Активация познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Кузбаева Алима Батыргалиевна

                                                                  Познавательная деятельность — это активное изучение человеком окружающей действительности. Человек не может существовать в мире и не познава. Интерес к окружающему миру является одним из видов общественного интерес

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Начальная общеобразовательная школа №11»

Выступление на тему:

«Активация познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира»

Подготовила выступление:

Балгумбаева А.Б.

г.Чебаркуль

2017г

Активизация познавательной деятельности обучающихся

на уроках окружающего мира

 

                                                                                 Дети должны жить в мире красоты,

                                                                         игры, сказки, музыки, рисунка,

                                                        фантазии, творчества.

                                                                                         В. А. Сухомлинский

 

Познавательная деятельность — это активное изучение человеком окружающей действительности. Человек не может существовать в мире и не познавать его. Интерес к окружающему миру является одним из видов общественного интереса.

Развитие познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира может происходить по двум основным направлениям. С одной стороны, этому способствует само содержание учебного предмета. С другой стороны, развитие происходит путём определённой организации познавательной деятельности учащихся.

Учащимся также очень нравятся  уроки, необычные по организации и форме проведения, например:

  • уроки-соревнования;
  • уроки — КВН;
  • уроки — творческие отчёты;
  • уроки-конкурсы;
  • уроки-обобщения;
  • уроки-игры;
  • уроки-экскурсии;
  • уроки-путешествия;
  • интегрированные уроки;
  •  уроки – сказки.

Остановлюсь на некоторых способах развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира, которые я использую в своей практике.

Ценным средством развития познавательной активности детей я считаю игру. Познавательные игры расширяют объём получаемой информации, стимулируют процесс перехода от любопытства к любознательности; активизируют психические процессы; являются прекрасным средством развития интеллектуальных и творческих способностей; снижают психические и физические нагрузки; заряжают положительными эмоциями; способствуют созданию зоны ближайшего развития, дают возможность подготовить сознание для восприятия нового. При отборе игры я обращаю внимание на наличие и чёткость её структурных компонентов: дидактическую цель (задачу), игровое правило, игровое действие. Дидактическая цель – это, то требование, усвоение которого я хочу проверить. Вот некоторые примеры различных видов игр.

На уроках я часто использую игру «Что, Где? Когда?». Можно проводить ее разделив класс на группы, а можно и индивидуально. Она позволяет повторить знания по изученной теме в игровой форме. Также использую игры «Природа - не природа». Игра проводится по типу игры «Живое – неживое»:  я называю предмет или показываю рисунок с изображением, если предмет относится к природе – дети хлопают, если создан человеком топают. Игра «Кто это?», например, при изучении темы «Какие бывают животные», развивают умение у детей составлять характеристику животного, выделять особенности его внешнего вида и характера. Также на этапе актуализации знаний или при проверке знаний можно использовать игру «Четвертый лишний». Она позволяет проверить, как учащийся усвоил пройденный материал. Во время игры дети получают возможность высказывать неправильное суждение и не получить отрицательной оценки, не боятся сделать что-то не как обычно. Играя, я проверяю, усвоен ли материал учащимися, а в процессе работы происходит развитие  внимания.

Очень нравится детям разгадывать анаграммы, которые можно использовать на разных этапах урока, как на этапе актуализации опорных знаний, так и в работе над темой или в подведении итогов урока. Анаграммы могут быть разные, как составить из букв слово, так перестановка слогов в слове. Например: расставьте буквы в указанном порядке (ЯРЕНОЖАРЕ). Или из предложенных букв составить слова: укащ (щука), парк (карп), каула (акула); переставь в слове буквы так, чтобы вместо грызуна появилась лошадь (крыса-рысак)

Также очень привлекают учащихся метаграммы, где они должны получить новые слова заменив только в нем одну букву. Например:

Я зверь домашний – мышеловка.

Я у хозяина живу,

Но, если «о» на «и» сменяю,

В холодных водах поплыву.

                         (кот-кит)

 

Мне недолго измениться:

С «с»- животное, с «р»- птица.

                                    (Осел-орел)

Для индивидуальной самостоятельной работы разбираю материал для информации (заранее подготовленные ученики рассказывают о растениях нашего края).

Знакомлю детей с лекарственными растениями, с их целебными свойствами. Начали природоохранительную работу по сбору лекарственных трав. (Как их собирать? Почему?).

Особое значение имеют экскурсии, урок окружающего мира становится интересным, эмоциональным, живым. Именно здесь дети получают колоссальный материал, они не только познают природу, но и расширяют свой кругозор, активизируют внимание, расширяют мышление. Именно на экскурсии прививается интерес и любовь к природе.

В 1 классе на уроках окружающего мира часто использую самые простые упражнения для развития умения мыслить, сопоставлять, анализировать. Это загадки, кроссворды, логические задачи. Игры и логические задачи должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами урока окружающего мира. При решении кроссвордов отрабатывается смысловое понимание терминов, обогащается речь учащихся.

На уроках окружающего мира знакомлю детей со сказками, рассказами И.Соколова-Микитова.  Сказки – верные спутники малышей. Они учат добру, учат общаться, радоваться и огорчаться, сопереживать,  разбираться в мотивах поступков героев, а также понимать слово и выражать свои чувства. На таких уроках даю детям творческие задания «Придумай историю о своем любимом цветке» (животном) и т.д.

Групповая работа, на мой взгляд, - это уникальная форма организации обучения. У нее очень много положительных сторон:

  • способствует реализации воспитательных целей, приучая к ответственности, взаимопомощи;
  • повышает производительность труда учащихся, развивает познавательную активность, самостоятельность;
  • расширяет межличностные отношения детей.

Я использовала групповую форму работы при изучении новой темы «Какие бывают животные», ее также можно использовать при закреплении, повторении и обобщении пройденного материала. Для более четкой и быстрой организации групповой работы мною, совместно с детьми, были разработаны «Правила работы в группе». На первых этапах обучения детей работе в группах даю очень подробные планы (инструкции) выполнения задания. Класс был разделен на 4 группы. Каждая из групп самостоятельно изучала часть нового материала и готовила сообщение по этому вопросу всему классу, с использованием иллюстраций. I группа – изучала насекомые, II группа - изучала вопрос о рыбах, III группа - о птицах, IV группа – о зверях по аналогичным планам. По ходу выступления группы перед классом я, по необходимости, дополняла, уточняла излагаемый материал.

При подведении итога урока, на котором использовалась групповая работа, обязательно акцентирую внимание детей на лучшее в работе группы (четкая организация, сплоченность действий, взаимопомощь, интересный подход к решению проблемы и т.д.) и на недостатки. Я считаю, что такой анализ необходим для того, чтобы дети видели «плюсы» и «минусы» своей работы, брали на вооружение положительное и устраняли недостатки.

Научить ребенка любить природу – задача нелёгкая. Здесь только уроками окружающего мира не обойтись. Надо изо дня в день ненавязчиво учить детей подмечать все вокруг, уметь любоваться красотой восхода солнца, небом, облаками, цветами, наслаждаться пением птиц.

Таким образом, можно утверждать, что грамотная организация учебно-познавательной деятельности необходима для успешного адаптационного периода первоклассников, от которого напрямую зависит дальнейшее развитие личности ребенка и его успеваемость.

В заключение хочется отметить, что знания, даваемые детям насильно, душат разум, задача каждого учителя — совершенствовать, варьировать формы, методы, приёмы и способы работы так, чтобы детям было интересно учиться. А для этого и сам педагог должен быть человеком любознательным, интересующимся, активным. Ведь только такой учитель может помочь учащимся научиться испытывать радость от процесса познания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование активной познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира

Презентация содержит теоретический материал, который помогает раскрыть содержательную линию окружающего мира и сформировать основные качества современного школьника....

Методы активизации познавательной деятельности детей на уроках "Окружающего мира".

     Данная презентация содержит теоретическую часть и практическую.  Теоретическая часть по теме "Методы активизации познавательной деятельности детей на уроках "Окружающег...

«Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках окружающего мира»

В наше образовательное учреждение приходят дети, имеющие разный уровень готовности к обучению, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии. Эта проблема потребовала необходимости ...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира.

В данной статье рассмотрены некоторые моменты активизации познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира....

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Реализация проекта «1 ученик: 1 компьютер», как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира"

Доска и мел наши главные инструменты, но хочется чего-то большего….Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучши...

Активация познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира

Познавательная деятельность — это активное изучение человеком окружающей действительности. Человек не может существовать в мире и не познавать его. Интерес к окружающему миру является одним из в...

Пути формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся на уроках окружающего мира (УМК «ПНШ»)

Презентация  демонстрирует методы, приёмы и формы работы, формирующие учебно-познавательные компетенции обучающихся на уроках окружающего мира (УМК «ПНШ»)...