Приложение к рабочей программе по предметно-практическому обучению для глухих учащихся 3 кл
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему
Данная программа создана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (авторы: Т.С.Зыкова, М.А.Зыкова. Москва. Просвещение. 2003 г.). (Допущено Министерством образования РФ, 2005 год).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ppo.docx | 47.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа создана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (авторы: Т.С.Зыкова, М.А.Зыкова. Москва. Просвещение. 2003 г.). (Допущено Министерством образования РФ, 2005 год).
Используемый учебно-методический комплект:
Учебник: Т.С.Зыкова «Развитие речи. 3 класс.» Москва: Просвещение, 2011 г. + дидактический материал по ППО.
Предметно-практическое обучение (ППО) – это специальный учебный предмет школы глухих детей, выполняющий развивающие, воспитательные, обучающие и коррекционные функции одновременно.
ППО предполагает целенаправленное развитие (общее и речевое) глухих школьников, создающее основу для успешного овладения детьми учебным материалом, способствующее коррекции недостатков в психофизическом развитии неслышащих детей.
Общая характеристика учебного предмета
Большие потенциальные возможности для коррекционного обучения и воспитания глухих детей имеют уроки предметно-практического обучения.
На уроках ППО школьники занимаются различными видами предметно-практическое деятельности: лепкой, аппликацией, моделированием и конструированием, макетированием и др. в процессе изготовления изделий дети узнают окружающий мир, у них вырабатываются разнообразные умения и навыки, формируется речевая деятельность. Словесная речь организует труд детей и является не только средством, но и целью обучения.
Эффективность и качество обучения обеспечиваются чётким соблюдением принципа связи ППД с речевым развитием детей, целенаправленной планомерной реализацией принципа коммуникации при обучении не только устной, но и письменной разговорной и монологической речи, а также благодаря связи ППО с другими предметами учебного плана, систематической работе по формированию умственных действий, широкому включению в учебный процесс коллективных групповых форм деятельности, усилению индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с более полной реализацией их способностей в общем и речевом развитии.
В программу ППО включены виды предметно-практической деятельности, интересные для детей определённого возраста, и изделия, дающие возможность при их изготовлении расширять кругозор, знакомить с окружающей жизнью.
ППО включает несколько направлений обучения, каждое из которых указывает основные содержательные линии, определяющие программные требования.
Речевая деятельность
Потребность в речи. Словесная речь – средство общения. Речевое поведение. Восприятие, понимание и воспроизведение речевых образцов. Соотнесение предметных действий с речевыми образцами. Ситуативное и внеситуативное общение. Пользование речевыми образцами, построение речевого высказывания по аналогии, перенос знакомого материала в новые условия. Вариативность высказываний. Практическое овладение структурой языка, фонетикой, лексикой, синтаксисом, грамматикой.
Житейские понятия
Форма, величина предметов, пространственные, количественные, относительные, временные, природоведческие понятия. Овладение значениями понятий в конкретной ситуации, постепенное обобщение. Понимание, использование своей речи в знакомой (аналогичной, новой) ситуации. Использование в общении с окружающими.
Интеллектуальные умения
Выделение признаков конкретных предметов; различение предметов по цвету, величине; сравнение предметов с выделением сходства и различий; выделение групп сходных предметов и называние их; узнавание предметов по описаниям; установление причинно-следственных связей; определение продолжительности действий; временные связи; использование общих правил в конкретной ситуации.
Трудовые умения и навыки
Общетрудовые умения: определение цели труда (своего коллективного); подбор материалов и инструментов, необходимых для работы; овладение видами соединений и способами скрепления деталей; планирование порядка выполнения действий; разметка детали на материале; изготовление изделий; обработка материалов; сборка, монтаж; отделка; приёмы работы инструментами; контроль, обнаружение, исправление ошибок.
Культура и организация труда: подготовка рабочего места и содержание его в порядке, экономное расходование материалов, времени.
Организационные умения: изготовление изделий по готовым инструкциям, поручениям, плану; сообщение заданий товарищам; разделение труда в паре, бригаде; руководство работой группы учеников; выбор руководителя; выполнение роли члена коллектива в общей деятельности; контроль за работой (своей и товарищей); исправление ошибок.
Воспитание
Аккуратность, быстрота выполнения заданий; взаимопомощь, настойчивость, дружелюбие. Чувство красоты, эстетичности. Нравственное поведение. Нравственные понятия и представления.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Количество часов в год: 136 ч.
Количество часов в неделю: 4 ч.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Главная особенность уроков ППО, заключается в том, что все знания, умения школьники получают в процессе собственной предметно-практической деятельности.
Основные цели изучения данного предмета:
- приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Задачи ППО:
-формирование житейских понятий;
-развитие мышления глухих школьников;
-развитие разговорной и монологической речи в устной и письменной форме; совершенствование предметно-практическое деятельности (ППД) и формирование трудовых умений и навыков, включая умение работать в коллективе; целенаправленное воспитание школьников.
В задачу уроков ППО включается обучение детей навыкам коллективного труда. В процессе работы парами, бригадами, с маленьким учителем школьники овладевают разными способами поведения и речевым материалом, необходимым в коллективной работе. Для коллективной деятельности необходима общая цель работы, разделение труда внутри группы, зависимость участников труда друг от друга, общая ответственность за результаты изготовления объекта.
Вся работа по общему и речевому развитию на уроках ППО осуществляется во время практической деятельности школьников, регулируется речью учителя в процессе его общения с детьми, содержанием которого является подготовка и осуществление процесса изготовления изделия.
Итоговый контроль в 3 классе проводится по проверке развития речевой деятельности (разговорная речи); по проверке развития речевой и предметно-практической деятельности.
№ п/п | Тема раздела/тема урока | Кол-во ч | Дата | Приложение | |
план | факт | ||||
Экскурсия на цветник и участок. | 1 | ||||
Осенняя обработка цветника и участка. | 1 | ||||
Осенняя обработка цветника и участка. | |||||
Альбом «Сад и огород». Беседа по теме. | 1 | ||||
Альбом «Сад и огород». Составление плана работы. | 1 | ||||
Альбом «Сад и огород». Составление заявки. Подготовка деталей | 1 | ||||
Изготовление альбома «Сад и огород» | 1 | ||||
Изготовление альбома «Сад и огород» | 1 | ||||
Составление отчета о проделанной работе | 1 | ||||
Панорама «Спортивная площадка». Ознакомление с темой. Работа над новыми словами. | 1 | ||||
Панорама «Спортивная площадка». План. Составление заявки. | 1 | ||||
Панорама «Спортивная площадка» Работа с планом | 1 | ||||
Панорама «Спортивная площадка» Практическая работа | 1 | ||||
Панорама «Спортивная площадка». Отчет. | 1 | ||||
Коллекция листьев, плодов, семян. Ознакомление с темой. | 1 | ||||
«Коллекция листьев, плодов» Написание заявки. | 1 | ||||
«Коллекция листьев, плодов» Практическая работа | 1 | ||||
Макет «Город» План. | 1 | ||||
Макет «Город». Заявка. | 1 | ||||
Макет «Город». Выполнение работы. | 1 | ||||
Макет «Город» Написание отчёта. | 1 | ||||
Контрольная работа | 1 | ||||
План города. Экскурсия. | 1 | ||||
План города. Составление плана работы, заявки. | 1 | ||||
План города. Практическая работа. | 1 | ||||
План города. Отчет | 1 | ||||
Макет «Село» Беседа | 1 | ||||
Макет «Село» Составление плана | 1 | ||||
Макет «Село» Практическая работа | 1 | ||||
Макет «Село» Отчет | 1 | ||||
Сельскохозяйственная машина. Вводная беседа | 1 | ||||
Сельскохозяйственная машина. План Заявка | 1 | ||||
Сельскохозяйственная машина. Практическая работа | 1 | ||||
Сельскохозяйственная машина. Отчет | 1 | ||||
Модель термометра. Беседа. Составление плана работы | 1 | ||||
Модель термометра. Практическая работа | 1 | ||||
Отчет о проделанной работе. | 1 | ||||
Альбом «Лес и поле». Беседа, словарная работа | 1 | ||||
Альбом «Лес и поле». Составление плана работы. | 1 | ||||
Альбом «Лес и поле». Составление заявки. Подготовка деталей | 1 | ||||
Изготовление альбома «Лес и поле» | 1 | ||||
Изготовление альбома «Лес и поле» | 1 | ||||
Составление отчета о проделанной работе | 1 | ||||
Альбом «Лес и поле». Дидактическая игра | 1 | ||||
Макет «Шоссейная дорога». Беседа по теме, словарная работа. Экскурсия. | 1 | ||||
Макет «Шоссейная дорога». Cоставление заявки. | 1 | ||||
Макет «Шоссейная дорога». Составление плана работы | 1 | ||||
Макет «Шоссейная дорога» Изготовление макета по плану. | 1 | ||||
Макет «Шоссейная дорога». Изготовление макета по плану. | 1 | ||||
Макет «Шоссейная дорога». Отчет. | 1 | ||||
Макет «Железная дорога и сооружения на ней». Беседа по теме | 1 | ||||
Макет «Железная дорога и сооружения на ней». Заявка | 1 | ||||
Макет «Железная дорога и сооружения на ней». План. | 1 | ||||
Макет «Железная дорога и сооружения на ней». Практическая работа. | 1 | ||||
Макет «Железная дорога и сооружения на ней». Практическая работа. | 1 | ||||
Макет «Железная дорога и сооружения на ней». Составление отчета. | 1 | ||||
Железнодорожный вагон. Беседа. Составление плана. | 1 | ||||
Железнодорожный вагон. Изготовление из железного конструктора. | 1 | ||||
Железнодорожный вагон. Изготовление из железного конструктора. | 1 | ||||
Театральные маски, шапочки, игрушки. Знакомство со сложным планом | 1 | ||||
Изготовление масок, игрушек по плану. | 1 | ||||
Театральные маски, шапочки, игрушки. Описание игрушки | 1 | ||||
Семафор. Беседа. | 1 | ||||
Семафор. Изготовление из железного конструктора. | 1 | ||||
Семафор. Отчет о работе. | 1 | ||||
К. Д. Ушинского «Четыре желания». Знакомство с текстом. Чтение текста Подбор материалов. | 1 | ||||
Аппликация по рассказу К. Д. Ушинского «Четыре желания». Ответы на вопросы, распределение работы. План работы. | 1 | ||||
Изготовление аппликации по рассказу К. Д. Ушинского «Четыре желания». Отчет о работе. Описание. | 1 | ||||
Макет «Река и сооружения на ней». Беседа | 1 | ||||
Макет «Река и сооружения на ней». План работы. | 1 | ||||
Макет «Река и сооружения на ней». Работа по плану. | 1 | ||||
Отчет по теме: Макет «Река и сооружения на ней». | 1 | ||||
Макет «Река и сооружения на ней». Описание работы. | 1 | ||||
Макет «Аэропорт». Беседа по теме. | 1 | ||||
Макет «Аэропорт». Составление плана работы, заявки. | 1 | ||||
Сооружение макета «Аэропорт» | 1 | ||||
Макет «Аэропорт». Выполнение работы. | 1 | ||||
Отчет по теме: «Аэропорт» | 1 | ||||
План аэропорта. Изображение аэропорта на плане. | 1 | ||||
План аэропорта. Выполнение работы, описание. | 1 | ||||
Самолет. Оставление заявки. | 1 | ||||
Самолет. Составление плана. | 1 | ||||
Самолет. Работа по плану. | 1 | ||||
Самолет. Составление отчета по изготовлению самолета. | 1 | ||||
Теплоход (баржа). Беседа. Составление плана. | 1 | ||||
Теплоход (баржа). Работа по плану. | 1 | ||||
Теплоход (баржа). Отчет. | 1 | ||||
Настенный календарь со знаменательными датами. Беседа. | 1 | ||||
Настенный календарь со знаменательными датами. План работы. | 1 | ||||
Изготовление настенного календаря со знаменательными датами. | 1 | ||||
Изготовление настенного календаря со знаменательными датами. | 1 | ||||
Отчет о работе. | 1 | ||||
Подарок маме к 8 марта. Беседа. Составление плана. | 1 | ||||
Подарок маме к 8 марта. Работа по плану. | 1 | ||||
Подарок маме к 8 марта. Отчет. | 1 | ||||
Арифметическое лото. Составление плана. | 1 | ||||
Арифметическое лото. | 1 | ||||
Изготовление карточек для лото. | 1 | ||||
План класса. Знакомство с планом. | 1 | ||||
Изображение класса на плане. | 1 | ||||
План класса. Вычерчивание. | 1 | ||||
Отличительные повязки. Беседа. Словарная работа. | 1 | ||||
Отличительные повязки. План. Заявка. | 1 | ||||
Отличительные повязки. Практическая работа. Описание работы. | 1 | ||||
Отличительные повязки. | 1 | ||||
Танк (ракета) по выбору. Беседа | 1 | ||||
Танк (ракета) по выбору. План работы. | 1 | ||||
Танк (ракета) по выбору. Работа с конструктором. | 1 | ||||
Таблица «Транспорт». Беседа. | 1 | ||||
Таблица «Транспорт». Составление плана работы и заявки. | 1 | ||||
Изготовление таблицы «Транспорт». | 1 | ||||
Панорама «Весна в поле». Беседа по теме. | 1 | ||||
Панорама «Весна в поле». План. | 1 | ||||
Панорама «Весна в поле». Изготовление панорамы. | 1 | ||||
Панорама «Весна в поле». Составление отчета. | 1 | ||||
План местности. Знакомство с условными знаками | 1 | ||||
План местности. Беседа о местности. | 1 | ||||
План местности. Составление плана работы. | 1 | ||||
План местности. Зарисовка плана местности. | 1 | ||||
Составление отчета о проделанной работе. | 1 | ||||
Мешок для обуви. Беседа. Чтение текста. | 1 | ||||
Мешок для обуви. Составление заявки | 1 | ||||
Мешок для обуви. Составление плана. | 1 | ||||
Мешок для обуви. Практическая часть. | 1 | ||||
Мешок для обуви. Практическая часть. | 1 | ||||
Мешок для обуви. Отчет. | 1 | ||||
Контрольная работа | 1 | ||||
Коллекция цветов, цветущих деревьев и кустов. Беседа. | 1 | ||||
Коллекция цветов, цветущих деревьев и кустов. План. Заявка. | 1 | ||||
Коллекция цветов, цветущих деревьев и кустов. Составление коллекции | 1 | ||||
Коллекция цветов, цветущих деревьев и кустов. Отчет. | 1 | ||||
Работа на пришкольном участке. Экскурсия. | 1 | ||||
Работа на пришкольном участке. Беседа. Ответы на вопросы | 1 | ||||
Работа на пришкольном участке. Посев семян. | 1 | ||||
Работа на пришкольном участке. Рыхление приствольных кругов | 1 | ||||
Работа на пришкольном участке. Отчет о работе | 1 |
Требования к знаниям и умениям на конец учебного года
Учащиеся научатся:
- пользоваться речью как средством общения в коллективной предметно – практической деятельности;
- участвовать в коллективной работе группы учеников;
- отчитываться о проделанной работе кратко или подробно;
- составлять сложный план изготовления изделия;
- составлять коллективную и индивидуальную заявки;
- изготавливать изделия по образцу , рисунку, устным и письменным инструкциям, по описанию, по плану;
- выполнять обработочные и сборочно–монтажные операции;
- соблюдать порядок на рабочем месте и правила техники безопасности;
- работать самостоятельно, индивидуально, коллективно, группами;
- хронометрировать время изготовления изделия, детали;
- распознавать семена и всходы;
- выращивать рассаду, производить пикировку;
- готовить почву;
- сеять семена с учетом глубины заделки;
- ухаживать за растениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение к Рабочей программе курса для учащихся 1 - 4 классов V вида "Развитие познавательных способностей"
Приложение содержит таблицы для отслеживания динамики развития познавательных способностей каждого учащегося....
Рабочая программа по литературному чтению(обучение грамоте) для учащихся 1 класса по УМК Перспектива
Рабочая программа составлена для учащихся 1 класса начальной школы на основе программы Образовательной системы «Перспектива». Тематическое планирование содержит так же уроки внеклассного чтения....
Приложение к рабочей программе для учащейся с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП) 1 – 4 класс
Настоящая рабочая программа в целях и задачах соотносится с Государственным стандартом и концепцией образования, но по своему содержательному наполнению ориентируется на медицинские показатели з...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предметно-практическим действиям 1- б класс
Предметно-практическая деятельность является первым этапом системы трудового обучения учащихся....
Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)
Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Адаптированная раб...
Предметно -практическая деятельность в работе с учащимися классов особый ребенок
Этот материал может быть использован учителями, воспитателями коррекционных учреждений в работе с детьми с ОВЗ....
Программа по предметно -практической деятельности для классов особый ребенок
Эта программа расчитана на детей с ОВЗ и её использование в коррекционно - развивающих занятиях....