Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа трудового обучения для учащихся 3 класса (8 вид)
календарно-тематическое планирование по технологии (3 класс) на тему

Питеримова Татьяна Васильевна

              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа расчитана на ученика, находящегося на индивидуальном обучении и обучается по коррекционной программе 8 вида. 

Обучение труду в младших классах направлено на реше­ние следующих задач:

воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе ит. д.);

уважение к людям труда;

сообщение элементарных знаний по видам труда, фор­мирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие инте­реса к труду;

формирование организационных умений в труде — во­время приходить на занятия, организованно входить в мас­терскую, работать только на своем рабочем месте, правиль­но располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутрен­него распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиени­ческие требования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:

воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе ит. д.);

уважение к людям труда;

сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа  выражается в формировании умений:

ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских. Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики. Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников. Предусмотрены следующие виды труда:

работа с глиной и пластилином;

работа с природными материалами;

работа с бумагой и картоном;

работа с текстильными материалами;

работа с проволокой и металл око нструктором;

работа с древесиной.

В профамме дан примерный перечень изделий, имеющих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний.

Перечень изделий и распределение учебного времени по видам труда даются примерные. В зависимости от условий школы и состава класса каждый учитель должен отобрать наиболее доступные для выполнения работы. Эту рекомендацию особенно важно учитывать при организации занятий с природными материалами, так как виды материалов и характер изделий во многом будут зависеть от местных условий, географического положения школы и могут значительно отличаться от обозначенных в программе тем.

Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).

В целях ознакомления учащихся младших классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.

Занятия по труду в 1—3 классах необходимо проводить в специально оборудованной мастерской.

На уроках труда в 4 классе решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению. К основным из них относятся:

выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;

воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;

обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.

Первая из указанных задач является главной для эффективного осуществления предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой учителей, ведущих уроки в данном классе, воспитателя, психолога и медицинского персонала в школе.

Программа состоит из четырех блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с металлом и древесиной; с пластическими материалами и растворами.

С учетом местных условий учебный план трудового обучения в классе может включать все содержание программы или 1—2 блока.

В последнем случае содержание оставшихся блоков дополняется или остается без изменений (если в учебную подгруппу подобраны учащиеся с более низкими способностями).

Возможно дополнение программы путем разработки школой блоков с другим содержанием: растениеводство, животноводство, работа с кожей и кожезаменителями, вязание, плетение, уборка помещений.

В зависимости от конкретных условий, складывающихся в предстоящем и последующем учебном году, школа может подбирать вариант данной учебной программы на определенный срок (один - два года).

Обучение проводится в соответствующих содержанию программы учебных мастерских или в мастерской ручного труда с подгруппами учащихся. Количество учебных часов принимается в соответствии с принятым школой учебным планом.

Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:

значение производства товаров для жизни людей; сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока;

демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;

соблюдение установленных правил и порядка в мастерской — основа успешного овладения профессией;

знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.

Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками.

Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт. На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа учащихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется учащимися полностью самостоятельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:

  • соединять детали с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки.
  • разметить бумагу и картон по линейке.
  • вырезать и намазать клеем окантовочные полоски.
  • правильно держать инструмент.
  •  сгибать проволоку плоскогубцами, молотком.
  •  строгать и зачищать древесину напильником и наждачной бумагой.
  •  составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя.
  •  подбирать материалы и инструменты для работы.
  •  сделать отчет об этапах изготовления изделия.
  •  сделать анализ своего изделия и изделия товарища.
  •  употреблять в речи техническую терминологию.

Ресурсное обеспечение                                                                                                       1.   Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений    VIII вида подготовительный класс, 1- 4 классы                                                Москва « Просвещение» 2009 г.                                                                                                                                         2.  Н. П. Павлова « Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы» Москва « Просвещение» 1999 г.                                                               3. Г. И. Перевертень « Самоделки из разных материалов»                                Москва « Просвещение» 2000 г.                                                                            4. И. Я. Базик, Э. К. Гульянц « Что можно сделать из природного материала» Москва « Просвещение» 1999 г.                                                                            5. А. А. Обухова, Н. И. Гаврилкина, Т. М. Буркова « Поурочные разработки по технологии 1 класс» Москва « ВАКО» 2007 г.                                                                                                                                                                                                  6. М. А. Давыдова «« Поурочные разработки по технологии 2 класс» Москва « ВАКО» 2008 г.                                                                                                      7. М. А. Давыдова «« Поурочные разработки по технологии 3 клаМосква « ВАКО» 2009 г.         

Содержание изучаемого курса

Тема

Количество часов

1.

Работа с природным материалом

6

2.

Работа с бумагой и картоном

12

3.

Работа с текстильным материалом

6

4.

Работа с конструктором

6

5.

Работа с проволокой

2

6.

Экскурсии

2

Всего: 34 ч.

Календарно – тематическое планирование по трудовому обучению.

       Тема урока

Кол- во

  ча

сов

 Социально-бытовое ориентирование

 

Предметно-

практическая

деятельность

Оборудование

                   Дата

фактически

по плану

1.

Экскурсия в природу с целью сбора природного материала

1 ч.

Виды природных материалов

Природа и человек.

Распределе

ние индивидуальных заданий по сбору ПМ,

сортировка материалов, подготовка к хранению

Образцы природного материала, коробочки для сбора природного материала

2.

Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей

1 ч.

Приёмы соединения деталей

Разнообразие животных

Анализ образца, определение последовательности изготовления жирафа

обучение приёмам  работы с ножом и шилом

Образец  изделия

Природный материал, пластилин, стека, ножницы

3.

Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски жёлудя, проволоки, пластилина

1 ч.

Приёмы работы с пластилином Культура поведения.

Анализ рисунка паука

планирование работы, обучение приёмам работы с проволокой

Рисунок паука,

проволока,

4.

Самостоятельное изготовление по устному описанию стрекозы

1 ч.

Свойства материалов          Насекомые.

Беседа по составлению словесного портрета стрекозы, планирование хода работы, подбор нужных материалов

Иллюстрация стрекозы, природный материал, клей, ножницы

5.

Изготовление панно из арбузных семечек

1 ч.

Свойства материалов, цвет, форма, величина

Клеящие составы, применение, назначение, обучение приёмам работы с клеем

Картон, клей, арбузные семечки

6.

Окантовка картона полосками бумаги, листом

1ч.

Свойства бумаги и картона, ТБ при работе с клеем Осень, осенние месяцы

Анализ образца, разметка бумаги и картона с помощью линейки, оклеивание полосками бумаги с подрезанием их на 45 по углам

Цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы, образец изделия

7.

Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок

1 ч.

Приёмы разметки

Роль человека в сохранении природной среды

Знакомство с переплётными материалами. Анализ образца, планирование в групповой беседе

Образец изделия, фабричные записные книжки, картон, листы белой бумаги, клей, ножницы

8.

Экскурсия 

В слесарную мастерскую

Выплавление проволоки волочением, сгибание её под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру

1 ч.

Применение проволоки в работе с природным материалом

  За что мы любим планету Земля?

Знакомство с видами проволоки, с инструментами для её обработки. Опыты по определению свойств проволоки, упражнения в сгибании и выпрямлении

Образцы проволоки

9.

Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных

1 ч.

Транспорт. Виды транспорта.

Свойства проволоки

Анализ образцов, сравнение их с рисунками, показ приёмов работы, самостоятельное изготовление поделок

Проволока, образцы изделий

10.

Ознакомление с косым обмёточным стежком

1 ч.

Виды и назначение одежды

Свойства ниток, приёмы работы с иглой

Тренировочные упражнения на полосе картона

Коллекция тканей, образцы изделия, ткань, нитки, иголки

11.

Изготовление закладки

1 ч.

Поведение в школе.

Косой обмёточный стежок

Анализ образца, подбор материалов для работы самостоятельно

Образец изделия, ткань, нитки, ножницы, иголки

12.

Изготовление мягкой игрушки

1 ч.

Разнообразие игрушек.

Обмёточный стежок

Анализ образца

Ткань, шаблоны, иголка, нитки, ножницы, вата

13.

Изготовление по замыслу объёмных изделий из различных материалов ( после экскурсий, чтения книг )

1 ч.

Способы передвижения

Свойства природных материалов, приёмы соединения деталей с помощью клея

Изготовление кораблика из сосновой коры, фигурок животных из сучков и кореньев с добавлением деталей

Природный материал (шишки, жёлуди,

скорлупка от орехов, коренья, сучки деревьев т т. д )

14.

Упражнения в завинчивании гайки рукой

1 ч.

Лиственные деревья, части дерева

Ознакомление с комплектом конструктора

Железный конструктор

15.

Сборка по образцу треугольника из трёх плоских планок. Выполнение приёмов работы ключом и отвёрткой

1 ч.

Поведение в столовой.

Приёмы счёта в практических целях

Организация рабочего места. Упражнения по соединению 2х планок крепёжной парой с завинчиванием руками и отвёрткой, ключом

Образец изделия, конструктор

16.

Сборка по образцу квадрата из двух больших скоб 5 и двух планок 5, прямоугольника из двух планок 3 и двух планок 9

1 ч.

Перелётные и  зимующие птицы

Приёмы соединения деталей

Закрепление приёмов сборки изделий с помощью крепёжных пар

Образец изделия, конструктор

17.

Составление из собранных плоских фигур более сложных

( домик, машина, паровоз). Разборка собранных изделий.

1 ч.

Жилище.

Приёмы соединения деталей

Анализ более сложных конструкций и планирование последовательности их сборки

Образец изделия, конструктор

18.

Сборка по образцу лопатки из большого квадрата и планки, грабель,  лесенки .

Разборка изделий.

1 ч.

Осенние месяцы. Увядание растений, листопад, отлёт птиц. 

Приёмы соединения деталей

Закрепление приёмов соединения деталей с помощью скоб и крепёжных пар. Сборка по образцу с предварительным анализом

Образец изделия, конструктор

19.

Сборка стола , стула по образцу и техническому рисунку. Разборка изделий.

1 ч.

Мебель.

Виды мебели. Назначение. Уход за мебелью

Приёмы соединения деталей

Закрепление приёмов соединения деталей с помощью скоб и крепёжных пар. Анализ образцов, рисунков; планирование первого изделия с помощью учителя, сборка изделия

Образец изделия, конструктор

20.

Изготовление ёлочных игрушек.

1 ч.

Мир взаимоотношений. Семья. 

Приёмы резания по кривым линиям

Обучение приёмам прорезания отверстий в бумаге

Образец изделия, цветная бумага, клей, ножницы

21.

Изготовление плоских  карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями.

1 ч.

Поведение на празднике.

Соединение картона с другими материалами

Обсуждение масок, выбор необходимой для работы , анализ изделия, планирование работы по её изготовлению, обучение приёмам вырезания отверстий в картоне ножом, отделка случайными материалами

Маски,

образец изделия, цветная бумага, картон, клей, ножницы

22.

Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырьком).

Отделка изделий аппликативными украшениями.

1 ч.

Виды  и назначение одежды

Приёмы резания картона ножом

Разметка основы кокошника по сложным шаблонам, резание по кривым линиям, прорезание отверстий, украшение

образец изделия, цветная бумага, картон,клей, ножницы

23.

Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке

1 ч.

Правила поведения в библиотеке.

Свойства бумаги и картона

Ремонт  книг

Коллекция видов бумаги, картон, бумага, клей, ножницы

24.

Изготовление обложки для проездного кормушки для птиц.

1 ч.

Зимующие птицы.

Подкормка

Рицовка картона

Анализ образца, планирование работы, подбор материала и инструментов, усвоение приёмов работы

Образец изделия, картон, клей, ножницы

25.

Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки

1 ч.

Школа хороших манер. В чем секрет волшебных слов?

Разметка картона

Знакомство с группами инструментов, упражнения по разметке края листа с помощью циркуля. Анализ образца

Доска для игры в шашки, картон,

циркуль, ножницы

26.

Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками

1 ч.

Экология

Переплётные материалы и приёмы работы с ними

Анализ образца и планирование в беседе по вопросам учителя, усвоение приёмов закрепления завязок

Папка для тетрадей, образец изделия, цветной картон,

цветная бумага, ножницы, клей

27.

Изготовление записной книжки

1 ч.

Средства связи.

Разметка картона

Анализ образца, планирование работы

Образец изделия, фабричные записные книжки, картон, листы белой бумаги, клей, ножницы

28.

Ознакомление с косым обмёточным стежком.

Упражнения на полоске тонкого картона по готовым проколам

1 ч.

Личная гигиена.

Свойства ниток, приёмы работы с иглой

Усвоение правильности (усвоения, выполнения стежка, тренировочные упражнения)

Виды швов, полоски картона,

нитки, иглы, ножницы

 

29.

Изготовление закладки из фотоплёнки с цветным вкладышем. Оформление концов закладки кисточками.

1 ч.

Приметы весны

Косой обмёточный стежок

Анализ образца, подбор материалов, выполнение работы самостоятельно

Образец закладки, нитки, иглы, ножницы,

фотоплёнка

30.

Пришивание косыми стежками  вешалки из тесьмы к полотенцу

1 ч.

Защита растений. Красная Книга

Подбор ниток для работы по толщине и цвету

Пришивание вешалки по показу учителя

Тесьма, нитки, ножницы, иглы, полотенца

31.

Изготовление кармашка из клеёнки или бархатной бумаги для счётных палочек, ножниц

1 ч.

Сезонная обувь. Подошва, каблук, голенище, носок, пятка. Подбор ниток для работы по толщине и цвету

Изготовление кармашка самостоятельно

Цветные нитки, иглы, ножницы, цветной картон, ткань

32.

Изготовление по образцу подушечки -прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани

1 ч.

Правила питания и приготовление пищи — завтрак.

Порядок на кухне.

Обмёточный стежок

Анализ образца, планирование работы, составление выкройки, смётывание по краям и по диагонали, обмётывание краёв косым стежком

Образец изделия, ткань, иглы, нитки

33.

Сборка стола по образцу и техническому рисунку

1 ч.

Правила гостеприимства. Комплектность конструктора

Закрепление приёмов соединения деталей

Образец изделия,

Конструктор

34.

Сборка дорожного знака по техническому рисунку

1 ч.

Дорожные знаки, правила проезда в транспорте

Способы соединения деталей конструктора

Анализ технического рисунка, планирование работы. Закрепление приёмов неподвижного соединения

Дорожные знаки, технический рисунок, конструктор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа по русскому языку для 3 класса (8 вид)

Пояснительная записка           Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под...

Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа по математике для 3 класса (8 вид)

Пояснительная записка            Рабочая программа по  математике  для 3 класса  составлена на основе программы специальных (корре...

Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа по чтению для 3 класса (8 вид)

Рабочая программа по курсу «Чтение и развитие речи»для 3 класса (8 вид)ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Рабочая программа по курсу «Чтение и развитие речи» для 3 класса  VIII вида составлена в соответствии ...

Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа для 4 класса VIII ВИДА

Адаптированная индивидуально-ориентированнаяРАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ 4 классдля детей с  ОВЗ   VIII ВИДА         Пояснительная записка...

Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 4 класс

Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная  рабочая программапо  русскому языкудля детей с ОВЗ  4 классРабочая учебная программа предназначена для учащегося 4 клас...

Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа по чтению 4 класса для детей с ОВЗ VIII ВИДА

Адаптированная индивидуально-ориентированнаяобщеобразовательная программа  4 классадля детей с  ОВЗ   VIII ВИДА   Пояснительная запискаРабочая программа по чтению...

Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа по труду 4 класса для детей с ОВЗ VIII ВИДА

Адаптированная индивидуально-ориентированнаяобщеобразовательная программа по труду  4 классадля детей с  ОВЗ   VIII ВИДА  Пояснительная записка        Рабо...