Рабочая программа по технологии "Модульный курс информатика и ИКТ" 3 класс
рабочая программа по технологии (3 класс) по теме

С ипользованием компьютера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация.

Модульный курс «Информатика и ИКТ» предмет «Технология».

Название разработки.

Рабочая программа по модульному курсу «Информатика и ИКТ» предмет «Технология» (3класс).

Проблемы, решению которых будет способствовать разработка, сфера использования, круг пользователей.

Рабочая программа составлена на основе «Федерального компонента государственного стандарта общего образования» 2004г и авторской программы А.В.Горячева.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, предлагает примерное распределение часов по разделам курса; последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом  межпредметных связей, логики учебного процесса, определяет минимальный набор практически работ, необходимых для формирования информационно-коммуникативных компетенций  воспитанников, требования к уровню подготовки учащихся начальных классов.

Данная программа (модульный курс «Информатика и ИКТ» предмет «Технология») предназначена для учащихся 3 класса, а также учителей начальных классов и информатики.

Цель разработки:

  1. формирование начал компьютерной грамотности;
  2. развитие логического мышления;
  3. развитие алгоритмических навыков и системных подходов к решению задач;
  4. формирование элементарных компьютерных навыков  (знакомство с компьютером, с элементарными понятиями из сферы информационных технологий).

Основные задачи:

  1. овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ);
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  3. приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
  4. дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;

Обоснование актуальности.

Персональный компьютер превратился в основное средство деятельности во многих профессиях. И достаточный уровень взаимодействия человека с компьютером должно обеспечить школьное образование. Это творческое взаимодействие тем продуктивнее, чем больше развито логическое мышление, навыки оперирования формальными понятиями и объектами.

В начале массового обучения информатике основы алгоритмизации закладывались в старшей школе. Сейчас становится ясным, что целенаправленную работу по формированию алгоритмического стиля мышления целесообразно начинать в младших классах, так как у старшеклассников стиль мышления уже фактически сложился, новые формы мышления воспринимаются ими с трудом.

Младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития таких важных для всей последующей учебы и жизни школьника психических процессов, как рефлексия, внутренний план действий, которые, в свою очередь, являются основой для формирования алгоритмического стиля мышления. Если это время будет упущено, то в  старшем возрасте эти качества развить значительно труднее.

Проблема соотношения обучения основам теоретической информатики и компьютерным технологиям не должна обходить  стороной младшие классы. Уроки информатики не будут полноценными, если на них не предусмотрена работа на компьютере.

В последнее время персональный компьютер значительно чаще появляется у наших учеников. В домашних условиях ребята и без помощи школы справятся с такими техническими проблемами, как работа с мышью и клавиатурой, выбор пункта в меню или "даже" сохранение файла.  Известно, что заинтересованный пользователь в состоянии освоить текстовый редактор за несколько рабочих дней, т.е. за 30—40 часов. Если жесткая мотивация на результат отсутствует, а те же часы растянуты во времени на несколько месяцев, то эффективность освоения становится очень низкой.

Новизна разработки.

Рабочая программа модульный курс «Информатика и ИКТ» для учащихся 3 класса является авторско-состовительской  на основе учебного пособия А.В.Горячева «Информатика в играх и задачах». Организация предмета осуществляется:

  1. в рамках одного часа в неделю;
  2. с использованием компьютера.

Содержание.

1.Пояснительная записка.

2. Основное содержание.

3. Требования к уровню подготовки учащихся.

4.Приложение.

4.1. Дидактический материал.

4.2. Разработки уроков.

4.3. Методические рекомендации.

5.Список литературы для учителя.

6. Список литературы для учащихся.

Продолжительность реализации.

В течение учебного года (34 часа).



Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса «Информатика в играх и задачах» 3 класс.

Настоящая рабочая программа по информатике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта и авторской программы А.В.Горрячева. Информатика в начальной школе не вынесена как отдельный предмет, а водится как учебный модуль предмета «Технология» в 3-4 классах.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, предлагает примерное распределение часов по разделам курса; последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом  межпредметных связей, логики учебного процесса, определяет минимальный набор практически работ, необходимых для формирования информационно-коммуникативных компетенций  воспитанников, требования к уровню подготовки учащихся начальных классов.

Мы живем в информационном обществе. Персональный компьютер превратился в основе средство деятельности во многих профессия. И достаточный уровень взаимодействия человека с компьютером должно  обеспечить школьное образование. Курс информатики изучает некоторые вопросы из разделов теоретической и прикладной информатики без компьютера с целью подготовки к  ознакомления с теоретическими основами информатики, развития логического мышления. В задачи пропедевтического курса информатики включается  приобретение навыков и умений анализировать любые объекты и системы из окружающей нас действительности.

Для изучения выделяю следующие аспекты:

  1. Изучение алгоритмов;
  2. Развитие процессов мышления, рассуждения, логики;
  3. Изучение объектов и систем;
  4. Построение информационно-логической системы понятий и явлений, в которых обобщаются объекты, алгоритмы, правила вывода.

Но уроки информатики не будут для детей таковыми, если на них не предусмотрена работа на компьютере. Для курса информатики в начальной школе характерны цели, связанные как с основных понятий информатики, так и приобретением навыков работы на ПК.

Курс информатики можно разбить на пять модулей, в каждом из которых изучаются:

  1. Информация;
  2. Алгоритмизация;
  3. Персональный компьютер;
  4. Элементы логики;
  5. Объекты и системы.

Информация.

Раскрывается представление о информации,  роль информации в процессе управления, способы представления информации. Формируются способности обучаемых использовать различные языки (естественные и искусственные) для представления информации.

Алгоритмизация.

Знакомит учащихся с понятием «алгоритм», правилами построения и его алгоритмическими структурами: линейные, с ветвлением, с циклом, с ветвлением и циклом. Развивает умение составлять алгоритм по схеме и схемы по алгоритму.

Персональный компьютер.

Содержание этого модуля направленно на формирование у учащихся первоначальных умений использования компьютера, передачи, поиска, хранения информации, упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию). Знакомит с правилами техники безопасности и гигиены при работе с компьютером.

Элементы логики.

Содержание данного модуля направлено на развитие: логического мышления, стройную логическую речь, смекалки,  творческого воображения, внимания, памяти, наблюдательности.

Объекты и  системы.

  В содержание этого модуля входят формирование представлений об объектах, признаках, свойств, составных частей. Овладение умениями выделять общие и единичные признаки объекта, группировать объекты на основе выделения общих свойств. А также знакомит с понятием «Множество, отношения  на множестве, высказывания,  графы».

Цели.

Изучение информатики направлено на изучение следующих целей:

Базовый уровень

Уровень возможного

  1. освоения знаний, составляющих основу представлений об информации
  1. освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики, построение описаний объектов и процессов.
  1. Овладение навыками работы  на компьютере, навыками  организовывать собственную деятельность и планировать результаты
  1. Овладение  первоначальными умениями строить математические объекты
  1. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ
  1. Развитие алгоритмического мышления.
  1. Выработка навыков применим ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов
  1. Приобретение  первичного опыта проектной деятельности

Требования к знаниями и умениям обучаемых.

уметь

Знать/понимать

Приводить примеры основных источников информации

Предмет информатики, виды информации, ее хранение и передача

Представлять назначение основных устройств компьютера

Название основных устройств .

Необходимость в работе ПК.

Пользоваться правилами техник безопасности.

Правила гигиены при работе с компьютером.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических и учебных задача применением возможностей ПК.

Как найти информацию с использованием простейших запросов. передачи, поиска, хранения информации

, представление материала в табличном виде, упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам.

Изменять и создавать простые информационные объекты на ПК.

Примерное тематическое планирование изучения курса «Информатика 3 класс».

темы

Тема

Количество

часов

урока

Наглядное пособие

Алгоритм.

 Знакомство с компьютером.

1

слайды

Схема алгоритма.

 Знакомство с программами,  разбор основных элементов Word.

1

слайды

Алгоритмы с ветвлением.

Запуск программы Word и выход их программы.

1

Цикл в алгоритме.

Значение основных клавиш.

1

Алгоритмы с ветвлениями и циклами.

 Набор текста.

1

Алгоритмы.  Закрепление пройденного материала. (Урок – путешествие)

1

Алгоритмы. Подготовка к контрольной работе.

1

Алгоритмы. Контрольная работа.

1

Алгоритмы. Обобщение и систематизация  знаний.

 Сохранение документа в личной папке.

1

Состав и действие объекта.

Понятие «окно документа». Панель инструментов.

1

Группа объектов. Общее название.

 Вставка в документ. Разнообразие вставляемых документов.

1

Общие свойства объектов одного класса. Выделение объекта из класса.

 Таблицы.

1

Собственное имя объекта. Отличительные признаки объектов.

 Списки. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам.

1

Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов. Закрепление материала.  (Урок-викторина)

1

Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов. Подготовка к контрольной работе.

1

Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов. Контрольная работа.

1

Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов. Обобщение и систематизация знаний.

Вставка.

Вставка готовых фигур.

1

Множество. Число элементов множества.

Практическая работа «Множество».

1

Логические операции. Пересечение множеств.

Изобразить на компьютере пересечение множеств.

1

Логические операции. Пересечение множеств.

1

Истинность высказывания. Отрицание.

1

Истинность составного высказывания.

1

Граф. Построение графа.

Практическое занятие «Построение графа».

1

Ориентированный граф.

практическое занятие «Построение ориентированного графа».

1

«Просто я работаю волшебником». Множество, отношения на множестве, отрицание, логические операции. Графы. Закрепление материала.

Практическая работа «Построение множеств, логические операции, работа с графами».

1

Подготовка к контрольной работе.

1

Контрольная работа.

1

Обобщение и систематизация знаний по темам «Множества», «Высказывания», «Графы и отношения».

Знакомство с  программой Power Point.

1

Аналогия.

Создание презентаций с «нуля».

11

Закономерность.

Разметка слайдов.

1

Аналогичная  закономерность.

Художественноеоформление презентаций.

1

Аналогия и закономерность. Закрепление материала.  (Путешествие в джунгли).

1

Аналогия и закономерность. Подготовка к контрольной работе.

1

Аналогия и закономерность.

Контрольная работа.

1

Выигранная стратегия.

Практическая работа по закреплению изученного материала.

1

 



Предварительный просмотр:

Тема: «Схема алгоритма. Разбор основных элементов Word».

Цель урока: закрепление  понятия «алгоритм», «команда алгоритма», познакомить учащихся со способом записи алгоритма в виде схем, научить включать и выключать компьютер, запускать программы, выполнять завершение  программы; развивать внимание, творческое воображение, мелкие мышцы руки, способствовать формированию самооценки; воспитывать взаимопомощь и способность к сотрудничеству.

Этапы урока

Деятельность

Учителя (формы,         Учащихся

методы, приемы)        ЗАР        ЗБР

Предполагаемые результаты  деятельности.

          Учителя                                       Учащихся          

Выводы и предложения

1.Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос.

Предлагают различные варианты выполнения работы.

Записывают основные команды, которые подойдут для выполнения любого алгоритма.

Сравнивают алгоритмы с разным количеством действий.

Помог учащимся воспроизвести выполненные команды.

Осознают практическую ценность изучаемого материала.

2. Разминка.

Частично-поисковый метод.

Задания на развития логического мышления.

Осмысливают.

Применяют свои знания для объяснения решения.

Организовал работу в группах.

Развивают внимание, творческое воображение.

3.Изучение новой темы «Схема алгоритма».

4.Физкульт-

минутка.

Объяснительно – иллюстративный метод.

Понятие «Схема алгоритма», «Условные обозначения».

Использование возможностей интерактивной доски.

Организует выполнение упражнений.

Выполняют алгоритм «Рисование фигуры».

Составление схемы.

Выполняют физические упражнения.

Делают вывод о том, что будет, если команды поменять местами?

Подводит учащихся к осмыслению понятия «Схема».

Наглядно увидели необходимость четкого  и последовательного выполнения команд.

Снятие усталости.

5.Закрепление материала.

Организует закрепление знаний:

применение к различным схемам алгоритмов.

Применяют  знания к  составлению схемы алгоритма по рисунку.

Взаимопроверка тетрадей.

Составляют схему алгоритма  «Съешь банан».

Акцентирует внимание учащихся на продуктивном, конструктивном, творческом уровне усвоения материала.

Научились применять знания к составлению схемы алгоритма.

6.Выдача домашнего задания.

Комментарии по выполнению задания.

Применяют свои знания.

Использование полученных знаний в изучении других предметов.

Помог учащимся осмыслить полученные знания.

Нахождение путей решения поставленной задачи.

7.Работа за компьютером.

Объяснительно-иллюстративный метод.

Просмотр слайдов:

включение и выключение компьютера, запуск программы, завершение выполнения программы, основные элементы Word.

Теоретически  осмысливают и практически применяют осваиваемые навыки.

Применение навыков работы на компьютере.

Организовал практическое занятие.

Получили навыки работы на компьютере.

8.Релаксация.

Мобилизация учащихся на осмысление своих действий и самооценку.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Оценивает способность учащихся к рефлексии своей деятельности.

Реализовали рефлексию своей деятельности.

Тема: «Алгоритм. Знакомство с компьютером».

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «Алгоритм», «Команда алгоритма», правилами построения алгоритма, учить составлять и выполнять линейные алгоритмы; познакомить с правила техники безопасности при работе на компьютере, с составляющими компьютера; развивать логическое мышление, творческое воображение; воспитывать аккуратность и последовательность  в выполнении действий.

Оборудование: модели: 3 яйца, бумажный стакан с надписью «Молоко», пакет «Соль», миска, сковорода, компьютер,  мультфильм «Вовка в тридевятом царстве»,  учебник «Информатика в играх и задачах".

Этапы урока

Деятельность

Учителя (формы,         Учащихся

методы, приемы)        ЗАР        ЗБР

Предполагаемые результаты  деятельности.

          Учителя                                       Учащихся          

Выводы и предложения

1.Подготови

тельная  работа

Познавательный мотив.

Вводная беседа «Что такое компьютер?»

Демонстрация слайдов.

Процесс осмысления.

Найти значение слова «Компьютер» в словаре.

Подумать о компьютере будущего.

Подготовка учащихся к изучению нового материала.

Осмысление понятий «компьютер».

2. Изучение новой темы «Алгоритм. Правила построения алгоритма».

Метод  объяснительно – иллюстративный.

Демонстрация мультфильма «Вовка в тридевятом царстве».

Знакомство с понятием «алгоритм».

Игра «Кто лучше готовит омлет?»

Демонстрация слайдов «Дидактический материал к уроку».

Осмысливают просмотренный мультфильм.

Называют команды.

Применяют свои знания для составления алгоритма «Рецепт».

Делают вывод о том, что такое алгоритм,

чем  «команда» отличается от «алгоритма».

Помог практическими действиями  представить и осмыслить изучаемые понятия.

Познакомились  с понятием «Алгоритм», «Команда алгоритма», правилами построения алгоритма.

3.Физкульт-

минутка.

Организует выполнение упражнений.

Выполняют физические упражнения.

Снятие утомления и усталости.

4..Закрепление пройденного материала.

Частично –поисковый метод. Использование рисунка, объясняющего составление линейного алгоритма.

Вопрос «Как составить алгоритм?»

Прием исследования.

Выясняют что необходимо, чтобы составить алгоритм?

Составляют алгоритм «Съешь банан».

Организовал работу по составлению алгоритма.

Усвоили понятия «Алгоритм», «Построение алгоритма».

5.Выдача домашнего задания.

Комментарии по выполнению алгоритма «Возьми банан». Показ слайдов этого алгоритма.

Применяют свои знания.

Применять приемы исследования в изучении других предметов.

Направил деятельность учащихся на практическое применение знаний.

Нахождение путей решения поставленной задачи.

6.Работа за компьютером.

Объяснительно-иллюстративный метод.

Знакомство с  правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы.

Запоминают правила техники безопасности.

Разрабатывают дополнения к правилам поведения в компьютерном классе.

Акцентирует внимание учащихся на усвоение материала.

Запомнили основные устройства компьютера. Компьютерные программы.

7.Релаксация.

Мобилизация учащихся на осмысление своих действий и самооценку.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Оценивает способность учащихся к рефлексии своей деятельности.

Реализовали рефлексию своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу « ИНФОРМАТИКИ» для 4 класса (А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко)

Рабочая программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю. Включает в себя "Титульный лист", "Пояснительную записку", "Учебно-тематический план", "Содержание курса. Требования к уровню подгото...

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике во 2 классе в рамках ФГОС НОО

Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), а также основной обр...

Рабочая программа внеурочной деятельности курса « Музей в твоём классе»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» для учащихся 1-4 классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального ком...

Рабочая программа по учебному курсу "Окружающий мир" 1 класс

Рабочая программа по учебному курсу "Окружающий мир" 1 класс. Программа составлена на основе авторской программы Окружающий мир Плешаков  А.А. / «Школа России» Сборник рабочих программ.1-4 к...

Рабочая программа по учебному курсу "Литературное чтение".1 класс.

Рабочая программа по учебному курсу "Литературное чтение". 1 класс. Программа "Школа России."...

Рабочая программа по факультативному курсу "Информатика " 4 класс

      Рабочая программа по факультативному курсу "Информатика " 4 класс  составлена на основании нормативно-правовых документов: Федерального компонента госуд...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» для 4 класса

В рабочей программе нашли отражение цели,  изложенные в Федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования. Они направлены  на реализацию качественно новой лично...