Рабочая программа по родному (русскому) языку 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Рабочая программа по родному  (русскому) языку

Пояснительная записка

           Статус документа

Рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО; примерной программы по русскому родному языку; авторской программы «Русский родной язык» О.М. Александровой, М.И. Кузнецовой, Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой, для общеобразовательных организаций, реализующих программы начального общего образования. Программа  предназначена для сопровождения и поддержки основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации.

Изучение родного языка направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диалогической и монологической речи. В ходе изучения родного языка формируются речевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку.

Нормативно-правовая основа программы:

  1. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона №185-ФЗ).
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  3. Федеральный закон № 317-ФЗ от 3 августа 2018 г. «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"».
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа № 1576 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России).
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

 Адресат. Программа по предмету «Родной (русский) язык» в 1классе для специального (коррекционного) образовательного учреждения предназначена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушения интеллектуального развития.

 Структура документа.

Рабочая программа включает:

- Пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения родного (русского) языка, определяется место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане; дается характеристика содержательны линий; требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 1 класс; основное содержание  по разделам курса;

-тематическое планирование.

Цели  обучения:

-формирование представления о русском языке как духовной, нравственной, и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка.

-углубление знаний о национальной специфике русского языка и русском речевом этикете.

-воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, совершенствование коммуникативных умений и культуры речи;

развитие проектного мышления, приобретение опыта исследовательской работы по русскому языку.

Место учебного предмета  в учебном плане

В соответствии с  Базисным учебным планом  на учебный предмет «Родной (русский) язык»  в 1 классе отводится 17 часов (из расчета 0,5 час в неделю).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах».

Одним из результатов обучения родному (русскому) языку и литературе является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность семьипонимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарностиобладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Содержание тем учебного курса.

Секреты речи и текста (7 ч)

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).

Язык в действии (4ч)

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).

Смыслоразличительная роль ударения.

Звукопись в стихотворном художественном тексте.

Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

Русский язык: прошлое и настоящее (5 ч)

 Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.

Секреты речи и текста (1 ч)

Умение сравнивать и различать тексты (текс, закличка)

Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:

1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).

Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).

 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык» в 1 классе

Изучение предмета «Русский родной язык» в 1 классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 1классе.

                      Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной (русский) язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и в реальных жизненных условиях. В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»

научится:

  •  понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

при реализации содержательной линии «Язык в действии» научится:

  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научится:

  • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
  • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа  по родному  (русскому) языку

Пояснительная записка

           Статус документа

Рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО; примерной программы по русскому родному языку; авторской программы «Русский родной язык» О.М. Александровой, М.И. Кузнецовой, Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой, для общеобразовательных организаций, реализующих программы начального общего образования. Программа  предназначена для сопровождения и поддержки основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации.

Изучение родного языка направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диалогической и монологической речи. В ходе изучения родного языка формируются речевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку.

Нормативно-правовая основа программы:

  1. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона №185-ФЗ).
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  3. Федеральный закон № 317-ФЗ от 3 августа 2018 г. «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"».
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа № 1576 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России).
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

 Адресат. Программа по предмету «Родной (русский) язык» в 1классе для специального (коррекционного) образовательного учреждения предназначена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушения интеллектуального развития.

 Структура документа.

Рабочая программа включает:

- Пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения родного (русского) языка, определяется место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане; дается характеристика содержательны линий; требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 1 класс; основное содержание  по разделам курса;

-тематическое планирование. 

Цели  обучения:

-формирование представления о русском языке как духовной, нравственной, и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка.

-углубление знаний о национальной специфике русского языка и русском речевом этикете.

-воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, совершенствование коммуникативных умений и культуры речи;

развитие проектного мышления, приобретение опыта исследовательской работы по русскому языку.

Место учебного предмета  в учебном плане 

В соответствии с  Базисным учебным планом  на учебный предмет «Родной (русский) язык»  в 1 классе отводится 17 часов (из расчета 0,5 час в неделю).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах».

Одним из результатов обучения родному (русскому) языку и литературе является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Содержание тем учебного курса.

Секреты речи и текста (7 ч)

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).

Язык в действии (4ч)

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).

Смыслоразличительная роль ударения.

Звукопись в стихотворном художественном тексте.

Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

Русский язык: прошлое и настоящее (5 ч)

 Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.

Секреты речи и текста (1 ч)

Умение сравнивать и различать тексты (текс, закличка)

Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:

1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).

Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).

 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык» в 1 классе

Изучение предмета «Русский родной язык» в 1 классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 1классе.

        Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной (русский) язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и в реальных жизненных условиях. В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»

научится:

  •  понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

при реализации содержательной линии «Язык в действии» научится:

  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научится:

  • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
  • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно

Календарно-тематическое планированиепо планирование по русскому родному языку.


п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

Секреты речи и текста.

7

1

Как люди общаются друг с другом. 

2

2

Вежливые слова.

2

3

Как люди приветствуют друг друга.

1

4

Зачем людям имена.

1

5

Спрашиваем и отвечаем.

1

Язык в действии

4

1

Выделяем голосом важные слова.

1

2

Как можно играть звуками

1

3

Где поставить ударение

2

4

Как сочетаются слова

1

Русский язык: прошлое и настоящее

5

1

Как писали в старину.

2

2

Дом в старину: что как называлось.

2

3

Во что одевались в старину

1

Секреты речи и текста

1

1

Сравниваем тексты

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа предмета "Родной (русский ) язык" + КТП 1 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК" И КТП ДЛЯ 1 КЛАССА...

рабочая программа по родному русскому языку для 2 класса

Рабочая программа по родному русскому языку по рабочей тетради Мищенковой "Занимательный русский язык" для 2 класса....

Рабочая программа по родной(русской ) литературе 4 класс

Рабочая программа разработана на основе ФГОС и расчитана на общую учебную нагрузку 17 часов(во втором полугодии)...

Рабочая программа по родному русскому яз 4 класс на 2021/2022 уч.год

Рабочая общеобразовательная программа по родному языку (русскому) для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), о...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...

Рабочая программа по родной русской литературе 1 класс

Рабочая программа по родной русской литературе 1 класс составлена на конструкторе рабочих программ...