Позновательный проект "Школа безопасных наук"
материал

Лозина Анна Александровна

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», понятно, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznovatelnyy_proekt_shkola_bezopasnyh_nauk.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательный проект

по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей «Школа безопасных наук»

Тема проекта: формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

Тип проекта: познавательный, краткосрочный, групповой.

Продолжительность проекта: 3 недели.

Участники проекта: воспитатели и дети подготовительной группы «Солнышко», родители.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Актуальность проекта:

Проблема безопасности жизни деятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и других катастроф ежегодно погибает более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий - первостепенная задача нашей страны.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», понятно, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан-дошколят. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Ведь в условиях социального, природного неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать не безопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Ведь ребенок при неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой или спортивной площадке может нанести вред своему здоровью. Да и за воротами детского сада воспитанников могут подстерегать опасности, которых можно избежать лишь путем целенаправленного обучения детей основам безопасного поведения.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не только усвоенные знания, но и умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила нам основанием для выбора данной темы.

Проблема: У детей дошкольного возраста недостаточно сформированы понятия о собственной безопасности, как в социуме, так и в окружающем мире.

Цель: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Задачи:

Обучающие: - Формировать и расширить представления детей о правилах пожарной безопасности, о причинах и последствия неосторожного обращения с огнем;

-Знакомство детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице и дороге;

- Формирование навыков безопасного поведения в природе, объяснить правила общения с животными;

-Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми, при нахождении незнакомых предметов и вещей; - Формировать навыки безопасного поведения в быту;

- Обогатить представление детей о здоровье. Формировать у детей элементарные представления о человеческом организме;

- Обучить уходу за своим телом, навыкам личной гигиены и оказания элементарной помощи; - Воспитывать чувства взаимопомощи и товарищества.

Развивающие: - Развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, принимая общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности;

- Развивать умение передавать своё отношение к безопасности в рисунках и аппликации;

- Развивать умение сравнивать и анализировать посредством наблюдений

- Развивать познавательную активности детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира;

- Развивать у детей самостоятельность, овладению разнообразными способами действий, приобретение навыков игровой деятельности и общения.

Воспитательные: - Воспитывать чувства взаимопомощи и товарищества;

- Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему миру.

Принципы реализации задач:

- системность и последовательность,

- доступность,

- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и др.),

- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал),

- динамичность (интеграция задач в разных видах деятельности),

- психологическая комфортность.

Задачи по работе с родителями:

1. Повысить компетентность родителей по вопросам основ безопасности жизнедеятельности и формирования экологического сознания(безопасности окружающего мира).

2. Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества. 3.Создать совместно с родителями оптимальные условия, обеспечивающие эффективность и результативность работы по данной теме.

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный этап

Изучение и создание информационной базы по проекту.

Составление плана реализации проекта.

Проведение диагностики (Приложение №2)

Знакомство родителей с целями и задачами проекта.

Вовлечение родителей для помощи проведения данного проекта.

2.Основной этап

Работа на данном этапе ведётся по плану реализации проекта (приложение № 1). Реализация проекта происходит через интеграцию образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», через разные виды деятельности: познавательно- коммуникативную, продуктивную, игровую.

Используются следующие методы и формы организации деятельности детей: НОД, дидактические игры, беседы, дидактические и игровые упражнения, театрализованные игры, изготовление продуктов детского творчества.

Родители являются активными помощниками в работе над проектом (оказывают помощь в поиске дидактических материалов по теме проекта, принимают участие в изготовлении альбома «Правила безопасности»).

Презентации проекта:

* Презентация дидактических игр «Дорожные знаки», «Расставь знаки правильно», «Можно и нельзя», «Опасные предметы», «Дерево безопасности». * Презентация альбома «Правила безопасности»

* Презентация «Уголка безопасности»

* Итоговое мероприятие проекта НОД «Азбука безопасности».

3.Заключительный этап * Проведение диагностики по итогам проекта

* Подведение итогов проекта. * Определение перспективы на будущее.

Ожидаемые результаты:

-       осознанное отношение детей к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

-       проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;

-       умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;

-       знание правил безопасного поведения на улицах города;

-       умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;

-       умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;

-       умение организовать деятельность в «типичных» ситуациях;

-       способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге; соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения;

-       представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.

 Приложение № 1

План реализации проекта «Школа безопасных наук»

* Сюжетно-

ролевая игра «Дорога»

* Подвижная игра «Пешеходы и водители»

* Подвижная игра «Пожарные на ученье»

НОД -Составление рассказа по набору игрушек на тему «Безопасность»

НОД-рисование «Дети играют в мяч», НОД конструирование «Улицы нашего города»

Папка передвижка «Безопасность дошкольника», анкетирование родителей на тему «Безопасность»

Вторник

* Дидактическая игра «Дорожные знаки»

* Сюжетно-

ролевая игра «Пешеходы и водители»

* Подвижная игра «Спасатели»

Игра-беседа «Опасные предметы»

НОД-рисование «Общественный транспорт»

Беседа с родителями на тему «Безопасность прежде всего»

Среда

* Дидактическая игра «Пожарная безопасность»

* Сюжетно-ролевая игра «Общественный транспорт»

* Подвижная игра «МЧС»

* Подвижная игра «Светофор»

Наблюдение на прогулке за грибами.

Чтение сказки Л.Н.Толстого «Грибы»

НОД-лепка «Грибное лукошко»

Папка передвижка «Опасные грибы и ягоды»

Четверг

* Дидактическая игра «Не шути с огнём»

* Дидактическая игра «Съедобное - несъедобное»

Игра-путешествие «Безопасная прогулка по лесу»

Памятка «Ребёнок и дорога»

Пятница

* Дидактическая игра « А знаю ли я свой город?»

* Дидактическая игра « Как перейти перекрёсток?»

НОД-игра-путешествие «Улицы нашего города. Наземный транспорт»

Беседа «Знаем ли мы транспорт?», чтение рассказа «Как три поросёнка учили ПДД»

НОД-конструирование «Улицы нашего города»

Папка передвижка «ПДД»

2 неделя

Понедельник

*Сюжетно-ролевая игра «Автобус»

* Дидактическая игра «Каждой вещи своё место»

Наблюдение на прогулке за собакой (кошкой)

НОД- составление рассказа по плану воспитателя «Четвероногий друг»

НОД-рисование «Собака со щенками»

Консультация «Как научить ребёнка правилам безопасного поведения?»

Вторник

* Дидактическая игра «Назови правильно»

* Дидактическая игра «Как избежать неприятностей?»

* Подвижная игра «Эвакуация»

* Подвижная игра «Светофор»

Беседа «Как вести себя в общественном транспорте?»

НОД-рисование «Дорожные знаки»

Среда

* Дидактическая игра «Можно - нельзя»

* Сюжетно-ролевая игра «Аптека»

Чтение поэмы С. Михалкова « Дядя Стёпа»

НОД-аппликация «Машины едут по дороге»

Четверг

* Дидактическая игра «Специальные машины»

* Сюжетно-ролевая игра

«Автозаправочная станция»

* Подвижная игра « Лохматый пёс»

НОД-игра – беседа «Сравнение диких и домашних животных. Безопасность при общении с ними»

Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Пожар»

Трудовой десант для родителей «Окажи любую помощь»

Пятница

* Сюжетно-ролевая игра «Поезд»

* Дидактическая игра «Дерево безопасности»

* Подвижная игра «Съедобное, несъедобное»

НОД- «Путешествие в прошлое светофора»

НОД-конструирование « Дома» (для макета)

3 неделя

Понедельник

Сюжетно-ролевая игра «Аэропорт»

* Дидактическая игра « Кому это нужно?»

НОД-«Труд пожарных»

НОД-составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как мальчик попал в беду?»

НОД-рисование «Пожарный вертолёт тушит пожар»

Информационный стенд «Пожарная безопасность»

Вторник

* Игра-ситуация «Мы воспитанные пешеходы»

* Дидактическая игра «Кто людям помогает?»

* Подвижная игра «Пешеходы и автомобиль»

Рассматривание иллюстраций из серии сюжетных картин «Уроки безопасности»

Чтение Г.Остер «Вредные советы»

НОД- рисование «Айболит спешит на помощь»

Среда

* Дидактическая игра «Узнай и назови»

* Сюжетно-ролевая игра

«Пожарные спасатели»

* Подвижная игра «Пожарные на ученье»

Чтение Д.Орлова « Как Стобед улицу переходил»

НОД – лепка « Смелый пожарный»

Информационный стенд «Средства тушения пожара»

Четверг

* Дидактическая игра «Расставь знаки правильно»

* Подвижная игра «Перейди дорогу»

НОД «Опасные ситуации и предметы»

Чтение Д.Орлова «Как Стобед на качелях катался»

НОД-конструирование из бумаги «Грузовая машина»

Пятница

* Сюжетно-ролевая игра «Шофёр»

* Дидактическая игра «Опасные предметы»

НОД «Огонь-друг или враг?»

Чтение сказки «Кошкин дом», драматизация по сказке.

НОД-конструирование из бросового материала

«Светофор и дорожные знаки»

Памятка

«Обучение ребёнка правилам противопожарной безопасности»

Итоговое мероприятие

Итоговая НОД в рамках проекта «Школа безопасных наук» «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для родителей "Развиваем позновательные процессы младшего школьника"

В данном методическом пособии рассмотрены основные психические процессы младших школьников, а также предложены упражнения на рвзвитие тех или иных познавательных процессов....

Активация позновательной деятельности

Внеклассная работа по русскому языку, способствующая развитию позновательной деятельности....

Разработка внеклассного мероприятия, проведённого в 4 классе по основам дорожной безопасности «Школа дорожных наук ».

Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы школы.          Мною составлена рабочая програм...

Игра по станциям "Азбука безопасных наук"

Разработку игры по станциям можно использовать в рамках предметной недели по окружающему миру, а также как воспитательное мероприятие на тему обеспечения безопасности жизнедеятельности....

Урок безопасности "Азбука дорожных наук". («Будь заметен в темноте»)

Мы все являемся участниками в дорожнотранспортных отношениях, и существует угроза главной ценности человека – жизни. Знание и выполнение требований дорожных законов – условие, обеспечивающ...

"Школа безопасной науки"

Открытое занятие по ПДД в подготовительной группе...

Урок безопасности дорожного движения "Школа дорожных наук"

Детский дорожно - транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно - транспортных происшествий с ...