Дополнительная общеразвивающая модульная программа «Акварелька»
рабочая программа

Китаева Альбина Мирзабековна

Цель программы – создание условий для формирования личности ребёнка, стремящегося к творческой самореализации в изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_programma.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная

общеразвивающая модульная программа

«Акварелька»

Адресат программы:

обучающиеся 5-9 лет

Срок реализации программы:

2 года

Автор-составитель программы:

Китаева А.М., педагог дополнительного образования

Цель программы – создание условий для формирования личности ребёнка, стремящегося к творческой самореализации в изобразительной деятельности.

              Задачи:

Образовательные (предметные):

  • познакомить с художественными материалами (холодный фарфор, мастихин, тонированная бумага, фоамиран и др.);
  • познакомить детей с разнообразными техниками рисования эбру, (рисование солью, рисование по точкам (пуантилизм), рисование отпечатком кисти, рисование  мыльными пузырями, рисование фольгой, граттаж (выполнение рисунка путём процарапывания бумаги, залитой краской, острым предметом), гризайль (изображение одним цветом), монотипия (отпечаток красок), кляксография, сфумато (смягчение, затуманенный мазок),  лессировка (точечные мазки красок), импасто (наложение красок густым слоем), набрызг, по-сырому, сепии (коричневый удлиненный мазок), рисование шерстью, роспись по дереву), их применением и выразительными возможностями;
  • познакомить с видами и жанрами изобразительной деятельности, правилами построения композиции;
  • познакомить с основными и составными, тёплыми и холодными цветами;
  • научить изображать предметы различной формы;
  • способствовать формированию специальных художественных умений и навыков (элементарные смешения цветов, размещение изображения в зависимости от листа бумаги и т. д), работы с фоамираном;
  • формировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что для достижения высоких творческих результатов используются современные средства обучения (например, брашпен) и современные материалы (например, холодный фарфор, тонированная бумага, мастихин).

Брашпен – это кисть-ручка со сменным картриджем, предназначенная для рисования. Использование брашпена позволяет новичкам более легко и просто выполнять свою работу аккуратно и эстетично.

Использование различных художественных материалов в процессе обучения приводит к активизации творческих способностей детей. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

 Содержание программы

Учебный план первого  года

Модуль «Золотая кисть»

№ п/п

Название раздела программы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение

1

1

-

Наблюдение

2

Техника изодеятельности брашпеном

29

7

22

Творческая работа

3

Основы изобразительного творчества

32

8

54

Творческая работа

4

Промежуточная аттестация. Выставка творческих работ

1

-

1

Творческая работа

5

Лепка.

Холодный фарфор

8

1

7

Анализ и оценка творческих работ

6

Итоговое занятие

1

-

1

Беседа

Итого

72

17

85

Содержание учебного плана

первый год

Модуль  «Золотая кисть»

(в рамках сотрудничества с общеобразовательными организациями города)

  1. Введение

                    Теория: цели, задачи и содержание работы творческого объединения «Акварелька». Правила поведения в учреждении. Правила техники безопасности. Организация рабочего места. 

  1. Техника изодеятельности брашпеном

Теория: Знакомство с техникой изодеятельности брашпеном. Брашпен - это кисть- ручка. Правила выполнения эскиза. Плоскостное и объёмное изображение. Передача плоской фигуры линией, а объёмной фигуры – линиями и светотенью.

Гризайль. Знакомство с различными приёмами работы в технике гризайль для получения тоновых отношений.

           Практика: Использование брашпена в соответствии с творческим замыслом, правила пользования, смена картриджа. Выполнение эскизов. Использование различных художественных материалов живописи. Рисование по точкам. Рисование мыльными пузырями. Техника по-сырому, граттаж. Набрызг. Выполнение этюдов овощей, грибов, цветов, листьев, веток. Зарисовки птиц, понятие пропорции.

  1. Основы изобразительного творчества 

Теория: Знакомство с красками художника: акварель. Основные цвета, составные цвета. Плоскостное и объёмное изображение. Передача плоской фигуры цветом, а объёмной фигуры светотенью.

Знакомство с художественными приёмами: заливка (плавные переходы цветов), стирание границ (между двумя контрастными цветами), мазки (цветовая мозаика).

Понятия о смешивании цвета и использовании их оттенков для создания выразительных образов.

Цвет вокруг нас. Теплые и холодные цвета. Изображение цветов. Знакомство со смешанными техниками. Красота линий и пятен.

Практика: этюдная работа в техниках: сфумато, рисование отпечатком кисти, лессировка, импасто, монотипия, кляксография, рисование солью, гризайль, рисование фольгой, роспись по дереву.

  1. Промежуточная аттестация

Теория: принципы выполнения изображений в нетрадиционных техниках.

Практика: выполнение творческой работы и представление её на выставку. 

  1. Лепка. Холодный фарфор

Теория: Свойства и состав холодного фарфора. Различия между глиной и холодным фарфором.

Практика: Лепка из холодного фарфора (создание несложных изделий). Техника безопасности при работе с фарфором.

  1. Итоговое занятие

Анализ достижений. Подведение итогов.


Учебный план первого  года  обучения

Модуль «Радуга»

№ п/п

Название раздела программы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение

2

2

-

Наблюдение

2

Техника изодеятельности брашпеном

58

8

50

Творческая работа

3

Основы изобразительного творчества

64

6

58

Творческая работа

4

Промежуточная аттестация. Выставка творческих работ

2

-

2

Творческая работа

5

Лепка.

Холодный фарфор

16

4

12

Анализ и оценка творческих работ

6

Итоговое занятие

2

-

2

Беседа

Итого

144

20

124

Содержание учебного плана

первый год обучения

Модуль «Радуга»

  1. Введение

                    Теория: цели, задачи и содержание работы творческого объединения «Акварелька». Правила поведения в учреждении. Правила техники безопасности. Организация рабочего места. 

  1. Техника изодеятельности брашпеном

Теория: Знакомство с техникой изодеятельности брашпеном. Брашпен - это кисть-ручка. Правила выполнения эскиза. Плоскостное и объёмное изображение. Передача плоской фигуры линией, а объёмной фигуры – линиями и светотенью.

Гризайль. Знакомство с различными приёмами работы в технике гризайль для получения тоновых отношений.

           Практика: Использование брашпена в соответствии с творческим замыслом, правила пользования, смена картриджа. Выполнение эскизов. Использование различных художественных материалов живописи. Рисование мыльными пузырями. Техника по-сырому, граттаж. Набрызг. Рисование по точкам. Выполнение этюдов овощей, грибов, цветов, листьев, веток. Зарисовки птиц, понятие пропорции.

  1. Основы изобразительного творчества 

Теория: Знакомство с красками художника: акварель. Основные цвета, составные цвета. Плоскостное и объёмное изображение. Передача плоской фигуры цветом, а объёмной фигуры - светотенью.

Знакомство с художественными приёмами: заливка (плавные переходы цветов), стирание границ (между двумя красками), мазки (цветовая мозаика).

Понятия о смешивании цвета и использовании их оттенков для создания выразительных образов.

Цвет вокруг нас. Теплые и холодные цвета. Изображение цветов. Знакомство со смешанными техниками. Красота линий и пятен.

Практика: этюдная работа в техниках: сфумато, лессировка, импасто, монотипия, гризайль, рисование солью, рисование отпечатком кисти, рисование фольгой, рисование шерстью, роспись по дереву.

  1. Промежуточная аттестация

Теория: принципы выполнения изображений в нетрадиционных техниках.

Практика: выполнение творческой работы и представление её на выставку. 

  1. Теория: Лепка. Холодный фарфор

Теория: Свойства и состав холодного фарфора. Различия между глиной и холодным фарфором.

Практика: Лепка из холодного фарфора (создание несложных изделий). Техника безопасности при работе с фарфором. Изготовление поделок и сувениров.

  1. Итоговое занятие

Анализ достижений. Подведение итогов.

Учебный план

второй год обучения

Модуль «Палитра»

№ п/п

Название раздела программы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение

2

2

-

Наблюдение

2

Техники изобразительного творчества

122

30

92

Творческая работа

3

Итоговая аттестация. Презентация творческих работ

2

-

2

Защита творческих работ

4

Техника работы с фоамираном

16

4

12

Творческая работа

5

Итоговое занятие

2

-

2

Беседа

Итого

144

36

108

                                       

Содержание учебного плана

                второй год обучения

Модуль «Палитра»

  1. Введение

                Теория: правила поведения в учреждении. Знакомство с планами на будущий год. Правила техники безопасности. Организация рабочего места. 

  1. Техники изобразительного творчества

            Теория: знакомство с художественными материалами и инструментами: гуашь, тушь, перо. Многослойность мазков, смешивание цветов. Знакомство с понятиями: «линия», «штрих», «пятно». Плоскостное и объёмное изображение. Понятие пропорции. Закрепление теплых и холодных цветов. Знакомство с различными техниками рисования: фольгой, манкой, мыльными пузырями, солью, свечой, мастихином.

           Понятия: симметрия, асимметрия. Виды и жанры изобразительной деятельности;

Правила выполнения зарисовок и этюдов первоплановых элементов пейзажа (листьев, цветов, веток).

            Передача объёма изображения, светотени, падающей тени в техниках: сфумато, лессировка, импасто, граттаж, набрызг, гризайль, по-сырому, сепия, монотипия, кляксография, эбру. Рисование отпечатком кисти, рисование по точкам, рисование шерстью, роспись по дереву.

  Правила и последовательность ведения работы в смешанной технике (гуашь и черный маркер).

Практика: сюжетные изображения в техниках: сфумато, лессировка, импасто, граттаж, набрызг, гризайль, по-сырому, сепия, монотипия, кляксография, эбру. Рисование отпечатком кисти, рисование по точкам, рисование шерстью, роспись по дереву.

  Рисунок цветового круга, с основными и смешанными цветами, получение оттенков цвета, теплые и холодные цвета.

                   Выполнение  симметричных и  асимметричных работ. Первоплановые элементы пейзажа (листьев, цветов, веток). Правила выполнения и передачи объема.

  1. Итоговая аттестация

Теория: принципы выполнения изображений в нетрадиционных техниках.

Практика: выполнение творческих работ и их защита.

4.  Техника  работы с  фоамираном

Теория: понятие «фоамиран», технология выполнения. Соотношение и подбор цветов. Приёмы работы с фоамираном. Правила безопасности при работе с  инструментами. 

Практика: подбор цвета и материала, скручивание базовых форм,  создание из них композиций. Знакомство с техникой декорирования,  тонировка изделий.

  1. Итоговое занятие

Анализ достижений. Подведение итогов. Выставка творческих работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок по русскому языку "Морфологический разбор глагола"

Проведение модульных уроков даёт хорошие результаты, так как соединяет в себе возможность реализовать глубоко индивидуализированное обучение и стимулировать самостоятельную деятельность учащихся....

Модульное описание педагогического опыта "Пути совершенствования орфографической подготовки учащихся младших классов"

У детей создаётся иллюзия, будто оценка по русскому языку, ставится исключительно только за орфографию. Из-за боязни сделать ошибку они теряютверу в себя. У многих, орфография, вызывает отрицате...

Модульное описание педагогического опыта на тему «Повышение мотивации учения путём развития читательских навыков».

Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость, поэтому моя работа посвящена этой проблеме.            Основной цел...

единицы времени урок математики в 4 классе модульная технология

модульная технология  с уровневой дифференциацией с самооценкой и самоконтролем...

Урок математики по технологии модульного обучения. Закрепление по теме «Умножение»

Данный урок позволит: -закрепить табличные случаи умножения и деления:-закрепить умение решать уравнения;      -закрепить умения решать выражения со скобками, с порядком ...

Презентация к урокам технологии "Модульное оригами"

Презентация составлена к урокам технологии по теме "Модульное оригами". Система Занкова. Можно использовать для кружковой работы....