Рабочая программа по предмету "Предметно - практические действия"
календарно-тематическое планирование (4 класс)

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практические действия»  в четвертом классе (вариант 2)  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno_-_prakticheskie_deystviya.docx57.65 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практические действия»  в четвертом классе (вариант 2)  составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 29 декабря 2012 г.);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), от 19 декабря 2014 года, приказ № 1599;
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365 с.;
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Адаптивная школа №6» на 2020/2021 учебный год;
  • Учебный план казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Адаптивная школа № 6» на 2020/2021 учебный год;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные  главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015 г. № 38528;

Рабочая программа по  предмету «Предметно-практические действия» в четвертом классе (вариант 2) составлена с опорой на следующие научные теории и подходы:

  • Концептуальные положения теории Л.С. Выготского;
  • Современные представления о сложном нарушении развития (Т.А. Власова, Мастюкова Е.М., В.Н. Чулков, Т.А. Басилова, Л.А. Головчиц);
  • Положения, раскрывающие сущность обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями развития (И.А. Соколянский, А.И. Мещеряков, А.В. Апраушев, Е.Л. Гончарова, Л.А. Головчиц, Л.И. Тигранова, Я. Ванн Дайк и мн.др.);
  • Современные представления о детях с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (Н.П. Вайзман, Г.Е. Сухарева, Г.В. Цикото, М.С. Певзнер,  Т.А. Власова, С.Д. Забрамная и др.);
  • Положения, раскрывающие сущность воспитания и обучения детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (Л.С. Выготский, М.С. Певзнер,  Т.А. Власова, С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева, А.Р. Маллер, Г.В. Цикото и др.);
  • Общие принципы обучения детей с умственной отсталостью (Э. Сеген, Е.К. Грачева, В.П. Кащенко, Л.С. Выготский, А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, И.Г. Еременко и др.);
  • Специфические принципы обучения детей с умственной отсталостью (Т.А. Власова, И.Г. Еременко, М.С. Певзнер, Т.В. Розанова, В.Н. Синев и др.);
  • Компетентностный подход в обучении (И.А. Зимняя, Дж. Равен, А.В. Хуторский и мн.др.);
  • Концептуальные основы применения компьютерных технологий в специальном образовании (О.И. Кукушкина).

При разработке программы по предмету  «Предметно-практические действия» были использованы следующие программно-методические материалы:

  • Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой;
  • Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, НИИ дефектологии АПН СССР.

Программа по предмету «Предметно-практические действия» рассчитана на один год усвоения и действительна в течение срока действия ФГОС. Согласно учебному плану на изучение предмета «Предметно-практические действия» в 4 классе предусматривается 0,5 часа в неделю (34 урока в год).

Цель обучения –  является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Основными задачами программы коррекционного курса «Предметно-практическим действиям» являются:

  1. Освоение простых действий с предметами и материалами;
  2. Развитие умений следовать определенному порядку при выполнении предметных действий.
  3. Формирование элементарных общетрудовых умений и навыков.
  4. Формирование положительного отношения к обучению и труду;
  5. Развитие активности и самостоятельности, навыков взаимоотношений и опыта совместной деятельности;
  6. Формирование положительных качеств личности.
  7. Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Программа предусматривает проведение традиционных, обобщающих уроков, с применением такой формы работы, как фронтальная, групповая, индивидуальная. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является индивидуальная  работа.

При проведении уроков по предмету «Предметно-практические действия» предполагается использование следующих методов: словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (применение пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств), практический (упражнения, практические работы).

Условно детей с тяжелыми множественными нарушениями развития можно разделить на три группы в соответствии с их характерными особенностями.

У первой группы детей отсутствуют выраженные нарушения движений и моторики, они могут передвигаться самостоятельно. Моторная дефицитарность проявляется в замедленности темпа, недостаточной согласованности и координации движений. У части детей также наблюдаются деструктивные формы поведения, стереотипии, избегание контактов с окружающими и другие черты, сходные с детьми, описанными выше. Интеллектуальное недоразвитие проявляется, преимущественно, в форме умеренной степени умственной отсталости. Большая часть детей данной группы владеет элементарной речью: могут выразить простыми словами и предложениями свои потребности, сообщить о выполненном действии, ответить на вопрос взрослого отдельными словами, словосочетаниями или фразой. У некоторых – речь может быть развита на уровне развернутого высказывания, но часто носит формальный характер и не направлена на решение задач социальной коммуникации. Другая часть детей, не владея речью, может осуществлять коммуникацию при помощи естественных жестов, графических изображений, вокализаций, отдельных слогов и стереотипного набора слов. Обучающиеся могут выполнять отдельные операции, входящие в состав предметных действий, но недостаточно осознанные мотивы деятельности, а также неустойчивость внимания и нарушение последовательности выполняемых операций, препятствуют выполнению действия как целого.

Особенности второй другой группы обучающихся обусловлены выраженными нарушениями поведения (чаще как следствие аутистических расстройств). Они проявляются в расторможенности, «полевом», нередко агрессивном поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия. Аутистические проявления затрудняют установление подлинной тяжести интеллектуального недоразвития, так как контакт с окружающими отсутствует или возникает как форма физического обращения к взрослым в ситуациях, когда ребёнку требуется помощь в удовлетворении потребности. У детей названной группы нет интереса к деятельности окружающих, они не проявляют ответных реакций на попытки учителя (родителя) организовать их взаимодействие со сверстниками. Эти дети не откликаются на просьбы, обращения в случаях, запрещающих то или иное действие, проявляют агрессию или самоагрессию, бросают игрушки, предметы, демонстрируют деструктивные действия. Такие реакции наблюдаются при смене привычной для ребенка обстановки, наличии рядом незнакомых людей, в шумных местах. Особенности физического и эмоционально-волевого развития детей с аутистическими проявлениями затрудняют их обучение в условиях группы, поэтому на начальном этапе обучения они нуждаются в индивидуальной программе и индивидуальном сопровождении специалистов.

Третья группа детей имеет тяжёлые нарушения неврологического генеза – сложные формы ДЦП (спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависят от помощи окружающих их людей в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности, коммуникации и др. Большинство детей этой группы не может самостоятельно удерживать тело в положении сидя. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен из-за органического поражения речевого аппарата и невозможности овладения средствами речи. Вместе с тем, интеллектуальное развитие таких детей может быть различно по степени умственной отсталости и колеблется (от умеренной до глубокой). Дети с умеренной формой интеллектуального недоразвития проявляют элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у этой группы обучающихся проявляется интерес к общению и взаимодействию с детьми и взрослыми, что является позитивной предпосылкой для обучения детей вербальным и невербальным средствам коммуникации. Их интеллектуальное развитие позволяет овладевать основами счета, письма, чтения и др. Способность ребенка к выполнению некоторых двигательных действий: захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи, головы и др. создает предпосылки для обучения некоторым приемам и способам по самообслуживанию и развитию предметно-практической и трудовой деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

          Коррекционный курс «Предметно —  практические действия»— это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.

Основным механизмом включения учащихся в деятельность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), самостоятельной.

Развитию «Предметно —  практические действия» предшествует длительный период овладения действиями с предметами (хватанием и другими манипуляциями, собственно предметными действиями), использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленным за ними в человеческом опыте.

На уроках «Предметно —  практические действия» дети практически знакомятся с материалами, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры.              Уроки по «Предметно —  практические действия» способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу). «Предметно-практические действия» предполагает обучение детей с интеллектуальной недостаточностью умению подражать действиям взрослого, использованию предметов как орудий в деятельности. Важно показать детям, что большинство действий в быту связанных с трудом, с удовлетворением жизненных потребностей, человек производит, используя предметы-орудия, вспомогательные средства (стул, ложка, чашка, ножницы и т. д.).

Программа по предмету «Предметно – практические действия» предполагает следующие виды уроков: комбинированный и урок отработки ЗУН учащихся. Независимо от вида урока, основную часть составляет индивидуальная работа с каждым учеником.

Место предмета в учебном плане

Коррекционный курс «Предметно – практические действия» входит в коррекционно-развивающую область вариативной части учебного плана.

Предмет «Предметно – практические действия» в соответствии с учебным планом рассчитан один раза в неделю.  На занятия отводится 20 минут. Общее количество часов:  34 часа (34 учебных недели).

I  четверть – 9 часов

II четверть – 7 часов

III четверть – 10 часов

IV четверть – 8 часов

Примерные планируемые результаты освоения программы

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. 

Ожидаемые личностные результаты:

  • формирование   интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;
  • овладение  навыками предметно-практической деятельности как       необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
  • владение  навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
  •  опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками
  • умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
  • потребность  участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.

Возможные предметные результаты:

  • освоение простых действий с предметами и материалами.
  • умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.
  • умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;
  •  уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога;
  • уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;
  • уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;
  • уметь открывать и закрывать;
  • уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;
  • выполнять последовательно организованные движения;
  • играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
  • разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениям.
  • играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
  • узнавать материалы на ощупь, по звуку;
  • играть с конструктивными материалами.
  • формирование умения фиксировать взгляд на статичном и движущимся предмете и объекте.

Изучение предмета «Предметно – практические действия» в четвертом  классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.

  1. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:
  • Спокойное пребывание в новой среде; 
  • Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта;
  • Принятие контакта, инициированного взрослым;
  • Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса; 
  • Ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса: нахождение индивидуального шкафа для хранения личных вещей; нахождение своего (рабочего) места за столом; нахождение своего набора индивидуальных заданий; нахождение места хранения набора индивидуальных заданий; нахождение места для отдыха; нахождение места, предназначенного для игровой деятельности; нахождение места хранения игрушек.
  1. Формирование  учебного поведения:
  • Поддержание правильной позы;
  • Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание;
  • Подражание простым движениям и действиям с предметами; 
  • Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.);
  • Использование по назначению учебных материалов;
  • Выполнение простых действий с одним предметом  (по подражанию);
  • Выполнение действий с предметами (по подражанию);
  • Выполнение соотнесения одинаковых предметов (по образцу);
  • Выполнение соотнесения одинаковых картинок (по образцу);
  • Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу);
  • Сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии; 
  • Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии; 
  • Выполнение речевых инструкций на групповом занятии;
  • Принятие помощи учителя на групповом занятии.
  1. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:
  • Выполнение задания полностью (от начала до конца);
  • Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Примерные критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Показатели сформированности представлений:

  • представление отсутствует: ребёнок не узнаёт объект/предмет (использование отсутствует);  
  • представление сформировано частично: у ребёнка ограничено представление об объекте/предмете (использование с постоянной подсказкой: прямой, косвенной);
  • представление сформировано ситуативно: ребёнок не всегда узнаёт объект/предмет (использование с периодической подсказкой: прямой);
  • представление сформировано ситуативно: ребёнок не всегда узнаёт объект/предмет (использование с периодической подсказкой: косвенной);
  • представление сформировано: ребёнок узнает объект/предмет (использование с периодической подсказкой: вербальной);
  • представление сформировано: ребёнок узнает объект/предмет (самостоятельное использование).

Показатели восприятия материала:

  • понимает без визуализации;
  • понимает без визуализации частично;
  • не понимает без визуализации;
  • понимает с наглядным подкреплением;
  • понимает с наглядным подкреплением частично;
  • не понимает.

Показатели самостоятельности:

  • действие выполняется взрослым (ребенок пассивен);
  • действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;
  • действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;
  • действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (по изображению или вербально);
  • действие выполняется ребенком по подражанию или образцу;
  • действие выполняется ребенком самостоятельно.

Содержание учебного предмета

Программный материал по предметно – практические действия состоит из следующих разделов: «Предметно- манипулятивные действия», «Цвет», «Форма», «Величина», «Дидактические игры», «Элементарное конструирование», «Работа с мозаикой», «Лепка», «Графическая деятельность», «Работа с нитками».

Раздел «Предметно- манипулятивные действия»

  • Выполнение более сложных подражательных движений за учителем по инструкции «Делай вместе»: общие широкие движения рук, движения кистей («Замочек», «Топор», «Мельница» и д.р.). постепенно убыстрять темп подражательных движений.
  • Выполнение по подражанию упражнений для пальцев рук (противопоставление большого пальца, выпрямление по одному пальцу из кулака, «пальчики здороваются» и пр.).
  • Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий:
  • Открывание и закрывание коробок, флаконов, с завинчивающимися крышками;
  • Нанизывание более мелких предметов с отверстиями (крупных бус на тонкий шнур, шпагат).
  • Использование несложных предметов как орудий:
  • Использование палки с кольцом на конце (придвинуть к себе предмет с острой выступающей частью, накинув на нее кольцо);
  • Самостоятельный выбор между палкой без крючка и палкой с крючком для доставания предмета;
  • Самостоятельный выбор между палкой с крючком , сачком, ложкой, вилкой для доставания предмета из сосуда;
  • Самостоятельный выбор между несколькими веревками, к одной из которых привязан предмет, для доставания этого предмета.
  • Действия с предметами разного цвета, формы, величины.
  • Формировать у детей умение действовать с предметами разного цвета, формы, величины, замечать не только резко контрастные различия, но и более тонкие различия.

Раздел «Цвет»

  • Выбор по образцу и группировка предметов. Окрашенных не только в основные, но и в промежуточные цвета. Выбор предметов одного цвета из 4-8 предметов двух сходных цветов (красные и оранжевые, зеленые и синие и п. д.) по образцу и инструкции «Дай такой».
  • Раскладывание предметов двух сходных цветов.
  • Выбор по образцу и раскладывание 10-15 предметов различных цветов (шесть основных и промежуточные цвета и оттенки; оранжевый, фиолетовый, коричневый, розовый, голубой) – без названия цветов.
  • Сопоставление предметов по цвету, близкое поднесение их друг к другу.
  • К концу года дети должны знать названия и самостоятельно называть цвета: красный, синий, желтый, зеленый, черный, желтый.

Раздел «Форма»

  • Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предметов одной формы из 4-8 предметов двух сходных форм (куб- параллелепипед, цилиндр- шар).
  • Группировка по форме одноцветных предметов двух сходных форм.
  • Выбор по образцу и группировка объемных предметов: шар, куб, параллелепипед («брусок»), треугольная призма («крыша»), конус («башенка»), цилиндр («столбик») – без названия форм.
  • Выбор по образцу и группировка плоскостных форм: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
  • Знать названия и самостоятельно называть формы: кубик, шарик, треугольник, прямоугольник.
  • Определять форму независимо от величины и окраски предмета, знать, что шар может быть большой и маленький, красный и синий и т. д.
  • Группировка предметов разной величины, цвета и формы согласно заданию и образцу («Разложи, какие куда подходят»).

Раздел «Величина»

  • Определение неконтрастной разницы по величине между предметами путем наложения и приложения предметов : большой и маленький, побольше, поменьше, самый большой, толстый – тонкий, длинный –короткий, широкий – узкий ( на бытовых предметах, картинках, специальном дидактическом материале).
  • Подбор и группировка одинаковых по величине предметов. Различать величину предмета независимо от их формы.
  • Понимать слова, находить и показывать по названию предметы большие и маленькие, толстые и тонкие, длинные и короткие. Самостоятельно называть величины: большой, маленький, больше, меньше, толстый, тонкий.

Раздел «Дидактические игры»

  • Усложнение игр, содержащих дидактические задачи на различение и использование цвета, формы, величины предметов.
  • «Подбери по цвету», «Разложи в ряд», «Картинное лото», «Картинное цветовое лото», «Геометрическое лото», «Что куда подходит», «Почтовый ящик», «Поиск в окружающем», «Светофор», «Что лишнее», «Чудесный мешочек», «Что изменилось»

Раздел «Элементарное конструирование»

  • Складывание фигур из счетных палочек по показу, образцу и по словесной инструкции (стул, домик, кровать, стол, снежинка, лестница).
  • Буквы.
  • Складывание разрезных картинок из трех, четырех частей, не только разрезанных по вертикали и горизонтали, но и по скошенной линии, делящей картину на треугольники.
  • Подбор и выкладывание из объемных и плоскостных форм разного цвета и величины (не больше 4-5) различных комбинации при зрительном диктанте, учитывая форму, цвет и величину фигур:
  • Постройки из детских наборов, строительного материала, также по показу и по образцу (с экраном и без экрана) и по словесной инструкции:
  • (стол, стул, кресло, кровать, этажерка; рельсы для трамвая, поезда;
  • загон для животных; ворота с аркой и забором; мост со ступеньками и перилами; дом; дом с воротами и дорожкой).
  • Выполнять эти постройки из одноцветных деталей, одновременно выбирая их из разноцветных; строить из разноцветных деталей по имеющемуся образцу или по словесной инструкции.
  • Оконченные постройки обыгрываются с помощью дополнительно розданных детям мелких игрушек.

Раздел «Работа с мозаикой»

  • Выкладывание прямых рядов: из одноцветных деталей; из деталей двух цветов параллельными рядами; «Чередующиеся ряды» из деталей двух цветов через два элемента (красный – два синих – красный –два синих и т.д.)
  • Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур различных размеров и цветов:

-треугольник (по трем опорным точкам в виде деталей, мозаики, поставленных учителем);

-прямоугольник (по четырем опорным точкам).

  • Выкладывание узоров по показу и по образцу с соблюдением цвета и пространственных отношений деталей мозаики:

-дом с крышей и трубой;

-цветок на стебле;

-букет (два, три цветка разного цвета на стеблях);

  • Выкладывание свободного узора по замыслу детей.

-мозаика;

-прочное соединение деталей;

-составление длинных рядов;

-составление рядов из одноцветных деталей;

-составление «чередующихся рядов» (через один элемент);

-составление свободного узора по замыслу детей.

Раздел «Лепка»

  • Отщипывать пальцами кусочки и сказывать мелкие шарики (вишни, сливы, яички). Сгибать столбики с соединением концов, сплетением (бублики, баранки, сдобы, кренделя).        
    Защипывать края формы копчиками пальцев (миска, блюдце, корзинка) 
  • Вытягивать столбик из короткого толстого цилиндра, округлять и заострять концы его, образуя формы: огурец, батон, морковь. Соединяя части, плотно прижимать одну часть к другой.
  • Дети лепят посуду из одного куска глины (тарелка); из двух (чашка с ручкой); овощи, фрукты; рыба;         лопата;          корзины        с фруктами; тарелка с продуктами. 
  • Буквы: А, О, У, М, И, Н, Т, Р, Ш, Л, X. 
  • Уметь в лепке воссоздавать правильное представление о величине, цвете и форме: лепить по заданию предметы большие и маленькие, толстые и тонкие (морковки), длинные и короткие (столбики); лепить по заданию изделия и их детали из пластилина определенного цвета.        

Раздел «Графическая деятельность»

  • Освоение пространства листа, работа с композицией аппликации, рисунка.
  • Обведение крупных рисунков, выполненных прямыми или с небольшими изгибами линиями (домики, кораблики и т.д.).
  • Рисование по крупным трафаретам ( цветы, мячи, воздушные шарики и т.д.).
  • Раскрашивание картинок.
  • Раздел «Работа с нитками»
  • Сортировка ниток по цвету.
  • Упражнения и разрывании ниток разной длины и толщины.
  • Наматывание на катушку, клубок, картон.

        

Тематическое планирование по учебному предмету «Музыка и движение»

4 класс

Количество часов, предусмотренных учебным планом – 34 часа в учебном году (0,5 часов в неделю).

I  четверть – 9 часов

II четверть – 7 часов

III четверть – 10 часов

IV четверть – 8 часов

I четверть (9 ч.)

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности

Дата проведения

1

Представление о пальчиковых играх и упражнениях. Развитие ручной умелости.  

0,5

Слушание объяснений педагога.

Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией.

Выполнение действий и движений по инструкции педагога

02.09

2

Различение предметов по форме, цвету, величине.

0,5

Слушание объяснений педагога.

Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией.

Выполнение действий и движений по инструкции педагога

09.09

3

Упражнения с массажными шариками.

0,5

Слушание объяснений педагога.

Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией.

Выполнение действий и движений по инструкции педагога

16.09

4

Дидактическая игра «Лото».

0,5

Слушание объяснений педагога.

Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией.

Выполнение действий и движений по инструкции педагога

23.09

5

Дидактическая игра «Разложи в ряд».

0,5

Слушание объяснений педагога.

Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией.

Выполнение действий и движений по инструкции педагога

30.09

6

Работа с палочками. Складывание фигур и узоров по образцу.  

0,5

Слушание объяснений педагога.

Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией.

Выполнение действий и движений по инструкции педагога

07.10

7

Складывание разрезных картинок из 2-4 частей. Фрукты.  

0,5

Слушание объяснений педагога.

Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией.

Выполнение действий и движений по инструкции педагога

14.10

8

Складывание разрезных картинок из 2-4частей. Овощи.  

0,5

Слушание объяснений педагога.

Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией.

Выполнение действий и движений по инструкции педагога

21.10

9

Складывание простых крупных пазлов с опорой  на образец.  

0,5

Слушание объяснений педагога.

Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией.

Выполнение действий и движений по инструкции педагога

28.10

II четверть (7 ч.)

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды  деятельности

Дата проведения

1

Выкладывание «чередующихся рядов » из деталей двух цветов.

0,5

Слушание объяснений педагога.

Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией.

Выполнение действий и движений по инструкции педагога

11.11

2

Выкладывание «чередующихся рядов » из деталей трех цветов.  

0,5

Слушание объяснений педагога.

Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией.

Выполнение действий и движений по инструкции педагога

18.11

3

Лепка «Вишня, слива»

0,5

Слушание объяснений педагога.

Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией.

Выполнение действий и движений по инструкции педагога

25.11

4

Лепка «Морковь, огурец»

0,5

Слушание объяснений педагога.

Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией.

Выполнение действий и движений по инструкции педагога

02.12

5

Лепка изученных букв по образцу.

0,5

Слушание объяснений педагога.

Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией.

Выполнение действий и движений по инструкции педагога

09.12

6

Аппликация «Снеговик».

0,5

Слушание объяснений педагога.

Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией.

Выполнение действий и движений по инструкции педагога

16.12

7

Работа с тренажерами на развитие ручной умелости (шнуровка)

0,5

Слушание объяснений педагога.

Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией.

Выполнение действий и движений по инструкции педагога

23.12

III четверть (10 ч.)

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности

Дата проведения

1

Дидактическая игра «Что лишнее».

0,5

Слушание объяснений педагога.

Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией.

Выполнение действий и движений по инструкции педагога

13.01

2

Складывание букв из счетных палочек.  

0,5

Слушание объяснений педагога.

Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией.

Выполнение действий и движений по инструкции педагога

20.01

3

Конструирование из геометрических фигур.

0,5

Слушание объяснений педагога.

Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией.

Выполнение действий и движений по инструкции педагога

27.01

4

Аппликация методом обрыва «Геометрические фигуры»  

0,5

Слушание объяснений педагога.

Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией.

Выполнение действий и движений по инструкции педагога

03.02

5

Аппликация «Ёлочка»

0,5

Слушание объяснений педагога.

Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией.

Выполнение действий и движений по инструкции педагога

10.02

6

Наматывание ниток на игрушки.

0,5

Слушание объяснений педагога.

Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией.

Выполнение действий и движений по инструкции педагога

17.02

7

Трафареты. Штриховка прямыми вертикальными штрихами (сверху вниз).

0,5

Слушание объяснений педагога.

Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией.

Выполнение действий и движений по инструкции педагога

24.02

8

Трафареты. Штриховка горизонтальными штрихами (слева направо)

0,5

Слушание объяснений педагога.

Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией.

Выполнение действий и движений по инструкции педагога

03.03

9

Выкладывание узора из семян по контуру.

0,5

Слушание объяснений педагога.

Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией.

Выполнение действий и движений по инструкции педагога

10.03

10

Вырезание из бумаги разной плотности простых предметов.

0,5

Слушание объяснений педагога.

Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией.

Выполнение действий и движений по инструкции педагога

17.03

IVчетверть (8 ч.)

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности

Дата проведения

1

Лепка «Рыбка»

0,5

Слушание объяснений педагога.

Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией.

Выполнение действий и движений по инструкции педагога

31.03

2

Плетение косичек из толстых цветных шнуров.

0,5

Слушание объяснений педагога.

Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией.

Выполнение действий и движений по инструкции педагога

07.03

3

Пальчиковые игры и упражнения.  

0,5

Слушание объяснений педагога.

Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией.

Выполнение действий и движений по инструкции педагога

14.03

4

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

0,5

Слушание объяснений педагога.

Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией.

Выполнение действий и движений по инструкции педагога

21.03

5

Складывание фигур и узоров по образцу.

0,5

Слушание объяснений педагога.

Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией.

Выполнение действий и движений по инструкции педагога

28.03

6

Выкладывание геометрических фигур разной величины.

0,5

Слушание объяснений педагога.

Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией.

Выполнение действий и движений по инструкции педагога

05.05

7

Постройки из строительного материала по показу и образцу.

0,5

Слушание объяснений педагога.

Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией.

Выполнение действий и движений по инструкции педагога

12.05

8

Аппликация. «Гусеница»

0,5

Слушание объяснений педагога.

Рассматривание иллюстраций, работа с презентацией.

Выполнение действий и движений по инструкции педагога

19.05

Методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для реализации программы по предмету «Предметно-практические действия» демонстрационный материал предмета включает:

  • предметы для нанизывания - шнур, нить (кольца, шары, бусины);
  • звучащие предметы;
  • волшебные мешочки (наполняемость по мере изучения новой темы);
  • мячи (различной фактуры, разного диаметра);
  • цветная бумага, клей, ножницы, краски, альбом, пластилин;
  • купы (фасоль, тыквенные семечки)4
  • предметы различные   по форме, величине, цвету;  
  • пуговицы, ракушки, шишки, засушенные листья;
  • лото ассоциации;
  • деревянный конструктор;
  • шнуровка: обувь, животные, природа;
  • счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек;
  • мозаика;
  • прищепки, основы для прищепок;
  • геометрик;
  • пазлы;
  • кубики.

Для реализации программы по предмету «Предметно-практические действия» используется следующая учебно-методическая литература:

  1. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2015. –  160 с.
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст] / В.В. Воронкова; 8-е издание. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.

Для реализации программы по предмету «Предметно-практические действия» предполагается  следующая литература для детей:

  1. Зубарева Л. Коррекция письма на уроках. 1-4 классы. Практические и тренировочные задания и упражнения. ФГОС Учитель, 2020 г. – 67с
  2. Полозова Е. Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста. Учебно-методическое пособие для воспитателей, ИП Лакоценина, 2009 г. – 137 с. 
            Для реализации программы по предмету «Предметно-практические действия» необходимы следующие материально-технические средства: принтер, ноутбук, колонки.

В процессе реализации программы по предмету «Предметно-практические действия» могут быть использованы интернет – ресурсы:

  1. http://bookash.pro/  - электронная библиотека
  2. https://infourok.ru/ - ведущий общеобразовательный портал России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по факультативу "Практические задачи по математике". 2 класс. Перспективная начальная школа.

Рабочая программа по факультативному  курсу по математике составлена с учетом ФГОС, содержит пояснительную записку, УУД, календарно-тематическое планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предметно-практическим действиям 1- б класс

Предметно-практическая деятельность является первым этапом системы трудового обучения учащихся....

Приложение к рабочей программе по предметно-практическому обучению для глухих учащихся 3 кл

Данная программа создана на основе  программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (авторы: Т.С.Зыкова, М.А.Зыкова. Москва. Просвещение. 2003 г.). (Допущено Министерством...

Рабочая программа групповых занятий "Практическая грамматика" 3 класс

Курс «Практическая грамматика» был выбран в связи с недостаточным количеством часов для отработки грамматических навыков учащихся на уроках, а также с трудностями в усвоении грамматической...

Рабочая программа по курсу Предметно-практические действия 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образован

Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.Задачи:- знакомство с различными материалами и предметами;- формирование приемов элеме...

Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по предмету. Практическая работа №4.

laquo;Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по предмету»...