Приложение к рабочей программе для учащейся с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП) 1 – 4 класс
рабочая программа по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Капустьян Олеся Владимировна

Настоящая рабочая программа  в целях и задачах соотносится с Государственным стандартом и концепцией образования, но по своему содержательному наполнению ориентируется на медицинские показатели здоровья конкретного ребенка. Данная программа содержит учебный материал, подобранный с учетом дефектов, имеющих место при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shinko_lera_programma.docx50.76 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

Руководитель МО

_____         /Дунникова ОС/

 

Протокол №____        от

«___» ___        201__г.

Согласовано

Заместитель

руководителя по УВР _____ /Е.Г. Гимадеева/

 

«___» ______201__г.

Утверждено решением педсовета №___

от___________201__г.

Директор МОУ Гимназии №9

________ / Т.Н. Шутенок/

 

Методическая разработка к  рабочей программе

для учащейся с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП) Шинко Валерии

1 – 4 класс

Составила: учитель  I ступени обучения,

Капустьян Олеся Владимировна, IКК

Хабаровский край

Г.Комсомольск – на - Амуре

2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время отмечается   рост числа детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, при этом одним из наиболее распространенных заболеваний является детский церебральный паралич (ДЦП). Современные исследователи рассматривают ДЦП в совокупности с двигательными, психическими, речевыми и другими нарушениями (Семенов, 2000; Левченко, Приходько, 2001; Ратнер, 2006). Особую группу представляют дети и подростки с ДЦП легкой степени. Данная категория детей находится в пограничном состоянии между нормой и патологией. Как правило, эти дети способны самостоятельно передвигаться и полностью себя обслуживать, однако при этом в связи с неправильным перераспределением мышечного тонуса могут формироваться двигательные дефекты, порочные позы, деформации и контрактуры суставов (Бортфельд, Рогачева, 1986).

Программы по физическому воспитанию играют ведущую роль в комплексной реабилитации детей с ДЦП. При совместной работе медиков, родителей и учителя физической культуры тщательно анализируются особенности двигательной среды ребенка, и составляется программа с учетом обязательного минимума содержания образования в области физической культуры и Минимальных требований к качеству подготовки учащихся начальной школы по физической культуре.  

У учащейся нашей школы, Валерии Шинко    спастическая диплегия –  это самая распространенная форма ДЦП. Двигательные расстройства проявляются в руках и в ногах, причем нижние конечности затронуты в большей степени, чем верхние. Перед коллективом нашей школы  стоит очень важная задача – реабилитация и социализация  учащейся с церебральными параличом средствами образования. В решении этой задачи ведущее место занимает физическая культура. Физическая культура для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата является одним из основных учебных предметов в школе. Решая оздоровительные, образовательные, коррекционные и воспитательные задачи, она взаимосвязана с лечебной физической культурой и согласуется с ортопедическим режимом учащихся, с трудо и физиотерапией.

  Принципы физического развития и здорового ребенка, и ребенка с функциональным расстройством одинаковы. Учащаяся занимается в основной группе с постоянным составом детей. Со стороны учителя во время учебного занятия   осуществляется индивидуальный подход, который заключается в дозировке выполняемых упражнений, интервал отдыха иногда в два раза больше по сравнению со здоровыми детьми и постоянном контроле над правильностью выполнения упражнения. Все мероприятия по физической культуре строго подчиняются задачам укрепления здоровья  и  закаливания, содействуя повышению работоспособности. Они направлены на улучшение развития опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем растущего организма.

 

Настоящая рабочая программа  в целях и задачах соотносится с Государственным стандартом и концепцией образования, но по своему содержательному наполнению ориентируется на медицинские показатели здоровья конкретного ребенка. Данная программа содержит учебный материал, подобранный с учетом дефектов, имеющих место при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.   

 Цель программы способствовать развитию и совершенствованию двигательных функций и навыков у детей с детским церебральным параличом средствами физической культуры.

Задачи программы:

  • Повышение  физиологической  активности систем организма, ослабленных болезнью, содействие оптимизации умственной и физической работоспособности в режиме учебной деятельности, коррекция и компенсация двигательных функций в формировании естественных двигательных навыков и умений.
  • Освоение основ рациональной техники движений, совершенствование прикладных жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании и плавании.  
  • Обогащение двигательного опыта ребёнка физическими упражнениями из гимнастики, легкой атлетики, лыжных гонок и подвижных игр.
  • Повышение физической подготовленности развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости.
  •  Обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной  и корригирующей направленностью, простейшим способам контроля за физической нагрузкой и функциональным состоянием организма на занятиях физической культурой.
  • Воспитание воли, инициативы, настойчивости в преодолении трудностей.
  • Формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности, воспитание устойчивого интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Учебная программа характеризуется:

  • Направленностью на усиление оздоровительного эффекта педагогического процесса, достигаемого за счет включения в содержание программы материалов о разнообразных оздоровительных системах и комплексах упражнений, используемых в режиме учебного дня, а также в условиях активного отдыха и досуга;
  • Направленностью на реализацию принципа вариативности, ориентирующего учителя на выборочное включение в содержание уроков учебного материала с учетом характера и специфики заболевания школьников, особенностей их индивидуального физического развития и подготовленности, а также материально – технической оснащенности учебного процесса;
  • Направленностью на реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной деятельности и учитывающего возрастные особенности развития познавательной и предметной активности учащихся;
  • Направленностью на соблюдение дидактических правил «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному» и «от известного к неизвестному», задающих параметры отбора планирования программного материала, освоение его учащимися в единстве с формированием основ самостоятельной деятельности;
  • Направленностью на достижение межпредметных связей, обеспечивающих воспитание целостного мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов.

Структура и содержание учебной программы:

  • «Основы знаний о физической культуре»:

медико – биологические основы деятельности (знания о природе)

психолого – педагогические основы деятельности (знания о человеке)

историко – социологические (знания об обществе)

  • «Способы деятельности»

планирование и регулирование деятельности  

  • «Физическое совершенствование»

Укрепление здоровья школьников

Гармоничное физическое развитие

Всесторонняя двигательная и физическая подготовленность.

Данный раздел включает комплексы оздоровительной и корригирующей гимнастики, двигательные действия и упражнения на развитие основных физических качеств.

  • «Требования к качеству освоения программного материала»

Принципы построения программы: доступность, системность, последовательность, преемственность.

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

В программе по физической культуре для учащихся с детским церебральным параличом выделяются следующие разделы: легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка. Эти же разделы изучаются и в  примерной программе по физической культуре для учащихся начальной школы (по общей ред. А.П. Матвеева).

Одним из важных разделов программы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП)  является легкая атлетика, благодаря которой у детей вырабатываются необходимые правильные двигательные умения и навыки. Легкоатлетические упражнения воздействуют на все группы мышц, укрепляют двигательный аппарат, улучшают деятельность дыхательных органов, сердечно-сосудистой системы, что особенно важно для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами движений, занимают одно из главных мест в физическом воспитании школьников. Применяя эти упражнения, в результате освоения данного раздела программы, решаются задачи: освоение основ рациональной техники движений, обогащение двигательного опыта ребенка. Ученики с ограниченными возможностями в здоровье приобретают основы умений бега на короткие и длинные дистанции, прыжков в длину, метаний в цель и на дальность. Бег, прыжки и метания отличаются большей вариативностью выполнения и применения в различных условиях, поэтому они оказывают существенное воздействие на развитие, прежде всего координационных способностей.

Согласно настоящей программе в 1 классе школьники осваивают различные способы выполнения жизненно важных навыков в беге, ходьбе и прыжках, лазании и ползании. Разучивают комплексы оздоровительной и корригирующей гимнастики, утренней зарядки и физкультминуток, а также упражнения на развитие физических качеств. Важной особенностью содержания обучения является освоение учащимися подвижных игр и навыков в самостоятельной их организации и проведении. При данном заболевании не во всех играх можно принимать активное участие. Деятельность ученика варьируется, он может быть организатором, судьей или выполнять те функции и роли, которые допустимы при данном конкретном заболевании.

Во 2 классе происходит изучение новых двигательных действий из гимнастики, лыжных гонок, легкой атлетики и элементов спортивных игр. Но при этом сохраняется большой объем обучения комплексам общеразвивающих физических упражнений разной функциональной направленности, подвижным играм, ориентированным на совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках и т. п.

В 3 классе в программный материал при данном заболевании рекомендуется вводить плавание, но по ряду причин нет возможности выводить весь класс в плавательный бассейн. Поэтому было рекомендовано, после консультации с врачом, заниматься плаванием с инструктором специалистом во внеурочное время. В образовательном процессе увеличивается объем упражнений повышенной координационной сложности, как из базовых видов спорта, так  и прикладных физических упражнений.

На завершающем этапе начального образования школьникам предлагается осваивать сложные фрагменты (связки и комбинации) двигательной деятельности.

Примерное распределение программного материала в учебных часах по урокам физической культуры

Разделы и темы

Количество часов (уроков)

Класс

I

II

III

IV

I. Знания о физической культуре

4

4

4

4

II. Способы физкультурной деятельности

4

4

4

4

III. Физическое совершенствование:

  1. Гимнастика с основами акробатики

Корригирующие упражнения

16

18

19

19

2. Легкая атлетика

18

24

21

21

3. Лыжные гонки*

12

14

14

14

5. Подвижные игры/спортивные игры

33

28

34

34

6. Общеразвивающие упражнения

    Корригирующие упражнения

В содержании соответствующих разделов программы

7. Настольный теннис

12

13

9

9

Итого:

 99

105

105

105

Требования к качеству освоения программного материала.

Аттестация как по годам обучения, так и за целый этап начального образования производится по успешности выполнения заданий.

Демонстрировать уровень физической подготовленности  

 

Контрольные упражнения

Для учащейся

Шинко Валерии

1 – 4 класс

Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа (кол-во раз)

Уметь выполнять горизонтальный вис, стараться дотянутся грудью до перекладины.

Прыжок в длину с места, см

Знать технику выполнения. Уметь прыгать толчком двух, приземление на две ноги.

Наклон вперед, не сгибая ног в коленях (рост в показателях) см

Выполнять наклон вперед , следуя методическим указаниям

Бег 30 м с высокого старта, с

Уметь выполнять бег по прямой.  

Уметь выполнять бег по своей дорожке.

Бег 1000 м

Без учета времени, чередование ходьбы с бегом

Броски мяча об пол и ловля

двумя руками, количество раз

за 30 сек.

Уметь выполнять (считать прирост в показателях)

Подброс вверх и ловля мяча

двумя руками, количество раз

за 30 сек.

Уметь выполнять(считать прирост в показателях)

Челночный бег

 Выполнять в умеренном темпе, знать технику выполнения, уметь объяснить группе учащихся.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол – во раз)

Уметь выполнять упор лежа (выполнять задание в сек)

Уметь выполнять сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол – во раз)

ОРУ

Знать комплексы и демонстрировать, проводить разминку для класса

Большое практическое значение имеют врачебные наблюдения в процессе занятий физическими упражнениями. Их цель – определить насколько структура занятий физическими упражнениями соответствует состоянию здоровья учащихся, установить границы функциональной приспособляемости организма к физическим нагрузкам. Таким образом, наблюдения врача должны способствовать улучшению физического воспитания детей и максимальному эффекту занятий физическими упражнениями.

Планирование программного  содержания целесообразно начинать с освоения учащимися учебного материала из подраздела «Оздоровительная и корригирующая гимнастика», входящего в раздел «Физическое совершенствование».

Классификация физических упражнений в программе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата по сравнению с программой для общеобразовательной школы несколько изменена. Во-первых, в раздел общеразвивающих упражнений введены коррекционные, все они систематизированы по характеру основного воздействия на организм занимающихся. 

Физические упражнения направлены на:

  1. Коррекция основных движений в ходьбе, беге, метании, прыжках, упражнениях с предметами.
  2. Коррекция и развитие координационных способностей.
  3. Коррекция и развитие физической подготовленности
  4. Развитие познавательной деятельности.
  5. Обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Содержание программы по корригирующей гимнастике

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

"Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни" (4ч.)

1.1. Основы знаний о физической культуре (краткие беседы на каждом занятии)

Физическая культура как система разнообразных форм занятий физической подготовки и укреплением здоровья человека. Режим дня и личная гигиена. Закаливание воздухом, обтиранием. Знания и представления о правильной осанке. Правильное дыхание при выполнении физических упражнений. Здоровый образ жизни первоклассника. Влияние эмоций и настроения на состояние здоровья человека.

Физические упражнения, их отличие от обыденных движений и связь с физическим развитием. Режим дня и личная гигиена. Закаливание организма, его значение в укреплении здорового человека. Значение правильного дыхания при занятиях физическими упражнениями. Влияние физических упражнений на нормальное развитие организма. Влияние физических упражнений на осанку. Влияние занятий физическими упражнениями на эмоциональное состояние человека.

Физические упражнения, их разновидности и правила выполнения. Режим дня и личная гигиена. Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений. Закаливание организма, его значение в укреплении здорового человека. Влияние здорового образа жизни на красоту и здоровье человека.

Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями, организация мест занятий, подбор одежды и обуви, инвентаря и оборудования, контроль за самочувствием. Режим дня и личная гигиена. Влияние занятий физическими упражнениями на состояние здоровья, умственную работоспособность. Представления об основных правилах здорового образа жизни. Влияние правильного дыхания при выполнении движений на самочувствие и работоспособность.

1.2. Способы самостоятельной двигательной деятельности.

Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней гигиенической гимнастики, физкультминутки. Подвижные игры во время прогулок, правила организации и проведения игр, выбора одежды и инвентаря. Занятия по формированию правильной осанки.

Занятия утренней гигиенической гимнастикой и музыкальной гимнастикой, закаливание, развитие быстроты и равновесия. Подвижные игры во время прогулок. Измерение длины и массы тела, осанки, уровня развития основных физических качеств.

Комплексы упражнений для развития основных физических качеств и подготовительные упражнения для закрепления и совершенствования двигательных действий. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.

Регулирование нагрузки по показаниям частоты сердечных сокращений. Оказание помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.

"Основные виды движений, подвижные игры и игровые упражнения" (на каждом занятии)

2.1. Оздоровительно-профилактические подвижные игры.

Пятнашки. Тише едешь - дальше будешь. Ходим в шляпах. Придумай сам. Слушай внимательно. Запрещенное движение. Собери. Сделай фигуру. Режим дня. Эхо. Слушай сигнал. Прыгни не задень. Дождь в лесу.

Пятнашки. Игра с мячом. Горелки. Фигуры. Мы - веселые ребята. Совушка. Ходим в шляпах. Замороженные. Великаны и гномы. Исправь осанку. Будь ловким. Фигуры. Собери.

Пятнашки. Фигуры. Собери. Выпрямление. Делай так - делай эдак. Держись всегда прямо. Будь устойчив. Ходим в шляпах.

Пятнашки. Товарищ командир. Лыжник. Ходим в шляпах. Канатоходцы. Замри. Исправь осанку. Собери. Ножной мяч в кругу. Не урони мешочек.

2.2. Комплексы упражнений в равновесии, ходьба, бег, прыжки.

"Дифференцированная двигательная деятельность" (64ч.)

3.1. Общеразвивающие упражнения (на каждом занятии)

Комплексы упражнений на месте и в движении без предметов с речитативом: Шел король по лесу. Большие ноги. Гуляем в лесу. Тик-так. Раз, два, раз, два. На лугу. Космонавты. Выросли деревья.

Комплексы упражнений с предметами (с мешочком, со скакалкой, с гимнастической палкой).

Комплексы упражнений на месте и в движении без предметов и с предметами (с мешочком, со скакалкой, гимнастической палкой, набивным мячом).

3.2. Элементы ритмической гимнастики

Комплексы упражнений с заданным музыкальным сопровождением, включающие упражнения с движениями рук, ног, туловища, головы из положений стоя, сидя, лежа. Танцевальные упражнения (простейшие сочетания изученных танцевальных шагов). Имитационные и прыжковые упражнения. Упражнения на восстановление дыхания.

3.3. Имитационные упражнения, упражнения сопряженного и творческого характера.

Кошка просыпается. Тигр готовится к прыжку. Черепаха осторожно выглядывает из панциря. Обезьяна скачет кругами. Еж сворачивается клубком.

Балансировка. Наблюдение за полетом.

Пропеллер. Ворона. Рукопожатие. Ласточка.

Медведь осматривается вокруг. Журавль шагает, взмахивая крыльями. Еж сворачивается клубком.

Балансировка по кругу. Совместный полет. Вьюга.

Сова вглядывается в темноту. Орел испытывает крылья. Еж сворачивается клубком.

Волшебная палочка. Стрелки.

Аист стоит на одной ноге. Слон принимает песочную ванну. Змея сбрасывает кожу. Еж сворачивается клубком.

Цапля.

Снежная баба. Жонглеры и эквилибристы.

Профилактические и коррекционные упражнения.

3.4.1. Для формирования правильной осанки.

Комплексы для укрепления мышц спины, брюшного пресса.

Комплексы упражнений для формирования правильной осанки с речитативом.

Комплексы упражнений при нарушении осанки. Упражнения для укрепления мышц спины и живота. Упражнения для растягивания мышц спины. Упражнения для укрепления боковых мышц туловища. Упражнения для укрепления задней и передней поверхности бедер. Упражнения для живота и таза. Упражнения для "активного пояса" на суставы конечностей. Упражнения при круглой спине, сутуловатости и крыловидных лопатках.

3.4.2. Для укрепления свода стопы.

Упражнения для укрепления мускулатуры ног и свода стопы. Разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола. Захватывание стопами предметов и приподнимание их. Максимальное сгибание и разгибание стоп. Катание гимнастической палки ступнями. Ходьба по гимнастической палке и ребристыми поверхностями.

Комплексы упражнений для уплощенной и плоской стопы.

3.4.3. Профилактические и специальные дыхательные упражнения.

Упражнения на отработку длительного и полного выдоха, имитирующие задувание свечи, с произнесением звуков на выдохе. Диафрагменное дыхание. Игровые комплексы дыхательной гимнастики.

3.5. Упражнения (асаны) с элементами йоги.

Кролик. Веник. Алмаз. Полулотос. Плуг. Дерево. Змея. Кошка. Верблюд. Черепаха.

Палка. Озеро. Угол. Кошка. Треугольник. Плуг. Дерево. Змея. Лотос.

Лотос. Дерево. Змея. Плуг. Кошка. Озеро. Угол. Треугольник. Мостик.

Перекладина. Угол. Плуг. Змея. Лотос. Мостик. Полусвечка. Дерево. Лодка. Звезда. Озеро. Упражнения для боковых мышц живота.

3.6. Суставная гимнастика (стретчинг).

 

 

Комплекс упражнений для растягивания мышц и повышения подвижности в суставах.

Требования к освоению программного материала

Выпускники начальной школы, занимающиеся корригирующей гимнастикой должны знать/понимать:

  • роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления своего здоровья;
  • правила и последовательность выполнения упражнений утренней гигиенической гимнастики, простейших комплексов для развития физических качеств, формирования правильной осанки, укрепления свода стопы, дыхательной гимнастики;
  • гигиенические правила и правила безопасности при выполнении физических упражнений, правила закаливания и его значение;
  • уметь:
  • выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств;
  • выполнять упражнения на формирование правильной осанки
  • осуществлять индивидуальные и групповые действия в оздоровительно-профилактических подвижных играх;
  • наблюдать за собственным физическим развитием и физической подготовленностью.

Формы и методы контроля

  1. На каждом занятии (вводная и заключительная части) измеряется пульс для контроля за самочувствием ребенка.
  2. Три раза в год (1, 3, 4 четверти) проводится контрольное тестирование физических качеств (гибкость: наклон туловища из положения сидя  ; сила кистей рук: динамометрия), функциональные пробы для оценки сердечно-сосудистой и дыхательной систем (время восстановления частоты сердечных сокращений после 20 приседаний; пробы Генчи-Штанге).  

Список литературы:

 

  1. А. П. Матвеев. Физическая культура: Начальные классы. Программы общеобразовательных учреждений
  2. А. П. Матвеев.Физическая культура: Учеб.для 1 кл. – М., 2002
  3. А. П. Матвеев. Физическая культура: Учеб.для 2 кл. – М., 2002
  4. А. П. Матвеев и др. Физическая культура: Учеб.для 3 кл. – М., 2000
  5. А. П. Матвеев и др. Физическая культура: Учеб.для 4 кл. – М., 2001
  6. А. П. Матвеев .Методика преподавания физической культуры в 1 классе. – М., 2002
  7.  Физическая культура. 1 – 11 кл.: Программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений/Авт.-сост. А.П. Матвеев, Т.В.Петрова, Л.В.Каверкина. – М.: Дрофа, 2004.-80с.
  8. Коданева Л.Н.,Шуть М.А. Методика физкультурных занятий в специальной медицинской группе общеобразовательных учреждений: Практическое пособие/ Под общ. Ред. В.Н.Фурсовой. – М.: АРКТИ, 2006 – 64с.
  9.  Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, 4 издание, Москва, «Просвещение», 2007 г.
  10. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы, издательство «Просвещение», г. Санкт-Петербург, 2008 г.
  11. Особенности уроков физической культуры в начальных классах школ для детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей, Москва, 1979г.
  12.  Лечебная гимнастика как средство преодоления двигательных нарушений у детей с ДЦП (со спастическойдиплигией), Бодрова Н.А., Толкачева Т.Н., Фонд «Развитие через образование», 2006.
  13. http://5fan.ru/wievjob.php?id=38588
  14.  http://www.kazedu.kz/referat/115631
  15. http://childphysicaled.livejournal.com/14912.html
  16. http://6vida.caduk.ru/p53aa1.html
  17. http://infourok.ru/iz-opita-raboti-po-teme-razvitie-fizicheskih-kachestv-uchaschihsya-mkskou-skoshi-vi-vida-na-urokah-fizicheskoy-kulturi-550638.html
  18. http://worldofteacher.com/3073-3.html
  19. http://geum.ru/aref/vliyanie-fizicheskih-uprazhneniy-na-funkcionalnoe-sostoyanie-rabotosposobnost-detey-podrostkov-narusheniyami-funkciy-oporno-dvigatelnogo-ref.php
  20. http://ref.by/refs/89/38242/1.html
  21. http://festival.1september.ru/articles/573684/
  22. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/05/03/korrektsionnaya-programma-dlya-detey-s-dtsp

Приложение

Подвижные игры для детей с ДЦП  

 «Спрячься».
Для игры потребуется длинный воздушный шарик или мягкая игрушка. Дети сидят. Водящий проходит с шариком, ведя его над головами детей, стараясь кого-нибудь шариком коснуться. Дети прячутся (в зависимости от своей подвижности). Прятаться можно по-разному, например, втянуть голову в плечи, наклонить голову вправо или влево, вперед или назад, или закрыть голову руками (рукой). Если у детей работают предплечья и кисти, они сидят, положив руки на колени ладонями вверх. На этот раз водящий старается задеть шариком или игрушкой их ладони, а они прячут ладони (разворачивая кисть ладонями к ногам).
Так же (поворачиваясь или закрывая рукой) можно прятать ушки, носики и т.п.

«Ловишка в кругу»

(Если работают руки). Для игры потребуется веревочка, связанная в круг. Дети сидят в кругу, держась за эту веревочку. Водящий ходит внутри круга и старается коснуться рук кого-нибудь из игроков, но ловить он может только тех детей, которые держатся за веревочку. Поэтому, как только ребенок видит опасность, он просто отпускает веревочку, а когда водящий уходит, снова берется за нее. Если веревочку отпустят все дети, то они проиграют (вот именно поэтому им все время необходимо за эту веревочку браться). Игра хорошо помогает развивать работу как кисти, так и всей руки.

Игры с бросками (если работают руки). Для этих игр можно использовать мячики на веревочках или игрушки на веревочках. Дети бросают мяч (например, стараясь сбить кегли), а затем сами подтягивают его к себе обратно.

Такого же типа игра «Рыбная ловля». Дети сидят в креслах. У ребенка в руках удочка – палочка с веревочкой, на конце которой магнит. На полу разбросаны игрушки, которые могут притягиваться магнитом. Задача ребенка поймать своим магнитом игрушку на полу. Если ребенку самому тяжело двигаться, то ведущий может ему помогать (при повторном применении игры очень важно стараться увеличивать степень участия ребенка, пусть даже минимальными шагами). Даже если ребенок приложит только минимум усилий для достижения результата, сама ловля его обязательно порадует. Не так часто удается удачно сходить на рыбалку.

«Совушка». Дети лежат на спине (исходное положение условно, в такую игру можно играть и сидя и лежа, как угодно, главное, чтобы ребенок имел возможность замереть в удобной для него позе). Воспитатель объявляет о том, что наступает Ночь. Дети должны закрыть глаза и не шевелиться. Вылетает сова (воспитатель) которая ищет тех, кто шевелится. Летает некоторое время, ухает, а затем улетает, наступает День. Дети могут «просыпаться» и шевелиться.

«Светофор». Если есть возможность к каждому ребенку поставить помощника, который будет его катать на кресле, то можно провести эту игру так. Каждому ребенку на колени кладутся кружочки с определенным цветом: красным, желтым или зеленым. Ведущий держит в руках такие же кружочки. Он и «включает» светофор – поднимает над головой кружочек одного из цветов. Если поднимается красный, то начинают ездить дети с красными кружочками на коленях, остальные стоят и ждут своей очереди, как только «загорается» другой цвет, катающиеся дети останавливаются, а кататься начинают другие. Дети могут сами командовать своим «водителям», куда ехать. Например: вперед, назад, направо, налево, стоп. Если катать детей некому, то дети могут просто поднимать свой кружочек над головой и начинать шевелиться (как угодно), остальные дети с кружочками других цветов замирают и ждут своего цвета. А так же необходимо внедрять в учебно -  воспитательный процесс следующие игры:

  1. Игры на развитие пространственной ориентации.
  2. Игры на развитие зрительного и слухового восприятия.
  3. Игры на развитие координации движения и внимания.
  4. Подвижные игры под музыку.
  5. Комплексы общеразвивающих упражнений.
  6. Упражнения с предметами.
  7. Упражнения на развитие мелкой моторики рук и кисти. Пальчиковая гимнастика

Для непродолжительного активного отдыха в ходе урока можно использовать комплекс упражнений, включающих в себя разные виды заданий:

  • упражнения на развитие общей моторики;
  • упражнения на развитие мелкой моторики;
  • упражнения на активизацию речи;
  • упражнения, направленные на расслабление или напряжение мышц;
  • упражнения, активизирующие внимание;
  • дыхательные упражнения.
  • составление пазлов.
  • рисование пальчиками.
  • работа в группах, парах и т.д.

Упражнения для формирования ходьбы.

1. Ходьба с поддержкой   за руки по наклонной плоскости (доске) вверх-вниз.

2. Ходьба,  по меткам, линиям, через предметы.

3. Ходьба, перекатывая перед собой двумя руками валик.

4. Ходьба с опорой на шесты, палочки и др. (Скандинавская ходьба).

5.  Ходьба спиной вперед.

6. Выполнение ходьбы с поддержкой после предварительного вращения ребенка в специальном кресле или на качелях (каруселях).

7. Ходьба (сначала с поддержкой) по невысоким ступеням вверх-вниз.

8. Ходьба на месте (переступание) на вращающемся барабане, опираясь руками о боковые поручни.

9. Лазание по вертикальной лестнице формирует перекрестную координацию рук и ног.

10. Ходьба на специальных укороченных лыжах.