СИПР-1, 1-й год обучения, АООП, 2-й вариант
материал (1 класс)

Донских Елена Валентиновна

При составлении использовался конструктор программ: http://ege.pskgu.ru/index.php/formirovanie-programmy.html.
Данные о ребенке обезличены при публикации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sipr_1.docx42.48 КБ

Предварительный просмотр:

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

1. Общие сведения о ребёнке

ФИО ребенка:  

Возраст ребенка:  

Место жительства:  

Мать:  

Год обучения:  1

Группа (особые потребности):  АООП, вариант II

Класс:  1

Заключение ПМПК:  Ребенку показано предоставление специальных условия образования как обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной основной общеобразовательной программе  с расстройством аутистического спектра, а также специальные методы обучения и учебники: в соответствии с программой ФГОС НОО ОВЗ.

2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося
на начало учебного года

*** обучается в ГБОУ ТРОЦ "Солнышко" первый год. У него диагноз ***

*** усыновлен ***. Мальчик ходил в детский сад ***, мама всемерно занимается развитием ребенка, он посещает кружок плавания, прыжков в воздухе. Кроме ***, есть еще два ребенка под опекой, над которыми идет процедура усыновления. Семья проживает в большой двухкомнатной квартире …. Мама работает ….

У ребенка крупная моторика развита удовлетворительно, мальчик любит физические упражнения.

Мелкая моторика развита недостаточно, наблюдается общая моторная неловкость, умеет распределять пальцы на крупном предмете для удобства держания.

Эмоциональный фон преимущественно позитивный, бывает упрямство, при плохом самочувствии, по словам мамы, наблюдается агрессивная реакция. Успокаивается при стабильном настроении с помощью переключения на другую деятельность.

В школе поведение преимущественно ровное, ребенок доброжелателен и дружелюбен.

Зрительное восприятие без особенностей.

Ребенок адекватно реагирует на звуки, на свое имя.

*** может узнавать знакомые предметы осязательно, мелкие предметы сортирует с трудностями.

Речевое развитие характеризуется частичным пониманием ситуативной и контекстной речи, наличием грубых искажений структуры слов, отсутствием фразовой речи. У мальчика наблюдается системное недоразвитие речи.

*** использует предметы в соответствии с их функциональным значением.

Мальчик умеет здороваться и прощаться, выполнять задания по простой одноступенчатой инструкции, выдерживает время занятий за партой.

Знание цветов и форм находится в процессе формирования, сортировку выполняет с ошибками, но исправляет после указания на них.

Сформированность представлений об окружающем мире мозаичное, не соответствует возрасту.

*** приветлив, здоровается со всеми, умеет устанавливать контакт со взрослыми, в качестве предпочтительной коммуникации использует жесты, взгляд, звуки. При затруднениях в учебной деятельности помощи у взрослых не просит.

Мальчик дружелюбен со сверстниками, пытается инициировать контакт и игру.

Базовые навыки самообслуживания частично сформированы, но не до конца. Требуется помощь взрослого при одевании, приеме пищи, мытье рук.

Оказывает посильную помощь взрослым по запросу.

Помогает накрывать на стол, убирает за собой посуду, выбрасывает мусор в корзину.

Мальчику требуется частичная помощь со стороны окружающих.

Ребенок нуждается в присмотре, планировании занятости и досуга.

Ребенок может посещать занятия в объеме, предлагаемом ГБОУ ТРОЦ "Солнышко".

3. Индивидуальный учебный план

Предмет, коррекционный курс

Груп-повые занятия

Индивидуальные занятия

Учитель

Воспитатель/Тьютор

Учитель-логопед

Учитель физкультуры

Учитель-дефектолог

Педагог-психолог

Речь и альтернативная (доп.) коммуникация

3

Математические представления

2

Окружающий природный мир

2

Окружающий социальный мир

1

Человек

3

Адаптивная физкультура

2

Музыка и движение

2

Изобразительная деятельность

3

Коррекционно-развивающие занятия

2

Сенсорное развитие

3

Предметно-практич. действия

3

Двигательное развитие

2

Альтернативная коммуникация

2

Всего:

30

0

0

0

0

0

0

Внеурочная деятельность:

6

Итого: 36

4. Содержание образования в условия организации и семьи

4.1. Формирование базовых учебных действий

4.1.1. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками

  • 4.1.1.1. Спокойное пребывание в новой среде
  • 4.1.1.2. Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта
  • 4.1.1.3. Принятие контакта, инициированного взрослым
  • 4.1.1.4. Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса
  • 4.1.1.5. Ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса
  • 4.1.1.6. Планирование учебного дня
  • 4.1.1.7. Ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий)
  • 4.1.1.8. Следование расписанию дня
  • 4.1.2. Формирование учебного поведения
  • 4.1.2.1. Поддержание правильной позы
  • 4.1.2.2. Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание
  • 4.1.2.3. Подражание простым движениям и действиям с предметами
  • 4.1.2.4. Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)
  • 4.1.2.5. Принятие помощи взрослого
  • 4.1.2.6. Использование по назначению учебных материалов
  • 4.1.2.7. Выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию)
  • 4.1.2.8. Выполнение действий с предметами (по подражанию)
  • 4.1.2.10. Соотнесение одинаковых предметов (по образцу)
  • 4.1.2.12. Выполнение простых действий с предметами и изображениями (по образцу)

Коррекция проблемного поведения.

Причина проблемного поведения:

  • получение желаемого (ребёнок требует какой-либо конкретный предмет, привлекательный для него; стремится к выполнению какого-то действия; сенсорная стимуляция; ищет внимания со стороны другого человека)

Способы коррекции стереотипий (двигательных, сенсорно-двигательных):

  • замена проблемного поведения адекватными видами поведения, несовместимыми с проблемным поведением
  • поощрение при отсутствии проблемного поведения
  • предотвращение утомления и психологического дискомфорта
  • разграничение ситуаций, в которых нежелательно проблемное поведение и в которых оно допустимо

Способы коррекции неадекватного крика:

  • отсутствие подкрепления нежелательного поведения
  • поощрение при отсутствии проблемного поведения

Способы коррекции неадекватного плача:

  • предотвращение утомления и психологического дискомфорта

Способы коррекции неадекватного смеха:

  • предотвращение утомления и психологического дискомфорт
  • тайм-аут и переключение

Способы коррекции физического сопротивления:

  • формирование адекватных способов получения желаемого или выхода из неприятной ситуации

Способы коррекции невыполнения инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения:

  • поощрение выполнения инструкций

Способы коррекции агрессии:

  • обучение альтернативным адекватным способам выражения недовольства или привлечения внимания

Примечание. Если применяемые педагогические способы коррекции проблемного поведения не меняют поведение ребенка, рекомендуем родителям обратиться за консультацией к врачу-психиатру.

4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

1. Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация

1.1. Коммуникация

1.1.1. Коммуникация с использованием вербальных средств.

1.1.1.1. Использование звука как средства коммуникации

1.1.1.2. Использование звукоподражания как средства коммуникации

1.1.1.3. Использование звукового комплекса как средства коммуникации

1.1.1.4. Использование слога как средства коммуникации

1.1.2. Коммуникация с использованием невербальных средств.

1.1.2.1. Использование взгляда как средства коммуникации

1.1.2.2. Использование мимики как средства коммуникации

1.1.2.3. Использование жеста как средства коммуникации

1.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

1.2.1. Импрессивная речь

1.2.1.1. Понимание слова, обозначающего собственное имя

1.2.1.2. Понимание слов, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи, учащихся класса, педагогов

1.2.1.3. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)

1.2.1.4. Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные  принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)

1.2.1.5. Понимание слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)

1.2.1.6. Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.)

1.2.1.7. Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)

1.2.1.8. Понимание слов, указывающих на субъект/объект, его принадлежность (я, он, мой, твой и др.)

1.2.1.11. Понимание простых предложений

1.2.2. Экспрессивная речь

1.2.2.1. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов

2. Математические представления

2.1. Количественные представления

2.1.1. Нахождение одинаковых предметов

2.1.3. Объединение предметов в единое множество

2.1.4. Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто»

2.1.5. Сравнение множеств без пересчета (с пересчетом)

2.2. Представления о форме

2.2.1. Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок»

2.2.2. Соотнесение формы предметов с геометрическими телами

2.2.3. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок

2.3. Пространственные представления

2.3.1. Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела)

2.3.3. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево

2.4. Временные представления

2.4.1. Узнавание (различение) частей суток

2.4.7. Различение времен года

2.5. Представления о величине

2.5.1. Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине

2.5.6. Сравнение предметов по длине

3. Окружающий природный мир

3.1. Временные представления

3.1.1. Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь)

3.1.4. Определение частей суток по расположению солнца

3.1.14. Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам

3.2. Животный мир

3.2.4. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака)

3.2.28. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк)

3.3. Объекты природы

3.3.1. Узнавание Солнца

3.3.3. Узнавание Луны

3.3.11. Различение земли, неба

3.3.12. Определение месторасположения земли и неба

3.3.17. Узнавание (различение) суши (водоема)

3.3.18. Узнавание леса

3.3.31. Узнавание воды

3.3.32. Знание свойств воды

3.3.40. Узнавание огня

3.4. Растительный мир

3.4.1. Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава)

4. Человек

4.1. Представления о себе

4.1.1. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду

4.1.2. Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки)

4.1.3. Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка)

4.1.4. Знание назначения частей тела

4.1.5. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы)

4.1.6. Знание назначения частей лица

4.1.11. Сообщение о состоянии своего здоровья

4.2. Семья

4.2.1. Узнавание (различение) членов семьи

4.2.2. Узнавание (различение) детей и взрослых

4.3. Гигиена тела

4.3.1. Различение вентилей с горячей и холодной водой

4.3.2. Регулирование напора струи воды

4.3.4. Вытирание рук полотенцем

4.3.6. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук)

4.4. Обращение с одеждой и обувью

4.4.1. Узнавание (различение) предметов одежды (пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки))

4.4.2. Знание назначения предметов одежды

4.4.3. Узнавание (различение) деталей предметов одежды (пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты))

4.4.5. Узнавание (различение) предметов обуви (сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки)

4.4.8. Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок)

4.4.16. Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка)

4.4.17. Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты)

4.4.18. Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка)

4.4.19. Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог)

4.4.20. Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка)

4.4.21. Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк)

4.4.22. Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища правого сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого сапога, вставление ноги в сапог)

4.5. Прием пищи

4.5.1. Сообщение о желании пить

4.5.2. Питье через соломинку

4.5.3. 4.5.3. Питье из кружки /стакана (захват кружки /стакана, поднесение кружки/стакана ко рту, наклон кружки/стакана, втягивание / вливание жидкости в рот, опускание кружки/стакана на стол)

4.5.6. Еда руками

4.5.7. Еда ложкой (захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку)

4.5.8. Еда вилкой (захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие с вилки губами кусочка пищи, опускание вилки в тарелку)

4.5.10. Использование салфетки во время приема пищи

4.6. Туалет

4.6.1. Сообщение о желании сходить в туалет

4.6.2. Сидение на унитазе и оправление малой (большой) нужды

4.6.3. Пользование туалетной бумагой

4.6.4. Соблюдение последовательности действий в туалете

5. Домоводство

5.1. Обращение с кухонным инвентарем

5.1.3. Различение чистой и грязной посуды

5.3. Приготовление пиши

5.3.1. Продукты питания

5.3.1.1. Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе)

5.5. Уборка помещения и территории

5.5.1. Уборка помещения

5.5.1.1. Уборка мебели

5.5.1.1.2. Вытирание поверхности мебели

5.5.1.2. Уборка пола

5.5.1.2.1. Сметание мусора в определенное место

5.5.1.2.2. Заметание мусора на совок

6. Окружающий социальный мир

6.1. Школа

6.1.1. Узнавание (различение) помещений школы

6.1.2. Знание назначения помещений школы

6.1.3. Нахождение помещений школ

6.1.11. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня

6.1.16. Знание способов проявления дружеских отношений (чувств)

6.1.17. Умение выражать свой интерес к другому человеку

6.2. Предметы и материалы, изготовленные человеком

6.2.1. Знание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает)

6.2.2. Узнавание (различение) видов бумаги (по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.));узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.)

6.2.3. Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол)

6.3. Предметы быта

6.3.1. Узнавание (различение) электробытовых приборов: телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер

6.3.12. Знание назначения предметов интерьера

6.3.13. Узнавание (различение) светильников: люстра, бра, настольная лампа

6.3.14. Узнавание (различение) часов: наручные, настенные, механические, электронные часы

6.4. Квартира, дом, двор

6.4.1. Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол)

6.4.8. Знание функционального назначения помещений квартиры

6.5. Город

6.5.2. Узнавание (различение), назначение зданий (кафе (ресторан), вокзал (аэропорт, железнодорожный, автовокзал, морской), службы помощи (банк, сберкасса, больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин

6.6. Транспорт

6.6.1. Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый)

6.6.2. Знание назначения наземного транспорта

6.8. Традиции, обычаи

6.8.1. Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха)

6.8.2. Знание школьных традиций

7. Музыка и движение

7.1. Слушание

7.1.1. Различение тихого и громкого звучания музыки

7.1.2. Определение начала и конца звучания музыки

7.1.3. Различение быстрой (умеренной, медленной) музыки

7.1.4. Узнавание знакомой песни

7.1.5. Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах

7.2. Пение

7.2.1. Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни

7.2.2. Подпевание отдельных звуков (слогов, слов), повторяющихся звуков (слогов, слов)

7.2.3. Подпевание повторяющихся интонаций припева песни

7.3. Движение под музыку

7.3.1. Выполнение движений разными частями тела под музыку (топанье, хлопанье в ладоши, «фонарики», «пружинка», наклоны головы и др.)

7.3.2. Начало (окончание) движения под музыку

7.3.3. Движение под музыку разного характера: ходьба, бег, прыгание, кружение, приседание, покачивание с ноги на ногу

7.4. Игра на музыкальных инструментах

7.4.1. Узнавание (различение) контрастных (сходных) по звучанию музыкальных инструментов

7.4.2. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд

7.4.3. Тихая (громкая) игра на музыкальном инструменте

7.4.4. Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте

7.4.5. Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном инструменте

8. Изобразительная деятельность

8.1. Аппликация

8.1.1. Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др.

8.1.2. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др.

8.1.3. Сминание бумаги

8.1.5. Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали)

8.1.6. Скручивание листа бумаги

8.1.7. Намазывание всей (части) поверхности клеем

8.2. Лепка

8.2.1. Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина

8.2.2. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп

8.2.3. Разминание пластилина (теста, глины)

8.2.4. Раскатывание теста (глины) скалкой

8.2.5. Отрывание кусочка материала от целого куска

8.2.6. Откручивание кусочка материала от целого куска

8.2.7. Отщипывание кусочка материала от целого куска

8.2.8. Отрезание кусочка материала стекой

8.2.9. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура)

8.2.10. Катание колбаски на доске (в руках)

8.2.11. Катание шарика на доске (в руках)

8.2.12. Получение формы путем выдавливания формочкой

8.2.14. Сгибание колбаски в кольцо

8.2.18. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами)

8.2.21. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием)

8.2.22. Лепка предмета из одной (нескольких) частей

8.3. Рисование

8.3.1. Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды

8.3.2. Оставление графического следа

8.3.3. Освоение приемов рисования карандашом

8.3.4. Соблюдение последовательности действий при работе с красками

8.3.6. Выбор цвета для рисования

8.3.8. Рисование точек

8.3.9. Рисование (вертикальных, горизонтальных, наклонных) линий

8.3.10. Соединение точек

9. Адаптивная физкультура

9.1. Физическая подготовка

9.1.1. Построения и перестроения

9.1.1.1. Принятие исходного положения для построения и перестроения (основная стойка, стойка «ноги на ширине плеч» («ноги на ширине ступни»))

9.1.2. Общеразвивающие и корригирующие упражнения

9.1.2.1. Произвольный вдох (выдох) через рот (нос)

9.1.2.2. Произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос)

9.1.2.3. Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев

9.1.2.6. Круговые движения кистью

9.1.2.7. Сгибание фаланг пальцев

9.1.2.9. Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам»

9.1.2.10. Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз)

9.1.2.11. Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения

9.1.2.14. Повороты туловища вправо (влево)

9.1.2.17. Стояние на коленях

9.1.2.21. Приседание

9.1.2.22. Ползание на четвереньках

9.1.2.33. Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе

9.1.3. Прыжки

9.1.3.1. Прыжки на двух ногах на месте (с поворотами, с движениями рук), с продвижением вперед (назад, вправо, влево)

9.1.4. Ползание, подлезание, лазание, перелезание

9.1.4.1. Ползание на животе, на четвереньках

9.1.5. Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза

9.1.5.2. Броски среднего (маленького) мяча двумя руками (одной рукой) вверх (о пол, о стену)

9.1.5.3. Ловля среднего (маленького) мяча двумя руками

9.2. Коррекционные подвижные игры

9.2.2. Подвижные игры

9.2.2.1. Подвижные игры на развитие координационных способностей

9.2.2.1.2. Соблюдение правил игры «Болото»

9.2.2.3. Подвижные игры на развитие скоростно-силовых способностей

9.2.2.3.1. Соблюдение правил игры «Бросай-ка»

11. Сенсорное развитие

11.1. Зрительное восприятие.

11.1.1. Фиксация взгляда на лице человека

11.1.2. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки)

11.1.3. Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка)

11.1.4. Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад)

11.1.5. Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом

11.1.6. Формирование умения дифференцировать предметы по цвету

11.1.7. Формирование умения узнавать цвет объектов

11.2. Слуховое восприятие.

11.2.1. Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии)

11.2.2. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука

11.2.3. Локализация неподвижного удаленного источника звука

11.2.4. Соотнесение звука с его источником

11.2.5. Нахождение одинаковых по звучанию объектов

11.3. Кинестетическое восприятие.

11.3.1. Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека

11.3.2. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий)

11.3.3. Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов

11.3.4. Адекватная реакция на давление на поверхность тела

11.3.5. Адекватная реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела

11.3.6. Адекватная реакция на изменение положения тела

11.3.7. Адекватная реакция на положение частей тела

11.3.8. Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей

11.3.9. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой)

11.4. Восприятие запаха.

11.4.1. Адекватная реакция на запахи

11.4.2. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)

11.5. Восприятие вкуса.

11.5.1. Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый), консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий)

11.5.2. Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.)

11.5.3. Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый)

12. Предметно-практические действия

12.1. Действия с материалами

12.1.1. Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами)

12.1.2. Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя)

12.1.3. Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу)

12.1.4. Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой)

12.1.5. Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.)

12.1.6. Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инстру-мента (стаканчик, ложка и др.))

12.2. Действия с предметами

12.2.1. Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.)

12.2.2. Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.)

12.2.3. Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.)

12.2.4. Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.)

12.2.5. Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.)

12.2.6. Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей кистью (пальцем)

12.2.7. Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами)

12.2.8. Вынимание предметов из емкости

12.2.9. Складывание предметов в емкость

12.2.10. Перекладывание предметов из одной емкости в другую

12.2.11. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.)

12.2.12. Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить)

12.2.13. Формирование умения открывать предмет

12.2.14. Формирование умения закрывать предмет

13.  Двигательное развитие

13.1. Общеразвивающие и корригирующие упражнения

13.1.2. Выполнение движений головой

13.1.3. Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые»

13.1.4. Выполнение движений пальцами рук

13.1.5. Круговые движения кистью

13.1.16. Вставание на четвереньки

13.1.20. Приседание

13.1.39. Прыгание на двух ногах на месте (с продвижением (вперед, назад, вправо, влево))

13.1.47. Бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы), одной рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы)

13.1.48. Ловля мяча на уровне груди (на уровне колен, над головой)

14. Альтернативная коммуникация

14.1. Основы коммуникации

14.1.1. Адекватная ответная реакция на обращенную речь и прикосновения человека

14.1.2. Адекватная ответная реакция на речь и интонацию человека

14.1.3. Адекватная ответная реакция на установление контакта с взрослым посредством взаимной ритмизации дыхания

14.2. Коммуникация с использованием невербальных средств

14.2.1. Использование взгляда как средства коммуникации

14.2.2. Использование мимики как средства коммуникации

14.2.3. Использование жеста как средства коммуникации

14.3. Импрессивная речь

14.3.1. Понимание слова, обозначающего собственное имя

14.3.2. Понимание слов, обозначающих названия членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра), имёна членов семьи, учащихся класса, педагогов

14.3.3. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)

14.3.4. Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)

14.3.5. Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)

14.3.6. Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.)

14.3.7. Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)

14.3.8. Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.)

4.3. Нравственное развитие

  • Доброжелательно и уважительно относиться к окружающим (членам семьи, сверстникам, членам школьного коллектива, учителям и др.)
  • Заботиться о близком человеке, товарище, о младших и старших, помогать им
  • Играть не ссорясь, вместе пользоваться игрушками, книгами
  • Делиться игрушками, сладостями и др.
  • Помогать друг другу
  • Отрицательно относиться к грубости, жадности
  • Радоваться своим успехам и успехам других
  • Договариваться, уступать
  • Спокойно вести себя в помещении и на улице
  • Сочувствовать
  • Быть отзывчивым
  • Ограничивать свои желания
  • Доверять взрослым, друг другу

4.4. Формирование экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни

Представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.

  • Выбрасывать мусор в урну или контейнер для мусора
  • Не включать без разрешения газ, электроприборы, бытовую технику
  • Не расходовать воду понапрасну, своевременно закрывай кран с водой
  • Во время прогулки не вставать в обуви на скамейку, где сидят другие люди
  • Не подбирать чужие вещи, которые лежат на тротуаре, в траве, на скамейке

Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня.

  • Соблюдать режим дня
  • Гулять на свежем воздухе в любое время года
  • Играть в спортивные и подвижные игры со сверстниками в школе и на улице
  • Заниматься физкультурой и спортом (кататься на лыжах, санках, коньках, велосипеде; плаванием)
  • Соблюдать правила личной гигиены: чистить зубы, мыть руки перед едой (после туалета, прогулки), мыть ноги, подстригать ногти, надевать чистую одежду и др.
  • Мыть фрукты и овощи перед употреблением
  • Одеваться на улицу по погоде
  • Участвовать в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы

Интерес и бережное отношение к природе; соблюдение правил поведения в природе.

  • Соблюдать правила поведения на прогулке, в лесу: не кричать, не пугать животных и птиц; не включать громко музыку
  • Убирать за собой мусор на улице, в лесу, в парке и т.п., выбрасывать его в контейнер или уносить с собой

Знание правил здорового питания.

  • Есть в одно и то же время (соблюдать режим питания)
  • Тщательно пережевывать пищу
  • Не спешить во время еды

Негативное отношение к факторам, нарушающим здоровье: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др.

  • Следить за чистотой рук и тела; чистотой одежды

Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.

  • Спокойно заходить в кабинет врача
  • Отвечать на вопросы врача, показывать, что и где болит
  • Позволять врачу осматривать себя: открывать рот, поднимать рубашку и т.п.
  • Позволять врачу измерять твой рост, вес, слушать фонендоскопом, делать ЭЭГ, ЭКГ, флюорографию
  • Позволять врачу делать укол, терпеть, если больно

4.5. Внеурочная деятельность.

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка

Участие ребенка в мероприятии

Внеурочная деятельность

Участник

Дистанционное

5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре

День недели

Время

8.00-8.40

8.50-9.30

9.50-10.30

10.40-11.20

Пн.

Речь и альтернативная коммуникация

Математические представления

Адаптивная физкультура

КРЗ

Вт.

Человек

ИЗО

Окружающий природный мир

Музыка

Ср.

Речь и альтернативная коммуникация

Человек

Окружающий социальный мир

ИЗО

Чт.

Речь и альтернативная коммуникация

Человек

Адаптивная физкультура

Музыка

Пт.

ИЗО

Математические представления

Окружающий природный мир

КРЗ

6. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР

ФИО

Должность

Донских Елена Валентиновна

***

Учитель

Учитель

7. Задачи, мероприятия и формы сотрудничества
организации и семьи обучающегося

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Психологическая поддержка семьи

  • индивидуальные консультации с психологом

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

  • индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей)

Взаимодействие специалистов и семьи в ходе разработки и реализации СИПР

  • информирование электронными средствами
  • личные встречи, беседы

Организация участия родителей в деятельности образовательной организации

  • участие родителей в решении вопросов, связанных с управлением образовательной организацией
  • участие родителей во взаимодействии с другими организациями
  • участие родителей в решении хозяйственных вопросов образовательной организации

8. Технические средства и дидактические материалы,
необходимые для реализации СИПР

  • спортивный инвентарь: маты, батуты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины, мячи;
  • графические (печатные) изображения (тематические наборы, фотографий, рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради), электронные средства обучения.
  • музыкальный инструмент: цифровое пианино.
  • комплект элементарных музыкальных инструментов: (бубен, колокольчики, кастаньеты, барабан, маракас, погремушки);
  • игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами;
  • шаблоны, трафареты, альбомы, краски, карандаши, восковые мелки, кисточки, пластилин;
  • стулья, стол;
  • образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;
  • сенсорные панели;
  • предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
  • игрушки, наборы посуды, мебели, одежда и обувь для куклы, мозаики, пазлы - вкладыши.
  • пирамидки разные по величине, высоте;
  • карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений);
  • обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.
  • игрушки, наборы посуды, мебели, одежда и обувь для куклы, мозаики, пазлы - вкладыши.
  • натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты;
  • разрезные карточки по темам;
  • мозаика, развивающие игры, домино.

9. Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга.

В первом классе действует безотметочная система обучения.

На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося с ТМНР за каждое полугодие и по каждому показателю по следующей шкале:

 

Динамика

Условное сокращение

Отсутствие динамики или регресс

ОД

Динамика в освоении минимум одной операции, действия

ДМ1

Минимальная динамика

МД

Средняя динамика

СД

Выраженная динамика

ВД

Полное освоение действия

ПО

При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.

Уровни освоения (выполнения) действий/операций

критерии

1.

Пассивное участие/соучастие

действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним)

-

2.

Активное участие – действие выполняется ребёнком:

- со значительной помощью взрослого

- с частичной помощью взрослого

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

 

дд

д

дн

  • по подражанию или по образцу
  • самостоятельно с ошибками
  • самостоятельно

до

сш

с

3.

Сформированность представлений

1.представление отсутствует

-

2.не выявлено наличие представлений

?

3.представление на уровне:

  • использования по прямой подсказке
  • использования с косвенной подсказкой (изображение)
  • самостоятельного использования

 

пп

п

+

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИПР для учащегося 1 класса специальной (коррекционной) школы (2 вариант)

В данном документе представлена разработка специальной индивидуальной программы развития для учащегося 1 класса (2 вариант программы) в рамках внедрения СФГОС....

Адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)

В соответствии с учебным планом специальных (  коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, с отклонениями в развитии ( для детей с ограниченными возможностями здоровья) реализуется...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)

Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Адаптированная раб...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)

Данная программа разработана  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающегося с расстройствами аутистического спе...

СИПР, АООП 1 кл. вариант 1, 8 вид

СИПР 1 класс, АООП 1 кл .вар 2....

СИПР для развития обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата, вариант 6.3 1 дополнительный класс

Специальная индивидуальная программа развития обучающегосяс нарушениями опорно-двигательного аппарата  (вариант 6.3) разработана в соответствии с требованиями ФГОС...

СИПР для развития обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата, вариант 6.3 1 дополнительный класс

Специальная индивидуальная программа развития обучающегосяс нарушениями опорно-двигательного аппарата  (вариант 6.3) разработана в соответствии с требованиями ФГОС...