«Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках окружающего мира»
материал по окружающему миру на тему

Максимова Елена Павловна

В наше образовательное учреждение приходят дети, имеющие разный уровень готовности к обучению, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии. Эта проблема потребовала необходимости поиска форм и методов развития познавательного интереса младших школьников. Разрешение этой проблемы происходит благодаря переходу ученика на более сложный уровень деятельности, что ведет к повышению его интеллектуальных и творческих способностей. В данном случае  это проектная и исследовательская деятельность, основы которой я ввожу в учебный процесс младших школьников. Особенность организации такой деятельности в том, что в ней могут участвовать не только сильные учащиеся, но и отстающие. Только уровень исследования будет иным. 

Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме и проанализировав особенности учащихся своего класса, я пришла к выводу, что познавательная активность как педагогическое явление – это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой стороны – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. При этом,  считаю, что конечный результат заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную.

С-6Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование познавательной активности. Именно поэтому опыт работы по теме «Формирование познавательной активности младших школьников через исследовательскую деятельность» актуален.

На начальном этапе работы по проблеме опыта совместно с психологом проводилась диагностика исходного уровня развития познавательной активности первоклассников по критериям Е.Т.Коротаевой 

 

Ясно видна необходимость повышения уровня познавательной активности учащихся. В арсенале инновационных педагогических методов, влияющих познавательную активность школьников, особое место занимает исследовательская творческая деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Максимова Елена Павловна

Управление образования администрации

Старооскольского городского округа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Старооскольский городской институт усовершенствования учителей»

«Исследовательская деятельность  как средство  развития познавательной активности обучающихся на уроках окружающего мира»

Максимова Елена Павловна

учитель начальных классов

МБОУ  «СОШ№19 с УИОП»

Старый Оскол

2013

Содержание

Информация об опыте…………………………………………………….3

Технология опыта………………………………………………………….9

Результативность опыта………………………………………………….14

Библиографический список…...................................................................17

Приложение к опыту …………………………………………………….1-

Раздел l. Информация об опыте

  1. Условия возникновения и становления опыта.

Школа должна стать своеобразной исследовательской лабораторией, в которую ученик приходит, чтобы делать открытия, с той только разницей, что эти открытия не для всего человечества, а для данного маленького человека

Кузнецов В.И.

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов» города Старый Оскол Белгородской области расположено в микрорайоне «Рудничный».  На базе школы создан Кадетский корпус «Виктория». Рядом со школой находятся: библиотека, ЦДЮТ № 1, станция юных техников, парк. Социальный статус жителей микрорайона: служащие, рабочие, частные предприниматели, студенты, пенсионеры, большинство имеют среднее специальное или среднее образование.   Экологическая обстановка удовлетворительная.

        Школа имеет два спортивных зала, стадион, тир, библиотеку, музей, два компьютерных класса, специализированные кабинеты. Индивидуальные и познавательные потребности обучающихся реализуются через уроки, внеклассные мероприятия, факультативные занятия, кружки и секции.

В наше образовательное учреждение приходят дети, имеющие разный уровень готовности к обучению, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии. Учителя всегда волновал вопрос: как побудить такие мотивы учения, которые лежали бы не во вне, а в самом процессе обучения? Чтобы ученик учился не только ради оценок и похвал, но и потому, что он увлечён учёбой, что он стремится к совершенствованию своей личности.

На начальном этапе работы по проблеме опыта совместно с психологом проводилась диагностика исходного уровня развития познавательной активности первоклассников по критериям Е.В.Коротаевой.Обработав данные, полученные при проведении диагностики и наблюдений в 1 классе, получены следующие результаты:

Нулевой уровень

Относительно

активный  уровень

Исполнительно активный

уровень

Активный уровень

Творческий уровень

2 человека

8 человек

7 человек

2 человека

0 человек

Ясно видна необходимость повышения уровня познавательной активности учащихся.

На диаграмме это выглядит так: учащихся 1 класса 2009-2010уч.г.:

К сожалению, на данный момент в литературе отсутствует единая система критериев познавательной активности и бросается в глаза обилие показателей познавательной активности, которое порождает иллюзию, что есть возможность точного измерения познавательной активности учащихся.Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме и проанализировав особенности учащихся своего класса, педагог пришел к выводу, что познавательная активность как педагогическое явление – это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой стороны – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. При этом он считает, что конечный результат заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную. Формирование опыта происходило в процессе изучения концептуальных основ личностно-ориентированной дидактической системы обучения по УМК«Школа России» методического аппарата учебников, содержания программ. Было установлено, что формирование исследовательских навыков поможет повысить у учащихся уровень познавательной.

1.2.Актуальность опыта

В арсенале инновационных педагогических методов, влияющих познавательную активность школьников, особое место занимает исследовательская творческая деятельность.

Передавая детям «ничейные» знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку - энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации у детей, не востребованности их творческих способностей. Отсюда - нежелание детей учиться. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Особенно характерно это для одарённых детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Но учебно-исследовательская деятельность младших школьников требует хорошо разработанной системы.  

Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.  Это  потребовало необходимости поиска форм и методов развития познавательного интереса младших школьников. Развитие познавательной активности происходит благодаря переходу ученика на более сложный уровень деятельности, что ведет к повышению его интеллектуальных и творческих способностей. В данном случае  это  исследовательская деятельность, основы которой учитель вводит в учебный процесс на уроках окружающего мира. Особенность организации такой деятельности в том, что в ней могут участвовать не только сильные учащиеся, но и отстающие. Только уровень исследования будет иным.

В ходе работы над темой опыта были выявлены следующие противоречия:

-между возрастающим объемом информации, который предлагается обучающимся, и недостаточным включением личности самих обучающихся в познавательный процесс;

-между современными требованиями к подготовке выпускников начальной школы, отвечающей компетентностной модели образования и сложившейся системой обучения младших школьников;

Разрешение этих противоречий становится особенно актуальным в условиях введения новых стандартов начального общего образования. Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование познавательной активности. Именно поэтому опыт работы по теме «Исследовательская деятельность  как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках окружающего мира» актуален.

1.3 Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта - создание условий для развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность

1.4.Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывала период с 2009 года – по 2013 год и осуществлялась в несколько этапов:

I этап – начальный (констатирующий) – октябрь 2009 – май 2010 года – изучение теоретических основ по теме опыта и опыта коллег; изучение возможностей применения УМК «Школа России» под редакцией  П.П.Плешакова  для развития познавательной активности;

II этап – основной (формирующий) – май 2010 – сентябрь 2012 года. На формирующем этапе учитель использовал различные методы исследования для развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира.

III этап – заключительный (контрольный) – сентябрь 2012 -февраль 2013г.

Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.

1.5.Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой работы учителя по развитию познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность.

1.6.Теоретическая база опыта

Работая над опытом, автор опыта обратился к учебным пособиям и классической литературе по педагогике и психологии, чтобы найти научное обоснование опыту.

Методологическая база опыта такова:

Выготский Л.С. Педагогическая психология [1]

Проблема развития познавательной активности младших школьников рассматривается в трудах Г.И.Щукиной, Т.И.Шамовой, [14; 15;].

Теоретические подходы к использованию исследовательского метода, как основы развивающего обучения в начальной школе, представлены в трудах А.И. Савенкова, А.В.Леонтович, В.С.Кукушкина [8; 9; 10; 11; 4;].

Проблема диагностики и развития исследовательских способностей (А. И. Савенков, Н. С. Лейтес, С. М. Бондаренко) [8; 9; 10; 11].

Концептуальные положения проектной технологии (И. Ф. Свадковский, С. Т. Шацкий и др.) [3;].

В процессе подготовки к обобщению актуального педагогического опыта автором были рассмотрены следующие понятия: познавательная активность, исследовательская деятельность, учебное исследование.

Анализ литературы по проблемам развития познавательной активности свидетельствует, что термин этот ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность - более широкое понятие, чем деятельность.

Например, А.М.Матюшкин, С.Е.Мухина, Н.Ф.Талызина, исследовали проблему активизации мышления учащихся в процессе обучения, проанализировали проблему самостоятельной деятельности учащихся и сделали вывод, что самостоятельность является высшим уровнем активности [6; 7;12].

Т.И. Шамова пишет: " Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей" [14, 196].

Э.А. Красновский дает познавательной активности совершенно особое определение: "Познавательная активность есть проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения" [3, 11].

В соответствии с теорией Л.С.Выготского, развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта [1].

Г.И. Щукина определяет познавательную активность как «качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания». Качеством личности познавательная активность становится, по ее мнению, «при устойчивом проявлении стремления к познанию»[15,140].

Таким образом, на основании проведенного анализа, определяем познавательную активность, как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной активности.

Теоретические положения формирования исследовательских навыков, используемые автором, отражены в трудах А.И. Савенкова, А.В.Леонтовича, В.С.Кукушкина [8; 9; 10; 11; 4; ].

Эти положения включают в себя следующее

Во-первых, исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку.

В-третьих, исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество. При этом исследователь зачастую не знает, что принесет ему сделанное в ходе исследований его открытие.

В-четвертых, исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками, не должна ограничиваться рамками смелых гипотез. Исследовательская деятельность более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.

Ссылаясь на идеи А. И. Савенкова, автор опыта установил, что в процессе исследовательской деятельности формируются следующие умения:

1.Поисковые (исследовательские) умения:

-умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

-умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

-умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

-умение находить несколько вариантов решения проблемы;

-умение выдвигать гипотезы;

-умение устанавливать причинно-следственные связи.

2.Рефлексивные умения:

-умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

-умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

3.Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

-умение находить компромисс;

-навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

4.Умения работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умение взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. 5.Презентационные умения

-навыки монологической речи;

-умение уверенно держать себя во время выступления;

-артистические умения;

-умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.

1.7.Новизна опыта

Новизна опытазаключается в создании системы применения методов исследования, нацеленных на развитие познавательной активности обучающихся.

1.8.Условия реализации опыта

Для реализации опыта использовалась: Авторская программаначального общего образования курса «Окружающий мир» (автор А.А. Плешаков), сборник «Школа России. Концепция и программы  для начальных классов», руководитель проекта А.А. Плешаков, в  2ч. - М.: Просвещение,  2008г.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова « Окружающий мир» учеб.для 4 кл. нач. шк. в 2 ч. / А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова. - М.: Просвещение, 2009.

А.А. Плешаков  «Окружающий мир» Рабочая тетрадь: 4 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч.– М.: Просвещение, 2012.

Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 4 класс./ Сост. И.Ф.Яценко. – М.: «ВАКО», 2012.

Используемые приёмы, методы и формы исследовательского обучения можно применять при организации других уроков на основе принятых УМК в начальной школе, а также во внеурочной деятельности.

Раздел l l

Технология описания опыта

2.1.Цели педагогической деятельности

Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики развития познавательной активности младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира.

2.2. Задачи педагогической деятельности

Для достижения планируемых результатов необходимо решить ряд серьёзных педагогических задач:

-развить интерес учащихся к исследовательской деятельности в процессе её осуществления;

-создать условия для вовлечения в проектно – исследовательскую деятельность не только отдельных одарённых детей, а всех учащихся класса;

-способствовать мотивации к познавательной деятельности;

-формировать качественные знания учащихся.

2.3. Организация учебно-воспитательного процесса.

Практическая работа  по формированию исследовательских навыков убеждает, что исследовательская деятельность младших школьников на уроках важна. Переоценить ее значение трудно. Правильная организация исследовательской деятельности, как в процессе урока, так и во внеурочное время, уже на начальном этапе обучения, позволяет формировать у обучающихся интеллектуальные умения (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, абстрагирование, классификация); информационные умения (работать со словарями, справочной литературой, получать информацию у компетентных по данному вопросу лиц); коммуникативные умения; организационные умения (умение формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку), тем самым повысить познавательную активность учащихся. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системе. При формировании исследовательских умений младших школьников автор придерживается следующих условий:

•Целенаправленность и систематичность.

 Работа по развитию исследовательских умений проходит в классе постоянно. Успешно используется материал уроков окружающего мира.

•Мотивированность.

Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

•Творческая среда.

Способствование созданию творческой, рабочей атмосферы, поддержанию интереса к исследовательской работе.

•Психологический комфорт.

Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Для достижения поставленной цели автор опыта использует технологию развития исследовательских умений младших школьников, подразумевающую соблюдение данных организационно-педагогических условий. Цель технологии – осуществить пропедевтическую работу по развитию исследовательских умений. Содержание обучения рассчитано на обеспечение следующих аспектов:

1. Возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;

2.Возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;

3. Возможность развития интересов к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.

Автор выделяет четыре блока умений, необходимых при организации учебной деятельности:

1.Умения организовать свою работу (планирование работы).

2.Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, методы исследованияпо предметам, а так же домашние исследования школьников Приложение9).

Домашние задания выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка.

В основе организации урока автор опыта выделяет шесть основных этапов методики исследования, которые следуют друг за другом, и один дополнительный (Приложение 4 ):

I. Мотивация(создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предположений, на основе которых формулируется гипотеза)

II. Исследование(поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы)

III. Обмен информацией(изложение результатов исследования)

IV. Организация информации(сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов)

V. Связывание информации(открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения)

VI. Подведение итогов, рефлексия(оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы по проблеме)

VII. Применение(использование приобретённого нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия)

2.5.Описание содержания обучения (формы, методы, приемы и средства учебно-воспитательной работы, преобладающие виды деятельности, их оптимальный выбор в соответствии с возрастными особенностями учащихся).

Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности проходило в несколько этапов.

Первый этапсоответствует первому классуначальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:

1. Поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;

2. Развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;

3. Формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности:

1. Коллективный учебный диалог;

2. Рассматривание предметов;

3. Создание проблемных ситуаций;

4. Чтение-рассматривание;

5. Коллективное моделирование;

6. Игры-занятия;

7. Выполнение моделей из различных материалов;

8. Экскурсии;

9. Выставки детских работ.

В первом классе, в своей работе  автор использует игры и задания позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей, тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребенка с алгоритмом проведения исследования.

При изучении темы «Животные» детям было дано задание,приготовить рассказ о необычном животном. Тема специально не конкретизируется, так как интересы у детей совершенно разные. Обучающиеся узнают, откуда можно получит информацию: спросить у взрослого человека, найти в книгах, понаблюдать, посмотреть в компьютере, провести опыт и т.д. Определяем последовательность выполнения работы. Выясняем, что всем ещё трудно делать много записей, поэтому ищем выход из этой проблемной ситуации - сделать рисунок и записать лишь опорные слова.

Самое важное для школьника – умение задавать вопросы. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании, принуждая к умственному труду. Если ученик ни о чём не спрашивает учителя, не имеет такого желания, значит его надо к этому подталкивать.

Для развития умения задавать вопросы учителем используются следующие задания:

Уточняющие (верно ли, что; надо ли; должен ли? и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?)

“Найди загадочное слово”.Дети задают друг другу разнее вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов “что”, “как”, “почему”, “зачем”. Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например: в вопросе об апельсине звучит не “Что это за фрукт?”, а “Что это за предмет?”.

Возможен и более сложный вариант. Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: “Это то, что находится в доме?”; “Этот предмет оранжевого цвета?”; “Используется ли этот предмет в перевозке грузов?”; “Это не животное?”. Ребенок, загадавший слово, отвечает “да”, “нет”.

Игра “Угадай, о чем спросили” Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.

На карточке написано “Почему совы охотятся ночью?” Ребенок отвечает “Они днём плохо видят, поэтому охотятся ночью”. Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос. (Приложение1)

Второй этап - второй класс начальной школы - ориентирован:

1. На приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;

2. На развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;

3. На поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта.

На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности:

-учебная дискуссия;

-наблюдения по плану, рассказы детей и учителя;

-мини-исследования;

-экскурсии;

-мини-доклады,

-эксперименты.

Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности. Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.

Во втором классе формируются умения видеть проблемы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты.

1. Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон) (Приложение 2).

2. Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное). (Приложение3)

Обязательным условием для развития исследовательской деятельности является умение давать определение понятиям. Обычные загадки и кроссворды будут для этого самыми лучшими упражнениями. Хорошим заданием может стать сочинение загадок (Приложение 5).

Третий этап соответствует третьему и четвертомуклассу начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.

С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников:

1.Мини-исследования;

2. Коллективное выполнение и защита исследовательских работ;

3. Наблюдение;

4.Анкетирование, эксперимент;

Для этого выполняются следующие упражнения:

1.Подбор литературы по заданной теме (Приложение6)

2.Ориентировка в словаре, справочной литературе (Приложение7)

3.Ориентировка в тексте, ключевые слова (Приложение8)

4.Ответы на вопросы к тексту

На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений. Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности.необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм ы организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников (Приложение9).

Домашние задания выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка.

Раздел III

3.1. Результативность опыта

Работа над темой «Исследовательская деятельность  как средство  развития познавательной активности обучающихся на уроках окружающего мира» позволила учителю добиться определенных результатов.

Результативность опыта педагога отслеживалась по следующим критериям: диагностика уровня развития познавательной активности (диаграмма),

участие детей в олимпиадах, конкурсах и смотрах (таблица)

Для отслеживания динамики результативности по теме опыта была использована методика Е.В. Коротаевой(Приложение 10).

Итоговые результаты 2012-2013 учебный год

Нулевой уровень

Относительно активный

Исполнительно активный

Творческий уровень

Активный уровень

0

4

7

5

8

3.2. Сравнительный анализ уровня познавательной активности

Из представленной диаграммы видно, что в процессе работы произошло увеличение числа детей, имеющих активный и творческий уровни познавательной активности с 16% до 85%, при уменьшении числа учащихся, имеющих нулевой и относительно активный уровни с 39% до 0%.

Таким образом, с полным основанием можно сделать вывод о том, что применяемая автором система учебно-исследовательских упражнений оказывает позитивное влияние на развитие познавательной активности младших школьников.

Результаты участия в конкурсах и научно- практических конференциях:

Учебный год

Уровень участия

Результат участия

2010-2011

Школьный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Я- исследователь»  

Муниципальный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Я- исследователь»

Региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Я- исследователь»

Городская научно-практическая конференция НОУ "БИО ТОП" "Природу Старооскольского края сохраняют дети»

победитель

лауреат

лауреат

призер, 2 место

2011-2012

Школьный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Я- исследователь»

Муниципальный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Я- исследователь»

Региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Я- исследователь»

Городская научно-практическая конференция НоУ "БиоТОП" "Природу Старооскольского края сохраняют дети"

Межшкольная ученическая научно-исследовательская конференция. «День науки и творчества»

победитель

призер, 2 место

участник

призер, 3 место

победитель

2012-2013

Муниципальный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Первые шаги в науке»

Региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Первые шаги в науке»

призер, 2 место

участник

Библиография

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480с.

2. Коротаева Е.В. Уровни познавательной активности //Народное образование, 1995 № 10, с. 67.

3. Свадковский И.Ф., Шацкий С.Т. и др. «Концептуальные положения проектной технологии» Сов.педагогика, - 1989, №5. с.11

4. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе / Пособие для учителей. – Феникс, 2003. – с.87

5. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование. – 1999. - № 10.

6. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии.-1982.-№4.-5-17с.

7. Мухина С.Е. Развитие познавательных способностей учащихся // Начальная школа, 2007, №2, с.17-21

8. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – с.204

9. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников – Самара, Федоров, 2006.

10. Савенков А.И. Виды исследований школьников// Одаренный ребенок.-2005.-№2. - с.84-106

11. Савенков А.И. Истоки практики исследовательского обучения// Исследовательская работа школьников.-2005.-№4. - с.29-39.

12. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников.- М. Просвещение 1988г. с.6-151.

13. Федеральный государственный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

14. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.:Педагогика, 1982. - 209с.

15. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 160с.



Предварительный просмотр:

Максимова Елена Павловна

Управление образования администрации

Старооскольского городского округа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Старооскольский городской институт усовершенствования учителей»

«Исследовательская деятельность  как средство  развития познавательной активности обучающихся на уроках окружающего мира»

Максимова Елена Павловна

учитель начальных классов

МБОУ  «СОШ№19 с УИОП»

Старый Оскол

2013

Содержание

Информация об опыте…………………………………………………….3

Технология опыта………………………………………………………….9

Результативность опыта………………………………………………….14

Библиографический список…...................................................................17

Приложение к опыту …………………………………………………….1-

Раздел l. Информация об опыте

  1. Условия возникновения и становления опыта.

Школа должна стать своеобразной исследовательской лабораторией, в которую ученик приходит, чтобы делать открытия, с той только разницей, что эти открытия не для всего человечества, а для данного маленького человека

Кузнецов В.И.

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов» города Старый Оскол Белгородской области расположено в микрорайоне «Рудничный».  На базе школы создан Кадетский корпус «Виктория». Рядом со школой находятся: библиотека, ЦДЮТ № 1, станция юных техников, парк. Социальный статус жителей микрорайона: служащие, рабочие, частные предприниматели, студенты, пенсионеры, большинство имеют среднее специальное или среднее образование.   Экологическая обстановка удовлетворительная.

        Школа имеет два спортивных зала, стадион, тир, библиотеку, музей, два компьютерных класса, специализированные кабинеты. Индивидуальные и познавательные потребности обучающихся реализуются через уроки, внеклассные мероприятия, факультативные занятия, кружки и секции.

В наше образовательное учреждение приходят дети, имеющие разный уровень готовности к обучению, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии. Учителя всегда волновал вопрос: как побудить такие мотивы учения, которые лежали бы не во вне, а в самом процессе обучения? Чтобы ученик учился не только ради оценок и похвал, но и потому, что он увлечён учёбой, что он стремится к совершенствованию своей личности.

На начальном этапе работы по проблеме опыта совместно с психологом проводилась диагностика исходного уровня развития познавательной активности первоклассников по критериям Е.В.Коротаевой.Обработав данные, полученные при проведении диагностики и наблюдений в 1 классе, получены следующие результаты:

Нулевой уровень

Относительно

активный  уровень

Исполнительно активный

уровень

Активный уровень

Творческий уровень

2 человека

8 человек

7 человек

2 человека

0 человек

Ясно видна необходимость повышения уровня познавательной активности учащихся.

На диаграмме это выглядит так: учащихся 1 класса 2009-2010уч.г.:

К сожалению, на данный момент в литературе отсутствует единая система критериев познавательной активности и бросается в глаза обилие показателей познавательной активности, которое порождает иллюзию, что есть возможность точного измерения познавательной активности учащихся.Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме и проанализировав особенности учащихся своего класса, педагог пришел к выводу, что познавательная активность как педагогическое явление – это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой стороны – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. При этом он считает, что конечный результат заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную. Формирование опыта происходило в процессе изучения концептуальных основ личностно-ориентированной дидактической системы обучения по УМК«Школа России» методического аппарата учебников, содержания программ. Было установлено, что формирование исследовательских навыков поможет повысить у учащихся уровень познавательной.

1.2.Актуальность опыта

В арсенале инновационных педагогических методов, влияющих познавательную активность школьников, особое место занимает исследовательская творческая деятельность.

Передавая детям «ничейные» знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку - энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации у детей, не востребованности их творческих способностей. Отсюда - нежелание детей учиться. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Особенно характерно это для одарённых детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Но учебно-исследовательская деятельность младших школьников требует хорошо разработанной системы.  

Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.  Это  потребовало необходимости поиска форм и методов развития познавательного интереса младших школьников. Развитие познавательной активности происходит благодаря переходу ученика на более сложный уровень деятельности, что ведет к повышению его интеллектуальных и творческих способностей. В данном случае  это  исследовательская деятельность, основы которой учитель вводит в учебный процесс на уроках окружающего мира. Особенность организации такой деятельности в том, что в ней могут участвовать не только сильные учащиеся, но и отстающие. Только уровень исследования будет иным.

В ходе работы над темой опыта были выявлены следующие противоречия:

-между возрастающим объемом информации, который предлагается обучающимся, и недостаточным включением личности самих обучающихся в познавательный процесс;

-между современными требованиями к подготовке выпускников начальной школы, отвечающей компетентностной модели образования и сложившейся системой обучения младших школьников;

Разрешение этих противоречий становится особенно актуальным в условиях введения новых стандартов начального общего образования. Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование познавательной активности. Именно поэтому опыт работы по теме «Исследовательская деятельность  как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках окружающего мира» актуален.

1.3 Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта - создание условий для развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность

1.4.Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывала период с 2009 года – по 2013 год и осуществлялась в несколько этапов:

I этап – начальный (констатирующий) – октябрь 2009 – май 2010 года – изучение теоретических основ по теме опыта и опыта коллег; изучение возможностей применения УМК «Школа России» под редакцией  П.П.Плешакова  для развития познавательной активности;

II этап – основной (формирующий) – май 2010 – сентябрь 2012 года. На формирующем этапе учитель использовал различные методы исследования для развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира.

III этап – заключительный (контрольный) – сентябрь 2012 -февраль 2013г.

Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.

1.5.Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой работы учителя по развитию познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность.

1.6.Теоретическая база опыта

Работая над опытом, автор опыта обратился к учебным пособиям и классической литературе по педагогике и психологии, чтобы найти научное обоснование опыту.

Методологическая база опыта такова:

Выготский Л.С. Педагогическая психология [1]

Проблема развития познавательной активности младших школьников рассматривается в трудах Г.И.Щукиной, Т.И.Шамовой, [14; 15;].

Теоретические подходы к использованию исследовательского метода, как основы развивающего обучения в начальной школе, представлены в трудах А.И. Савенкова, А.В.Леонтович, В.С.Кукушкина [8; 9; 10; 11; 4;].

Проблема диагностики и развития исследовательских способностей (А. И. Савенков, Н. С. Лейтес, С. М. Бондаренко) [8; 9; 10; 11].

Концептуальные положения проектной технологии (И. Ф. Свадковский, С. Т. Шацкий и др.) [3;].

В процессе подготовки к обобщению актуального педагогического опыта автором были рассмотрены следующие понятия: познавательная активность, исследовательская деятельность, учебное исследование.

Анализ литературы по проблемам развития познавательной активности свидетельствует, что термин этот ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность - более широкое понятие, чем деятельность.

Например, А.М.Матюшкин, С.Е.Мухина, Н.Ф.Талызина, исследовали проблему активизации мышления учащихся в процессе обучения, проанализировали проблему самостоятельной деятельности учащихся и сделали вывод, что самостоятельность является высшим уровнем активности [6; 7;12].

Т.И. Шамова пишет: " Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей" [14, 196].

Э.А. Красновский дает познавательной активности совершенно особое определение: "Познавательная активность есть проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения" [3, 11].

В соответствии с теорией Л.С.Выготского, развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта [1].

Г.И. Щукина определяет познавательную активность как «качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания». Качеством личности познавательная активность становится, по ее мнению, «при устойчивом проявлении стремления к познанию»[15,140].

Таким образом, на основании проведенного анализа, определяем познавательную активность, как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной активности.

Теоретические положения формирования исследовательских навыков, используемые автором, отражены в трудах А.И. Савенкова, А.В.Леонтовича, В.С.Кукушкина [8; 9; 10; 11; 4; ].

Эти положения включают в себя следующее

Во-первых, исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку.

В-третьих, исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество. При этом исследователь зачастую не знает, что принесет ему сделанное в ходе исследований его открытие.

В-четвертых, исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками, не должна ограничиваться рамками смелых гипотез. Исследовательская деятельность более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.

Ссылаясь на идеи А. И. Савенкова, автор опыта установил, что в процессе исследовательской деятельности формируются следующие умения:

1.Поисковые (исследовательские) умения:

-умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

-умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

-умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

-умение находить несколько вариантов решения проблемы;

-умение выдвигать гипотезы;

-умение устанавливать причинно-следственные связи.

2.Рефлексивные умения:

-умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

-умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

3.Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

-умение находить компромисс;

-навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

4.Умения работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умение взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. 5.Презентационные умения

-навыки монологической речи;

-умение уверенно держать себя во время выступления;

-артистические умения;

-умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.

1.7.Новизна опыта

Новизна опытазаключается в создании системы применения методов исследования, нацеленных на развитие познавательной активности обучающихся.

1.8.Условия реализации опыта

Для реализации опыта использовалась: Авторская программаначального общего образования курса «Окружающий мир» (автор А.А. Плешаков), сборник «Школа России. Концепция и программы  для начальных классов», руководитель проекта А.А. Плешаков, в  2ч. - М.: Просвещение,  2008г.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова « Окружающий мир» учеб.для 4 кл. нач. шк. в 2 ч. / А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова. - М.: Просвещение, 2009.

А.А. Плешаков  «Окружающий мир» Рабочая тетрадь: 4 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч.– М.: Просвещение, 2012.

Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 4 класс./ Сост. И.Ф.Яценко. – М.: «ВАКО», 2012.

Используемые приёмы, методы и формы исследовательского обучения можно применять при организации других уроков на основе принятых УМК в начальной школе, а также во внеурочной деятельности.

Раздел l l

Технология описания опыта

2.1.Цели педагогической деятельности

Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики развития познавательной активности младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира.

2.2. Задачи педагогической деятельности

Для достижения планируемых результатов необходимо решить ряд серьёзных педагогических задач:

-развить интерес учащихся к исследовательской деятельности в процессе её осуществления;

-создать условия для вовлечения в проектно – исследовательскую деятельность не только отдельных одарённых детей, а всех учащихся класса;

-способствовать мотивации к познавательной деятельности;

-формировать качественные знания учащихся.

2.3. Организация учебно-воспитательного процесса.

Практическая работа  по формированию исследовательских навыков убеждает, что исследовательская деятельность младших школьников на уроках важна. Переоценить ее значение трудно. Правильная организация исследовательской деятельности, как в процессе урока, так и во внеурочное время, уже на начальном этапе обучения, позволяет формировать у обучающихся интеллектуальные умения (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, абстрагирование, классификация); информационные умения (работать со словарями, справочной литературой, получать информацию у компетентных по данному вопросу лиц); коммуникативные умения; организационные умения (умение формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку), тем самым повысить познавательную активность учащихся. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системе. При формировании исследовательских умений младших школьников автор придерживается следующих условий:

•Целенаправленность и систематичность.

 Работа по развитию исследовательских умений проходит в классе постоянно. Успешно используется материал уроков окружающего мира.

•Мотивированность.

Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

•Творческая среда.

Способствование созданию творческой, рабочей атмосферы, поддержанию интереса к исследовательской работе.

•Психологический комфорт.

Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Для достижения поставленной цели автор опыта использует технологию развития исследовательских умений младших школьников, подразумевающую соблюдение данных организационно-педагогических условий. Цель технологии – осуществить пропедевтическую работу по развитию исследовательских умений. Содержание обучения рассчитано на обеспечение следующих аспектов:

1. Возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;

2.Возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;

3. Возможность развития интересов к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.

Автор выделяет четыре блока умений, необходимых при организации учебной деятельности:

1.Умения организовать свою работу (планирование работы).

2.Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, методы исследованияпо предметам, а так же домашние исследования школьников Приложение9).

Домашние задания выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка.

В основе организации урока автор опыта выделяет шесть основных этапов методики исследования, которые следуют друг за другом, и один дополнительный (Приложение 4 ):

I. Мотивация(создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предположений, на основе которых формулируется гипотеза)

II. Исследование(поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы)

III. Обмен информацией(изложение результатов исследования)

IV. Организация информации(сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов)

V. Связывание информации(открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения)

VI. Подведение итогов, рефлексия(оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы по проблеме)

VII. Применение(использование приобретённого нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия)

2.5.Описание содержания обучения (формы, методы, приемы и средства учебно-воспитательной работы, преобладающие виды деятельности, их оптимальный выбор в соответствии с возрастными особенностями учащихся).

Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности проходило в несколько этапов.

Первый этапсоответствует первому классуначальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:

1. Поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;

2. Развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;

3. Формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности:

1. Коллективный учебный диалог;

2. Рассматривание предметов;

3. Создание проблемных ситуаций;

4. Чтение-рассматривание;

5. Коллективное моделирование;

6. Игры-занятия;

7. Выполнение моделей из различных материалов;

8. Экскурсии;

9. Выставки детских работ.

В первом классе, в своей работе  автор использует игры и задания позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей, тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребенка с алгоритмом проведения исследования.

При изучении темы «Животные» детям было дано задание,приготовить рассказ о необычном животном. Тема специально не конкретизируется, так как интересы у детей совершенно разные. Обучающиеся узнают, откуда можно получит информацию: спросить у взрослого человека, найти в книгах, понаблюдать, посмотреть в компьютере, провести опыт и т.д. Определяем последовательность выполнения работы. Выясняем, что всем ещё трудно делать много записей, поэтому ищем выход из этой проблемной ситуации - сделать рисунок и записать лишь опорные слова.

Самое важное для школьника – умение задавать вопросы. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании, принуждая к умственному труду. Если ученик ни о чём не спрашивает учителя, не имеет такого желания, значит его надо к этому подталкивать.

Для развития умения задавать вопросы учителем используются следующие задания:

Уточняющие (верно ли, что; надо ли; должен ли? и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?)

“Найди загадочное слово”.Дети задают друг другу разнее вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов “что”, “как”, “почему”, “зачем”. Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например: в вопросе об апельсине звучит не “Что это за фрукт?”, а “Что это за предмет?”.

Возможен и более сложный вариант. Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: “Это то, что находится в доме?”; “Этот предмет оранжевого цвета?”; “Используется ли этот предмет в перевозке грузов?”; “Это не животное?”. Ребенок, загадавший слово, отвечает “да”, “нет”.

Игра “Угадай, о чем спросили” Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.

На карточке написано “Почему совы охотятся ночью?” Ребенок отвечает “Они днём плохо видят, поэтому охотятся ночью”. Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос. (Приложение1)

Второй этап - второй класс начальной школы - ориентирован:

1. На приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;

2. На развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;

3. На поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта.

На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности:

-учебная дискуссия;

-наблюдения по плану, рассказы детей и учителя;

-мини-исследования;

-экскурсии;

-мини-доклады,

-эксперименты.

Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности. Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.

Во втором классе формируются умения видеть проблемы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты.

1. Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон) (Приложение 2).

2. Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное). (Приложение3)

Обязательным условием для развития исследовательской деятельности является умение давать определение понятиям. Обычные загадки и кроссворды будут для этого самыми лучшими упражнениями. Хорошим заданием может стать сочинение загадок (Приложение 5).

Третий этап соответствует третьему и четвертомуклассу начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.

С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников:

1.Мини-исследования;

2. Коллективное выполнение и защита исследовательских работ;

3. Наблюдение;

4.Анкетирование, эксперимент;

Для этого выполняются следующие упражнения:

1.Подбор литературы по заданной теме (Приложение6)

2.Ориентировка в словаре, справочной литературе (Приложение7)

3.Ориентировка в тексте, ключевые слова (Приложение8)

4.Ответы на вопросы к тексту

На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений. Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности.необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм ы организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников (Приложение9).

Домашние задания выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка.

Раздел III

3.1. Результативность опыта

Работа над темой «Исследовательская деятельность  как средство  развития познавательной активности обучающихся на уроках окружающего мира» позволила учителю добиться определенных результатов.

Результативность опыта педагога отслеживалась по следующим критериям: диагностика уровня развития познавательной активности (диаграмма),

участие детей в олимпиадах, конкурсах и смотрах (таблица)

Для отслеживания динамики результативности по теме опыта была использована методика Е.В. Коротаевой(Приложение 10).

Итоговые результаты 2012-2013 учебный год

Нулевой уровень

Относительно активный

Исполнительно активный

Творческий уровень

Активный уровень

0

4

7

5

8

3.2. Сравнительный анализ уровня познавательной активности

Из представленной диаграммы видно, что в процессе работы произошло увеличение числа детей, имеющих активный и творческий уровни познавательной активности с 16% до 85%, при уменьшении числа учащихся, имеющих нулевой и относительно активный уровни с 39% до 0%.

Таким образом, с полным основанием можно сделать вывод о том, что применяемая автором система учебно-исследовательских упражнений оказывает позитивное влияние на развитие познавательной активности младших школьников.

Результаты участия в конкурсах и научно- практических конференциях:

Учебный год

Уровень участия

Результат участия

2010-2011

Школьный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Я- исследователь»  

Муниципальный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Я- исследователь»

Региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Я- исследователь»

Городская научно-практическая конференция НОУ "БИО ТОП" "Природу Старооскольского края сохраняют дети»

победитель

лауреат

лауреат

призер, 2 место

2011-2012

Школьный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Я- исследователь»

Муниципальный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Я- исследователь»

Региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Я- исследователь»

Городская научно-практическая конференция НоУ "БиоТОП" "Природу Старооскольского края сохраняют дети"

Межшкольная ученическая научно-исследовательская конференция. «День науки и творчества»

победитель

призер, 2 место

участник

призер, 3 место

победитель

2012-2013

Муниципальный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Первые шаги в науке»

Региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Первые шаги в науке»

призер, 2 место

участник

Библиография

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480с.

2. Коротаева Е.В. Уровни познавательной активности //Народное образование, 1995 № 10, с. 67.

3. Свадковский И.Ф., Шацкий С.Т. и др. «Концептуальные положения проектной технологии» Сов.педагогика, - 1989, №5. с.11

4. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе / Пособие для учителей. – Феникс, 2003. – с.87

5. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование. – 1999. - № 10.

6. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии.-1982.-№4.-5-17с.

7. Мухина С.Е. Развитие познавательных способностей учащихся // Начальная школа, 2007, №2, с.17-21

8. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – с.204

9. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников – Самара, Федоров, 2006.

10. Савенков А.И. Виды исследований школьников// Одаренный ребенок.-2005.-№2. - с.84-106

11. Савенков А.И. Истоки практики исследовательского обучения// Исследовательская работа школьников.-2005.-№4. - с.29-39.

12. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников.- М. Просвещение 1988г. с.6-151.

13. Федеральный государственный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

14. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.:Педагогика, 1982. - 209с.

15. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Реализация проекта «1 ученик: 1 компьютер», как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира"

Доска и мел наши главные инструменты, но хочется чего-то большего….Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучши...

Активация познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира

Познавательная деятельность — это активное изучение человеком окружающей действительности. Человек не может существовать в мире и не познавать его. Интерес к окружающему миру является одним из в...

Пути формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся на уроках окружающего мира (УМК «ПНШ»)

Презентация  демонстрирует методы, приёмы и формы работы, формирующие учебно-познавательные компетенции обучающихся на уроках окружающего мира (УМК «ПНШ»)...

Активизация познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира

Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т....

Фоормирование познавательной активности четвероклассников на уроках окружающего мира посредством ТРКМ

Формирование познавательной активности четвероклассников на уроках окружающего мира посредством технологии развитии критического мышления...