ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Реализация проекта «1 ученик: 1 компьютер», как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира"
статья на тему

Анисимова Лариса Константиновна

Доска и мел наши главные инструменты, но хочется чего-то большего….

Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучшить свои учебные показатели, чтобы материал каждого урока был усвоен, а ученик не только расширил горизонты познаний, но и максимально раскрыл свой интеллектуальный и личностный потенциал. В качестве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие у школьников учебных и интеллектуальных навыков через использование ИКТ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1uchenik.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация проекта  «1 ученик: 1 компьютер», как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира

Доска и мел наши главные инструменты, но хочется чего-то большего….

Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучшить свои учебные показатели, чтобы материал каждого урока был усвоен, а ученик не только расширил горизонты познаний, но и максимально раскрыл свой интеллектуальный и личностный потенциал. В качестве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие у школьников учебных и интеллектуальных навыков через использование ИКТ.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:

- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

- овладевать практическими способами работы с информацией;

- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

- перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися:

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

- индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Одним из предметов, требующих дополнительные средства обучения, является урок окружающего мира. Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала, потому что это сложный, но очень интересный и познавательный предмет. Для того, чтобы интерес к предмету не угас на помощь и приходят информационно-коммуникационные технологии. Именно в начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребенка на учебную. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельность.

Позволю себе напомнить то, что изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на:

- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Исходя из опыта работы по данной теме, я убедилась насколько проще решать данные задачи, стоящие перед учителем при подготовке и проведении уроков окружающего мира с использованием модели «1 ученик: 1 компьютер». Мне уже трудно представить себе современный урок без использования данной модели.

Потому что современные дети не представляют своей жизни без компьютеров. Компьютер в игре, в обучении и в общении. Но современному школьнику необходимо не просто овладеть базовыми компьютерными навыками, но и научиться отбирать и анализировать информацию, синтезировать новые знания, выстраивать систему эффективной коммуникации и сотрудничать с людьми разных культур.

Благодаря модели «1 ученик: 1 компьютер» в жизни наших учащихся и педагогов появилось новое средство обучения – мобильный класс, состоящий из учительского ноутбука и  нетбуков Classmate PC (или сокращенно СМРС), объединенных в локальную сеть и снабженных специальным программным обеспечением, которое позволяет управлять учебным процессом. По сути дела, занятия идут в виртуальном классе, где учитель взаимодействует с учениками, наблюдает за их действиями, контролирует работу.

Мобильный класс можно использовать автономно, тогда я хожу между рядами и контролирую процессом. Но лучше всего развернуть сеть и руководить деятельностью учеников со своего рабочего места, еще один плюс сети и для меня, и для ребят – это возможность увидеть  и оценить работы своих одноклассников.

Очень важный момент – на уроках, где используется образовательная модель «1ученик: 1 компьютер», царит спокойная рабочая обстановка. Ребята, хорошо владеющие компьютером, оказывают помощь другим детям, а иногда и педагогу – с одной стороны это поднимает их авторитет в глазах одноклассников и, с другой стороны, учит взаимопомощи.

Модель «1 ученик: 1 компьютер» помогает нам учителям начальных классов разнообразить наши уроки. Помимо созданных самостоятельно материалов электронных уроков использую наглядное пособие по естествознанию младших школьников, «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир». Изучению времен года помогает обучающая программа «Мультипликационные времена года с тетушкой Совой».

При этом мы стараемся рассматривать возможности выполнения заданий на СМСР на разных этапах урока. 

На этапе актуализации знаний я использую авторские лицензионные программы – «Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире», «Игры и задачи» (по всем предметам для 1-4 классов), тесты из Сети творческих учителей. При этом каждый ученик выполняет посильные для него задания в своем темпе, что, несомненно, придает ему уверенность. Ребят очень радует тот факт, что сразу после выполнения работы они могут увидеть ее результат, получить независимую оценку.

Обычно в процессе обучения дети боятся допускать ошибки, из-за чего замыкаются, тяжело переносят неудачи. Но было замечено, что при выполнении самостоятельных работ на нетбуках дети меньше волнуются, не скрывают своих результатов, спокойно реагируют на необходимость провести работу над ошибками. Это повышает рабочий потенциал учеников больше, чем при проведении занятий в традиционной форме.

Во время создания проблемной ситуации или на этапе разрыва знаний ученики работают в парах или в группах, выполняя задания, которые я отправляю на все нетбуки одновременно со своего компьютера. Вот еще один плюс мобильного класса – отпадает необходимость накануне в каждый СМРС сохранять материал нужный на уроке. Группы же свои ответы отправляют обратно учителю, у которого все рабочие машины отражаются на интерактивной доске.

На этапе «Открытие новых знаний» модель «1 ученик: 1 компьютер»   позволяет демонстрировать фотографии животных, растений, памятников, городов, известных людей и др. Иллюстрации, видео фрагменты помогают учащимся совершить виртуальное путешествие по странам, городам, побывать в прошлом, ярче представить образы первых русских князей. При этом педагог координирует действия учеников: ориентирует их на углубленный поиск необходимой информации, помогает конспектировать полученные материалы, создавать мультимедийные презентации. А фактически школьники работают самостоятельно и это разжигает их интерес, мотивирует к учебе.  

Во время закрепления полученных знаний на СМРС дети могут разрабатывать опросные листы по теме, выполнять онлайн-тесты, рисовать иллюстрации в графических редакторах Paint, писать сочинения, работать с тренажерами. Вид занятий зависит от того, по какой теме идет закрепление. Также можно организовать групповую работу, в которой ученики будут взаимодействовать друг с другом.  При проведении любой самостоятельной работы можно видеть, как справляются с ней ученики. Всё потому, что на  экране учительского ноутбука высвечиваются все окна учащихся. Причем можно отслеживать работу части учеников, например, работу «слабых» учеников. В любой момент остановить и подкорректировать  работу, показать удачную работу на общем экране. В программе присутствует функция общей доски. С помощью данной функции можно выполнить коллективно одну общую работу в графическом редакторе. Например, составление схемы для выполнения самостоятельных или групповых работ на уроках. Данную схему дополняют сами ученики, сидя за своими компьютерами, и она пополняется у каждого ученика на его компьютере и сохраняется. Или, например, можно проводить опросы учащихся с помощью данной образовательной модели. Опрос создается педагогом, не занимает много времени как при его составлении, так и его проведение. Опрос представляет собой тест с перечнем вопросов и готовыми ответами. Подводить итог опроса не надо, так как программа это сделает сама, а анализ предстает в виде графика или диаграммы в процентном соотношении, как по всему классу, так и по отдельному ученику.

Рефлексию урока также можно проводить при помощи нетбуков: ребята через чат высказывают свое мнение по уроку: Нарисуйте смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока. За что вы похвалили бы себя? Все ли понравилось или нет? Над чем нужно поработать? Что нового узнали?

Работа в среде мобильного класса на СМРС обеспечивает формирование универсальных учебных действий, способность ребенка к саморазвитию путем сознательного присвоения нового социального опыта. Благодаря ей выросла активность и результативность младших школьников в олимпиадах, конкурсах различного уровня, увеличился  интерес к исследовательской деятельности. Одних учеников мотивируют победы, другим интересно познать новое и сделать открытие для себя.

Таким образом, модель «1 ученик: 1 компьютер» можно использовать в урочной, внеурочной, рефлексивной деятельности. Но недостаточно иметь этот мобильный класс. Учитель должен обладать определенными навыками работы с ним и быть готовым совершенствоваться.

С внедрением модели «1 ученик: 1 компьютер»  в образовательный процесс у учителя появились неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, появилась возможность для обеспечения эффективной организации познавательной деятельности учащихся. 

Основной источник повышения интереса к учебной деятельности – это создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы. В этом случае ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся к ним с большим интересом, что позволяет их использовать для повышения активизации познавательного процесса.

Литература
Бурлакова А.А. Компьютер на уроках в начальных классах // Начальная школа плюс До и После. 2007. №7.
«Информационные технологии на уроках в начальной школе» / Сост. О.В. Рыбьякова. Волгоград, 2008.
Суровцева И.В. Добываем знания с помощью компьютера // Начальная школа плюс До и После. 2007. №7.

Б. Б. Ярмахов «1 ученик : 1 компьютер» — образовательная модель мобильного обучения в школе. Москва, 2012 год. 236 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы активизации познавательной деятельности детей на уроках "Окружающего мира".

     Данная презентация содержит теоретическую часть и практическую.  Теоретическая часть по теме "Методы активизации познавательной деятельности детей на уроках "Окружающег...

«Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках окружающего мира»

В наше образовательное учреждение приходят дети, имеющие разный уровень готовности к обучению, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии. Эта проблема потребовала необходимости ...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира.

В данной статье рассмотрены некоторые моменты активизации познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира....

Активация познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира

Познавательная деятельность — это активное изучение человеком окружающей действительности. Человек не может существовать в мире и не познавать его. Интерес к окружающему миру является одним из в...

Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках по русскому языку.

Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках по русскому языку....