Выступление на открытом заседании Школы молодого педагога «Мои первые методические находки» (с презентацией)
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Романова Ирина Сергеевна

Выступление на открытом заседании Школы молодого педагога

«Мои первые методические находки» май 2021

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мои первые метод находки24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на открытом заседании Школы молодого педагога

«Мои первые методические находки» СЛАЙД 1

СЛАЙД 2 Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.

                                                             К.Д.Ушинский

Нет такого учителя, который не заинтересован в том, чтобы всех детей научить хорошо читать. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя.

СЛАЙД 3 Прежде чем начать целую систему своей работы над этой проблемой, я провела небольшое анкетирование среди учеников, с целью понять, почему дети стали мало читать, что нужно сделать, чтобы дети стали читать больше?

Анализируя анкету, хотелось бы сказать следующее – дети начальной школы пока еще очень дисциплинированны. Они обязательно читают программный курс детской литературы, поэтому без особого труда называют любимого писателя, хуже дело обстоит с чтением свободным, 23% детей не смогли назвать фамилии любимого писателя.

СЛАЙД 4

  • Главная причина по которой дети мало читают– это увлечение компьютерными играми и просмотр телевизора (48% тратят на это свое свободное время), 33% детей честно признались в своей лени, желании погулять на улице с друзьями, 14 % - сослались на большую загруженность и отсутствие времени.

СЛАЙД 5

  • Исходя из этого мне пришлось искать пути решения этой проблемы. То есть я должна была установить причину низкой читаемости детей
  • Изучить систему специальных упр и способов действий, влияющих на параметры чтения и применять их в работе
  • Применение инновац технологий
  • Довести до сведения родителей о том что нужно руководить детским чтением и их большой роли в этом процессе
  • Совершенствовать технику чтения
  • Вести контроль по предмету и технике чтения

СЛАЙД 6 Для этого в школе учителя используют различные формы и методы с целью повышения культурной и читательской компетенцией учащихся и их родителей.

Применяют упражнения для техники чтения. Это и чтение вслух, про себя, цепочкой, хором и тд, Начало каждого урока ( будь это русский язык математика, чтение, труд, рисование) мои дети начинают с жужжащего чтения любого текста 3-5 минут.

Пишем зрительный диктант.

СЛАЙД 7 Писатель Алексей Николаевич Толстой очень красиво сказал:

Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку, читать должно быть интересно.

СЛАЙД 8 - Я предположила, что развитие навыков техники чтения будет эффективным, если на своих уроках использовать различные игры и тренинги для повышения техники чтения.

Использую такие игры как «СОСТАВЛЯЙ СЛОВА» СЛАЙД 9

«Чтение с прятками»  СЛАЙД 10

СЛАЙД 11 чтение Сплошного текста. Текст набран без пробелов. Задача ученика прочитать его правильно.

слайд 12

Чтение перевернутого текста. То есть обычный текст переворачивается вверх ногами. Нужно его прочитать.

Обычный текст переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка,  двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.

Это упражнение способствует: формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв; развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов;

Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры мозга.

СЛАЙД 13

 Чтение с картинками. Когда вместо картинки нужно назвать слово

СЛАЙД 14 Игра «Перемешанные буквы»

СЛАЙД 15 Чтение наоборот. Когда слова читаются справа налево

СЛАЙД 16 Хочу обратить внимание на то, Что сейчас дети большое внимание уделяют не книгам, как нам хотелось бы, а компьтерным играм, своим гаджетам.

Использование компьютера тоже позволяет найти индивидуальный подход к каждому. Каждому ребенку может даваться индивид. задание в удобном для него темпе.

Можно давать задание Набери текст на компьютере

Также можно использовать на уроках компьютерные игры (если возможно технически) (сайт логозавр РУ)

Например игра «Прочитай»

На экране – Динозаврик, у которого в руках свиток. Свиток разворачивается и на нем показывается слово, которое нужно успеть прочесть. Спустя некоторое время свиток сворачивается, и требуется выбрать из картинок, расположенных по периметру игрового поля ту, о названии которой говорит это слово.


СЛАЙД 17  возможности интернета

Слайд 18 можно предложить детям вести запись  в спец тетрадях. Допустим, кто какие вывески прочитал и записал сегодня. У кого получилось больше. Или записывают марки машин, которые им сегодня встретились и запомнились.


Слайд 19  Хотелось бы отдельно остановиться на таком методе как Чтение с решеткой .

У меня есть Презентация "Чтение с решеткой", которая способствует увеличению объема зрительного восприятия, улучшению техники чтения, развитию смысловой догадки.

 

Так же можно использовать самодельную «Решётку», она представляет собой комплект четырёхугольников, вырезанных из плотной бумаги размером 16Χ10 см. В каждом четырёхугольнике вырезаны окошки размером 6Χ10 см. Решётки различаются шириной перегородки. Так, в одной решётке все перегородки между окошками равняются 4 мм. В другой – ширина перегородки 5 мм и 6мм.

Решётка накладывается на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решётки на текст перпендикулярные перепонки перекрывают некоторые участки текста (буквы, буквосочетания, слова).

 Тренировка чтения с решёткой продолжается не более 5 мин. непрерывно и сменяется чтением без решётки в течение 2-3 минут. Общее время ежедневной тренировки не более 10-15 минут.

Слайд 20 Чтение строчки с прикрытой верхней половиной

слайд 21 С целью привлечение родительской общественности создаются группы в социальных сетях «Читаем с удовольствием», где учитель целенаправленно направляет родителей на работу над скорочтением ребенка. Учитель рекомендует вести дневнички-паучки, где родителям необходимо ежедневно контролировать и записывать в дневник количество слов, прочитанных ребенком за минуту. На родительских собраниях учитель, который также ведет подобный дневник, сравнивает свои результаты с результатами, отраженными в дневничках, которые вели родители.

Слайд 22

здесь я сделала сравнительный анализ техники чтения в своего и параллельного класса

Слайд 23 анализ работы 1 учащегося

СЛАЙД 24 РЕЗУЛЬТАТЫ МОЕЙ РАБОТЫ

Заключение.

СЛАЙД 25 Когда дети стали с интересом читать, появилась беглость и осмысленность чтения, заметно повысилась успеваемость и по русскому языку и по математике.

Свое выступление хотелось бы закончить словами великого педагога Василия Александровича Сухомлинского

Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили,у них складывалась структура малодеятельного мозга.

Используя, все описанные методы и приемы работы со слабочитающими детьми, всегда не теряешь надежду, что они научатся, все у ребят получится, радуешься увеличению темпа чтения. Хочется, чтобы в нашей стране были грамотные и любящие книгу люди.


Использованная литература:

1. Кушнир А.Н. Азбука чтения // Школьные технологии. – 1996.-с. 3-197.

Куликова И. //Начальная школа Читать меньше, чтобы читать лучше. – № 21, 1995.

 2. Ладыженская  Т.А. Речь.  Книга для учителя. – М., «Педагогика», 1990.

 Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития. Пособие для учителя. – М., «Просвещение», 1975.

 Мани и Эрик де Лиу. Как научиться быстро читать. М.: Рипол – Классик, 1997. – 233 с.

3. Молибог А.Г., Тарнопольский А.И. Технические средства обучения и их применение. - Мн.: Университетское, 1985. - 208 с.

4. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. М.: АОРКТИ, 1999-160с.

5. Пальченко И.Г. Система упражнений. Из опыта использования рекомендаций профессора И.Т. Федоренко. Донецк, 1990.

6. Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Начальная школа. – 1999 - №7.

7. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое? //Начальная школа, 2005, №2

8. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников. Теоретико-экспериментальное исследование. – М., Педагогика, 1980.

9. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению : практическая методика ; учебное пособие для студентов пед. ВУЗов. М. : Академия, 2001. 288 с.

10.Соболева О.Л. Как помочь ребенку, когда он учиться читать: психологический аспект. «Школьный психолог». №4,6. 2007.

11. Тикунова Л.И. 300 учебных текстов, проверочных работ и тестов по чтению для начальной школы: М.: Издательский дом «Дрофа», 2000 – 335с.

12. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. В 11 т. М.-Л., 1949. 250 с. Т. 5.

13.  Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. – 1989. - №12. – с.27-33-1.

14. Чечерина Н.Ю. Формирование навыков беглого чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: рекомендации родителям. // Я-мама, 2006, №2.


Анкета «Книга в моей жизни». 

  1. Твой любимый писатель? _____________________________________________________________________
  2.  Твоя любимая книга?

_____________________________________________________________________

  1. Любимый журнал?

_____________________________________________________________________

  1. Любимые жанры?

_____________________________________________________________________

  1. Как часто ходишь в библиотеку?

________________________________________________________________________

  1. Что прочитал за последнее время?

_____________________________________________________________________

  1. Как ты думаешь, почему дети стали мало читать?  

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

  1. Что нужно сделать, чтобы дети стали читать больше? 

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________Анкета «Книга в моей жизни». 

  1. Твой любимый писатель? _____________________________________________________________________
  2.  Твоя любимая книга?

_____________________________________________________________________

  1. Любимый журнал?

_____________________________________________________________________

  1. Любимые жанры?

_____________________________________________________________________

  1. Как часто ходишь в библиотеку?

________________________________________________________________________

  1. Что прочитал за последнее время?

_____________________________________________________________________

  1. Как ты думаешь, почему дети стали мало читать?  

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

  1. Что нужно сделать, чтобы дети стали читать больше? 

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Фотоматериал школа молодого педагога"

Фотографии об участии в школьных семинарах....

Приказ об итогах проведения открытого регионального фестиваля молодых педагогов "На пути к проекту"

Приказ об итогах проведения открытого регионального фестиваля молодых педагогов "На пути к проекту"...

Заседание "Школа молодого специалиста"

Заседание "Школа молодого специалиста"...

Педагогический проект «Школа молодого педагога»

Пояснительная запискаПроисходящие сегодня в нашем обществе кардинальные перемены требуют серьезного переосмысления сложившегося в последние десятилетия отношения к человеку. Особая роль в решении проб...

Приказ о проведении школы молодого педагога

Приказ о проведении школы молодого педагога...

Школа молодого педагога. Родительское собрание «Опыт работы классного руководителя с родителями первоклассников»

Одним из важнейших направлений в деятельности классного руководителя  является работа с семьёй,   в которой ребёнок живёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассма...