Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа по труду 4 класса для детей с ОВЗ VIII ВИДА
календарно-тематическое планирование по технологии (4 класс) на тему

Питеримова Татьяна Васильевна

Адаптированная индивидуально-ориентированная

общеобразовательная программа по труду  4 класса

для детей с  ОВЗ   VIII ВИДА

 

Пояснительная записка

        Рабочая программа по  труду для 4 класса    составлена на основе  «Образовательной  программы для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида (для детей с нарушением интеллекта)» под редакцией И.М. Бгажноковой, 2007 год. Рабочая учебная программа предназначена для учащегося 4 класса, находящегося на надомном обучении VIII вида.                              

        Программа рассчитана на 34 часа,  в том числе на экскурсии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптированная индивидуально-ориентированная

общеобразовательная программа по труду  4 класса 

для детей с  ОВЗ   VIII ВИДА

Пояснительная записка

        Рабочая программа по  труду для 4 класса    составлена на основе  «Образовательной  программы для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида (для детей с нарушением интеллекта)» под редакцией И.М. Бгажноковой, 2007 год. Рабочая учебная программа предназначена для учащегося 4 класса, находящегося на надомном обучении VIII вида.                               

        Программа рассчитана на 34 часа,  в том числе на экскурсии.

  В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. С учетом состава класса и возможностей усвоения ими учебного материала по труду (у большинства учащихся нарушен процесс формирования программы деятельности, что вызывает затруднения при ориентировке в задании и планировании, проявляются сложности в осуществлении общетрудовых   умений при выполнении нового изделия, в усвоении технических и технологических знаний) были отобраны  наиболее доступные для выполнения работы.

Цель программы обучения: 

развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий;

подготовка учащихся к профессионально - трудовому обучению.

Задачи программы обучения:

  • выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;
  • воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;
  • обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.
  • коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся с учётом их возрастных особенностей;
  • формирование знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки, в зависимости от свойств материалов;
  • воспитание у детей любви и привычки к разнообразным видам труда.

       Первая из указанных задач является главной для эффективного осуществления предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой учителей, ведущих уроки в данном классе, воспитателя, психолога и медицинского персонала в школе.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:    

  • ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);      
  • предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);  
  • контролировать свою работу (определять правильность действий и   результатов, оценивать качество готовых изделий).

Содержание образовательной программы.

          На основании  «Образовательной  программы для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида (для детей с нарушением интеллекта)» под редакцией И.М. Бгажноковой 2007 года издания в программу 4 класса по труду включены следующие разделы:

       

Раздел

Кол.

час.

Темы

I четверть (9 ч)

1.Работа с природным материалом

  • Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
  • Поделки из природного материала. Изготовление сувениров.
  • Изготовление декоративной вазочки с использованием пластилина и семян арбуза, шишек ольхи, скорлупы ореха и т. п.
  • Составление декоративных букетов – композиции из сухих веток, листьев, цветов.
  • Выполнение панно из засушенных листьев на плотной бумаге.
  • Работа без клея - выполнение композиции из тополиного пуха на бархатной бумаге.

2.Работа с пластилином

  • Лепка игрушек по типу изделий дымковских мастеров.
  • Лепка посуды из жгутиков.
  • Лепка посуды при помощи стеков.

Лепка знакомых детям предметов, имеющих простые геометрические

II четверть (16ч)

2. Работа с бумагой и картоном

6 ч

  • Изготовление игрушек с элементами движения.

-Модель парашюта.

      -Модель планера

  • Выполнение мебели из спичечных коробок, обклеенных бархатной бумагой.
  • Изготовление знаков дорожного движения. Заготовка бумажных трубочек.
  • Подготовка елочных украшений.

- «Фонарик».

-«Звездочка».

  • Выполнение карнавальных масок и полумасок. Отделка изделий аппликативными украшениями

III четверть(20ч)

1.Работа с металлоконструктором

  • Конструирование различных моделей автомашин. Игра «Правила дорожного движения».

2.Работа с тканью.

  • Экскурсия в швейную мастерскую.
  • Выполнение образца прямого стежка на ткани. Закрепление нитки в начале и конце работы.
  • Выполнение образца косого стежка на ткани. Закрепление нитки в начале и конце работы.
  • Ремонт одежды.  Пришивание пуговиц.  
  • Ремонт одежды.  Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде.  
  • Ремонт одежды.  Стачивание распоровшегося шва.

3. Работа с бумагой и картоном

3 ч

  • Аппликация. Изготовление по образцу «весёлых человечков» из геометрических фигур.
  • Оригами «Рыба». Украшение водоёма.
  • Оригами «Лебедь»
  • Оригами « Ваза с тюльпанами». Изготовление поделки к празднику 8 Марта.

 IVчетверть(17ч)

1.Работа с тканью

6 ч

  • Изготовление игольницы «Подсолнух», украшенной орнаментом из тамбурных стежков.
  • Изготовление прихватки  с обработкой срезов петельными стежками. Раскрой ткани по шаблону. Отделка деталей тамбурным стежком.
  • Изготовление мягких игрушек. Вырезание деталей. Соединение краев деталей. Набивка заготовки ватой. Завершение сборки игрушки.

Требования  к уровню подготовки обучающихся.

                               I уровень.

Учащиеся должны знать:

  • названия и технологические свойства материалов, используемых для изготовления поделок;
  • названия и назначение инструментов, указанных в программе, правила безопасной работы с ними.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать образец, указывая количество и форму деталей, а также особенности соединения их;
  • планировать предстояющую работу с опорой на образец изделия, исходные детали и        предметную инструкционную карту;
  • составлять эскиз и пользоваться   им при самостоятельной работе;
  •  сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец-эталон и выражать результаты сравнения в устном высказывании;
  • дать отчет о выполненной работе, включающий: называние изделия; материалов, из которых оно выполнено; его назначение; уметь описать последовательность операций по изготовлению изделия; оценить сложность работы.

П уровень.

Учащиеся должны знать:

  • названия и основные свойства материалов;
  • названия и назначение инструментов, указанных в программе и правила безопасной работы с ними.

Учащиеся должны уметь:

  • организовать работу по устной инструкции учителя;
  • называть операции последовательного выполнения изделия по элементам предметной инструкционной карты;  
  • составить простейшую композицию макета и аппликации по образцу;
  • дать простейший отчёт о выполненной работе (назвать изделие и материалы, из которых оно выполнено, определить назначение изделия).

Всего: 34 ч.

Календарно – тематическое планирование по трудовому обучению для 4 класса.

       Тема урока

Кол- во

  ча

сов

 Социально-бытовое ориентирование

 

Предметно-

практическая

деятельность

Оборудование

                   Дата

РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ  (5 ч.)

фактически

по плану

1.

Экскурсия в природу с целью сбора природного материала

1 ч.

Виды природных материалов

Природа и человек. Сезонные изменения в природе

Распределе

ние индивидуальных заданий по сбору ПМ,

сортировка материалов, подготовка к хранению

Образцы природного материала, коробочки для сбора природного материала

2.

Поделки из природного материала.

Изготовление сувениров.

Изготовление панно «Осень».

1 ч.

Приёмы соединения деталей

Признаки осени: дует холодный ветер, часто идут дожди, становится холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на ветках остаются почки; птицы собираются в стаи, улетают в тёплые края; заморозки.

Анализ образца, определение последовательности изготовления панно

обучение приёмам  работы с ножом и шилом

Образец  изделия

Природный материал, пластилин, стека, ножницы

3.

Изготовление декоративной вазочки с использованием пластилина. Украшение семенами арбуза, шишек ольхи, скорлупы ореха  и т. п.

1 ч.

Приёмы работы с пластилином и природным материалом.

Культура поведения.

Анализ рисунка

планирование работы, обучение приёмам работы с пластилином и природным материалом

Рисунок вазочки,

пластилин, природный материал

4.

Составление декоративных букетов. Композиции из сухих веток, листьев/ цветов.

Поздравительная открытка С Днём учителя.

1 ч.

Свойства материалов  

   

    Осенние работы в поле.

Беседа по составлению букетов, планирование хода работы, подбор нужных материалов

Иллюстрация композицый из цветов природный материал, клей, ножницы

5.

Выполнение панно “Осень» из засушенных листьев. Украшение панно.

1 ч.

Свойства материалов, цвет, форма, величина

Названия осенних месяцев

Клеящие составы, применение, назначение, обучение приёмам работы с клеем

Картон, клей, листья

РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ (4  ч.)

6 - 7.

Лепка игрушек по типу изделий дымковских мастеров.

Игрушка «Петушок», лепка.

Украшение игрушки.        

2ч.

Свойства глины, ТБ при работе с глиной Осень, осенние месяцы

Труд  людей

Анализ работы с глиной

Глина, ножницы, образец изделия

8-9.

Лепка посуды из жгутиков.

2 ч.

Приёмы разметки

Роль человека в сохранении природной среды

Название посуды. Посуда столовая, чайная, кухонная.

Знакомство с переплётными материалами. Анализ образца, планирование в беседе

Образец изделия, фабричные изделия пластилин, ножницы

РАБОТА С КАРТОНОМ И БУМАГОЙ (6 ч.)

10.

Изготовление игрушек с элементами движения.

-Модель парашюта.

     -Модель планера

1 ч.

Применение проволоки в работе с картоном и бумагой.

 Признаки зимы: снегопады, морозы, метели, в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце, зимой солнце поздно всходит, рано заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая короткая ночь; замерзают пруды, реки; лёд на реке твёрдый, скользкий; птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люди заботятся о птицах.  

Знакомство с видами проволоки, с инструментами для её обработки. Опыты по определению свойств проволоки, упражнения в сгибании и выпрямлении

Образцы проволоки

11.

Выполнение мебели из спичечных коробок. Украшение бархатной бумагой.

1 ч.

Свойство картона

Мебель.

Виды мебели. Назначение. Уход за мебелью

Анализ образцов, сравнение их с рисунками, показ приёмов работы, самостоятельное изготовление поделок

Проволока, образцы изделий

12.

Изготовление знаков дорожного движения. Заготовка бумажных трубочек.

1 ч.

Правила дорожного движения.

Свойства картона и бумаги, приёмы работы с иглой

Тренировочные упражнения на полосе картона

Коллекция картона и цветной бумаги, образцы изделия

13-14.

Подготовка елочных украшений.

 «Фонарик».

«Звездочка».

2 ч.

Праздник новогодний.

Свойства цветной бумаги, приёмы соединения деталей с помощью клея

Изготовление  елочных украшений,

Образец изделия, цветная бумага, ножницы, клей

15.

Выполнение карнавальных масок и полумасок.

Отделка изделий аппликативными украшениями.

1 ч.

Свойства цветной бумаги, картона

Поведение на празднике.

Ознакомление с разнообразными масками

Образец изделия, цветная бумага, ножницы, клей

РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ      (4 ч.)

16-19.

Конструирова-ние легковой машины.

Конструирова-ние грузовой машины.

Конструирова-ние автобуса. Игра «Правила дорожного движения».

4 ч.

Комплектность конструктора

Город, село, деревня

Главная улица города, села

Анализ образца, подбор материалов для работы с Закрепление приёмов соединения деталей

самостоятельно

Образец изделия

РАБОТА С КАРТОНОМ И БУМАГОЙ (3 ч.)

20.

Аппликация. Изготовление по образцу «весёлых человечков» из геометрических фигур.        

1ч.

Приёмы соединения деталей. Геометричес-кие фигуры.

Деревья. Ель, сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках. Ель, сосна - хвойные деревья.

Закрепление приёмов соединения деталей. Анализ образцов, рисунков; планирование первого изделия с помощью учителя, сборка изделия

Образец изделия

21.

Изготовление поделки к празднику 23 февраля

1ч.

Приёмы соединения деталей.

Приёмы резания по кривым линиям

Отдых и труд дома. Режим сна. Режим питания.

Закрепление приёмов соединения деталей. Анализ образцов, рисунков; планирование первого изделия с помощью учителя, сборка изделия

Образец изделия

22.

Оригами «Ваза с тюльпанами». Изготовление поделки к празднику 8 Марта.

1 ч.

Приёмы соединения деталей.

Приёмы резания по кривым линиям

Сезонные изменения в природе: весна

Закрепление приёмов соединения деталей. Анализ образцов, рисунков; планирование первого изделия с помощью учителя, сборка изделия

Образец изделия

РАБОТА С ТКАНЬЮ (12 ч.)

23.

Выполнение образца прямого стежка на ткани. Закрепление нитки в начале и конце работы

1 ч.

Поведение в столовой.

Приёмы счёта в практических целях

Организация рабочего места.  Техника безопасности при работе с иголкой.

Образец изделия

24.

Выполнение образца косого стежка на ткани. Закрепление нитки в начале и конце работы

1 ч.

Перелётные и  зимующие птицы

Приём косого стежка на ткани

Закрепление приёмов косого стежка на ткани. Закрепление нитки в начале и конце работы

Образец изделия

25.

Ремонт одежды.  Пришивание пуговиц.  

1 ч.

Труд людей зимой: профессии

Приёмы пришивания пуговиц

Анализ более сложных  видов пришивания пуговиц и планирование последовательности работы

Образец изделия

26.

Ремонт одежды.  Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде.

1 ч.

Человек – часть природы.

Приёмы изготовления  и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде

Закрепление приёмов пришивание вешалок к халатам и верхней одежде

Образец изделия

27-28.

Изготовление игольницы «Подсолнух».

Вырезание деталей.

Соединение деталей.

Украшение орнаментом из тамбурных стежков.

2 ч.

Все мы- звенья одной цепи.

Приёмы вырезания деталей и сшивания

Закрепление приёмов вырезания деталей и сшивания

Образец изделия

29-30.

Изготовление прихватки  с обработкой срезов петельными стежками.

Раскрой ткани по шаблону.

Соединение деталей.

Отделка деталей тамбурным стежком.

2 ч.

Здоровье человека.

Приёмы вырезания деталей и сшивания

Закрепление приёмов вырезания деталей и сшивания

Образец изделия

31-34.

Изготовление мягких игрушек. Вырезание деталей.

Соединение краев деталей. Набивка заготовки ватой. Завершение сборки игрушки.

4  ч.

Май – конец весны. Экскурсия

Свойства ниток, приёмы работы с иглой

Усвоение и выполнение стежка, тренировочные упражнения

Образец изделия

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

При оценке знаний и умений учащихся по занимательному труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места.).
           
 

«Оценка 5» - выставляется за безоши бочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выб рать инструмент в соответствии с исполь зуемым материалом, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).

«Оценка 4» - выставляется с учетом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.

    «Оценка 3» -выставляется, если изделие выполнено недостаточно   аккуратно, но без нарушения конструкции изделия.

Литература

  1. «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой; М., 2008.
  2. Жидкина Т.С., Кузьмина Н.Н. «Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида». -  М., Академия, 2005.
  3. «Занимательное азбуковедение» (В. Волина. Москва, «Знание», 2008г.);
  4. «Формирование познавательной деятельности младших школьников» (И.Г. Майоров, Москва, «Просвещение», 2006г.);
  5. «Дидактические материалы по трудовому обучение» (В.Г. Машинистов, Москва, «Просвещение», 2009г.);
  6.  «Справочник по трудовому обучению» (Н.Е. Цейтлин, А.П.Демидова, Москва, «Просвещение», 2007г.);
  7.  «Вышивание» (Е.П. Шмокова, Елабуга, МП «Истоки», 2010г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа по русскому языку для 3 класса (8 вид)

Пояснительная записка           Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под...

Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа по математике для 3 класса (8 вид)

Пояснительная записка            Рабочая программа по  математике  для 3 класса  составлена на основе программы специальных (корре...

Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа по чтению для 3 класса (8 вид)

Рабочая программа по курсу «Чтение и развитие речи»для 3 класса (8 вид)ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Рабочая программа по курсу «Чтение и развитие речи» для 3 класса  VIII вида составлена в соответствии ...

Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа трудового обучения для учащихся 3 класса (8 вид)

            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа расчитана на ученика, находящегося на индивидуальном обучении и обучается по коррекционной программе 8 вида....

Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа для 4 класса VIII ВИДА

Адаптированная индивидуально-ориентированнаяРАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ 4 классдля детей с  ОВЗ   VIII ВИДА         Пояснительная записка...

Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 4 класс

Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная  рабочая программапо  русскому языкудля детей с ОВЗ  4 классРабочая учебная программа предназначена для учащегося 4 клас...

Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа по чтению 4 класса для детей с ОВЗ VIII ВИДА

Адаптированная индивидуально-ориентированнаяобщеобразовательная программа  4 классадля детей с  ОВЗ   VIII ВИДА   Пояснительная запискаРабочая программа по чтению...