РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (образовательная система Л. В. Занков)
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме

Зимакова Татьяна Петровна

 

Рабочая программа учебного предмета «литературное чтение » для 3 класса  составлена
на основе примерной программы по литературному чтению, авторской программы Н.А. Чураковой «Литературное чтение», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации (система общего развития Л. В. Занкова) и с учётом стандарта начального общего образования по литературному чтению, в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования (Москва, 2011).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_po_chteniyu_3_klass.docx101.61 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

(образовательная система Л. В. Занков)

Рабочая программа учебного предмета «литературное чтение » для 3 класса  составлена
на основе примерной программы по литературному чтению, авторской программы Н.А. Чураковой «Литературное чтение», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации (система общего развития Л. В. Занкова) и с учётом стандарта начального общего образования по литературному чтению, в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования (Москва, 2011).

  1. Пояснительная записка

Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования.

Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Изучение литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной

отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста;

формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является

формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя
как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение»
в особой мере влияет на решение следующих
задач:

1. Добиться освоения школьниками общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитывать интерес к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, то есть в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией (слово, текст, книга), интерпретировать информацию в соответствии с запросом.

2. Способствовать овладению школьниками речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с формированием умения работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию детьми художественного произведения как особого вида искусства, формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развиваются умения сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка и др.), находить сходство и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.

4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния
на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

II. Общая характеристика учебного предмета

 В 3 классе продолжается работа по воспитанию внимательного отношения учащихся
к художественному слову. Если в 1 классе литература рассматривается как искусство слова, во 2 классе и как искусство слова и как один из видов искусства в контексте других, то в 3 классе, при сохранении того же ракурса, литература впервые начинает рассматриваться еще и как явление художественной культуры. Это связано с тем, что программа 3 класса впервые знакомит школьников с понятием мифа, тем самым вводя литературу в более широкий контекст явлений культуры.

Особенностью работы в 3 классе является формирование общего представления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка, загадка, считалка, дразнилка, закличка. Закладываются основы изучения литературного процесса как движения
от фольклора к авторской литературе. Произведения включаются в культурно-исторический контекст путем сравнений и аналогий. Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров. Расширяется читательский кругозор младших школьников. Основной литературой
для анализа является по-прежнему классическая и современная детская литература, русская и зарубежная литература. Круг чтения расширяется за счет литературных компиляций древних сюжетов («Мифы и легенды Древней Греции») и фольклорных текстов разных народов, а также
за счет современной литературы, которая близка и понятна и детям, и взрослым.

На уроках  литературного чтения и окружающего мира интегрировано проводится курс «Литературное краеведение» автор Л.В. Федорова

Учебное пособие по литературному краеведению «Край ямальский» 3 класс / Составитель  Л.В. Федорова. – СПб. : ООО «Миралл», 2006 – 200с. : ил

Идеи регионализации в последнее время приобретают особое звучание и пронизывают все основные виды социальной практики. В программе «Литературное чтение» предусмотрена реализация содержания регионального компонента по предмету литературное краеведение.

Краеведческий материал для чтения в третьем классе представлен в жанровом разнообразии: фольклор, литературная сказка, научно-познавательная литература, рассказы, стихотворения, повести, справочная литература. Почти каждая тема федеральной программы по литературному чтению дает возможность использовать краеведческий материал. Литература местных авторов обогащает чувственный опыт ребенка, поможет сформировать эстетическое отношение к жизни, будет способствовать развитию умения выразить в слове свои впечатления, свое видение предмета, состояние природы и человека.

Использование краеведческого материала в работе по развитию речи дает возможность пробудить, а затем сформировать у детей интерес к прошлому и настоящему родного края, его природе, культурному наследию, искусству, показать красоту природы Севера через художественные произведения (стихотворения, сказки, песни, легенды, молитвы, заговоры); познакомиться с талантливыми произведениями местных авторов, с особенностями художественных произведений, рождённых на Ямальской земле; прививать интерес к изучению  родного края, обычаев, традиций; воспитывать чувство любви к родному краю.

Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов, переживание особенностей художественного образа.

Процент модификации рабочей программы по литературному чтению составляет 5,8 %.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом, предмет «Литературное чтение» в 3-м классе изучается
по три часа в неделю. Всего 102 часа в год.

IV. Описание ценностных ориентиров

Одним из результатов обучения литературному чтению является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Y. Личностные, метапредметные и предметные результаты

по литературному чтению

У обучающегося 3 класса будут сформированы

Личностные универсальные учебные действия:

  • интерес к содержанию и форме художественных произведений;
  • интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;
  • интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;
  • основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;
  • эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;
  • чувство сопричастности своему народу;
  • понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений;
  • общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;
  • чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;
  • понятия об ответственности человека за себя и близких, о высших чувствах любви, внимания, заботы;
  • понимания своей семейной и этнической идентичности;
  • любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа;
  • чувства ответственности за мир природы;
  • умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;
  • первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов;
  • понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;
  • выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;
  • выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать
    с приложениями учебника;
  • произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;
  • самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой
    во внеурочное время;
  • соотносить внешнюю оценку и самооценку.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;
  • проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;
  • осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
  • осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • отличать художественный текст от научного и научно-популярного;
  • пересказывать текст по плану;
  • структурировать знания при сопоставлении текстов;
  • применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;
  • применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;
  • искать информацию, представлять найденную информацию;
  • уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;
  • знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты;
  • понимать структуру построения рассуждения;
  • воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;
  • проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
  • создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;
  • проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;
  • участвовать в учебном диалоге;
  • принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать

в проектах, инсценировках, спектаклях;

  • видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;
  • устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);
  • проявлять самостоятельность в групповой работе;
  • контролировать свои действия в коллективной работе;
  • выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

  • читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;
  • читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика;
  • ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение;
  • кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы;
  • отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;
  • определять жанр литературного произведения (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;
  • узнавать при слушании и чтении жанры художественной литературы: сказку, стихотворение, рассказ, басню;
  • характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
  • выявлять авторское отношение к герою;
  • понимать специфику прозаических и поэтических текстов;
  • соотносить главную мысль и название произведения;
  • находить портрет и пейзаж в произведении;
  • видеть особенности юмористических текстов;
  • соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • пересказывать текст подробно, выборочно и кратко;
  • сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;
  • представлять особенности устного народного творчества по сравнению с авторским;
  • осознавать особенности характера героя в народной и авторской сказке;
  • находить способы создания характера и изображения внутреннего мира героя

в произведениях разных жанров;

  • понимать возможности литературы передавать сложное настроение, изображать развитие чувства;
  • понимать особенности жанра басни;
  • определять роль портрета и пейзажа в произведениях;
  • находить в юмористических тексmax приемы создания комического;
  • оценивать поступки героя и отношение автора к нему.

Круг детского чтения

Обучающийся научится:

  • самостоятельно ориентироваться в содержании учебника, в т.ч. по условным значкам, работать с произведениями в хрестоматии;
  • самостоятельно пользоваться разными разделами словаря, помещенного в учебнике;
  • осуществлять выбор книги по тематике, заданной в рубрике «Прочитай эти книги»;
  • осуществлять в библиотеке целенаправленный поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений;
  • готовить сообщения, используя материалы школьной или публичной библиотеки;
  • понимать назначение аннотации на литературное произведение;
  • называть одно периодическое литературно-художественное издание.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать значимость прочитанного произведения или книги для себя, своего кругозора;
  • составлять сборник своих: любимых произведений и аннотацию к нему;
  • писать отзыв о произведении (на выбор), используя план написания отзыва;
  • создавать презентации книг различной тематики;
  • сопоставлять содержание литературных произведений с их экранизацией (мультипликацией);
  • участвовать в организации литературного (поэтического) вечера;
  • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с произведениями отечественной и зарубежной детской литературы разных эпох.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научится:

  • представлять общие корни развития литературного фольклора разных народов;
  • различать малые жанры фольклора;
  • различать жанры художественной литературы: сказку, сказочную повесть, басню, рассказ, стихотворение;
  • определять особенности фольклорных форм и авторских произведений;
  • выделять события рассказа; понимать сюжет как цепь событий, составлять сюжетный план произведения;
  • понимать многозначность поэтического слова.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • особенности малых фольклорных жанров: пословицы, загадки, скороговорки, считалки, заклички;
  • находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и авторской литературы;
  • обнаруживать средства художественной выразительности в тексте (сравнение, олицетворение, эпитет, повтор, рифма, звукопись);
  • обнаруживать следы обряда и мифологические мотивы в фольклоре и литературе;
  • выявлять особенности построения сюжета, способы создания образа героя в волшебных сказках;
  • понимать обусловленность характеров героев сказок разных народов национальными особенностями и представлениями народов о счастье, справедливости, добре и зле;
  • самостоятельно находить мораль басни;
  • понимать возможность эволюции характера героя литературного произведения.

Творческая деятельность учащихся

  • пересказывать текст кратко, выборочно, подробно и с его творческой обработкой

       в зависимости от учебной задачи;

  • читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения;
  • передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя;
  • выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, рисовании, творческой деятельности;
  • создавать небольшие художественные тексты в стиле изученных жанров.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • сознательно пользоваться различными средствами выразительного чтения: менять интонацию, темп, тембр, делать паузы в зависимости от задач чтения;
  • читать, передавая авторское отношение к поступкам героя;
  • подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению;
  • читать и разыгрывать диалоги, пересказывать тексты;
  • сочинять небольшие тексты, сознательно используя выразительные средства произведений разных жанров.

VI. Содержание учебного предмета

Содержание предмета «Литературное чтение» для 3-го класса включает следующие разделы:

Раздел

    Содержание разделов

Кол-во часов

Корни есть не только у дерева.

10 часов

В жизни всегда есть место подвигу.

5 часов

Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками.

12 часов

Такой незнакомый мир.

9часов

Мир просит тебя: открой меня заново!

5часов

Самые настоящие чудеса.

8 часов

Родная  сторона.

11 часов

Мир нуждается в нашей защите.

8 часов

Лаборатория искусств.

7 часов

Как трудно стать человеком.

7 часов

Такой хрупкий и такой прочный мир чувств.

9 часов

Красота спасет мир.

9 часов

Итого

100 часов

Резерв

2 часа

Итого

102 часа


VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Корни есть не только у дерева.

Цель: ознакомление с особенностями мифологического восприятия мира в античных гимнах богам; формирование общего представления о «мифе» как способе жизни древнего человека, помогающего установить отношения с миром природы; развитие речи, эмоциональное отношение к произведениям искусства и умение связно выражать свои впечатления.  

Знать:

  • законы сказки;
  • понятие герой литературного произведения;
  •  малые фольклорные жанры;
  • законы сказки;
  • виды сказок.

Уметь:

  • определять связь малых жанров фольклора с мифом.

Иметь представление о тотемных произведениях русского фольклора.

Дата

Тема учебного занятия

Вид учебного занятия

Без чего человек не может прожить как Человек? Знакомство с учебником

Характеризовать текст: представлять, предполагать текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

Сравнивать произведения разных жанров.

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, определять главную мысль произведения с помощью учителя.

Пересказывать текст художественного произведения: на основе опорных слов, по плану, по иллюстрациям.

Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи.

«Корни есть не только у дерева». Малые жанры фольклора и их связь с мифом.

Античный гимн «Природе». Отрывок из античного гимна «Пану»

Тайны мира природы и способ жизни древнего человека. Камлание «У костра живущий бог мой…» образец самобытного северного вида фольклора.

Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка»

Загадки.

Русская народная сказка «Сивка-Бурка».

Поговорки. Богатый мир северной сказки. Литературные сказки. «Сказка про богатыря Вищ – Отыра» (мансийская)

Легенды и мифы Древней Греции. Персей

Обобщение по разделу по теме
«Легенды и мифы Древней Греции». Персей.

Практическое задание к разделу: нарисовать рисунок на тему, «Каким я представляю себе хозяина леса: похож ли он на образ, созданный Врубелем?»

В жизни всегда есть место подвигу.

Цель: формирование общего преставления об эпосе; показать зависимость человека от природных сил и стихий в мифе, пафос  борьбы с ним в эпосе; ознакомление с былиной как с жанром устного народного творчества, с образным языком былин; развитие навыка беглого чтения; пополнение словарного запаса.

Знать:

  • литературные приемы в былинах и мифах (гипербола и литота)

Уметь:

  • наблюдать за эпическим и мифологическим героями;
  •  связно излагать свои мысли;
  • отличать былину от других жанров по характерным признакам;
  • сравнивать мифологического и эпического героев;
  •  слушать друг друга.

Прометей

Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса).

Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи.

Прометей

Былина «Илья Муромец и Святогор»

Былина «Илья Муромец и Святогор»

Обобщение по разделу. Былина «Илья Муромец и Святогор»

Практическое задание к разделу: рассмотреть картины В. Васнецова «Три богатыря» и М Врубеля «Богатырь». Попробовать определить какой же из богатырей – Илья или Святогор – мифологический герой, а какой – эпический?        

Смеясь, мы расстаёмся со своими  недостатками.

Цель: ознакомление с новым жанром литературы басней; формирование умения определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность) методом сравнения; показать, что авторская поэзия использует особенности композиции фольклорных жанров; значимость вопросительных и восклицательных знаков
в стихотворении для создания эмоциональной живой атмосферы.

Знать:

  •  понятие мораль басни.

Уметь:

  • сравнивать басни и сказки о животных;
  • различать разные литературные жанры;
  • различать автора и героев басни;
  • находить нужный отрывок в тексте по вопросу; прослеживать композицию сказки;
  • определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность);
  • выразительно читать басни;
  • определять тональность и характер произведения.

«Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками». Отрывок из «жизнеописания Эзопа»

Сравнивать образы Эзопа

и героев русских сказок, басен; – сравнивать сюжет, героев, мораль одноименных басен Эзопа и И. А. Крылова;

делать выводы; видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни.

Различать автора и героев басни.

Находить, придумывать вариант или продолжение любимой сказки.

Определять тональность и характер произведения.

Читать по ролям произведения.

Декламировать стихотворения и прозаические фрагменты по выбору.

Характеризовать особенности произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса).

Басни Эзопа «Ворон и лисица», «Лисица и лев»

Басни Эзопа «Лисица и виноград», «Лев и мышь»

Басни Эзопа «Волк и ягнёнок», «Муравей и голубь»

И. А. Крылов «Ворона и лисица»

Чтение наизусть. И. А. Крылов «Волк и ягнёнок»

И. А. Крылов «Лев и лисица»

И. А. Крылов «Лисица и виноград»

В. Гаршин «Лягушка-путешественница»

В. Гаршин «Лягушка-путешественница». Проверка техники чтения.

«Яичко» (русская народная сказка).  Л. Лапцуй «Как собака стала другом»

Обобщающий урок. А.-А. Милн «Баллада о королевском бутерброде». «Шалтай-Болтай» (английская народная песенка)

Практическое задание к разделу: прочитать сказку А. Милна «Винни – Пух и все- все –все»

Такой незнакомый мир.

Цель: ознакомление с японским стихотворением хокку; формирование умения видеть образные средства языка: метафоры, олицетворения, сравнения; учить чувствовать и понимать образный язык поэтической речи; воспитывать любовь к Родине.

Знать:

  •  названия, содержание изученных произведений.

Уметь:

  • анализировать образные средства языка;
  • видеть многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому;
  • анализировать прочитанное произведение, связно излагать свои мысли;
  • различать художественное и научно-популярное проведение;
  • анализировать прочитанное;
  •  связно излагать свои мысли.

«Такой незнакомый знакомый мир». Д. Албузова «Подражание хокку». Басё. Хокку.

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

Определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль).

Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания.

Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

С. Есенин «С добрым утром!».

Чтение наизусть.  К. Бальмонт «Гномы».

Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (отрывок).

Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (отрывок).

Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (отрывок).

Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (отрывок). 

Ю. Дмитриев «Сколько глаз у стрекозы».  В. Лебедев «Почему у глухаря брови красные».

А. Фет «Весенний дождь».

Практическое задание к разделу: придумать рассказ о необычном  превращении в собственной комнате.

Мир просит тебя: открой меня заново.

Цель: формирование представления о том, что такое образ; о жанре повести, герое рассказа: особенности характера и мир чувств; выявить средства выразительности; воспитывать любовь к природе и животным.

 Знать:

  • поэтические приемы, украшающие образ: сравнение, эпитет, метафора, контраст.

Уметь:

  • определять тональность и характер проведения.
  • оценивать и характеризовать героев произведения, их  поступки.
  • понимать смысл стихотворного текста, отвечать на вопросы по содержанию

Чтение наизусть. «Мир просит тебя: открой меня заново!».

Узнавать учебный текст и понимать его особенности: задания, вопросы, пояснения и т.п.

Характеризовать текст художественного произведения: определять тему, главную мысль, последовательность событий (с помощью учителя).

Трёхстишия (хокку) Басё и Исса.

А. Вознесенский «На спинку божия коровка…», «С ясеней…».

Дж. Даррелл «Землянично-розовый дом»

(отрывок из повести «Моя семья и другие звери»).

И. Бунин «Бушует полая вода…». 

Л. Лапцуй  «Радуга».

Практическое задание к разделу: нарисовать рисунок на тему «Мир наобоорот»        

Самые настоящие чудеса

Цель: формирование умения прогнозировать содержание на основе анализа иллюстраций, подтверждать высказывания цитатами  из текста; расширение знаний о волшебной сказке, об особенностях ее сюжета; развитие техники чтения, умение свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений; обогащение словарного запаса.

Знать:

  • виды сказок,
  • понятие « природа героя волшебной сказки»;
  •  «волшебные предметы».

Уметь:

  • выделять “свой” и “чужой” миры в сказке;
  •  находить сходства персонажей в мифах  и сказке, особенности характера героев , волшебных  помощников и числа;
  • видеть сходство восприятия мира поэтом и художником;
  • выражать свои эмоции и впечатления при помощи выразительного чтения;
  • понимать поэтический образ, который создает автор.

Самые настоящие чудеса. Фантазия художника щедра.

Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

Составлять план текста.

Формулировать главную мысль (выбирать из предложенных формулировок и самостоятельно).

Создавать (устно) рассказ-характеристику героя, устное описание.

Иллюстрировать текст. Сочинять сказки, рассказы, стихотворения.

Пересказывать текст подробно.

С. Маршак «Ландыш».

Чтение наизусть. Д. Кедрин «Приглашение на дачу».

К. Бальмонт «Трудно фее».

Арабская сказка

«Аладдин и волшебная лампа» .

Арабская сказка

«Аладдин и волшебная лампа» (продолжение). Проверка техники чтения.

Арабская сказка

«Аладдин и волшебная лампа» (продолжение).

Контрольная работа за I полугодие

Практическое задание к разделу:  сочинить    волшебную сказку и рассказать ее другу.

Родная сторона. Поэтические образы «малой  родины».

Цель: ознакомление с высказываниями русских поэтов о Родине; формирование навыков словесного рисования; развитие умения анализировать художественное произведение; находить главную мысль в тексте; работать с картиной; обогащать словарный запас.

Знать:

  • авторов и героев произведений.

Уметь:

  • выразительно читать;
  • характеризовать героев произведения;
  • выявлять авторское отношение к герою;
  • создавать  художественные образы под впечатлением увиденной картины;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного чтения книги.

Работа над ошибками. Знакомство со второй частью учебника.

Характеризовать особенности произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса); передавать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Декламировать стихотворение

Выделять ключевые слова текста (фрагмента).

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.

Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному. Формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно

строить текст, отбирать выразительные средства языка.

Родная сторона. А. Вознесенский «Увижу ли, как лес сквозит…».

Н. Рыленков «К Родине». Р. Ругин «Горсть родной земли».

Экскурсия в картинную галерею.   «Картинная галерея». Андрей Рублев «Троица».

Р. Бернс «В горах мое сердце». Иссё. Хокку

К. Паустовский «Стальное колечко».

К. Паустовский «Стальное колечко».

К. Паустовский «Стальное колечко».

А. Фет «Чудная картина». А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…».

Чтение наизусть. Гавриил Державин. Александр Грибоедов. Строки о родине.

А. Пушкин «Зимнее утро». В. Хлебников «Мне мало надо!».

Практическое задание к разделу: найти пословицы и поговорки о Родине и составить словарь пословиц и поговорок в группе.

Мир нуждается в нашей защите.

Цель: формирование умения сопоставлять и сравнивать картины и стихи, развитие речи, эмоциональное отношение к проведениям искусства и умение связно выражать свои впечатления; умения воспринимать красоту поэтического слова, вдумываться в значение слова; воспитание  бережного отношения к животным, любовь к русской поэзии.

Знать:

  • виды сказок, структуру сказок.

Уметь:

  • выразительно читать стихотворения;
  •  заучивать наизусть;
  • озаглавливать части произведения.

«Мир нуждается в нашей защите». С. Кирсанов «Чудо». Кикаку. Хокку.

Характеризовать особенности произведения: определять жанр.

Декламировать стихотворение.

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, определять главную мысль произведения с помощью учителя.

Пересказывать текст художественного произведения: на основе опорных слов, по плану, по иллюстрациям.

Создавать (устно) рассказ характеристику героя.

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» (продолжение).

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» (продолжение).

И. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги…».

Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?»

А. С. Пушкин «Няне». Ю. Вэлла «Бабушка Ненги».

Чтение наизусть. А. С. Пушкин «Зимний вечер».

Практическое задание к разделу: выполнить практическую работу «По дорогам сказок»

Лаборатория искусств.

Цель: ознакомление с принципом использования непонятных слов в тексте считалки; формирование умения свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений; развитие умения вычленять приемы, которыми пользуется писатель для изображения образа.

Знать:

  • авторов и героев произведений.

Уметь:

  • понимать секреты поэтического творчества;
  • различать жанры детского игрового фольклора, малые жанры фольклора;
  • видеть способность живописи и литературы создавать звучащие образы;
  • находить приёмы, с помощью которых автор создаёт звучащие образы4
  • различать жанры детского игрового фольклора, малые жанры фольклора.

Чтение наизусть. «Лаборатория искусств».

К. Бальмонт «Как я пишу стихи».

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с темой и правилами речевого общения.

Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей.

Сравнивать произведения разных жанров.

Льюис Кэрролл «Разговор Алисы и Шалтая-Болтая».

Л. Петрушевская «Пуськи бятые».

Ёса Бусон. Хокку.

Ю. Коваль «Соловьи».

С. Маршак «Разговор лягушек».

В. Хлебников «Кузнечик». Скороговорки.

Считалки. Проверка техники чтения.

Практическое задание к разделу: «нарисовать» музыку, которая звучит в душе; сочинить считалку.

Как трудно стать человеком.

Цель: ознакомление с творчеством С. Лагерлёф; начать работу с жанром – сказочная повесть; помочь увидеть жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа; формирование умения распознавать определенные средства художественной выразительности; развитие техники чтения, навыки активного слушателя, умения работать с текстом.

Знать: 

  • виды стихов;
  • жанровую специфику эпического стихотворения, рассказа,
  • понятия ритм, рифма.

Уметь:

  • характеризовать героев произведения;
  • выявлять авторское отношение к героям.

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильсас дикими гусями» (в отрывках).

Характеризовать текст художественного произведения: определять тему, главную мысль, последовательность событий. Кратко характеризовать героев произведения и их поступки.

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, определять главную мысль произведения с помощью учителя.

Пересказывать текст художествен-ного произведения: на основе опорных слов, по плану.

Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям, участвовать в драматизации.

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильсас дикими гусями» (в отрывках).

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильсас дикими гусями» (в отрывках).

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Б. Заходер «Ну и мышонок!».

Н. Некрасов «Крестьянские дети».

Чтение наизусть. Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»

(отрывок из повести «Детство Тёмы»).

Обобщающий урок по разделу. Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»

(отрывок из повести «Детство Тёмы»)

Практическое задание к разделу: написать мини – сочинение « Мой друг»

Такой хрупкий и такой прочный мир чувств.

Цель: формирование умения сопоставлять и сравнивать стихотворения; отвечать на вопросы по содержанию; выбирать из текста слова для подтверждения своих мыслей, находить главную мысль произведения; читать незнакомый текст, соотносить содержание текста  и заглавие, находить главную мысль произведения.

Знать:

  • авторов и героев произведений;
  • название, основное содержание изученных произведений.

Уметь:

  • определять разнообразные средства художественной выразительности, посредством которой создается образ;
  • выразительно читать наизусть;
  • понять главного героя, характеризовать героев произведения;
  • видеть выражение чувств в авторской поэзии.

«Такой хрупкий и такой прочный мир чувств». Г.-Х. Андерсен  «Стойкий оловянный солдатик».

Характеризовать текст: определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль).

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.

Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

Конструировать устное монологическое высказывание:

Формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка.

Декламировать стихотворение.

Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» (продолжение).

Д. Кедрин «Всё мне мерещится поле с гречихою…»И. Бунин «Детство» . Л. Лапцуй «Первые шаги»

М. Цветаева «Красною кистью…».

Чтение наизусть. И. Тургенев «Воробей».

С. Козлов «Лисичка».

Ранран. Хокку.

М. Лермонтов «На севере диком…».

М. Лермонтов «Парус».

Практическое задание к разделу:  сочинить хокку.

Красота  спасет мир.

Цель: формирование умения вычленять и правильно понимать те приемы, которыми пользуется писатель для создания образа; развитие  умения воспринимать красоту художественного слова, формулировать основную мысль, применять прочитанное к жизни; воспитывать бережное отношение к окружающему миру и людям.

Знать: 

  • что каждый может научиться видеть мир поэтически, обнаруживать красоту в окружающем мире, который находится рядом с нами и создан для нас.

Уметь:

  • воспринимать красоту художественного слова;
  • формулировать основную мысль произведения;
  •  применять прочитанное к жизни

Чтение наизусть. «Красота спасет мир». С. Козлов «Как Ёжик с Медвежонком  протирали звёзды». Бусон. Хокку.

Характеризовать текст художественного произведения: определять тему, главную мысль, последовательность событий.

Кратко характеризовать героев произведения и их поступки. Коллективно обсуждать ответ на вопрос: «Что хотел сказать автор этим произведением? Какими чувствами, мыслями хотел поделиться с нами?»

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, определять главную мысль произведения с помощью учителя.

Пересказывать текст художественного произведения: на основе опорных

слов, по плану, по иллюстрациям.

В. Драгунский «Девочка на шаре».

В. Драгунский «Девочка на шаре» (продолжение).

М. Осечкина. Подражание хокку. Исса. Хокку. Проверка техники чтения.

С. Козлов «Разрешите с вами посумерничать».

Н. Матвеева «Галчонок». Ш. Перро «Рике с хохолком».

Ш. Перро «Рике с хохолком». Б. Заходер «Что красивей всего?».

«Литературная гостиная».

Итоговая контрольная работа

Практическое задание к разделу: написать мини – сочинение « Красота спасет мир»

VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение                                         

Программа по литературному чтению обеспечивается учебно-методическими и информационными ресурсами.

  • Свиридова В. Ю. Литературное чтение: учебник для 3 класса: в 2 ч. / В. Ю. Свиридова, Н. А.

Чуракова Н.А. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011.

  • Самыкина С.В. Литературное чтение: Тетрадь для практических работ. -2-4 классы: В 2 частях/под ред. В.Ю.Свиридовой.- Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011.
  • Поурочные планы по учебнику В.Ю. Свиридовой, Н.А. Чураковой / авт.- сост. И. Г. Смирнова    - Волгоград: Учитель, 2010 г.

1. Дополнительная литература.

1. Андреева Р. П. Этимологический словарь для школьников. - СПб: Издательский Дом «Литература», 2004

2. Великие писатели: справочник школьника / О. Д. Ушаков. – СПб., 2005.

словари:

3. Бондаренко А.А., Гуркова И.В. «Как обмануть ошибки?» Орфографический словарик для младших школьников.- Новосибирск, 1997.

4. Быстрова Е. А., Окунева А. П., Шанский Н. М. «Фразеологический словарь русского языка», - Москва: АСТ; 2004

5 Грушников П.А. «Орфографический словарик»: Пособие для учащихся начальных классов.- Москва: Просвещение, 1985.

6. Неусыпова Н.М. «Толковый словарик русского языка» Пособие для учащихся начальных классов.- Москва: Просвещение, 1989.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка».- Москва: Азбуковник; 2002.

8. Словарь синонимов русского языка: СПб.: ООО «Полиграф услуги», 2005

9. Толковый словарь русского языка для школьников/  Сост. Ю. В. Алабугина 2005

Фразеологический словарь русского языка для школьников/  Авт. - сост. М. А. Котова - М6 РИПОЛ классик, 2005

10. Ушакова О.Д. Говори правильно: Словарик ударений. СПб.: Издательский Дом «Литера» 2006.

11. Ушакова О.Д. Толковый словарик школьника. СПб.: Издательский Дом «Литера» 2008.

12. Универсальный справочник школьника. 1–4 классы / авт.-сост. Н. Ю. Дмитриева, А. В. Колпакова, С. Ю. Ращупкина. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.

13. Литературное чтение. 3 класс: поурочные планы по учебнику Н. А. Чураковой : в 2 ч. / авт.- сост. И. Г. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 201.

2. Интернет-ресурсы.

1. Газета «1 сентября». – Режим доступа : www.festival.1september.ru

2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

3. Курс ЦДО (начальная школа). – Режим доступа: www.lyceum8.pp.ru

4. Михеева, А. В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале учебников А. В. Поляковой). – Режим доступа: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50

5. Начальная школа Кирилла и Мефодия. – Режим доступа: http://www.nachalka.info

6. Образовательный портал «Учеба». – Режим доступа: http://uroki.ru

7. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения Л. В. Занкова. – Режим доступа: http:// zankov.ru.

8. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru.

9. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

10. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/ed

11. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: http://festival.1september/ru

12. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok

3. Наглядные пособия.

1.  Шедевры русской живописи: альбом. – М.: Белый Город, 2007.

Учебно - методический комплект «Жанры живописи»

Учебно - методический комплект «Жанры живописи»

2. CD «Звуковая книга. Андерсон. Сказки»

CD «Звуковая книга. Гауф. Сказки»

CD «Звуковая книга. Гримм. Сказки»

CD «Звуковая книга. Кастанеда. Сказки»

CD «Звуковая книга. Пушкин. Сказки»

CD «Звуковая книга. Сказки русских писателей»

Большая детская электронная энциклопедия (CD).

4. Технические средства обучения.

Для выполнения программы в классе имеется необходимое информационно-техническое обеспечение: наличие Интернета, компьютерная и мультимедийная техника:

№ п/п

Наименование техники

Количество

1.

Стационарные компьютеры

1

2.

Принтеры

2

3.

Мультимедийный проектор

1

4.

Интерактивная доска

1

5.

Телевизор.

1

6.

Магнитофон.

1

7.

Колонки

2

8.

Интерактивная доска прямой проекции с короткофокусным проектором

1

9.

Интерактивная указка

1

10.

Мобильный класс        

1

11.

Гарнитура

1

12.

Веб - камера

1

13.

Фотоаппарат

1

14.

Документ – камера

1

5. Учебно-практическое оборудование.

1. аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

6. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению (Лазарева, система Л.В. Занкова)

В работе представлена рабочая программа к учебнику В.А. Лазаревой литературное чтение по системе развивающего обучения Л.В. Занкова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (образовательная система Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова )

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконин...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ (образовательная система Л. В. Занков)

Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 3 класса составленас учетом требований Государственного стандарта общего образования по технологии,на основе Примерной программы начального о...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ (образовательная система Л. В. Занков)

Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 3 класса  составлена на основе примерной программы, авторской программы И. И. Аргинская « математика», утверждённой МО РФ (Самара: Корпо...

Рабочая программа учебного предмета литературное чтение Образовательная область: филология для _I ступени 2 класс

Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению (Образовательная программа "Начальная школа 21 века",1 класс).

Календарно-тематическое планирование №ДатаТема урокаТипурокаВозможные видыдеятельностиучащихсяПланируемые результатыПредметныеМетапредметныеЛичностныеЛитературное чтение. Обучение грамотеДобуквен...