Карта - это хорошо или это плохо?
методическая разработка (4 класс)

Выпускной проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnol.kart_b._k.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

       

 

Сибирский институт управления – филиал РАНХ и ГС

Региональный методический центр

по финансовой грамотности

системы общего и среднего профессионального образования Новосибирской области

ВЫПУСКНОЙ ПРОЕКТ

       Методическая разработка  учебного занятия по теме:

«Карта – это хорошо или это  плохо?»

Разработчики проекта:

Завезенова Татьяна Ивановна, учитель начальных классов МКОУ «Круглоозерная СОШ»

Зонова Ирина Петровна, учитель начальных классов, методист МБОУ «Гимназия № 4»

Киселева Тамара Викторовна, учитель начальных классов, директор школы МКОУ «Майская СОШ»

Колосова Наталья Филипповна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 10 г. Татарска

Кузнецова Лариса Максимовна, учитель начальных классов МБОУ «Южинская ОШ»

г. Новосибирск, 2017

Проект допущен к защите

Старший методист РМЦ _____________________ Л.Н. Иванова


ВВЕДЕНИЕ

В системе денежного оборота современного мира все чаще используются приемы расчета в безналичной форме. Для этого применяются банковские карты. Спектр банковских карт достаточно широк: от кредитной карты, до социальной (зарплатной). Это максимально облегчает систему расчета, но и в тоже время несет определенные риски. В связи с этим Цель проекта: создать методическую разработку по теме «Карта – это хорошо или это  плохо?».

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 

  1. Изучить современные подходы к преподаванию ОФГ в соответствии с ФГОС НОО;
  2. Собрать информацию по теме и адаптировать к возрастной категории обучающихся 4-х классов;
  3. Опираясь на базовые знания и базовые понятия, разработать внеурочное занятие;
  4. Оформить и представить разработку занятия и презентацию.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Характеристика методической разработки занятия

Тема: «Карта – это хорошо или это  плохо?»;

Класс: 4;

Тип: Внеурочное занятие

Форма: Групповая

Место в учебном плане: Раздел 1 «Что такое деньги и какими они бывают», Тема 4 «Безналичные деньги»

Методы или приемы: Кластер, плюмин.

Перечень учебно-методического и ресурсного обеспечения занятия:

- мультимедийный проектор

- презентация PowerPoint

- раздаточный материал

- методические рекомендации «Финансовая грамотность» авторы Елена Вигдорчик, Игорь Липсиц, издательство «Вита» 2015 год

  1. Цель обучающихся на занятии:

Познакомиться с правилами безопасного обращения с Банковской картой

Задачи:

  • Развивать умения анализировать, сравнивать и обобщать имеющуюся информацию;
  • Научить организовывать отбор информации по заданной теме;
  • Формировать умение самостоятельной работы в группе;
  • Создать памятку по теме «Правила пользования и хранения Банковской Карты

Базовые понятия и знания:

Банковская карта – инструмент, дающий возможность доступа к своему личному счету в банке.

Терминал, банкомат – аппаратно-программный комплекс, обеспечивающий прием платежей от физических лиц в режиме самообслуживания.

Касса – аппарат для получения оплаты за проданный товар.

Умения, компетенции:

- Овладение начальными навыками пользования Банковской картой

  1. Планируемые результаты обучающихся на занятии:

 Личностные результаты:

- формирование ответственного отношения к учению;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками.

Метапредметные результаты:

Познавательные

- овладение базовыми понятиями.

Регулятивные

- понимание цели своих действий.

- владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Коммуникативные

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.

Предметные

- получить представление о правилах безопасного пользования Банковской картой.

- научиться безопасно пользоваться Банковской картой.

  1. Описание хода занятия с организацией учебной деятельности (технологическая карта)

Этап,

название

Действия учителя

Действия ученика

Ресурс

Социаль

ная форма

Время

1.Мотивация к учебной деятельности

Заранее (за 1 неделю) дает задание обучающимся: «Как ваши родители оплачивают покупки, услуги?»

Наблюдение за родителями

Индивидуальная

1 неделя

1.Рассаживает детей по группам, по заранее составленным спискам

2. Распределяет роли: секретаря, чтеца, выступающего, тайм-кипера, художника.

(Приложение 1)

Занимает предложенное место

Принимают роль

3

2.Актуализация знаний

1. Задает вопрос:

 (Как ваши родители оплачивают покупки, услуги?)

2. Дает задание заполнить кластер

(Перед вами на партах лежит раздаточный материал, заполните кластер)

3.Организовывает работу, дает безотметочное словесное оценивание

1.Отвечают на вопросы

(Наличными деньгами: бумажными банкнотами, монетами, банковскими картами)

2. Заполняют кластер «Использование Банковской карты»

3.Представление кластера

(Выступающий группы)

Раздаточный материал (Приложение 2)

Кластер

Фронтальная работа

Групповая

 

3

5

5

3. Выявление проблемы

1. Постановка задачи на основе стихотворения

(Прочитайте стихотворение (Приложение 3)

 и на его основе заполните таблицу, в которой укажите «+» и «-» использования Банковской карты)

2. Задает вопросы

(Сколько положительных моментов использования карты вы нашли?

А отрицательных?

Прослушивание стихотворения, заполнение таблицы на доске

(Приложение 4)

Отвечают на вопросы

(5 «+»), какие?

(каждая группа дает по 1 ответу)

1 «-», какой?

Текст стихотворения, таблица «+» и «-»

Групповая

Фронтальный опрос

7

4.Решение проблемы

Организовывает работу с ситуациями

(Приложение 5)

Ребята, существуют определенные правила безопасного пользования Банковскими картами. Предлагаю вам внимательно ознакомиться с различными жизненными ситуациями, в которые иногда попадают наши близкие люди. Рассмотрите их и сформулируйте правила.)

1.Анализ ситуаций

2.Формулировка правила

Текст

Групповая

6

5.Формирование модели

Корректировка

Выполнение  рисунка, схемы

Канцелярские принадлежности

Групповая

5

6.Первичное закрепление, представление результатов

1.Соотнесение базовых понятий

(Приложение 6)

2.Безотметочное оценивание («Пара фраз»)

3. Ознакомление с сайтом Центробанка

Выполнение упражнения

Защита работ

Прослушивание информации

Упражнение

Групповая

5

7.Рефлексия

1.Дает тест «Проверь себя»

(Приложение 7)

2.Задает вопрос: Карта – это хорошо, или все же – плохо?

Выполняют тест

Отвечают на вопрос внутри группы (путем голосования).

Группа представляет ответ в классе.

Тест

Индивидуальная

Открытый микрофон

6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, внеурочное занятие на тему «Карта – это хорошо или это  плохо?» способствует формированию знаний учащихся  о безопасном пользовании Банковской картой. Предлагаемые формы и методы организации занятия: групповая, индивидуальная работа создают условия для развития умения применять   теоретические знания на практике.

Материал, предлагаемый  учащимся,  должен закрепляться в повседневной жизни. Работа в группах способствует эффективному усвоению новой и актуализации уже имеющейся информации, отработки учебных умений.

Данная методическая разработка обеспечивает высокую мотивацию детей к овладению начальными навыками безопасного использования Банковской карты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Культура
  2. Киселева Т.В. Авторское стихотворение «Карта – это хорошо! И – немного плохо!»
  3. Елена Вигдорчик, Игорь Липсиц Методические рекомендации «Финансовая грамотность» издательство «Вита» 2015 год
  4. cbr.ru


ПРИЛОЖЕНИЯ - РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Приложение 1

Секретарь -  фиксирует результаты и отдельные ответы

Чтец – читает необходимую информацию

Выступающий – представляет, защищает работу

Тайм-кипер -  следит за временем работы группы

Художник – оформляет, рисует

Приложение 2

Кластер «Использование Банковской карты»

Приложение 3

Карта – это хорошо! И – немного плохо!

Крошка сын к отцу пришел,

И спросила кроха:

- Банки, карты хорошо, папа, или плохо?

Что ж, у нас секретов нет,

Слушайте, детишки,

Папы этого ответ своему сынишке.

Если дома есть у нас

Банковская карта,

Нам легко купить цветы на 8-е марта.

Заплатить за ЖКХ,

Все без проволочек,

Не стоять в очередях, чтоб с утра до ночи.

В магазинах – терминал,

Касса – безналичка.

Карту вставил, ПИН нажал, деньги словно птички.

Улетели, счет списал

Денежную массу.

И не надо вновь стоять за деньгами в кассу.

И не страшно,

Если вдруг кошелек украли.

 Карта дома есть у нас, мы не пострадали!

Но воришки все же, сын,

Умные проныры.

Им неважно есть, иль нет у карманов дыры.

В терминале подсмотрел

Наш ПИН-код от карты,

Выкрал карту, деньги снял. Вот опасность карты!

Вывод мой такой, сынок,

Охай, иль не охай!

Карта – это хорошо! И – немного плохо!

Приложение 4

Таблица

Использование Банковской карты

«+»

«-»

Приложение 5

Ситуация 1

          У Петиной бабушки плохая память на цифры. Для того, чтобы не забыть ПИН-код своей банковской карты, она записала его на самой карте.

        Подойдя к банкомату, бабушка обнаружила, что в кармане, куда она положила банковскую карту, оказалась дыра.

        Она вернулась домой, в надежде найти карту там, но карты там не оказалось.

        Снова придя в Банк, бабушка узнала, что все ее деньги сняты со счета.

 

          На основе приведенного примера сформулируйте правило пользования банковской картой.

Ситуация 2

           После занятий ребята пригласили Витю покататься с горки, а идти домой переодеваться не ему не хотелось.

 Мальчик решил, что мама не заметит, что он катался в школьной форме, и ругаться не будет.

Когда на следующий день Витя в столовой решил рассчитаться за обед, то оказалось, что карта не работает, потому что она с трещиной.

        

           На основе приведенного примера сформулируйте правило пользования банковской картой.

Ситуация 3

        

          Катя собралась с девочками на каток и попросила у мамы денег на прокат коньков. У Веры Ивановны в кошельке не оказалось наличности, и она дала дочери карточку, чтобы та сняла 100 рублей.

           Катя сняла деньги, но карточку не принесла домой, а пошла с ней на каток. Через 2 часа Вера Ивановна получила SMS- оовещение, что со счета списано еще 300 рублей.

          Придя с катка домой, Катя пояснила, что подружки уговорили ее снять еще денег и купить мороженое.

           На основе приведенного примера сформулируйте правило пользования банковской картой.

Ситуация 4

        

            Мама Кати пошла в магазин. Она с продуктовой корзиной подошла к кассе и предъявила кассиру банковскую карту для оплаты. Обнаружилось, что денег на карте недостаточно.

             На основе приведенного примера сформулируйте правило пользования банковской картой.

Ситуация 5

        

           Папа, предлагая клиенту визитную карточку, выронил банковскую карту. Её отсутствие он обнаружил только дома.

             На основе приведенного примера сформулируйте правило папиных действий.

        

             

Приложение 6

Соотнесите понятия и значения

Банковская карта  -

 аппарат для получения оплаты за проданный товар.

Терминал, банкомат -

инструмент, дающий возможность доступа к своему личному счету в банке.

Касса -

аппаратно-программный комплекс, обеспечивающий прием платежей от физических лиц в режиме самообслуживания.

Приложение 7

Проверь себя с помощью символов:

«+» - если согласны с высказыванием;

«-» - если не согласны с высказыванием

1.Держи в секрете PIN-код карты.

2.Назови PIN-код служащему, позвонившему из банка.

3.Регулярно проверяй остаток финансов на счету.

4.Если потерял карту, сообщи в банк.

5.Поделись своей картой с товарищем.

6.Напиши PIN-код на карте, чтобы не забыть его.

7. Храни карту аккуратно, чтобы не сломать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме А.Шибаев «Что за шутки?», Г.Остер «Хорошо спрятанная котлета» 1кл

Урок построен согласно требованиям ФГОС. При планировании были включены задания, отражающие межпредметные связи урока с предметом Окружающий мир. У детей создаётся возможность проявить свои творческие...

Технологическая карта урока по теме: "Валентина Осеева "Хорошее".

Технологическая карта урока по литературному чтнею во 2 классе. Тема: В. Осеева «Хорошее»...

Технологическая карта урока ЛЧ В.Осеева «Хорошее» 2 класс

Предмет: литературное чтениеКласс: 2 «а»Тема урока: В.Осеева «Хорошее».Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом В.Осеевой; развивать навык  правильного и осознанного чтения; да...

Презентация к внеклассному мероприятию "О хороших манерах в живых картинках и примерах"

Презентация разработана к внеклассному мероприятию "О хороших манерах в живых картинках и примерах" . (Журнал "Начальная школа. Всё для учителя!" № 7 (43), июль 2015 г.,  В.А. Третьякова ,учитель...

Внеклассное мероприятие «О хороших манерах в живых картинках и примерах»

Разработка внеклассного мероприятия для 2 класса....

О хороших манерах в картинках и примерах

Классный час для учащихся начальной школы...

Технологическая карта к уроку "Как сделать текст хорошим"

Технологическая карта к уроку русского языка...