Активация позновательной деятельности
материал по русскому языку (3 класс) на тему

Иванча Татьяна Анатольевна

Внеклассная работа по русскому языку, способствующая развитию позновательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Веселый конкурс по русскому языку27 КБ
Microsoft Office document icon Веселый конкурс по русскому языку ч272 КБ
Файл 1138.07 КБ
Файл 2205.35 КБ
Файл 3290.65 КБ
Файл 4107.4 КБ
Файл 564.83 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время большое значение приобретает поиск наиболее эффективных путей обучения, повышения качества усвоения знаний в школе выявление внутренних резервов познавательной активности, мыслительных процессов и памяти учащихся.

        Познавательная деятельность заключается в познавании окружающего мира: восприятии его, осмыслении, запоминании. Для этого необходимо развитие таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, речь. Одним из условий, облегчающий процесс обучения. Является наличие такого качества, как способность быть внимательным при выполнении того или иного задания. Внимание проявляется внутри любого психического процесса:

  1. при восприятии (например, внимательно рассмотри картину, читай книгу, задачу, списывай текст);
  2. в ходе мыслительной деятельности (сравниваем, выделяем, обобщаем);
  3. при речевом общении (следим за своей речью и собеседника);
  4. при запоминании, воспроизведении и т.д.

Сформированность внимания – важнейший показатель развития личности.

Часты случаи, когда именно из-за несформированности внимания ребенок испытывает трудности в школе.

В современных условиях. Когда объем необходимых каждому человеку знаний, умений и навыков очень велик и постоянно возрастает, активная мыслительная деятельность учащихся становиться важнейшим, фундаментальным условием их усвоения. Без нее усвоение большого объема необходимых знаний, умений и навыков просто не может быть достигнуто.

Именно отсутствие умения мыслительной (смысловой) обработки учебного материала, умения школьников работать с учебником, лежит в основе неумения школьников учиться приводит к перегрузке учебной работой, неполным и непрочным знаниям. Поэтому, стараясь вводить развивающие упражнения, как на уроках, так и во внеклассной деятельности. Предлагаемые задания являются типовыми. На их основе могут быть составлены аналогичные учебные задания.



Предварительный просмотр:

Веселый конкурс по русскому языку

Цели:

  1. Обобщение знаний полученных в 3 классе (части слова, части речи, изменение частей речи);
  2. Развитие познавательных процессов (внимание, памяти, логического мышления)
  3. Воспитывать гордость, любовь и интерес к русому языку.

Ведущий: Русский язык красив и богат. Россия – многонациональная страна. На русском языке говорят не только русские люди. По-своему строению русский язык самый богатый и самый сложный на всей планете. Но, несмотря на это, необходимо знать хоть самую малую его часть. В нашем конкурсе мы увидим, каких успехов добились наши ученики.

Итак, конкурс начинается.

Приветствие:

  1. команда

Мы отвечаем дружно.

И здесь сомнений нет

Сегодня будет дружба –

Владычицей побед.

  1. команда

И пусть скорей кипит борьба.

Сильней соревнование

Успех решает не судьба,

А только наши знания.

  1. команда

И, соревнуясь, вместе с вами

Мы останемся друзьями.

В жюри  находятся родители.

Приветствие жюри.

Вам и слава и почет!

Все мы любим честный счет!

(хором три команды)

Разминка. «Угадай название команды».

1 команда. Название нашей команды обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (Существительное)

2 команда. Расшифруйте

5  3  6  2  7  1  8  4  1                                     1  2  3  4  5  6  7  8

                                                        а  с  р  к  п  и  т  в

(Приставка)

3 команда. В нашем названии 2 слога, 2 гласные буквы, 2 согласные. Оно является существительным мужского рода. Это название является служебной частью речи, которая связывает однокоренные члены предложения и простые предложения (Союз)

Конкурс 1.

Найди в предложении спрятанное животное.

  1. команда. Была гроза, я целый час не открывал глаза от страха.
  2. команда. Гуляю в роще, но к пруду через болото не пойду.
  3. команда. Смотрите! Лен около ив, как голубой ковер красив.

Конкурс 2.

«Самый внимательный и самый выразительный чтец класса».

Нужно рассказать наизусть стихотворение и одновременно рисовать на доске поочередно + - + - и т.д.

Конкурс 3

Игра «Наоборот»

Нужно на вопросы отвечать, словом и кивком головы. При этом, если согласен, говорить «да», одновременно покачиванием головы выражать несогласие.

  1. Имена существительные среднего рода имеют окончания –о, -е? (Да) кивок (нет)
  2. Слово колос – существительное женского рода? (нет) кивок (да)
  3. Слово стада – множественного числа?  (Да) кивок (нет)
  4. Все эти слова я, ты, мы, как – местоимения? (нет) кивок (да)
  5. В слове медведь нулевое окончание? (Да) кивок (нет)
  6. В русском языке 6 падежей? (Да) кивок (нет)
  7. В немецком тоже 6? (нет) кивок (да)
  8. Сколько в немецком? (4)
  9. В финском (15)

Конкурс 4

Игра «Найди глагол»

Учитель читает стихотворение, учащиеся должны хлопнуть в ладоши, если услышат глагол:

  1. команда – в настоящем времени,
  2. команда – в прошедшем времени,
  3. команда – в будущем времени.

Размышления черепашки.

Была я маленькой,

Играла пустышкой,

Гуляла с братишкой,

И с няней – мартышкой.

                Я пела, плясала,

                Над книжкой зевала,

                Цветы собирала

                О чуде мечтала

Но время бежало,

И я подрастала,

Я скоро узнала

Что взрослая стала

И детство свое

Навсегда потеряла

                Сейчас я живу

                В небольшом зоопарке

                И каждый мой день

                Пребываю в зоопарке:

Я в школу бужу

По утрам малышей. Кормлю их, купаю

От ног до ушей.

                Я штопаю, глажу, стираю,

                Игрушки за них убираю,

                Мету, отмываю, кручу, кипячу,

                Хвалю и ругаю,

                Шучу и кичу.

Так мчится мое

Настоящее.

Нисколько меня

Не щадящее.

                В понедельник или среду

                Все я брошу и уеду

                И оставлю их одних.

                Безобразников моих.

Сяду в поезд и тогда

Посмотрю на города

Я отправлюсь в Южный порт,

На какой-нибудь курорт.

                Как начну я там форсить,

                Платья модные носить,

                Буду плавать, буду прыгать, буду всех с ума сводить.

А как море надоест,

Запланирую отъезд

И вернуть обратно к ним,

К безобразникам моим

Конкурс 5

а) Конкурс капитанов

составь цепочку из слов по схеме:

1 капитан. Существительное – существительное – глагол – прилагательное – существительное (кошка – арбуз – замерз – зеленая – яблоко);

2 капитан. Глагол – существительное – существительное – прилагательное – глагол (прыгнуть – торт – теленок – крепкий – избежать);

3 капитан. Прилагательное – существительное – глагол – существительное – прилагательное ( мерзлое – еж – жевать – таблетка – алый)

б) Команды

Определи части речи

1 команда  Посадила мама в печь пироги с капустой.

2 команда Снежное покрывало все поле покрывало

3 команда  Ведро дало течь, и вода стала течь.

Конкурс 6

Найди лишнее слово

1 команда                        2 команда                        3 команда

Пришел                        ландыш                        большой

Забежал                        стал                                голубой

Съел                                телефон                        красивый

Школьник                        ручка                                зелень

Объезд                        карандаш                        пушистый

Прекрасный                        конь                                красный

(школьник без ⌐)                (ручка ж.р.)                        (зелень – сущ.)

Конкурс 7

Слов на свете нам не счесть в каждом слове корень есть, чтобы грамотно писать надо корень выделять.

Так же как и у кустов, корень слова есть у слов.

Будь внимательней к словам отыщи в них корень сам.

Определи части речи.

1 команда                                2 команда                        3 команда

Лес                                        цвет                                вода

Лесок                                цветок                        водичка

Лесной                                цветной                        водолаз

Лесник                                цветник                        водный

Лесочек                                цветовод                        подводный

Пролесок                                цвести                        водянистый

Конкурс 8

Угадай существительные и определи род.

1 команда

  1. Этот автор спит в портфеле
  2. Этот пони – день недели
  3. Этот плот из полотна
  4. Этот рак сильней слона
  5. Эта марка ест бананы
  6. Это сыр с лесной поляны

1.

а

в

т

о

р

2.

п

о

н

и

3.

п

л

о

т

4.

р

а

к

5.

м

а

р

к

а

6.

с

ы

р

2 команда

  1. В эту чашку с давних  пор из гармошки льют задор
  2. Эта репа от людей в панцирь прочится скорей
  3. Этот бал дает ужасный отвратительный злодей
  4. Питательный напиток
  5. Инструмент

1.

ч

а

ш

к

а

2.

р

е

п

а

3.

б

а

л

4.

о

л

о

5.

о

л

о

3 команда

1.Если ветер и мороз в этот рот ты прячешь нос!

2. Этот морж на солнце такт

3. Эта мошка не кусает, а плясать всех зазывает

4. Вот акулы к нам приплыли, выходными удивили

5. Эта почка из металла

6. Эта пика не остра - это ключик из костра

1.

р

о

т

2.

м

о

р

ж

3.

м

о

ш

к

а

4.

а

к

у

л

а

ы

5.

п

о

ч

к

а

6.

п

и

к

а

Подведение итогов

  1. Какие части речи вы знаете?
  2. С какими работали?
  3. Как изменяются имена существительные, прилагательные, глаголы?
  4. Что нового вы узнали?
  5. Какой конкурс был самый сложный?
  6. Почему?
  7. Какой больше понравился?

Жюри подводит итоги. Родители награждают всех участников.

Моя разработка содержит материал, который может быть использован на уроках русского языка. Жизнь богата возможностями для развития всех сторон личности ребенка, и чем наблюдательней Вы будите сами, тем больше увидите примеров для работы с ребенком. Стремитесь не только к количеству усваиваемых ребенком знаний, сколько к обучению его способам решения тех или иных задач. Главное – всемерно помогать ему в первые школьные годы, чтобы у него не выработалось отрицательного отношения к учению. Сделайте его обучение интересным, радостным и вместе с этим развивающим.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«В дни сомнений, в дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя-как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? – Но нельзя верить,чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Как материал словесности, язык славяно – русский имеет неоспоримое превосходство перед европейскими».

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Дивишься драгоценности нашего языка: что и звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Нам дан во владение самый богатый , меткий, могучий и поистине в олшебный русский язык».

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Найди в предложении спрятанное животное. команда. Была гроза, я целый час не открывал глаза от страха. Команда. Гуляю в роще, но к пруду через болото не пойду. Команда. Смотрите! Лён около ив, как голубой ковёр красив.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы и методы активации познавательной деятельности учащихся в начальной школе

Приёмы и методы активации познавательной деятельности учащихся в начальной школе....

Приёмы и методы активации познавательной деятельности учащихся в начальной школе

      Используются такие способы активизации познавательной деятельности, как:- игровые формы, методы и приёмы обучения- самостоятельные работы- проблемные ситуации- нетрадиционн...

"Нетрадиционные уроки в современной школе как средство активации познавательной деятельности учащихся в условиях развивающего обучения"

"Нетрадиционные уроки в современной школе как средство активации познавательной деятельности учащихся в условиях развивающего обучения"...

Активация познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира

Познавательная деятельность — это активное изучение человеком окружающей действительности. Человек не может существовать в мире и не познавать его. Интерес к окружающему миру является одним из в...

Способы активации познавательной деятельности.

Статья посвящена работе  детей над картой мира и России. В общих чертах в ней изложена концепция: какова цель и каких результатов достигли, к чему стремились и что приобретали в реальности....

Статья "Способы, приемы и средства активации мыслительной деятельности младшего школьника"

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках - одна из самых актуальных проблем методики преподавания.     В современных условиях, когда объем необходимых для человека ...