Рабочая программа по учебному курсу "Окружающий мир" 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

СТАНКЕВИЧ ОКСАНА ВИКТОРОВНА

Рабочая программа по учебному курсу "Окружающий мир" 1 класс. Программа составлена на основе авторской программы Окружающий мир Плешаков  А.А. / «Школа России» Сборник рабочих программ.1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2011. – 528 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc410 КБ

Предварительный просмотр:

                   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
                               «Основная общеобразовательная школа № 15»

РАССМОТРЕНА


на заседании МО

учителей начальных        классов

Протокол №________ от«__»____  2012 г.

СОГЛАСОВАНА


Заместитель директора  по УВР МБОУ «ООШ № 15»


_______Е.Ю.Орехова


РАССМОТРЕНА


На заседании педагогического совета


Протокол № _____

от«__»_____2012г.

УТВЕРЖДАЮ


Директор

МБОУ «ООШ №15»


_______В.Н.Москаленко

 

   

                             РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

                      Станкевич Оксаны Викторовны,

                       учителя начальных классов,

                   по учебному курсу  «Окружающий мир»

                                          1 класс

                                                   (УМК «Школа России»)

                                                    Старый Оскол

 

        2012 г.

                                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                  Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена на основе авторской программы Окружающий мир Плешаков  А.А. / «Школа России» Сборник рабочих программ.1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2011. – 528 с.

        Цель:  создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребенка, формирование желания учиться, постоянно расширяя границы своих возможностей; формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;  духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Задачи:

-развитие способностей  обучающихся, формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;

- обучение навыкам общения и сотрудничества, различным видам деятельности через поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора;

- формирование интеллектуально и духовно развитой личности, готовой к самоопределению, самообразованию, социальной адаптации, продуктивному взаимодействию с людьми на начальном этапе обучения;

- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся;

Общая характеристика учебного предмета

         Курс «Окружающий мир»  имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Задачи курса:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

        Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

        

                                           Описание места курса в учебном плане:

      На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю.

Программа рассчитана на 66ч (33 уч недели), количество часов в неделю – 2.

        Изменений, внесенных в авторскую программу, нет.

        Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий.

• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

              ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты

Обучающийся научится:

1) развивать в себе  основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) развивать в себе  целостный, социально ориентированный взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) уважительному отношению к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладевать  начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принимать  и осваивать  социальную  роль обучающегося, развивать  мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развивать  самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формировать эстетические потребности, ценности и чувства;

Обучающийся получит возможность научиться:

8) развивать  этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

9) развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) установке на безопасный, здоровый образ жизни, наличию мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

1)  способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) способам решения проблем творческого и поискового характера;

3) умению планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) умению понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) начальным формам познавательной и личностной рефлексии;

6) использованию знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активному использованию речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использованию различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Обучающийся получит возможность научиться:

10) слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определять общие цели и пути ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) начальным сведениям о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

Предметные результаты

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

                                      Содержание рабочей программы

1 класс (66 часов)

Введение (1 ч)

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Что и кто? (20 ч)

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.

Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника.  Что такое зоопарк?

Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.

Как, откуда и куда? (12 ч)

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом.

Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.

Где и когда? (11 ч)

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Почему и зачем? (22 ч)

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение.

Космические станции.

Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.

Практическая работа: Простейшие правила гигиены.

Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.

                                                                УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Наименование раздела программы, тема

Характеристика деятельности учащихся (освоение учебных умений и действий)

Часы учеб-ного време-ни

Плановые сроки прохождения

Примечания

                                                                                                  Введение 1 час

1.

Задавайте вопросы!


Экскурсия по школе

задавать вопросы;

вступать в учебный диалог;

пользоваться условными обозначениями учебника;

различать способы и средства познания окружающего мира;

оценивать результаты своей работы на уроке

1

                                                                                             «Что и кто?»(20 ч)

2.

Что такое Родина?

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;

— сравнивать, различать и описывать герб и флаг России;

рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

3.

Что мы знаем о народах России?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов;

работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках;

обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;

работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

4.

Урок-путешествие.

Что мы знаем о Москве?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюст-рации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве;

узнавать достоприме-чательности столицы;

работать в паре: рассказывать по фотогр-афиям о жизни москвичей — своих сверстников;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

5.

Проект «Моя малая Родина».

В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:

фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины;

находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;

интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;

составлять устный рассказ;

выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

1

6.

Что у нас над головой?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём;

моделировать форму Солнца;

— работать в паре: моделировать форму созвездий;

работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями,

Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради);

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

7.

Что у нас под ногами?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам;

— практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя;

различать гранит, кремень, известняк;

работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

8.

Что общего у разных растений?

Экскурсия «Природа вокруг нас»

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

— практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть;

— работать в паре:

использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

9.

Что растёт на подоконнике?

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам;

— практическая работа: определять комнатные растения с помощью атласа-определителя;

различать изученные растения;

работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, осуществлять самопроверку;

приводить примеры комнатных растений;

рассказывать об особенностях любимого растения;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

10.

Что растёт на клумбе?

Экскурсия «Разнообразие растений»

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам;

— практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа-определителя;

работать в паре: узнавать  растения цветника, осуществлять самопроверку;

рассказывать о любимом цветке;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

11.

Что это за листья?

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях;

узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях;

сравнивать и группировать листья по различным признакам;

— практическая работа в группе: определять деревья по листьям;

описывать внешний вид листьев какого-либо дерева;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

12.

Сказка

«Что такое хвоинки?»

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

различать лиственные и хвойные деревья;

— практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа-определителя;

сравнивать ель и сосну;

описывать дерево по плану;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

13.

Кто такие насекомые?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых;

работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых;

сочинять и рассказывать сказочные истории 1 по рисункам;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

14.

Кто такие рыбы?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги;

— работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку;

описывать рыбу по плану;

приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

15.

Игра«Кто такие птицы?»

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

— практическая работа: исследовать строение пера птицы;

работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;

описывать птицу по

плану;

сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

16.

Кто такие звери?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

— практическая работа: исследовать строение шерсти зверей;

работать в паре: узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;

устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

17.

Что окружает нас дома?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

характеризовать назначение бытовых предметов;

находить на рисунке предметы определённых групп;

работать в паре: группировать предметы домашнего обихода;

проводить взаимопроверку;

приводить примеры предметов разных групп;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

18.

Что умеет компьютер?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

определять составные части компьютера;

характеризовать назначение частей компьютера;

сравнивать стационарный компьютер и ноутбук;

работать в паре: рассказывать (по рисунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни;

моделировать устройство компьютера;

соблюдать правила безопасного обращения с компьютером;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

19.

Что вокруг нас может быть опасным?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода;

характеризовать опасность бытовых предметов;

работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку;

моделировать устройство светофора;

оценивать своё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге;

сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

20.

На что похожа наша планета?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

выдвигать предположения и доказывать их;

использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;

работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли;

моделировать форму Земли;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

21.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

 «Что и кто?»

Выполнять тестовые задания учебника;

выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; — обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся

                                                                                       «Как, откуда и куда?»(12 ч)

22.

Как живёт семья? Проект «Моя семья».

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить;

рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника;

называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;

рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи;

оценивать значение семьи для человека и общества.

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий;

интервьюировать членов семьи;

оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;

составлять экспозицию выставки;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

1

23.

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

прослеживать по рисунку-схеме путь воды;

обсуждать необходимость экономии воды;

выяснять опасность употребления загрязнённой воды;

— практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

24.

Откуда в наш дом приходит электричество?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

отличать электроприбо-ры от других бытовых предметов, не использу-ющих электричество;

запомнить правила безопасности при обраще-нии с электричеством и электроприборами;

анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии;

— практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

25.

Как путешествует письмо?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

наблюдать за работой почты и рассказывать о ней;

работать в паре: строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма, проводить взаимопроверку;

различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки; работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

26.

Куда текут реки?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море;

сравнивать реку и море;

различать пресную и морскую воду;

практическая работа в паре: рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды;

— сочинять и

рассказывать сказочную историю по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

27.

Откуда берутся снег и лёд?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов;

наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

28.

Как живут растения?

.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях;

прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения;

формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений;

— практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

29.

Как живут животные?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;

— работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку;

— практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка;

оценивать свои достижения на уроке

1

30.

Как зимой помочь птицам?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе;

обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц;

— практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм;

запомнить правила подкормки птиц;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

31.

Откуда берётся и куда девается мусор?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

определять с помощью

рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации;

обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора;

— практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала;

сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

32.

Откуда в снежках грязь?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений;

обсуждать источники появления загрязнений в снеге;

формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений;

сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


1

33.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу : «Как? Откуда и куда?»

Выполнять тестовые задания учебника;

выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся

1

                                                                           






                                                                                     

                                                                                      «Где и когда?»(11 ч)

34.

Когда учиться интересно?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы;

работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе;

рассказывать о своём учителе; формулировать выводы из коллективного обсуждения;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

35.

Проект «Мой класс и моя школа».

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д.

— коллективно составлять рассказ о школе и классе;

презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами);

оформлять фотовыставку;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

1

36.

Когда придёт суббота?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее;

работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль;

называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым;

сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

37.

Когда наступит лето?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

анализировать схему смены времён года и

месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года;

называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым;

работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;

наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

38.

Где живут белые медведи?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— практическая работа в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их,

1

осуществлять самоконтроль;

рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;

приводить примеры

животных холодных районов;

устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

39.

Где живут слоны?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, осуществлять самопроверку;

работать в группе: анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации;

приводить примеры животных жарких районов;

устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

40.

Где зимуют птицы?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц с использованием цветных фишек;

работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осуществлять самопроверку;

объяснять причины отлёта птиц в тёплые края;

приводить примеры зимующих и перелётных птиц;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

41.

Когда появилась одежда?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку;

отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов;

работать в паре: различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев;

— работать со взрослыми:

изготавливать маскарадный костюм;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

42.

Когда изобрели велосипед?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

сравнивать старинные и современные велосипеды;

работать в паре: извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку;

обсуждать роль велосипеда в нашей жизни;

запомнить правила безопасной езды на велосипеде;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

43.

Когда мы станем взрослыми?













Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

сравнивать жизнь взрослого и ребёнка;

определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем;

работать в паре: сравнивать рисунки учебника, формулировать выводы в соответствии с заданием;

рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

44.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу:»Где и когда?»

1

                                                                                      «Почему и зачем?»(22 ч)

45.

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца;

работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку;

использовать атлас-определитель для получения нужной информации; моделировать созвездие Льва;

— работать со взрослыми: наблюдать

картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

46.

Почему Луна бывает разной?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны;

моделировать из пластилина форму Луны;

рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными, осуществлять самопроверку;

работать со взрослыми: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

47.

Сказка.

«Почему идёт дождь и дует ветер?»

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

наблюдать за дождями и ветром;

работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситни-

чек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяс-нять причины возникнове-ния дождя и ветра; осуществлять

самопроверку;

сочинять и рассказывать сказку по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

48.

Почему звенит звонок?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира;

— практическая работа в паре: исследовать возникновение и распространение звуков;

обсуждать, почему и как следует беречь уши;

высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопроверку;

сочинять и рассказывать сказку по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

49.

Почему радуга разноцветная?

.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

описывать чувства,

возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;

запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма;

высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку;

работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку;

сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке                        

1

50.

Почему мы любим кошек и собак?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку);

обсуждать наше отношение к домашним питомцам;

рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой;

— практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за

кошкой и собакой и их назначением;

участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

51.

Проект «Мои домашние питомцы» 

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений;

фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях;

составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх;

презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов);

оформлять фотовыставку;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

1

52.

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществ-лять самопроверку;

рассматривать и сравнивать рисунки учеб-ника, оценивать поступки других людей и свои

собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном;

устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника;

сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

53.












Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса;

объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину;

работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку;

оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушивания) рассказов из книги «Великан на поляне»;

— формулировать правила

поведения в природе;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

54.

Зачем мы спим ночью?

 —  Понимать  учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—  сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека;

работать в паре: рассказывать  о правилах подготовки ко сну;

оценивать правильность своей подготовки ко сну;

рассказывать о сне животных;

—  отвечать на итоговые вопросы.

1

55.

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их с

использованием цветных фишек, осуществлять самопроверку;

работать в группе: находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма;

сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

56.

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?












Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук,

отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение;

рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки;

— практическая работа в паре: осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук;

запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные;

— формулировать

основные правила гигиены;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1



57.



Зачем нам телефон и телевизор?




Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

различать средства связи и средства массовой информации;

рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов;

объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов;

работать в паре: сравнивать старинные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприёмники);

обсуждать назначение Интернета;

моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 



1

58.

Зачем нужны автомобили?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

классифицировать ав-томобили и объяснять их назначение;

работать в паре: по рисунку-схеме знакомить-ся с устройством автомоби-ля, проводить взаимопро-верку;

использовать представ-ленную в учебнике инфор-мацию для выполнения задания;

сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

59.

Зачем нужны поезда?









Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

классифицировать поезда в зависимости от их назначения;

работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль;

использовать информацию учебника для выполнения задания, сравнивать старинные и современные поезда;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

60.

Зачем строят корабли?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

классифицировать корабли в зависимости от их назначения;

рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле;

работать в паре: по рисунку-схеме знакомить-ся с устройством корабля,

проводить самопроверку и взаимопроверку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать.

1

61.

Зачем строят самолёты?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

классифицировать самолёты в зависимости от их назначения;

рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте;

работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолёта, проводить самопроверку и взаимопроверку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения нa уроке

1

62.

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках;

обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте;

работать в группе: знакомиться с правилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; рассказывать о правилах безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае;

участвовать в ролевой

игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

63.

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать в группе: знакомиться с правилами безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолёте;

участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

64.

Зачем люди осваивают космос?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника;

работать в группе: высказывать предположения по вопросам учебника, осуществлять самопроверку;

моделировать экипировку космонавта;

участвовать в ролевой игре «Полёт в космос»;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1











65.

Почему мы часто слышим слово «экология»?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

находить в тексте учебника ответы на вопросы;

приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой;

оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них;

участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

1

66.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?»

Выполнять тестовые задания учебника;

выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся

1

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

      Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом особенностей естественнонаучного и обществоведческого содержания. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определен по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения; практические работы – наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

Фронтальный опрос проводится как беседа, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Наглядные пособия:

1. Натуральные живые пособия – комнатные растения;;

2. Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

3. Географические и исторические карты;

4. Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, ее хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

        

Технические средства обучения (ТСО)

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

Термометр медицинский.

Лупа.

Компас.

Натуральные объекты

Коллекции полезных ископаемых.

Живые объекты (комнатные растения)

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры по тематике предмета Окружающий мир (лото, игры-путешествия ).

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

             

                     УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Программа и планирование учебного курса 1-4 класса

2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 1 класса нач. шк. В 2 ч. Ч1 М.: Просвещение 2011

3. Плешаков А.А. окружающий мир. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Ч.1 – М.: Просвещение, 2011

4. Плешаков А.А. окружающий мир. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Ч.2 – М.: Просвещение, 2011

                                         Приложение

Тест 1. Кто такие насекомые?

А1. Сколько ног у насекомых?

  1. четыре
  2. шесть
  3. восемь
  4. количество может быть разным

А2. Из каких частей состоит тело насекомого?

  1. из головы, брюшка и крыльев
  2. из головы и брюшка
  3. из головы, груди и брюшка
  4. из головы, груди и туловища

А3. Какое из животных не относится к насекомым?

  1. паук
  2. муха
  3. комар
  4. шмель

А4. Как зимуют насекомые?

  1.  улетают в тёплые края
  2. строят тёплые дома
  3. забираются в кокон
  4. прячутся в почве, в коре деревьев

В1. Зачем шмелю пёстрая окраска?

  1. для красоты
  2. для маскировки
  3. для привлечения других насекомых
  4. для предупреждения о том, что он ядовит

В2. Какое насекомое человек одомашнил?

  1. муху
  2. таракана
  3. клопа
  4. пчелу

В3. Какое насекомое хищное?

  1. таракан
  2. комар
  3. бабочка
  4. стрекоза

С1. Кокон какого насекомого даёт человеку нитки?

  1. кузнечика
  2. пчелы
  3. тутового шелкопряда
  4. божьей коровки

С2. Какое насекомое спасает смородину от тли – вредителя ягодных кустарников?

  1. муравей
  2. пчела
  3. кузнечик
  4. божья коровка

Тест 2. Кто такие звери? Что такое зоопарк?

А1. Чем звери отличаются от других животных?

  1. они не умеют летать
  2. они живут на суше
  3. их тело покрыто шерстью
  4. они крупнее остальных животных

А2. Какое из этих животных не относится к зверям?

  1. летучая мышь
  2. кит
  3. пингвин
  4. крот

А3. Как звери вскармливают детёнышей?

  1. молоком
  2. приносят им мясо
  3. приносят им плоды
  4. учат добывать пищу самостоятельно

А4. Что такое зоопарк?

  1. место, где животных показывают и изучают
  2. место, где живут животные
  3. место, где охраняют животных
  4. место, где разводят животных

В1. Что можно делать в зоопарке?

  1.  дразнить животных
  2. кормить животных
  3. гладить животных
  4. рассматривать животных

В2. Сколько конечностей у большинства зверей?

  1. две
  2. четыре
  3. шесть
  4. четыре пары

В3. Какой зверь считается самым большим на Земле?

  1. слон
  2. крокодил
  3. бегемот
  4. белый медведь

С1. По каким признакам кита относят к зверям?

  1. он дышит лёгкими
  2. он вскармливает детёнышей молоком
  3. он хорошо плавает
  4. он хищник

С2. Каких животных содержат в зоопарке?

  1. льва
  2. моржа
  3. корову
  4. страуса

Тест 3. На что похожа наша планета?

А1. Какую форму имеет наша планета?

  1. шара
  2. тарелки
  3. овала
  4. круга

А2. Что такое глобус?

  1. карта земли
  2. копия земли
  3. модель земли
  4. вид земли из космоса

А3. Выбери верное утверждение.

  1. земля движется вокруг солнца.
  2. солнце движется вокруг земли.
  3. земля неподвижна.
  4. солнце то поднимается, то опускается над землёй.

А4. Что на глобусе обозначают синим цветом?

  1. моря и океаны
  2. снега
  3. небо
  4. леса

В1. Почему Землю называют голубой планетой?

  1. небо на земле голубого цвета
  2. большую её часть занимают моря и океаны
  3. на земле живут добрые люди
  4. в голубой цвет окрашен глобус

В2. Что изображено на этом рисунке?

  1. вращение земли вокруг луны
  2. вращение земли вокруг себя
  3. вращение земли вокруг солнца
  4. вращение звёзд вокруг земли

С1. Выбери верные утверждения.

  1. земля вращается вокруг солнца.
  2. солнце вращается вокруг земли.
  3. земля вращается вокруг своей оси.
  4. земля неподвижна.

С2. Почему происходит смена времён года?

  1. потому что земля вращается вокруг своей оси
  2. потому что солнце то опускается, то поднимается над землёй
  3. потому что солнце вращается вокруг земли
  4. потому что земля вращается вокруг солнца

Тест 4. Как живут растения?

А1. Как развиваются растения?

  1. семя, листья, стебель, плод, цветок
  2. семя, плод, листья, стебель, цветок
  3. семя, стебель, цветок, листья, плод
  4. семя, стебель, листья, цветок, плод

А2. Чего не требуется растению для развития?

  1. тишина
  2. свет
  3. тепло
  4. вода

А3. Почему комнатные растения ставят близко к окну?

  1. им нужен свет
  2. им нужен свежий воздух
  3. для красоты
  4. чтобы освободить место в комнате

А4. Какой уход не требуется растениям?

  1. не надо рыхлить почву
  2. не надо поливать
  3. не надо встряхивать
  4. не надо протирать листья

В1. Как называется плод дуба?

  1. орех
  2. крылатка
  3. серёжка
  4. жёлудь

В2. Что произойдёт, если зимой растение поставить у открытого окна?

  1. оно будет дышать
  2. оно промокнет
  3. оно погибнет
  4. оно расцветёт

В3. Почему растение нельзя поливать обильно?

  1. оно будет очень быстро расти
  2. оно не зацветёт
  3. корни будут гнить
  4. листья завянут

С1. Докажи, что растение живое.

  1. оно приносит потомство
  2. оно умирает
  3. оно развивается
  4. оно гнётся

Тест 5. Когда ты станешь взрослым?

А1. С какого возраста человек считается взрослым?

  1. с 10 лет
  2. с 14 лет
  3. с 18 лет
  4. с 21 года

А2. Что человеку необходимо сделать, чтобы по-настоящему стать взрослым?

  1. закончить школу
  2. получить профессию
  3. вырасти большим
  4. вести себя, как взрослый

А3. Какой профессии не бывает?

  1. учитель
  2. строитель
  3. студент
  4. повар

А4. Кто занимается сохранением здоровья и жизни людей?

  1. милиционер
  2. учитель
  3. врач
  4. учёный

В1. Кого не готовят в медицинском институте?

  1. хирургов
  2. слесарей
  3. педиатров
  4. стоматологов

В2. Кто не является строителем?

  1. маляр
  2. каменщик
  3. архитектор
  4. стоматолог

В3. В каком возрасте человек получает паспорт?

  1. в 14 лет
  2. в 16 лет
  3. в 18 лет
  4. в 25 лет

С1. В каких учебных заведениях можно получить профессию?

  1. в институте
  2. в школе
  3. в лицее
  4. в техникуме

Тест 6. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу нужно соблюдать тишину?

А1. Где не нужно играть в футбол?

  1. в спортзале
  2. на спортплощадке
  3. на стадионе
  4. на лугу

А2. Какие животные живут на лугу?

  1. бабочки
  2. волки
  3. белки
  4. дятлы

А3. Какую пользу цветам приносят бабочки?

  1. опыляют цветы
  2. пьют нектар
  3. собирают мёд
  4. откладывают яйца на цветах

А4. Что можно делать в лесу?

  1. рвать цветы
  2. слушать пение птиц
  3. включать громкую музыку
  4. ловить насекомых

В1. Какой цветок не встретишь на лугу?

  1. клевер
  2. ромашку
  3. розу
  4. колокольчик

В2. Какие звуки лишние в лесу и на лугу?

  1. звук ветра
  2. звук дождя
  3. пение птиц
  4. крики людей

В3. Какую птицу можно потревожить на лугу?

  1. жаворонка
  2. ворону

С1. К чему может привести громкая музыка в лесу?

  1. птицы улетят из гнезд
  2. животные подойдут близко к человеку
  3. животные могут не услышать сообщение сородичей
  4. животные могут напасть на человека

Тест 7. Зачем мы спим ночью?

А1. Почему нужно спать ночью?

  1. ночью те6мно
  2. ночью нечего делать
  3. организму нужен отдых
  4. нельзя мешать тем, кто спит

А2. Чего не нужно делать перед сном?

  1. чистить зубы
  2. надевать пижаму
  3. проветривать комнату
  4. бегать

А3. Почему нужно ложиться вовремя?

  1. чтобы не мешать взрослым
  2. чтобы не мешать соседям
  3. потому что кончились детские передачи
  4. чтобы утром быть бодрым

А4. Что можно делать перед сном?

  1. смотреть страшный фильм
  2. играть в догонялки
  3. читать книжку
  4. ужинать

В1. Людям какой профессии не надо работать ночью?

  1. учителям
  2. врачам
  3. пожарным
  4. милиционерам

В2. В котором часу тебе лучше ложиться спать?

  1. в 19.00
  2. в 21.00
  3. в 23.00
  4. в 23.30

В3. Какое животное ночью не спит?

  1. заяц
  2. ёж
  3. сова
  4. собака

С1. Что может стать причиной плохого сна?

  1. просмотр фильмов ужасов перед сном
  2. подвижные игры перед сном
  3. умывание
  4. душное помещение

С2. Какие животные спят очень много?

  1. сурок
  2. ёж
  3. летучая мышь
  4. кошка

Тест 8. Почему мы часто слышим слово «экология»?

 А1. что такое экология?

  1. наука о животных
  2. наука о растениях
  3. наука о бережном отношении к окружающему миру
  4. наука о космосе

А2. Когда отмечают День Земли?

  1. 22 апреля
  2. 2 декабря
  3. 1 января
  4. 8 марта

А3. Как называют в мире защитников природы?

  1. красные
  2. белые
  3. зелёные
  4. синие

А4. Какие ученые занимаются защитой окружающего мира?

  1. филологи
  2. уфологи
  3. экологи
  4. зоологи

В1. Как ты можешь помочь в охране воздуха?

  1. меньше дышать
  2. не ездить в автобусе
  3. высаживать деревья
  4. ходить по улице в кислородной маске

В2. Как ты можешь помочь в охране водоёмов?

  1. не купаться
  2. меньше поливать растения
  3. не бросать мусор в водоёмы
  4. меньше умываться

В3. Что ты не должен делать в лесу?

  1. собирать грибы
  2. гулять
  3. оставлять мусор
  4. наблюдать за птицами

С1. Какие страницы есть в Красной книге?

  1. белые
  2. жёлтые
  3. красные
  4. чёрные

С2. Какие растения и животные описываются в Красной книге?

  1. находящиеся под угрозой исчезновения
  2. ископаемые
  3. редкие
  4. восстановленные

Тест 9. Итоговый за учебный год

Вариант 1

А1. Какой формы планета Земля?

  1. шара
  2. круга
  3. овала
  4. полукруга

А2. Что относится к неживой природе?

  1. тюльпан
  2. гранит
  3. олень
  4. клён

А3. Какая часть растения впитывает воду из почвы?

  1. корень
  2. стебель
  3. плод
  4. лист

А4. Найди среди этих животных птицу.

  1. пингвин
  2. летучая мышь
  3. ёрш
  4. бабочка

А5. Почему комнатные растения ставят ближе к окну?

  1. чтобы они получали больше света
  2. чтобы они дышали
  3. чтобы они украшали окно
  4. чтобы они не мешали

А6. Какое животное зимой впадает в спячку?

  1. заяц
  2. сова
  3. ёж
  4. щука

А7. Какое время года идёт за зимой?

  1. лето
  2. весна
  3. осень
  4. март

А8. Какой вид транспорта не загрязняет воздух?

  1. теплоход
  2. самолёт
  3. автомобиль
  4. трамвай

А9. Как дети могут сэкономить воду?

  1. реже умываться
  2. не мыть посуду
  3. меньше пить
  4. не забывать закрывать кран

А10. Чего нельзя делать, если почувствуешь запах газа?

  1. открывать форточку
  2. звонить по телефону 04
  3. включать свет
  4. сообщать взрослым

А11. Какая еда не принесёт пользы?

  1. суп
  2. котлета
  3. пюре
  4. чипсы

А12. Как называется столица нашей Родины?

  1. Москва
  2. Санкт-Петербург
  3. Париж
  4. Волга

А13. Кто работает в магазине?

  1. повар
  2. продавец
  3. доярка
  4. агроном

В1. Какое животное рождает живых детёнышей?

  1. стрекоза
  2. страус
  3. заяц
  4. треска

В2. Что такое Луна?

  1. одна из планет солнечной системы
  2. самая яркая звезда
  3. самая горячая звезда
  4. спутник земли

В3. Во что превращается снег при таянии?

  1. в пар
  2. в лёд
  3. в воду
  4. в сосульку

В4. Какое животное даёт человеку молоко?

  1. кролик
  2. корова
  3. овца
  4. свинья

С1. Чего нельзя делать в лесу?

  1. гулять
  2. собирать грабы
  3. брать детёнышей животных
  4. оставлять мусор

С2. Каких страниц нет в Красной книге?

  1. синих
  2. зелёных
  3. чёрных
  4. красных

Вариант 2

А1. На какой предмет по форме похоже Солнце?

  1. на мяч
  2. на тарелку
  3. на дыню
  4. на торт

А2. Что относится к живой природе?

  1. кактус
  2. известняк
  3. облако
  4. солнце

А3. Что мы едим у картофеля?

  1. стебель
  2. плод
  3. листья
  4. корень

А4. Какое животное относится к насекомым?

  1. паук
  2. щука
  3. летучая мышь
  4. муха

А5. Чего не нужно делать с домашними животными?

  1. выгуливать
  2. расчёсывать
  3. водить к ветеринару
  4. кормить со своего стола

А6. Какая птица улетает осенью на юг?

  1. синица
  2. грач
  3. ворона
  4. дятел

А7. Укажи весенний месяц.

  1. январь
  2. март
  3. июнь
  4. сентябрь

А8. Куда должна идти грязная вода от домов и заводов?

  1. в море
  2. под землю
  3. на очистные сооружения
  4. за город

А9. Что детям можно делать  электроприборами?

  1. вставлять вилку в розетку
  2. чинить
  3. выдёргивать вилку за шнур
  4. трогать вилку мокрыми руками

А10. Где можно переходить улицу?

  1. где не видно машин
  2. где дорога уже
  3. где есть переход
  4. где нет ограждений

А11. Когда мыть руки необязательно?

  1. после еды
  2. после того, как брал игрушки
  3. после туалета
  4. после игр с животными

А12. Какой герб у нашей страны?

  1. медведь
  2. медный всадник
  3. двуглавый орёл
  4. панда

А13. К кому ходят люди, когда болеют?

  1. к повару
  2. к инженеру
  3. к строителю
  4. к врачу

В1. Какое животное относится к зверям?

  1. ящерица
  2. кит
  3. крокодил
  4. пингвин

В2. Как называется ближайшая к Земле звезда?

  1. луна
  2. альдебаран
  3. солнце
  4. регул

В3. Почему идёт дождь?

  1. потому что земля слишком сухая
  2. потому что начинается гроза
  3. потому что капли воды в туче тяжёлые
  4. потому что тучи сталкиваются

В4. С помощью какого устройства информацию с бумажного носителя можно ввести в компьютер?

  1. сканера
  2. диска
  3. принтера
  4. монитора

С1. Какой мусор нельзя закапывать в лесу?

  1. стеклянные бутылки
  2. металлические банки
  3. полиэтиленовые пакеты
  4. пищевые отходы

С2. Какие праздники входят в экологический календарь?

  1. День защиты животных
  2. День знаний
  3. День Земли
  4. День защиты детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебным курсам, 2 класс ("Школа 2100")

Рабочая программа составлена с учётом ФГОС, для 2 класса, Образовательная система "Школа 2100"....

Рабочая программа по учебным курсам ( 3 класс "Школа 2100)

Рабочая программа разработана для 3 класса по Образовательной системе "Школа 2100"...

Рабочая программа по учебному исследованию.2 класс

Рабочая программа по учебному исследованию.2 класс...

Рабочие программы по учебным предметам 4 класс фгос

Рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изо, технологии и ОРКСЭ....

Рабочие программы по учебным предметам. 1 класс УМК "Гармония".

Материал содержит рабочие программы и их аннотации по учебным предметам для 1 класса УМК "Гармония"....

Рабочие программы по учебным предметам 4 класс

Данный материал содержит рабочие программы по предметам, 4 класс...