебный диалог, в ходе которого сталкиваются разные точки зрения читателей. Так в процессе обмена впечатлениями о прочитанном тексте создаются условия и для развития речевых способностей. С целью создания таких ситуаций учащимся предлагаются специально подобранные тексты, предполагающие их неоднозначное восприятие.

Программа ориентирует ребенка в разнообразном читательском пространстве, следуя особым критериям отбора литературных текстов.

Основными критериями отбора большинства предлагаемых для чтения текстов стали критерии художественности, полифоничности, разнообразия жанрово-видовой специфики произведений, духовности.

Критерий художественности является одним из определяющих. Истинно художественные произведения формируют эстетический вкус читателя, вызывают разнообразные переживания. Большинство из предлагаемых текстов образны. Они подталкивают ребенка к созданию собственных образов того, что описывает или о чем повествует автор. Данный критерий позволяет выделить те тексты, рассматриваемые в особом порядке, которые создают культурное «поле» для разворачивания читательской деятельности.

Такие тексты неадекватно воспринимаются учениками. Этот факт, как показывает практика, важен для ведения разговора о прочитанном, для рефлексии разных уровней восприятия и чтения текстов. Подобные произведения дают возможность по-разному раскрыть смысл задуманного автором, предусматривают различное толкование творческого замысла. Критерий художественности взаимосвязан с критерием полифоничности.

Критерий полифоничности предоставляет возможности неоднозначного восприятия литературного произведения разными учащимися одного класса и читателями разных возрастов.

В соответствии с последним ряд предлагаемых учащимся текстов имеет, по мнению авторов, «вневозрастной» характер.

Такие тексты литературных произведений способны удивлять и продолжать диалог ребенка с автором после знакомства с текстом. Этот критерий определяет исследовательскую позицию ребенка, самостоятельно открывающего «смыслы» словесного образа, созданного автором.

Программа представлена широким спектром текстов разных авторов разных эпох, что позволяет наиболее полно познакомить ребенка с миром литературы, показать ему интересные способы самовыражения авторов: писателей и поэтов, почувствовать и принять различные «видения» одного и того же предмета, явления.

В дальнейшей работе (в третьем классе) данный критерий помогает выявить разные подходы к рассматриваемой теме, проблеме в сочинениях учеников, пробующих создать в письменной речи индивидуальный образ исследуемого объекта.

Если говорить о жанрово-видовой специфике текстов, то данный критерий помогает рассмотреть предлагаемые тексты в своеобразии их формы и содержания. Жанр, выступая в качестве особого «расширителя» читательского сознания, обеспечивает рост культуры эстетического восприятия (С. П. Лавлинский). Программа насыщена поэтическими и прозаическими текстами разных авторов. Здесь есть тексты описательного и повествовательного характера. Тексты-рассуждения строятся в ходе диалога о прочитанном в классе и дома.

Учащиеся чаще всего знакомятся с несколькими литературными жанрами, которые чередуются между собой. Повторение нового произведения в уже знакомом жанре позволяет рефлексировать то, что ребенок знает, изучал, слышал. У него начинает складываться представление о разнообразии жанров, о том, что писатели предпочитают выбирать определенный жанр, адекватный их творческому замыслу.

В 1 классе ученики работают с рассказом, волшебной историей, сказкой, лирическим и игровым юмористическим стихотворением. На данном этапе ученикам специально предлагается «спектр» разных жанров для того, чтобы они увидели, насколько разнообразен и удивителен мир литературы.

Все предлагаемые тексты, в основном, имеют небольшой объем, описывают разные жизненные и сказочные ситуации, легко воспроизводимы. Они подталкивают к размышлению, оригинальны интонационно, разнообразны по темпу, ритмике, тональности, выразительности. Приемлемы для выразительного интонирования и запоминания наизусть. Большинство поэтических текстов дети легко запоминают в ходе беседы на уроке. На данном этапе изучения текстов мы не ставим задачу освоения специфики определенного жанра, чтобы не разрушить целостного восприятия текста, не «помешать» детям насладиться искусством словесного выражения.

Произведения, изучаемые на этом этапе, имеют прямое или косвенное отношение к одной общей теме: «Что такое чудо? Как и где его можно обнаружить?» Естественно, что не только эта тема обнаруживается в содержании текстов, с которыми знакомятся ученики, но и каждое новое произведение представлено как некое чудо, созданное талантом автора.

Во 2 классе ученики также знакомятся с материалом разной жанровой специфики на одну и ту же тему: «Каким бывает слово?» Здесь встретятся лирические и юмористические стихотворения, юмористические рассказы, сказки, притчи, басни, волшебные истории и пословицы.

На первом этапе знакомства с разными жанрами ученик проходит путь от обычного слова до создания особого текста о нем. Детям предлагается выступить в позиции исследователя смысла слова в речи, языке, литературе, обратить внимание на разные способы передачи настроения в текстах. Ученикам предлагается пройти путь осмысления роли слова у разных авторов. С этой целью в процессе чтения разножанровых текстов ученики самостоятельно выявляют особенности создания словесного образа слова, знакомятся с его значениями и функциями.

На втором этапе предлагается иной методический ход, основанный на контрастном восприятии текстов. Если ранее слово представлялось красивым, гармоничным, то теперь предлагается увидеть его иным – невыразительным, невежливым, порой обидным. Для этого в программу включены произведения, наполненные «воспитательным» содержанием, подсказывающие ученикам, что «так говорить» нежелательно, потому что речь – показатель культуры человека.

В основном эти произведения носят игровой, юмористический характер, они как бы «дорисовывают» картину о возможностях человеческого слова и предоставляют ученику право выбора: говорить грамотно, образно, культурно или наоборот.

На третьем этапе знакомства с видами и жанрами литературы изучаются объединенные согласно жанровым особенностям такие произведения: русская народная сказка, сказка-притча, авторская (литературная) сказка.

Ученики выступают в позиции исследователя жанра сказки: рассматривают содержательные, интонационные, структурные и видовые особенности.

«Сказочное» слово, представленное в русском фольклоре и разными авторами, позволяет ребенку почувствовать его особенности: иносказательность, иногда –поучительность, образность и др. Ученик знакомится с жанровыми и композиционными особенностями русской народной сказки, сказки-притчи, авторской (литературной) сказки. Среди русских народных сказок подробно рассматриваются признаки волшебной, бытовой сказок и сказки о животных.

В 3 классе ученики знакомятся с понятием авторской позиции.

На первом этапе на текстах описательного и повествовательного характера разной жанровой специфики они вступают в позицию исследователя внутреннего мира героя и автора, а также некоторых авторских приемов художественного произведения (эпитета, сравнения, метафоры, олицетворения, звукописи).

Ученикам предлагается для ознакомления и сопоставления научно-популярный текст для того, чтобы понять авторское отношение к предмету описания в разных жанрах и выйти на определение понятия «жанр».

Постепенное погружение в особенности создания художественного образа позволяет ученикам углубиться в содержание разных произведений, написанных на одну тему. В предлагаемых разделах, объединенных одной тематической идеей, дети выделяют признаки портретных характеристик, описаний поведения персонажей и знакомятся с понятием событие.

На втором этапе ученики исследуют особенности и структуру художественных и нехудожественных текстов-посланий, выделяют их признаки, чтобы построить модель жанра.

Среди нехудожественных произведений изучаются жанры миниатюры, зарисовки, этюда. Понятие жанра окончательно «строится» в конце третьего класса на сопоставлении групп произведений, написанных в одном жанре.

В 4 классе изучаются произведения, посвященные теме детских впечатлений, переживаний, воспоминаний. Следовательно, кроме рассказов, повестей, стихотворений, басен, ученики знакомятся с биографическим, автобиографическим и мемуарным жанрами. Они рассматривают общую для предлагаемых текстов тему на примере произведений повествовательного характера: рассказа, повести, истории. Среди нехудожественных произведений моделируются жанры отзыва и эссе.

В курсе литературного чтения иногда используются отрывки из произведений, обладающих смысловой законченностью. В рубрике для дополнительного чтения ученикам предлагается прочитать такие произведения целиком.

Критерий духовности. Среди предлагаемых текстов присутствуют, в основном, классические произведения, прошедшие проверку временем, имеющие духовный потенциал. Они не только формируют литературный вкус, но и закладывают фундамент нравственных ценностей личности младшего школьника. Именно на начальном этапе литературного образования приоритет должен оставаться за такими текстами, так как в младшем школьном возрасте и закладывается духовный фундамент развивающейся личности.

Программа представлена текстами для чтения, в основном, русских писателей и поэтов.

Среди зарубежных авторов предпочтение отдается произведениям ДжанниРодари и Ганса Христиана Андерсена, так как их тексты, судя по опыту работы с детьми, интересны и любопытны для данного возраста, они вызывают сильные эмоции, стимулируют чтение других текстов, более понятны ученикам начальной школы.

Программа включает произведения современных авторов, популярные в детском чтении. А также рассматривает тексты, совсем не знакомые детям, но имеющие большой духовный потенциал. Среди них особо выделяются тексты философского содержания в жанре эссе и рассказа.

Курс литературного чтения, наполненный духовным содержанием, безусловно, ориентирует ребенка в мире нравственных ценностей. Для того чтобы эти ценности не навязывались ученику, не имели назидательного характера, наша программа имеет ведущую сквозную идею о талантах человека.

В отличие от других школьных предметов, литературное чтение представляет собой курс, имеющий дело, прежде всего, с образами. Для представления образов, их восприятия или создания новых образов необходимо развивать у ребенка способность воображать, мыслить образами, представлять тот «объект», который создается в произведении. В связи с этим необходимо рассматривать ведущие литературоведческие понятия.

Теоретическими концентрами программы является освоение ведущих литературоведческих понятий на протяжении всего курса литературного чтения и литературы. Эти понятия концентрируют вокруг себя весь рабочий материал по урокам, рассматривают его в процессе решения учебных задач курса.

Стержневой задачей теоретического направления программы является освоение понятия художественный образ. Учащиеся 1-2-го классов в процессе работы с текстом пропедевтически развивают в себе способности «работать с образом», выявлять средства его создания.

В 3-м классе их деятельность фокусируется на выстраивание таких теоретических понятий, как авторская и читательская позиция, внутренний мир героя и автора, средство авторской изобразительности, художественное произведение, а в 4 классе «достраивается» понятие художественный образ.

Все тексты программы структурированы особым образом, в соответствии с разворачиваемым содержанием курса, который поделен на разделы. Каждый раздел знакомит учеников с определенным набором текстов, посвященных блоку тем.

Под темой нами понимается не только определение предмета (круга событий) повествования в его характерном «повороте» (объект изображения), но и характеристикаспецифики авторской «орудийности» – установки или комплекса установок относительно композиционно-речевых форм художественной выразительности, а также позиции, «занимаемой данным текстом по отношению к другим текстам и явлениям». «Обязательное свойство темы – это быть тем инвариантом, вариациями которого является все в произведении, так сказать, наибольшим множителем всех составляющих текста – его частей, уровней, образов, деталей и т.п.».

Каждый блок тем логично рассматривает тексты для ребенка и для взрослого, а затем завершается рубрикой для самостоятельного дополнительного чтения «Читай, удивляйся, размышляй!»

Такая структура программы сохраняется в 1-4-м классах с постепенным увеличением объема текстов в пользу ребенка.Система развивающего обучения направлена на организацию учебной деятельности, которая способствует формированию таких особенностей субъекта, как сознательность, самостоятельность, ответственность, инициативность, способность к самопознанию и рефлексии.

Решение этой задачи происходит успешнее в ходе обучения литературному чтению в активной речемыслительной деятельности.

Ситуация такой деятельности благоприятно создается на уроках уже в первом классе, где происходит активизация всех видов речевой деятельности: слушания, чтения, говорения и письма.

Цель уроков чтения в начальном звене – воспитание культуры творческого восприятия литературного произведения – решается с помощью творческих задач.

«В обучении необходимо отойти от узкопрактических установок на формирование механизмов чтения и письма и основываться на естественно развивающихся потребностях ребенка, на его самодеятельности».

«Тщательное» чтение предполагает осмысленность восприятия литературного источника, способность ребенка решать частные задачи по содержанию прочитанного (услышанного), воспроизведение данного содержания в личной интерпретации ученика и его желание продолжить разговор с автором текста.

Вместе с тем данная практическая деятельность позволяет овладеть навыком выразительного чтения, способами интонирования текста.

«Тщательное» чтение способно пробудить в ребенке эмоции, настроения, желание узнавать новое из книг на основе непосредственного восприятия текста. Оно рассчитано и на стремление обмениваться новой информацией с собеседником (учителем, родителями, одноклассниками), полученной из текста книги. Такое чтение предполагает самостоятельный выбор учеником темы, проблемы, текста в процессе знакомства с миром литературы, подталкивает ребенка к самостоятельному чтению, стимулирует выбор книг по интересам.

В процессе работы с текстами ребенок овладевает и техникой чтения. Но данная задача эффективно решается в случае того, если ребенок понимает прочитанный текст.

Поэтому еще одной важной задачей послебукварного периода следует считать задачу «настраивания» ученика на восприятие текста.

Трудность заключается в том, что восприятие каждого ребенка индивидуально, неповторимо. На этапе восприятия текста важно не разрушить тот слышимый, видимый им «образ», который чувствует только данный ребенок.

Ученик, знакомясь с разными текстами, старается понимать их, чувствовать тот мир, который изображается автором. На данном этапе важно не разрушить живое непосредственное читательское восприятие ребенка, позволить ему фантазировать по поводу прочитанного. В дальнейшем для более глубокого понимания необходимо постепенно вводить элементы анализа текста, не разрушая читательского восприятия, помочь осмыслить произведение, перевести на новый уровень сознательного открытия его «смыслов».

Уже в первом классе ребенок выступает в роли «исследователя» произведения, учится высказывать гипотезы о том, какую мысль хотел донести до него как читателя автор. Начиная с третьего класса, обозначается проблема как, какими приемами, средствами речи эта мысль доносится до читателя.

Причем, практика работы показала, что ученики могут одинаково эмоционально воспринять произведение, но понимают его смысл совершенно по-разному. Именно это понимание текста литературного произведения и является наиболее ценным.

Атмосфера урока литературного чтения должна способствовать свободному самовыражению, изложению разных точек зрения, формированию позиции «читатель». Важно подтолкнуть ребенка умело заданными вопросами к рождению высказывания по осмыслению художественного образа, проблем, которые проходят критическую проверку других собеседников в лице одноклассников и учителя. Отдельный урок литературы, протекающий в такой атмосфере, теряет автономию и становится «клеточкой» целостной системы «открытого» литературного образования.

Творческие задания к текстам учебника способствуют созданию такой ситуации в классе, которая дает возможность проведения исследовательской работы учащихся уже в начальных классах, появления интересных детских интерпретаций прочитанных произведений.

Урок литературного чтения выстраивается как урок – диалог, являющийся наиболее эффективным методом и формой изучения произведений, как коммуникативное событие встречи читателей (учителя и детей) с автором. В ходе такого урока у учеников возникают открытия, рождаются разные мнения, переживания от восприятия нового текста.

Важно на таком уроке установить связи между точкой зрения одного ученика и «другого», умело повести диалог о прочитанном (с целью открытия новых смыслов текста). Такой процесс развивает речевой слух, речевое чутье читателя и слушателя, благоприятно влияет на выразительное интонирование любого заданного текста, на формирование навыка чтения.

Таким образом, обучение осуществляется в процессе специально организованной учебной коллективно-распределенной деятельности. Литературное чтение – особый курс, предполагающий организацию учебного диалога, сотрудничество детей. Именно диалог составляет основу познавательной деятельности учащихся, а также выявляет уровень понимания каждым ребенком исследуемого «объекта». Диалог помогает определить предметное содержание обучения, так как каждый ученик выражает личное отношение к литературному тексту и помогает установлению коммуникативных отношений между его участниками (по поводу предметного содержания), он способствует развитию индивидуальных творческих способностей, выявляя их из общего «многоголосья» читательских мнений.

Начиная с третьего класса, в программу включаются специальные задания на осуществление контроля и оценки под рубрикой «От автора к читателю, от читателя к автору». Задачами данных творческих уроков являются формирование умений не только создать собственный текст, но и способность проанализировать написанное согласно выработанным критериям оценки. Такие задания нацеливают ребенка не только на развитие умений оценивать себя и других, но и позволяют неоднократно дорабатывать так называемые «рукописи», доводить их «до совершенства», вырабатывать собственный авторский стиль.

В курсе литературного чтения в начальной школе, как отмечалось ранее, одним из основных содержательных моментов, является овладение учениками навыком беглого синтагматического чтения, который позволяет создать то пространство, на котором в дальнейшем и будет разворачиваться читательская деятельность учащихся. Правда, этот содержательный момент не стоит в программе особняком, не предваряет дальнейшую работу с литературным произведением, а наоборот, является сквозной линией, пронизывающей все деятельность читателя, начиная с первого класса.

Для того чтобы ребенок стал субъектом учебной деятельности, необходимо создать определенные условия. Важно, чтобы он, становясь учащимся, самостоятельно решал возникающие перед ним задачи. Он не получает сведения о предмете в готовом виде, а сам ищет ответы на поставленные вопросы.

Основным методом обучения в системе развивающего обучения является постановка и решение учебных задач. Все задачи, выделенные в курсе «Литературное чтение», ребенок способен решить только при условии овладения способом смыслового чтения.

Программа курса решает задачи развития речи ребенка, воспитания его речевой культуры, которые заключаются в ознакомлении учащихся с особенностями языка разных по содержанию, по стилю и форме выражения литературных текстов. Такие тексты позволяют детям продолжить знакомство с языковыми особенностями родной речи. Язык в данном случае играет роль носителя особой культуры и менталитета, а также является средством общения. Программа имеет коммуникативную направленность.

В первом классе создаются благоприятные условия для формирования у учащихся навыков письма и чтения. Начальный курс чтения на данном этапе является рефлексивным.

Обучение письму идет на основе фонематического принципа и обязательно включает в себя и обучение чтению «как действию по воспроизведению звуковой формы слова на основе буквенной модели (записи). Осознанное выполнение этого действия опирается на анализ соотношения между звуковой (фонемной) формой слова и его буквенной структурой. По мере освоения и автоматизации такое действие превращается в навык чтения на уровне фонетического слова – сначала послогового, а затем и без разделения слова на слоги. Показателем овладения этим уровнем чтения является быстрый рост его скорости, который, однако, далеко не всегда сопровождается ростом его осмысленности. Понятно, что такой уровень чтения недостаточен».

В течение букварного периода процесс обучения чтению базируется на выделении фонетических слов, слогов. Безусловно, должны выделятся при чтении и более крупные единицы текста. Выход на такие компоненты уже намечен в букваре.

Важную роль в формировании читателя играет способность воспринимать текст во всей его полноте и смысловой законченности. Естественно, для понимания произведения ребенок должен владеть способом беглого синтагматического чтения.

Основным принципом формирования навыка чтения является особый подбор дидактических текстов. Мы убеждены в том, что обучать ребенка беглому чтению нельзя на художественных текстах, чтобы не разрушить эмоционального восприятия художественного образа, созданного автором. Художественный образ представляет целостную картину, которую читатель создаёт в своём воображении. Уважительное отношение к авторскому произведению – необходимая составляющая культуры читателя. Именно с этих позиций не стоит делить художественный текст на синтагмы, выделять специально ключевые слова, указывать повышение или понижение тона, то есть превращать его в «тренажёр» для навыка чтения. А вот дидактические тексты можно и нужно использовать с данной целью. Поэтому в программу включены такие тексты, начиная с первого класса. К тому периоду, когда все ученики овладевают способом беглого синтагматического чтения, дидактические тексты для чтения исключаются. К концу третьего класса ученик выразительно, бегло и осознанно читает любой предложенный ему текст.

Безусловно, синтагматическое чтение опирается на понимание смысловыхотношений между элементами высказывания, то есть постепенно становиться осознанным. Следует отметить, что такие отношения не вскрываются в процессе формирования орфографического чтения, их выделение и анализ составляют особую задачу на заключительных этапах обучения чтению.

Практика показала, что быстрый темп чтения далеко не всегда сопровождается ростом осмысленности чтения. Встает задача формирования осознанности чтения, опирающегося на понимание смысловых отношений между элементами высказывания. Эти отношения не вскрываются в процессе формирования орфографического действия. Их выделение и анализ и составляет особую задачу на заключительных этапах обучения чтению.

Мир литературы, куда погружается ребенок, многолик, разнообразен и необычен для восприятия первоклассника. Поэтому вторым важным содержательным моментом нашего курса является открытие мира литературы, книги, текста, высказывания, созданного разными авторами, постепенное погружение в этот мир.

Такое погружение в художественный мир, созданный в произведении, безусловно, должно основываться на эмоциональном переживании ребенка, на осмыслении того, что представляет содержание текста.

Одновременно идет процесс рефлексии изученного ранее материала. Здесь «взамообогащаются» два процесса: ученик показывает, чему он уже научился, а также он совершает ряд «операций» с текстом, позволяющих ему перейти к осмысленному чтению.

Программа предусматривает этот переход. Уже в Букваре даны задания для облегчения перехода к осмысленному чтению, предназначенные для отработки навыков чтения. В таких упражнениях предусмотрена ориентация на тактовые ударения, которые служат средством выделения смысловых отрезков высказывания в потоке речи.

Как только ребенок овладевает навыком чтения, он переходит на следующую ступень: обучается чтению как особому виду речевой деятельности – диалогу с автором текста, общению с ним.

Курс «Введение в литературное чтение» в 1-м классе осуществляет переход к смысловому чтению. Но на первых этапах работы с текстом, как и в Букваре, продолжает уделяться внимание тактовому ударению при чтении произведений для более легкого перехода к смысловому чтению. Тексты первого раздела имеют значок тактового ударения для синтагматического чтения. Дети знают такой способ чтения и называют его «взрослым».

На уроках литературного чтения дети учатся читать «по-взрослому»: делят текст на синтагмы, т. е. расставляют паузы, выделяют ключевые слова (главные слова в высказывании, это, как правило, то, о чем говорится и что говорится). Чтобы выделить эти слова, нужно поставить над ними ударение (для этого надо произнести фразу), так как эти слова имеют более сильное, чем словесное, ударение. Вначале детям предлагается для чтения текст, в котором расставлено и то, и другое. Затем предлагаются тексты либо с расставленным ударением, либо с делением на синтагмы (в учебнике для 1-го класса они называются речевые звенья). В этом случае они самостоятельно выполняют одну из предложенных операций. В следующих текстах учащиеся расставляют и паузы, и ударение. Дети осознают, что такое деление текста способствует более легкому и беглому чтению.

Искусственные тексты составлены с учетом увеличения количества слов и усложнения структуры высказывания. Эти тексты раскрывают различную тематику, связанную в смысловом отношении с другими текстами урока для детского и взрослого чтения. Например, тема дождика в литературных текстах открывается такой же темой в искусственном тексте.

Среди искусственных текстов есть тексты – поучения, тексты – истории, тексты – сказки. В некоторые из них включены элементы монолога и диалога. Практически во всех текстах присутствуют различные по интонации предложения. Каждый текст имеет свой ритмический рисунок, позволяющий ребенку легко читать текст вслух. Для обогащения словарного запаса в каждый текст введено 1-2 «трудных» слова, возможно, неизвестных ребятам по смыслу. Их следует расшифровывать. При разъяснении смысла новых слов педагогу легко выйти на ситуацию успеха, стимулирующую детей к новым открытиям в мире литературы.

Работа над техникой чтения начинается с первой минуты урока, она настраивает ребенка на особый тон, тему, определяет проблематику читательской деятельности. Затем следует переход к знакомству новым с художественными текстами, в таком случае не разрушается особый эмоциональный настрой на их восприятие. Дома ребенку предлагается прочитанный в классе искусственный текст воспроизвести в речи несколько раз вслух. Можно использовать данные тексты и для пересказа.

Учитывается и тот факт, что в классе не все дети читают одинаково: имеют разный уровень техники чтения. Поэтому для «плохо» читающих детей подходят первые тексты, а для «хорошо» читающих – вторые (для детского чтения) и третьи (для чтения взрослым). Мы предоставляем детям право самим выбирать то, что им нравится, и то, что им посильно.

Для того чтобы дети могли оценить свой уровень чтения, им необходимо научиться формулировать критерии чтения. Лучше всего такие критерии начинать определять с детьми с первых уроков чтения, но не все сразу, а поэтапно.

При тактовом чтении дети учатся читать, выделяя голосом «ключевые» слова более сильным ударением. Значит, одним из критериев обязательно будет такой: «Умение выделять «ключевые» слова». Одновременно с выделением «ключевых» слов ученики делят высказывание на такты. Следовательно, следующим критерием чтения будет: «Умение соблюдать паузы». Так педагог работает с детьми над формулированием каждого критерия, исходя из базовых требований к чтению любого текста, которыми являются быстрота, выразительность, безошибочность и осмысленность чтения.

Выразительности можно добиться, если постоянно обращать внимание ребенка на ритм,темп, тон (повышение и понижение), громкость, паузы, ключевые слова. В то же время работа над выразительностью не должна превращаться в «самоцель» и восприниматься учителем как отдельная задача.

Формирование позиции «читателя» происходит постепенно. Ученики, овладевая способом синтагматического чтения, одновременно работают над осмыслением произведения. Для этого программа предлагает разные отдельные техники «проникновения» в смысл текста, овладения его содержанием. «Тщательное», устоявшееся чтение основывается на приобретении ряда способов, связанных с анализом содержания и формы текста. К таким техникам мы относим:

  • «тщательное» чтение с выделением «точек предпонимания» текста (работа на этапе первичного восприятия текста, выяснение того, что непонятно, что показалось странным, необычным; именно в «точках предпонимания» можно уловить зачатки будущих «гипотез смысла», которые рассматриваются в ходе анализа);
  • чтение текста «островками» – неторопливое чтение с остановками и пояснением прочитанного фрагмента, установление связок между разными точками зрения читателей и выявлением самых ярких мест для понимания содержания произведения;
  • составление «вопросника» к новым изучаемым текстам, на его основе формулирование учебной задачи урока;
  • организация «диалога» автора и читателей через систему поставленных к тексту вопросов, выявляющих эмоционально-ценностные ориентации, предмет разговора и особенности «языка» текста;
  • чтение с иллюстрированием;
  • чтение с переводом с языка литературы на язык театра, кинофильма (распределение ролей, чтение по ролям, драматизация текста);
  • выделение выбранного фрагмента, наиболее ярко иллюстрирующего замысел автора, его точку зрения на проблему; соотнесение своей позиции с позицией автора и других читателей;
  • прогнозированное чтение (во время чтения текста произведения учитель делает остановку («обрыв») и опускает одно из событийных звеньев, чаще всего финальное, нарушая тем самым привычный для читателя ритм формирования эстетического объекта.Читатель вынужден самостоятельно, опираясь на факты художественной реальности и на показатели собственного переживания, заполнить сюжетные «пустоты»).

Программа предусматривает целенаправленную читательскую деятельность не только на уроке, но и за рамками урока, во внеурочной деятельности. Работать с книгой ученик начинает с первого класса, поэтому ему необходимо иметь ориентиры в огромном количестве той литературы, которая есть в библиотеках, дома, в книжных магазинах. Во-первых, программа учит искать необходимую книгу, для чего в учебных пособиях есть специальные обозначения, отсылки, рисунки. Во-вторых, ученику на страницах пособия постоянно дается небольшой список рекомендуемых произведений для самостоятельного чтения дома. В-третьих, учебное пособие будет содержать (по замыслу автора и художника) иллюстрации, ярко демонстрирующие ребенку авторов, заглавие и выходные данные нужных для чтения книг.

Знакомство с книгой и другими печатными изданиями (формирование информационно-библиографической культуры) происходит в системе от этапа к этапу.

1-ый класс.Знакомство с понятиями «книга», «библиотека», «библиотекарь», «книжный фонд», «абонемент», «читальный зал».

Знакомство с правилами поведения в библиотеке, пользования библиотекой, формирование умения самостоятельно ориентироваться в мире книг. Формирование первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки.

Знакомство с правилами обращения с книгой, учебниками; элементами книги (обложка, корешок, переплёт, титульный лист, содержание или оглавление, аннотация, предисловие, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрация).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс (40 ч)

Введение в литературное чтение

1.1. Открытие мира литературы. Круг детского чтения

Слово и настроение. Оттенки слова и оттенки настроений. Автор и его настроение.

Герой произведения. Настроение и характер героя произведения. Речь героя. Особенности ее интонации. Способы передачи настроения героя. Диалог героев произведения.

Герой и разные способы передачи его настроения, разные способы изображения.

1.2. Проникновение в смысл произведения – особый способ видения мира

Читатель и автор. Слушатель и писатель. Освоение ролей слушателя, читателя.

Тема произведения. Основная мысль произведения. Название произведения – особый авторский прием для раскрытия замысла.

Прямое и переносное значения слова. Многозначность слова как способ создания особого видения мира. Арсенал художника-сочинителя.

2. Совершенствование навыка чтения: освоение синтагматического способа чтения

Формирование способа синтагматического чтения на основе выделения смысловых частей высказывания и постановки тактового ударения.

Фраза и такт в звучащей речи. Интонация – понижение и повышение тона в звучащей речи. Паузы в звучащей речи, обязательные и факультативные. Чтение дидактических (специально составленных) текстов с выделенными тактами и синтагматическим ударением. Соблюдение нужной интонации внутри такта, в начале и в конце фразы, пауз на границах речевых тактов и фраз.

Смысловые части высказывания (о чем или о ком сообщается, что сообщается). Самостоятельное выделение смысловых частей высказывания и деление на его основе фраз на такты (синтагмы). Чтение дидактических текстов с предварительным делением учащимися фразы на синтагмы и с опорой на выделенное в тексте тактовое ударение.

Ударение в слове и в такте, состоящем из нескольких слов. Способ выделения тактового и фразового ударения (путем перестановки – по аналогии со словесным ударением). Чтение дидактических текстов с предварительным выделением учащимися тактов (на основе смысловой структуры высказывания) и самостоятельной постановкой тактового ударения. Мелодика и ритм фразы, состоящей из нескольких тактов.

 Планируемые результаты обучения

В результате освоения программы курса в 1-ом классе планируется достижение младшими школьниками следующих  результатов:

Личностные:

- учащиеся мотивированы к процессу чтения, они проявляют интерес и желание познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров;

- принимают мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимо относятся к мнению других читателей;

- имеют представления о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы;

- об этикетных нормах поведения в процессе коммуникации с другими читателями;

- о разнообразии человеческих эмоций, чувств, настроений, которые проявляются в ответ на мнение о прочитанном произведении.

Метапредметные:

-  считают книгу источником информации;

- читают текст целыми словами;

- отвечают на вопрос по содержанию прочитанного;

- определяют тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 70 слов;

- имеют представление о понятиях «текст», «раздел»;

- выделяют в тексте абзац;

- контролируют правильность чтения других учеников, фиксируют ошибки в процессе чтения;

- находят страницу книги по номеру;

- пользуются оглавлением и пиктограммами в учебнике;

- умеют соотносить текст и иллюстрацию;

- участвуют в диалоге по прочитанному тексту ( на уровне отдельной реплики).

Предметные:

- имеют представление об авторе, художественном произведении, персонаже;

- различают прозаический и стихотворный тексты;

- связывают заглавие произведения с его содержанием;

- имеют представление об элементах интонации (речевом звене, ключевом слове, паузе, ритме);

- о разнообразии интонации в произведении;

- определяют некоторые оттенки интонации в произведении;

- в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют персонажей, события, эмоционально окрашенные слова в тексте;

- способны пересказать кратко эпизод произведения, перечислить события;

- кратко описать образ персонажа;

- имеют представление о некоторых особенностях жанров сказки, юмористического стихотворения, рассказа.

Тема урока

Кол-во часов

Виды деятельности

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1-3

 

 

4-5

 

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15-17

18-19

20-21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

Чудеса природы.

Образ весны, весеннего листа в стихотворении М.Я.Бородицкой.

Я.Л.Аким. «Апрель».

Тема весеннего пробуждения

Сказка Н.И.Сладкова «Медведь и Солнце».

Сказка Э.Ю.Шима «Весна» (отрывок).

Тема прихода весны.

Тема прихода весны в рассказе В.В.Бианки.

Тема прихода весны в рассказе К.Г.Паустовского «Стальное колечко» (отрывок).

Образ весеннего цветка

Образ весеннего цветка в рассказе Э.Ю.Шима «Ландыш».

Образ весеннего цветка в рассказе И.С.Соколова-Микитова «Ландыши».

Образ весеннего цветка

Образ весеннего цветка в стихотворениях П.С.Соловьева, И.А.Бунина.

Образ весеннего цветка в сказке Г.Х.Андерсена «Подснежник» (отрывок).

От дождя до радуги.

Юмористический обзор погоды в «детских» стихах

Г.М.Кружков. Пес Прогноз.

Ф.Д.Кривин. Мечта.

Образ дождя.

С.Я.Маршак «Дождь»

Л.Н.Конырев «В полях, ..»

А.А.Фет « Весенний дождь»

Художественное описание дождя

Б.А.Павлов «Капли-сережки»

Н.К.Абрамцева «Грустная история»

Образ радуги

Э.Ю.Шим. «Цветной венок»  

И.С.Соколов-Микитов «Радуга»

Художественное описание радуги в сказке К.Д.Ушинского «Солнце и радуга» и стихотворении В.А.Жуковского «Загадка».

Кто придумал чудеса?

Образ облака в стихотворном и прозаическом тексте.

Образ чудной страны и чудака.

И.П.Токмакова « В чудной стране»

О.О.Дриз «Прогулка»

Образы «чудес»

В.В.Лунин «Я видела чудо»

В.В.Лунин «Весь дом волшебный»

Чудесные превращения

О.Е.Григорьев «Человек с зонтом»

Н.А.Кончаловская. Стихи.

Чудесное превращение гусеницы в бабочку

В.Д.Берестов. Сказка «Честное гусеничное»

В.Д.Берестов. Сказка

«Честное гусеничное»

Образ бабочки и солнечного зайчика

Образ бабочки и солнечного зайчика в лирическом стихотворении.

Образ бабочки и солнечного зайчика в юмористическом стихотворении.

Сквозь волшебное стекло

Способ интонирования радостной песни.

Выбор средств для передачи авторского настроения

Образ стеклышка

Образ стеклышка в сказке Н.К.Абрамцевой «Котенок и стеклышко» и стихотворении Е.Я.Тараховской «Сквозь цветное стеклышко»

Способы проникновения в авторский замысел.

Тема волшебства.

Ю.И.Коваль. «Фиолетовая птица».

Урок – рефлексия.

3

2

2

2

2

3

3

2

2

1

1

2

2

2

2

2

2

3

1

1

Работа в парах (знакомство с первыми правилами парной и групповой работы). Различение дидактического и художественного текстов.

Освоение способа чтения: выделение ключевых слов, определение границ в речевых звеньях.

Определение основного настроения дидактического текста. Поиск информации о нем. Иллюстрирование. Сочинение продолжения истории о весеннем цветке. Выразительное чтение текста, первичное оценивание по двум критериям: выделение ключевых слов, расстановка пауз.

Отработка способа выделения ключевых слов внутри речевых звеньев.

Оценивание способа чтения в соответствии с предложенными критериями. Получение опыта наблюдения за интонацией разных текстов о солнце, дожде, радуге. Понимание смысла текста со слуха и с момента первичного чтения.

Сочинение о мечте Лужицы.

Иллюстрирование шуточных стихотворений о дожде.

Выразительное чтение текста, первичное оценивание по критериям: выделение ключевых слов, расстановка пауз, безошибочность.

Выделение в произведениях сравнений, способов создания автором «живого» существа.

Работа в парах. Различение поэтического и прозаического текстов, предложенных для анализа в паре, по признакам; название признаков текста словами, группировка (классификация) на поэтические и прозаические, на разные произведения по оттенкам настроения.

Отработка способа чтения высказываний , в которых встретились знаки тире, двоеточие, многоточие.

Выразительное чтение с последующим оцениванием. Составление текста по предложенным словам.

Наблюдение за описанием бабочки в дидактическом тексте. Попытка передать в чтении состояние рассказчика.

Работа с информационными источниками (первое знакомство с разными способами получения ответов на вопросы – спрашивание, поиск в справочниках, словарях, энциклопедиях для детей).

Выразительное чтение предложений с восклицательной и вопросительной интонацией.

Классификация прочитанных произведений по настроению, теме, персонажам.

Выразительное чтение текста (отрывков) с последующим анализом чтения в соответствии с критериями.

Беседа о том, каких читательских умений достигли ученики в конце первого класса.

Имеют представление об авторе, художественном произведении, персонаже;

- различают прозаический и стихотворный тексты;

- связывают заглавие произведения с его содержанием;

- имеют представление об элементах интонации (речевом звене, ключевом слове, паузе, ритме);

- о разнообразии интонации в произведении;

- определяют некоторые оттенки интонации в произведении;

- в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют персонажей, события, эмоционально окрашенные слова в тексте;

- способны пересказать кратко эпизод произведения, перечислить события;

- кратко описать образ персонажа;

- имеют представление о некоторых особенностях жанров сказки, юмористического стихотворения, рассказа.

Имеют представление об авторе, художественном произведении, персонаже;

- различают прозаический и стихотворный тексты;

- связывают заглавие произведения с его содержанием;

- имеют представление об элементах интонации (речевом звене, ключевом слове, паузе, ритме);

- о разнообразии интонации в произведении;

- определяют некоторые оттенки интонации в произведении;

- в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют персонажей, события, эмоционально окрашенные слова в тексте;

- способны пересказать кратко эпизод произведения, перечислить события;

- кратко описать образ персонажа;

- имеют представление о некоторых особенностях жанров сказки, юмористического стихотворения, рассказа.

Имеют представление об авторе, художественном произведении, персонаже;

- различают прозаический и стихотворный тексты;

- связывают заглавие произведения с его содержанием;

- имеют представление об элементах интонации (речевом звене, ключевом слове, паузе, ритме);

- о разнообразии интонации в произведении;

- определяют некоторые оттенки интонации в произведении;

- в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют персонажей, события, эмоционально окрашенные слова в тексте;

- способны пересказать кратко эпизод произведения, перечислить события;

- кратко описать образ персонажа.

 

Считают книгу источником информации;

- читают текст целыми словами;

- отвечают на вопрос по содержанию прочитанного;

- определяют тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 70 слов;

- имеют представление о понятиях «текст», «раздел»;

- выделяют в тексте абзац;

- контролируют правильность чтения других учеников, фиксируют ошибки в процессе чтения;

- находят страницу книги по номеру;

- пользуются оглавлением и пиктограммами в учебнике;

- умеют соотносить текст и иллюстрацию;

- участвуют в диалоге по прочитанному тексту

Читают текст целыми словами;

- отвечают на вопрос по содержанию прочитанного;

контролируют правильность чтения других учеников, фиксируют ошибки в процессе чтения;

- находят страницу книги по номеру;

- пользуются оглавлением и пиктограммами в учебнике;

- умеют соотносить текст и иллюстрацию.

Считают книгу источником информации;

- читают текст целыми словами;

- отвечают на вопрос по содержанию прочитанного;

- определяют тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 70 слов;

- имеют представление о понятиях «текст», «раздел»;

- выделяют в тексте абзац; контролируют правильность чтения других учеников, фиксируют ошибки в процессе чтения.

 Читают текст целыми словами;

- отвечают на вопрос по содержанию прочитанного;

- определяют тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 70 слов;

- имеют представление о понятиях «текст», «раздел»;

- выделяют в тексте абзац;

- контролируют правильность чтения других учеников, фиксируют ошибки в процессе чтения;

- находят страницу книги по номеру;

- пользуются оглавлением и пиктограммами в учебнике;

- умеют соотносить текст и иллюстрацию;

- участвуют в диалоге по прочитанному тексту.

  Учащиеся мотивированы к процессу чтения, они проявляют интерес и желание познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров;

- принимают мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимо относятся к мнению других читателей;

- имеют представления о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы;

- об этикетных нормах поведения в процессе коммуникации с другими читателями;

- о разнообразии человеческих эмоций, чувств, настроений, которые проявляются в ответ на мнение о прочитанном произведении.

Учащиеся мотивированы к процессу чтения,

- принимают мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимо относятся к мнению других читателей;

- имеют представления о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы;

- об этикетных нормах поведения в процессе коммуникации с другими читателями.

Осознание и принятие таких человеческих ценностей, как уважительное отношение к одноклассникам, и учителям, дружелюбие;

- установка на совместную работу в паре, группе;

- мотивация учебной деятельности

(социальная, учебно-познавательная);

Учащиеся мотивированы к процессу чтения,

- принимают мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимо относятся к мнению других читателей;

- имеют представления о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания

и дружбы.

Материально – техническое обеспечение учебного предмета

Матвеева Е.И.  «Введение в литературное чтение. Где прячется чудо?» - 1 класс.

                                                                                           Москва: Издательство «ВИТА – ПРЕСС», 2011г.

Матвеева Е.И. Методическое пособие «Обучение литературному чтению».

Матвеева Е.И. Литературное чтение. 1-4 классы. Учим младших школьников понимать художественный текст.

Интернет-ресурсы: http//www.bibliogid.ru – BIBLIO Гид;

http//www.kykymber.ru – литературный иллюстрированный журнал для детей «Кукумбер»;

http//www.rgdb.ru – сайт Российской государственной детской библиотеки, www.strumishka.ru – блог Н.К.Абрамцевой; http//www.slovotvorhestvo.ru – сайт «Твори, обучаясь!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по литературному чтению по образовательной системе «Школа 2100»

Программа составлена в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования и на основе авторских программ Е.В. Бунеевой, Е.В. Бунеева. (3 часа в неделю)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (образовательная система Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова )

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконин...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (образовательная система Л. В. Занков)

Рабочая программа учебного предмета «литературное чтение » для 3 класса  составленана основе примерной программы по литературному чтению, авторской программы Н.А. Чураковой «Литературное чт...

Рабочая программа по математике 3 класс ( система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова)

Представлена рабочая программа по математике. 3 класс. Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова....

Рабочая программа по математике 4 класс (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)

Эта рабочая программа по математике будет полезна учителям, работающим по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова....

Рабочая программа по математике 2 класс (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)

Материал будет полезен для учителей, работающих по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....