Активизация познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира
статья по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)
Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizaciya_poznavatelnoy_aktivnosti_uchashchihsya_na_urokah_okruzhayushchego.doc | 279.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить.
Адольф Дистервег
- Введение
Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащихся к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации учащихся.
Сегодня в значительной степени возросла ответственность педагога за судьбу каждого ученика в личностном значении. Я осознаю свою значимость в формировании всесторонне развитой личности, готовой к сопряжению полученных знаний с общекультурными духовными ценностями.
Применение современных образовательных технологий помогает учителю перейти от традиционного урока к современному уроку, а также дает широкие возможности для развития самостоятельной деятельности учащихся.
Основываясь на утверждённую Президентом РФ в 2010 году Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», каждая общеобразовательная школа должна осуществлять поиск талантливых детей и создавать творческую среду для их самореализации. Без применения новых педагогических технологий, обеспечивающих творческую активность учащихся, активизирующую их познавательную деятельность невозможно достичь поставленной задачи.
В последнее время стало наблюдаться снижение познавательной активности учащихся. Как же сделать так, чтобы процесс обучения стал интересным, творческим, приносил радость и удовлетворение? Огромная роль здесь, на мой взгляд, отводится современным образовательным технологиям, так как в настоящее время именно внедрение новых технологий стали неотъемлемой частью современного образования. Поэтому я выбрала тему для творческого отчёта «Активизация познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира через использование современных образовательных технологий».
Мой педагогический опыт по данной теме возник в 1991 году, когда я пришла работать в начальную школу. Я обратила внимание на то, что многим ученикам не нравятся уроки окружающего мира. Дети, в основной массе, были пассивны на уроках. Становление опыта продолжается и сейчас, так как проблему поиска путей повышения познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира считаю актуальной. Конечно, я испытывала трудности в работе, связанные с техническим оснащением, так как информатизация общеобразовательных учреждений не была так широко развита как сейчас.
Целью моего опыта работы является:
Создание условий для активизации познавательной активности учащихся с помощью современных образовательных технологий на уроках окружающего мира.
Чтобы реализовать данную цель, решаю следующие задачи:
- Создавать на уроке условия для формирования у учеников приёмов учебной деятельности.
- Добиваться включённости каждого ученика в активную учебную деятельность как на уроке.
- Учитывать индивидуальные способности каждого учащегося.
- Выявлять условия для успешного развития познавательной активности обучающихся.
Конечно, современных образовательных технологий много, но в своей работе я опираюсь лишь на некоторые из них:
- Технология личностно – ориентированного образования.
- Технология использования игровых методов.
- Метод проектов.
- Технология обучения в сотрудничестве.
- Технология разноуровневого обучения.
- Технология развития критического мышления.
- Информационно – коммуникационные технологии.
Сущность познавательной активности в процессе учебной деятельности как ведущего вида деятельности в младшем школьном возрасте нашла отражение в исследованиях, проведенных В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, Л.В. Занковым, Н.Б. Истоминой, Л.Г. Петерсон и других.
С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.
Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить, как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
В педагогической практике я использую различные пути активизации познавательной активности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Можно утверждать, что новые технологии обучения, прежде всего, повышают активность учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.
Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.
Можно выделить три уровня познавательной активности
Первый уровень - воспроизводящая активность.
Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»
Второй уровень - интерпретирующая активность.
Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Третий уровень - творческий.
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.
Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.
При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.
Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность учащегося не может сводится только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения и, конечно же, пополняется багаж учащегося. Вот почему активизация учебно-познавательной деятельности в учебном процессе имеет важное значение.
Система работы:
Моя педагогическая система строится на внедрении в учебный процесс различных форм, методов, средств обучения для повышения познавательной активности учащихся. И она реализуется через систему учебной деятельности, методическую работу.
Новые образовательные стандарты должны коренным образом изменить организацию учебного процесса в новой школе. Современные образовательные технологии имеют большой диапазон возможностей для его совершенствования. В педагогической литературе рассматриваются новые условия обучения и воспитания учащихся, которые должны активизировать жизненную позицию обучаемого, помочь ему самоутвердиться и самореализоваться в стенах школы. Для этого учителю необходимо активизировать эмоциональный, интеллектуальный и волевой потенциал учащегося. Следовательно, познавательная активность школьника зависит от уровня включенности его в образовательный процесс, что в свою очередь зависит от организации и проведения уроков учителем.
Особое внимание в работах ведущих педагогов уделено методам активизации познавательной деятельности как процесса и как результата образовательной деятельности. Выготский Л.С. характеризует познавательную деятельность как сознательную и свободную, с высоким уровнем развития интереса. Интерес выступает как движущая сила познания. Работать над активизацией познавательной активности – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов.
- Аналитическая часть
1. Анализ работы деятельности педагога в учебной деятельности.
1.1. Технология личностно – ориентированного образования.
Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения в воспитании, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка. К. Роджерс считает основной задачей учителя помощь ребёнку в его личностном росте. Именно учитель может создать в классе нужную атмосферу для индивидуального развития.
Я работаю по учебно-методическому комплекту «Школа России» (Т.Г. Рамзаева, В.Г.Горецкий, М.М.Моро, А.А.Плешаков, Б.М. Неменский). Он рассчитан на личностно-ориентированный подход в образовании младших школьников, в нём изначально заложен принцип постепенного усложнения в предъявлении учебного материала, поэтому я постоянно использую элементы развивающего обучения. Основной особенностью методов и форм в моей работе является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Есть категория учащихся среди моих учеников, которых не удовлетворяет только работа с учебником, они изучают словари, рассматривают энциклопедии, исследуют специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы, наблюдают, экспериментируют, ставят опыты. Особенность учебника А.А. Плешакова – разнообразие домашних заданий, направленных на работу с дополнительной литературой, выполнение домашних опытов и наблюдений, что способствует активизации познавательной активности учеников, развитию практических умений и навыков, творческих способностей.
А.А.Плешаковым разработаны «Рабочая тетрадь по окружающему миру», «Тетрадь для проверочных работ по окружающему миру». Они помогают детям усвоить изученный материал, проверить свои знания. Практика показала, с каким желанием и интересом дети выполняют задания в этих тетрадях. Самостоятельная, проверочная работа не вызывают у ребят страха, т.к. работа на уроке и выполнение домашних заданий дают возможность каждому ученику приобрести прочные знания.
1.2. Технология использования игровых методов.
В современных условиях бурного развития начальной школы, появления альтернативных программ и систем обучения я стараюсь работать творчески - уроки провожу разнообразно и увлекательно. Для формирования положительной мотивации на уроках, я считаю, необходимо применение дидактических игр.
В начальной школе на уроках окружающего мира учащиеся должны усвоить основы важного пропедевтического предмета, формирующего мировоззрение и экологическую культуру. Экологическое образование детей является неотъемлемой задачей современного процесса обучения и воспитания. Основная экологическая идея выражается формулировкой “всё в природе взаимосвязано, природа единое целое”. Если взрослыми эта идея обычно воспринимается как аксиома, то для детей она должна быть наполнена конкретным содержанием и доказана.
Дидактическую ценность для изучения природы на уроках естествознания имеют лишь те игры, в которых ребенок действительно сталкивается с теми проблемами, которые имеются в реальных природных условиях. Именно они позволяют получить личный опыт переживания той или иной ситуации, поведения в ней и принятия решения. Приведу примеры некоторых игр из своей практики.
Игра «Типография».
В игре участвуют две команды. Каждому игроку дается карточка с одной из букв: А В Г Е И К Л Н О П Р С Ц Ч Я. Карточка с буквой прикрепляется на грудь. Ведущий читает загадку, а ребята, отгадав ее, стараются быстро встать в ряд так, чтобы можно было прочитать слово-отгадку. Очко достается команде, которая быстрее составит слово. Побеждает команда, набравшая большее число очков.
Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей, Взад-вперед по пашне, вскачь, А зовется птица . . . . (Грач) | Распустила хвост жар-птица, Он горит и золотится. Из заморских к нам долин Этот хвост принес . . . . (Павлин) |
На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад – Ищет в речке лягушат. На носу повисла капля. Узнаете? Это . . . . (Цапля) | Ночь, как смоль, черным черна. Серой птице не до сна: Меж кустов, как тень, скользит, Караулит, кто не спит. Ловит каждый шорох чутко, А как крикнет, станет жутко, Вздрогнет спящая трава. Это ухает . . . . (Сова) |
Мы построили вдвоем Для гостей весенний дом, А верней сказать – дворец Прилетай скорее, . . . . (Скворец) |
Игра «Ну-ка, прочитай!».
Цель игры: расширить представления детей о птицах, закрепить у учащихся названия птиц, их строение.
Ход игры: Участники должны прочитать названия птиц. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее.
д | и | б | к | е | б | р | и | ш | г | а | ш | л | к | л | ч |
о | з | у | д | я | н | б | а | о | л | д | а | и | н | к | у |
к | а | г | р | л | к | н | у | р | о | п | о | а | н | ы | ш |
с | и | м | о | р | л | у | м | с | р | я | п | у | к | и | а |
п | о | в | т | и | о | к | щ | ь | т | к | ь | у | в | х | а |
к | щ | б | е | ф | а | г | ш | б | о | ф | а | ш | л | б | к |
д | е | з | я | п | и | с | з | я | к | у | с | ш | е | п | а |
ю | ч | б | е | н | а | б | г | т | ю | н | л | о | т | к | а |
к | л | э | в | а | г | о | а | р | э | ш | в | г | у | л | н |
б | и | в | х | е | р | а | в | с | х | а | к | с | у | т | и |
Игра «Поле чудес».
Игра проводится в первом полугодии в IV классе (по программе А.А. Плешакова). Урок – игра поможет при закреплении материала по темам “Зоны тундры” и “Зоны леса”.
Цели и задачи:
- Расширить познания детей о видах животных и растений, населяющих зоны тундры и лесов.
- В игровой форме проверить и закрепить ранее полученные знания по темам “Красная книга”, “Растения и животные, характерные для этих зон”.
- При помощи предлагаемых вопросов провести фронтальную проверку знаний.
- Развивать познавательный интерес у детей к обитателям Северных просторов.
Оборудование: волчок, карманы для букв, набор букв из картона, поднос, изображения животных и растений, карточки с подсказками для ведущего, бумага, карандаши и ручки, полоски цветного картона (за полный правильный ответ розовая, за дополнение или неполный ответ белая), призы.
Ход игры. Выбирается первая тройка игроков. Для этого задаются три вопроса. Кто на них ответит на большее количество вопросов, тот станет участником игрового тура полуфинала. Ответы дети записывают на листочках (если правильных ответов будет больше трех, проводится жеребьевка).
Примерные вопросы для первого отборочного тура «Растения».
- Как называется это растение? В течение долгих зимних месяцев это растение – единственный корм северных оленей (оно составляет 70% их годового рациона). Без этого растения олени гибнут от кишечных заболеваний. Сохранить здоровье оленей помогают вещества, содержащиеся в этом растении. (Ягель, “олений мох”)
- Знаете ли вы это растение? В тундре и лесотундре растет низкий ветвистый кустарничек высотой чуть больше метра. Зимой его полностью покрывает снег. Его листочки кругленькие, похожи на мелкие монетки. Осенью листья окрашиваются в яркие оранжевые и красные тона. (Карликовая березка) Подсказка: в более южных районах и в лесотундре встречается его “старшая сестрица” – всеми любимое белоствольное дерево.
- А про это растение вы наверняка слышали. Сначала загадка:
Сидит на палочке в красной рубашечке.
Брюшко сыто – камешками набито.
Эта загадка про растение, которое является одним из видов диких роз. Растет в средней полосе и лесотундре. Его плоды содержат намного больше витаминов, чем лимоны и апельсины. (Шиповник)
Игровой тур. Игроки по очереди вращают волчок. Если выпадает пустой сектор, он должен назвать букву. Если игрок отгадал букву, он имеет право на следующий ход и снова вращает волчок. Если названной буквы нет в слове, право следующего хода переходит другому игроку. Если: а) выпадает сектор “П” – приз. Игрок может взять приз и выбывает из дальнейшей игры или отказывается от приза и продолжает игру; б) выпал сектор “О”, то ход переходит к другому; в) игрок подряд угадывает три буквы, то выносят две капсулы, в одной из них приз. Игрок выбирает одну капсулу и забирает ее содержимое. Игрок, угадавший слово, выходит в финал.
Вопрос для участников игрового тура первого полуфинала «Растения».
Ягоды этого растения очень вкусны и полезны (содержат много железа, витаминов С, Р, В), но их еще применяют как краситель. В старину ими красили лен и шерсть в красный и фиолетовый цвета. Это растение – родственник вереска. Его ягоды улучшают зрение. Растет оно и в тундре, и в лесной зоне. (Черника) Игрок, угадавший слово, становится участником финала.
Примерные вопросы для второго отборочного тура «Птицы».
1. Выберите названия птиц, обитающих в тундре: 1. синица большая; 2. белая куропатка +; 3. снегирь; 4. голубь; 5.сокол-сапсан +; 6. розовая чайка +; 7. рыжая цапля; 8. краснозобая казарка +; 9. марабу; 10. серпоклювый колибри. (Значком + отмечены ответы.)
2. Какие из выше перечисленных птиц занесены в Красную книгу? (Краснозобая казарка, розовая чайка, сокол-сапсан).
3. Впишите в пустые клетки буквы, чтобы получились названия птиц лесной зоны (предлагается кроссворд).
Г | Л | У | Х | А | Р | Ь | ||
Д | Я | Т | Е | Л | ||||
С | О | В | А |
Вопрос для участников игрового тура второго полуфинала «Птицы».
Это небольшая изящная птица. “Хвостом лед пробивает”,- шутливо говорят про нее в народе. Поговорка связана с тем, что эта птичка прилетает рано; перед вскрытием рек ото льда. Ее даже зовут птицей-ледоколом. Питается она насекомыми, ловко схватывая их на лету. Подсказка: передвигается она по земле мелкими шажками, все время потряхивая довольно длинным хвостом. (Трясогузка) Игрок, угадавший слово, становится участником финала.
Примерные вопросы для третьего отборочного тура «Звери».
1. Выберите названия зверей, обитающих в тундре: 1. благородный олень; 2. красный волк; 3. сибирский лемминг +; 4. заяц-беляк +; 5. сурок; 6. северный олень +; 7. ушастый еж; 8. барсук обыкновенный; 9. бурый медведь +; 10. голубой песец +. (значком + отмечены ответы)
2. Отгадайте загадки:
Летом ходит без дороги Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. (Медведь) | Трав копытами касаясь, В тундру бегает красавец, Ходит смело и легко, Рога, раскинув широко. (Олень) |
Угадайте, что за шапка: Меха целая охапка. Шапка бегает в бору, У стволов грызет кору. (Заяц) | Кто зимой холодной Ходит злой, голодный. (Волк) |
Сам пушистый, Мех серебристый, В тундре живет, Хищником слывет. (Песец) | Живет под землей, Сам рыжий такой, Зимой и летом в норке живет Корешки и травку жует. (Лемминг) |
3. Задание “Живые буквы”. К названному слову нужно прибавить одну или несколько букв, чтобы получилось название животного, обитающего в тундре: 1. Лень – тюлень. 2. Вол – волк. 3. Мор – морж. 4. Бык – овцебык.
Вопрос для участников игрового тура третьего полуфинала «Звери».
Мех этого зверя носили как знак верховной власти цари, короли, князья. В былые времена в Англии его разрешалось надевать лишь членам королевской семьи. Позже этой чести были удостоены и официальные государственные лица. Об их ранге можно было судить по количеству хвостов этого зверя на одежде. Питается грызунами, рыбой, птицей, черникой, брусникой, можжевеловыми ягодами. Он ловок и силен. (Горностай) Дополнительная подсказка: Внешне похож с соболем и норкой. Игрок, угадавший слово, становится участником финала.
Игра со зрителями.
Отгадайте название птицы. Необычайно много легенд, мифов и сказок сложено различными народами об этой птице. Верхом на ней восседает высшее индуистское божество Брахма, в нее превращался и сам Зевс-громовержец, этих птиц запрягал в свою колесницу древнегреческий бог Аполлон.
Бурятская легенда рассказывает, что какой-то охотник увидал трех таких птиц, скинувших перья и купавшихся в озере в облике трех девушек. Он схватил одну из птичьих шкурок и взял одну девушку себе в жены. Но, состарившись, жена охотника попросила свое прежнее одеяние, обернулась птицей и улетела через дымовую трубу. Охотник пытался удержать ее за лапки вымазанными в саже руками. С тех пор лапки у этой птицы черного цвета. Живет она около сорока лет, что по птичьим меркам немало. (Лебедь)
Вопрос для участников финального тура.
Что это за растение? В зоне лесотундры растет хвойное дерево. Его древесина твердая, тяжелая (свежесрубленное дерево даже тонет в воде) и очень долговечная. Долго не поддается гниению в почве и в воде. Северяне делают из него телеграфные столбы и сваи для мостов. До наших дней сохранилась деревянная башня Якутского острога, сооруженная в середине XVII века. (Лиственница) Подсказка: хвоинки у этого дерева мягкие и опадают каждую осень, как листья.
Финалист награждается призом.
1.3. Метод проектов.
Проектная деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся рассматривается как составная часть современных педагогических технологий.
Проект (от латинского - брошенный вперед) - это мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия. Проект в начальных классах – это возможно. Сегодня уже имеется положительный опыт такой технологии.
Изучая раздел «Человек и его здоровье», мои учащиеся составили и защитили мини-проекты «Режим дня». В приложении 1 я поместила пример работы над проектом «Что такое здоровый образ жизни?».
В основе проектной деятельности лежит освоение новой информации, что в определенной степени обозначает пути продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения, от репродуктивного к творческому. Проектная деятельность позволяет решить мою главную задачу как учителя – активизация познавательной активности. Кроме того, позволяет формировать личностные качества учащихся и в первую очередь – умение работать в коллективе, анализировать результаты своей деятельности. Сегодня проектная деятельность успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
Участие в проекте это для ученика:
- Принятие самостоятельных решений;
- Умение ставить задачи и задавать вопросы;
- Умение работать в команде;
- Способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;
- Раскрытие индивидуального потенциала.
В основу проектной деятельности положена идея о направленности учебно-познавательной активности школьника на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности , который становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности.
1.4. Технология обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).
Групповая работа, на мой взгляд, - это уникальная форма организации обучения. У нее очень много положительных сторон:
- способствует реализации воспитательных целей, приучая к ответственности, взаимопомощи;
- повышает производительность труда учащихся, развивает познавательную активность, самостоятельность;
- расширяет межличностные отношения детей.
Польский педагог и психолог В. Оконь отмечает, что учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, способствует успехам каждого ребенка.
Групповую форму работы использую как при изучении нового материала, так и при закреплении, повторении, обобщении пройденного.
Организуя на уроке групповую работу, я по-разному формирую состав групп. Для более четкой и быстрой организации групповой работы мною, совместно с детьми, были разработаны «Правила работы в группе» (см. приложение 2).На первых этапах обучения детей работе в группах даю очень подробные планы (инструкции) выполнения задания.
Например, на уроке во 2-м классе (тема «Как животные размножаются») при изучении нового материала я использовала групповую форму работы. Класс был разделен на 4 неоднородные группы. Каждая из групп самостоятельно изучала часть нового материала и готовила сообщение по этому вопросу всему классу. Детям были предложены инструкции:
I группа «Размножение насекомых».
- Прочитайте статью «Как размножаются насекомые».
- Составьте схему развития бабочки (конверт №1).
- Решите, кто расскажет о размножении бабочки классу и выслушайте его ответ (если нужно, поправьте, дополните).
- Начертите схему развития бабочки на доске.
- Решите, кто расскажет классу о размножении кузнечиков и выслушайте его ответ (если нужно, поправьте, дополните).
- Доложите о готовности группы.
II группа изучала вопрос о размножении рыб, земноводных и пресмыкающихся, III группа о размножении птиц, IV группа – о размножении зверей по аналогичным планам.
По ходу выступления группы перед классом я, по необходимости, дополняю, уточняю излагаемый материал.
В 4-м классе я предлагаю детям более сжатые планы работы. Покажу на примере инструкций, данных учащимся при самостоятельной работе по изучению нового материала (тема урока «Зона лесов»). Класс был разделен на 3 группы:
I группа | II группа | III группа |
«Животные леса»
| «Растения леса»
| «Какие бывают леса»
|
На этом же уроке детям была предложена еще одна работа в группах (на этапе закрепления нового материала). | ||
I группа | II группа | III группа |
Составьте 2-3 цепи питания, которые сложились в лесу. | Между зоной тундры и зоной лесов лежит промежуточная зона – лесотундра. Почему она так называется? Как вы ее себе представляете? | Сравните природу тундры и лесной полосы. |
Задания группам предлагаю не только разные (что видно из приведенных выше примеров), но и одинаковые:
а) предполагающие разные ответы.
- Придумайте свой «запрещающий» знак. Обоснуйте необходимость соблюдения этого правила поведения в природе (2 класс «Охрана растений», «Охрана животных»).
- Как вы поступите, если обнаружите, что из неисправного крана или поврежденной трубы течет вода? (2 класс «Берегите воду!»)
- Какие нарушения природного равновесия могут произойти в лесу по вине человека? Что нужно делать, чтобы этих нарушений не было? (3 класс «Лес – природное сообщество).
б) предполагающие одинаковые ответы (при закреплении, повторении вводится элемент соревнования – кто ответит (выполнит) правильно и быстрее других).
- Выберите правильные ответы.
- К каким последствиям могло бы привести полное исчезновение бабочек?
А) станет больше цветковых растений;
Б) станет меньше цветковых растений;
В) станет больше птиц;
Г) станет меньше птиц.
(2 класс «Охрана животных»).
- Соберите из частей картинку. Назовите изображенные растения. Что их объединяет? (2 класс «Охрана растений»).
- Решите кроссворд и найдите спрятанное слово.
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 |
- Эти птицы собираются летом на скалистых берегах в шумные «птичьи базары», очень любят полакомиться рыбой.
- Близкий родственник тюленей.
- Птицы, которые откладывают яйца прямо на голые уступы скал.
- На них очень любит поохотиться белый медведь.
- Самое распространенное растение полярных районов.
- Самый крупный обитатель морей и океанов.
- Маленькие жители морей, которыми питаются рыбы.
(3 класс «В Арктике»).
При подведении итога урока, на котором использовалась групповая работа, обязательно акцентирую внимание детей на лучшее в работе группы (четкая организация, сплоченность действий, взаимопомощь, интересный подход к решению проблемы и т.д.) и на недостатки. Я считаю, что такой анализ необходим для того, чтобы дети видели «плюсы» и «минусы» своей работы, брали на вооружение положительное и устраняли недостатки.
1.5. Технология разноуровневого обучения (дифференцированный подход)
Я считаю, что нельзя добиться успехов в обучении, если не использовать на уроке дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Как же осуществить дифференцированный подход? Как помочь каждому ребенку усваивать необходимые знания?
В решении этой проблемы я использую книги по психологии и опыт кандидата педагогических наук О.М.Смирновой – автора очень хорошей, на мой взгляд, книги «Дифференцированный подход в обучении природоведению».
Наибольшая возможность дифференциации учебной работы учащихся, по моему мнению, возникает тогда, когда начинается запоминание, систематизация знаний, особенно при организации различных видов самостоятельной работы.
Разработанная О.М.Смирновой система дифференцированных заданий по природоведению (смотри таблицу ниже)
Группы учащихся | |||
I | II | III | IV |
Опосредующие учебную информацию | Направляющие работу учеников с учебным материалом | Требующие от учеников творческой деятельности | |
|
|
|
|
Самостоятельные работы | |||
Воспроизведение по образцу | Реконструктивно-вариативные | Частично-поисковые | Частично-поисковые, творческие |
помогает мне составить свои задания для каждой группы учащихся (см. приложение 3).
Разноуровневые задания помогают моим ученикам усваивать природоведческие представления и понятия.
1.6. Технология развития критического мышления.
Развивая способность к критическому мышлению можно добиться улучшения мыслительной деятельности. Принципиально важно в этой технологии выделение трёх обязательных стадий работы: стадия вызова, осмысления, рефлексии. Такое построение этапов работы позволяет сделать развитие мышления школьников управляемым процессом. Данную технологию я использую в своей работе второй год. Те приёмы учебной работы, которые существуют в технологии, являются важным средством развития критического мышления. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение. Методы и приёмы технологии развития критического мышления формируют самостоятельность мышления.
Уроки окружающего мира в технологии критического мышления я строю по схеме: «вызов – осмысление содержания – рефлексия».
Использую такой тип урока как работа с информационным текстом. Приёмы и стратегии работы применяю при изучении новой темы и для обобщения изученного по теме.
Мотивационная функция стадии вызова - это побуждение и стимулирование интереса к теме урока. Информационная функция – выявить имеющиеся знания по теме. С этой целью я использую приёмы:
- рассказ- предположение по ключевым словам (корень, стебель, плод);
- верные и неверные утверждения:
по теме «Свойства воздуха» обсуждались следующие утверждения,
- Воздух имеет определённую форму.
- Воздух невозможно сжать.
- В воздухе возможно услышать какие – либо звуки.
- Воздух не имеет массу.
- Воздух не может сохранять тепло.
Учащиеся вспоминают всё, что им известно по изучаемому вопросу, делают предположения, задают вопросы, на которые хотят получить ответы.
На этом этапе начинаем работать над кластером. Составление кластера важно для развития мышления и помогает систематизировать материал до знакомства с текстом. Мысли, возникающие при обсуждении темы, располагаются в определённом порядке, эти заголовки находятся вокруг основной темы. От каждого заголовка могут идти ответвления, формирующие «гроздь». Учащиеся с удовольствием используют кластеры, добавляя при этом что-то своё: могут изобразить кластер в виде растений, домиков, животных и т. д. Приём «Кластер» может быть использован на любом этапе урока.
Пример кластера по теме «Строение растений».
С целью краткого сообщения уже имеющихся знаний учащиеся составляют «синквейн» (стихотворение из пяти строк). Данный приём обогащает словарный запас учащихся, его составление полезно в качестве инструмента для синтеза и обобщения сложной информации и в качестве средства творческого самовыражения. Можно предложить написать синквейн до изучения новой темы, после получения новых знаний. В результате качественно меняется восприятие изучаемой темы.
Информационная функция стадии осмысления содержания – это получение новой информации по теме. На этом этапе происходит классификация полученной информации по категориям знаний.
Применим такой приём, как чтение с пометками. Учащиеся читают текст и ставят на полях соответствующие знаки. Такая работа позволяет лучше проработать и осмыслить материал, расширить знания, разрешить противоречия, которые возникли на предыдущем этапе.
Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов, я использую приём «ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить учащихся с различными видами вопросов. Они формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки.
Мной ведётся работа над составлением таких типов вопросов :
- Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию.
- Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно - следственных связей.
- Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
- Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.
На стадии рефлексии - осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация полученных сведений.
Здесь дети учатся устанавливать причинно – следственные связи, отвечают на поставленные вопросы, пишут творческие работы и проводят мини- исследования, строят предположения.
Такие приёмы, на мой взгляд, дают положительные результаты:
- развивают мыслительную деятельность учащихся начальной школы;
- способствуют лучшему запоминанию изучаемого материала;
- активизируют коммуникативную способность младших школьников;
- учат формулировать вопросы, развивая, тем самым, познавательную активность учащихся.
1.7. Информационно- коммуникационные технологии
Я рассматриваю компьютерные технологии, как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность. Наш век по праву называют веком компьютеризации. Использование компьютерных технологий в образовательном процессе позволяет обеспечить переход от механического усвоения знаний к овладению навыками самостоятельного приобретения общеучебных знаний и ключевых компетенций, приобщает учащихся к современным приёмам работы с информацией. Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучающихся, их личностных качеств; формированию познавательных способностей, целостной картины окружающего мира; стремлению к самосовершенствованию.
Не секрет, что уроки окружающего мира в большей степени, чем другие предметы, требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Компьютер с его неограниченными возможностями позволяет использовать наглядность еще более качественно и эффективно: иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия. Творческий учитель, владеющий ИКТ, может подготовить богатейший материал к уроку.
Компьютерные технологии позволяют мне создать благоприятные условия на различных этапах урока. Так, наиболее гибко и эффективно при проверке домашних заданий осуществляется обратная связь. Можно быстро провести индивидуальное или коллективное тестирование. Экономятся драгоценные минуты, которыми дорожит каждый учитель.
При изучении нового материала компьютер помогает выдвигать проблему, организовывать поисково-исследовательскую деятельность. Обучающиеся наблюдают, классифицируют учебный материал, сами приходят к выводам, участвуют в поисковой деятельности, находят новое в привычном. Они становятся исследователями, наблюдателями, экспертами, раскрывают тайны окружающего мира.
Я соглашусь с Крейгом Барретом, который отмечает, что «технические достижения не стоят ровным счётом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!»
Работа с компьютерными программами, по моим наблюдениям, вызывает у детей повышенный интерес к предмету и усиливает мотивацию обучения, активизирует психические процессы, такие как восприятие, память, внимание.
По курсу «Окружающий мир» созданы различные виды мультимедийных программ. Например, мультимедийный диск «Природа России» - справочно-информационная система с широкими возможностями представления аудиовизуальной и текстовой информации. Мультимедийный диск «Секреты окружающего мира для маленьких натуралистов», «Времена года», «Природа, человек, общество». Таким образом, благодаря разнообразию функций мультимедийных пособий, в начальной школе их можно применить по нескольким направлениям. Они представлены в таблице:
В конце 2011 – 2012 учебного года проводилось диагностическое исследование педагогом – психологом школы Андроновой С.А. в 3Б классе (для учащихся) по Жедуновой Л.Г. (Диагностика развития личности учащегося по определению эффективности учебно-воспитательного процесса). Результаты приведены ниже.
C каким настроением вы обычно идете на урок окружающегомира?
Всего в классе - 15 учащихся
1. Всегда с хорошим настроением | 87% (13 человек) |
2. С хорошим чаще, чем с плохим | 13% (2 человека) |
3. С равнодушием | 0% |
4. С плохим чаще, чем с хорошим | 0% |
5. Всегда с плохим настроением. | 0% |
Кроме этого диагностика осуществляется путём анкетирования детей и родителей, проверок преподавания предмета администрацией школы, наблюдения за учащимися в ходе учебной деятельности.
2. Методическая работа (приложение 4).
Являясь руководителем школьного методического объединения учителей начальной школы в работе МО основной задачей работы ставлю развитие познавательной активности обучающихся с применением новых образовательных технологий. Сама являюсь активным участником школьного и районного методического объединения, делюсь опытом со своими коллегами как в школе, так и в районе:
- принимала участие в работе районного семинара «Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе» (2010г. на базе МОУ «Шайковская СОШ №1»);
- выступала с докладом на РМО учителей начальных классов по теме «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в образовательном процессе через современные образовательные технологии» (2011г на базе МКОУ «Шайковская СОШ №2»);
- выступала на педагогическом совете №3 «Применение ИКТ на уроках и во внеурочное время» с докладом по теме «ИКТ в работе учителя начальной школе» протокол №3 от 11.01.08 г.;
- участвовала в создании электронного банка данных по использованию ИКТ в работе педагога;
- участвовала в выставках педагогического мастерства: 2010/2011 учебный год «Реализация экологического воспитания через творческие работы учащихся»; 2011/2012 учебный год «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности учителями начальной школы»;
- участвую в работе Интернет-порталов («Социальная сеть работников образования»), имею свой персональный сайт в социальной сети работников образования Web-адрес сайта: http://nsportal.ru/khlybova-nataliya, на этом сайте публикую свои работы.
Всё это стимулирует и способствует моему дальнейшему профессиональному росту, без которого невозможно повысить уровень преподавания своего предмета, вести поиск путей дальнейшего развития познавательной активности обучающихся на уроках окружающего мира.
В августе 2012 года в кабинете начальных классов, где я являюсь заведующей кабинетом, установлена интерактивная доска SMART BOARD. Я начала осваивать интерактивную доску и сразу хочу отметить, что заметно повысилась познавательная активность учащихся. Детям нравится работать на интерактивной доске, и они с удовольствием выполняют задания.
С помощью интернета я осваиваю новые программы, повышаю образовательный уровень, участвую в сетевых сообществах, постоянно знакомлюсь с опытом коллег, размещённым на сайтах: Сеть творческих учителей, http://www.proshkolu.ru, http://www.zavuch.info/methodlib/, http://pedsovet.org/news/, http://school-collection.edu.ru/ и других.
И, конечно же, эффективность работы достигается только при условии постоянного повышения профессиональной компетентности самого педагога, в том числе прохождением курсов повышения квалификации:
- 2007 год, декабрь в ГОУ «Областной центр информационных технологий в образовании» прошла обучение по программе «Базовая ИКТ – компетентность в деятельности учителя - предметника», 72 часа;
- 2008 год, май – в МОУ «Информационно-методический центр» прошла обучение по курсам Microsoft «Партнёрство в образовании», 72 часа;
Несомненным фактором повышения эффективности работы педагога, является оценка, поощрение его труда:
- 2012 год, октябрь – Грамота директора школы за добросовестный труд и профессиональное мастерство.
3. Общий анализ успеваемости по предмету окружающий мир.
№ | Показатель | Учебный год | ||||
2007/ 2008 4 класс 21 уч. | 2008/ 2009 | 2009/ 2010 1 класс | 2010/ 2011 2 класс 15 уч. | 2011/ 2012 3 класс 17 уч. | ||
1 | Уровень обученности учащихся по предмету по итогам учебного года, % | 100% | Отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет | Учащиеся 1 класса не аттестовывались | 100% | 100% |
2 | Уровень качества знаний учащихся по предмету по итогам учебного года, % | 80 % | Отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет | Учащиеся 1 класса не аттестовывались | 93 % | 100 % |
Приведённые данные о качестве знаний, свидетельствуют о стабильно высоких результатах по предмету. Как видно из таблицы, нет резких скачков уровня качества знаний, но небольшая разница в показателях всё же есть, что связано с подбором детей в классах.
Олимпиады школьников (приложение 5)
Начиная с 3 класса, в нашей школе проводятся олимпиады. Я стараюсь создать такие условия, чтобы каждый ребёнок мог принять участие в олимпиаде. Учащиеся моего класса заняли в олимпиаде по предмету окружающий мир 2 место (Соболева Софья) и 3 место (Белецкая Софья) среди параллели 3 классов (56 учащихся).
Мои ученики принимают участие и во Всероссийских конкурсах и олимпиадах, таких как «Познание и творчество», проводимых Национальной образовательной программой «Интеллектуально-творческий потенциал России»: в декабре 2011 года Мастерова Варвара стала лауреатом осеннего тура Всероссийского заочного конкурса в номинации «Окружающий мир».
- Проектная часть
Я планирую в дальнейшем продолжать работу по применению образовательных технологий в учебном процессе, реализуя через систему учебной, внеклассной, методической деятельности:
- использовать и дальше на своих уроках применение образовательных технологий, которые будут способствовать активизации познавательной активности у учащихся и как результат повышение качества знаний по предмету;
- привлекать ещё больше детей к созданию собственных презентаций, тестов, кроссвордов в электронном виде и использование их для проведения различного рода мероприятий по предмету;
- продолжить в дальнейшем повышение своей педагогической компетентности в вопросах поиска путей активизации познавательной активности обучающихся на уроках окружающего мира.
IV. Заключение
Анализируя полученные результаты, я пришла к выводу, что применяемые мною в системе приемы и формы активизации познавательной активности детей на уроках окружающего мира эффективны. А наиболее эффективны они тогда, когда используешь их в совокупности. Применение новых образовательных технологий – дело многотрудное, однако это путь творчества и развития, как Учителя, так и Ученика. Работать по-новому не просто, но это верный путь в будущее школьного образования, этому надо учиться и творчески использовать новые знания в своей работе.
Использование современных образовательных технологий для активизации познавательной активности школьников оживляет процесс обучения, углубляет процесс познания, проявляется личностное отношение к тому или иному вопросу.
Благодаря использованию этих технологий, дети стали лучше усваивать учебный материал, повысился интерес к предмету. Я считаю, что применение современных образовательных технологий на уроках окружающего мира позволило мне, не только облегчить усвоение учебного материала, но и дало новые возможности для развития творческих способностей учащихся: повысить мотивацию учащихся к обучению;
активизировать познавательную активность; развивать мышление и творческие способности учащихся; индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения; развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно; повысить качество наглядности в учебном процессе.
Список использованной литературы:
- Ануфриев А.Ф., С.Н.Костромина Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 1999.
- Современные образовательные технологии: Учебное пособие/коллектив авторов; под ред. Бородовской Н.В. 2 изд., стер. – М.: КНОРУС, 2004
- Витковская И.М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников. – Начальная школа. – 1997. - №12.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.ИНТОР.1996.
- Константинова Т. Г., Афонина Е. В. Использование ИКТ в преподавании различных школьных дисциплин. - М., «Просвещение», 2005. 154 с.
- Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под общ. ред. Кукушина В.С. – Ростов н/Д: издат. центр «МарТ»; Феникс, 2010.
- Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебно – методическое пособие – Спб.: КАРО, 2009
- Смирнова О.М. Дифференцированный подход в обучении природоведению. – М., 1999.
- Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. – М., 1979.
- Педагогические технологии в образовательном процессе (http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=417489).
Приложение 1
Тема проекта: «Что такое здоровый образ жизни?»
Характеристика проекта:
- по содержанию: межпредметный.;
- по срокам: среднесрочный;
- по уровню усвоения: итоговый;
- по форме: групповой.
Цель: формирование валеологической грамотности учащихся.
Задачи: формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, развивать умение находить нужную информацию в разных источниках, анализировать и делать вывод; формировать навыки самостоятельного конструирования своих знания, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, воспитывать ответственное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья.
Система действий учителя и учащихся
на разных стадиях работы над проектом
Этапы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Подготовка | 1.Ответы на вопросы. | 1. Выбор темы проекта. |
2. Мотивация | Мы и наше здоровье. | |
Планирование | 1. Определение основополагающего вопроса. | 1. Разработка заданий, вопросов для поисковой деятельности. |
2. Постановка проблемных вопросов. | 2. Разработка критериев оценивания проекта. | |
3. Оформление результатов работы | 3. Помощь в подборе литературы. | |
План действий для 1-й группы | ||
План действий для 2-й группы | ||
План действий для 3-й группы. | ||
Принятие решения – сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез. | Выдвижение и осуществление гипотез, выполнение исследований.
| Консультация, координация работы учащихся. |
Выполнение проекта. | Работа над проектом. | Консультирует, координирует. |
Оценка результатов – оценка выполнения проекта. | Обсуждение полученных результатов, формулировка выводов. | Принимает участие в обсуждении. |
Презентация проекта. | Докладывают о результатах работы, демонстрируют презентацию, буклет кроссворды | Организует экспертизу. |
Приложение 2
Правила работы в группе.
Дружно – негрузно,
А врозь – хоть брось.
- Перед работой выберите старшего, прочитайте план работы, договоритесь, кто, что будет делать.
- Работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.
- Работать по плану.
- Задание выполнять добросовестно.
- Каждый из группы должен уметь защищать общее дело.
Примечание.
За нарушение правил работы с группы снимаются очки.
Приложение 3
Дифференцированные задания для учащихся 3 класса к курсу окружающего мира А.А.Плешакова.
Тема «Что такое природа».
Задание 1.
Какая бывает природа? Приведи примеры.
Задание 2.
Прочтите предложения. Вместо точек впишите пропущенные слова.
Природа бывает … и ... . Солнце, …, …, … - это … природа. …, животные, …, …, … - это … природа.
Задание 3.
Какие изменения происходят в неживой природе осенью? Напиши.
Как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных? Напиши.
Задание 4.
Приведи примеры (3-4) взаимосвязи в природе.
Тема «Природа в опасности. Охрана природы».
Задание 1.
Какие животные исчезли по вине людей? Какие животные и растения внесены в Красную книгу?
Задание 2.
Какая работа по охране природы ведется в нашей стране?
Закончи предложение.
Заповедники – это участки земли, где … .
Задание 3.
Придумай свой «запрещающий» знак. Нарисуй его и подпиши.
Задание 4.
Придумай и нарисуй плакат «Природа в опасности!»
Тема «Тела, вещества, частицы».
Задание 1.
Запиши в 2 столбика:
Тела вещества
… …
Кошка, алюминий, стакан, песок, глина, вода, сосна, снежинка.
Задание 2.
Какие бывают тела?
Запиши по три тела каждого вида.
Тема «Температура и термометр».
Задание 1.
(Рисунок термометра).
Подпиши части термометра.
Запиши числами: семь градусов тепла, пятнадцать градусов мороза, ноль градусов
Задание 2.
Выбери правильный ответ.
Чем измеряют температуру?
а) линейка в) весы
б) термометр г) часы
запиши, как по-разному прочитать: -10°
Задание 3.
Если у тебя есть аквариум с рыбками, ты должен постоянно следить за температурой воды в нем. Почему?
Задание 4.
Чем для растений, животных, человека опасны сильный мороз и сильная жара?
Дифференцированные задания для учащихся 4 класса к курсу природоведения А.А.Плешакова.
Тема «Земля – наш космический корабль».
Задание 1.
Что изучает астрономия?
Какие космические тела ты знаешь? Запиши.
Запиши названия всех планет.
Задания 2.
Прочитай и вставь пропущенные слова.
Самая большая планета - …, самая маленькая планета - … .
Перечисли планеты, у которых есть естественные спутники.
Задание 3.
Есть ли сходство между Солнцем и планетами?
Если да, то какое? А в чем их различие? Запиши.
Задание 4.
Температура на Меркурии достигает +480°, на Марсе редко поднимается выше 0°, на Юпитере температура близка к -130°, а на Сатурне приближается к -170°. Как ты это объяснишь? Ответ запиши.
Тема «О чем рассказывает глобус».
Задание 1.
Что такое глобус? Выбери и запиши правильный ответ.
а) земной шар;
б) модель Земли;
в) поверхность Земли;
г) шар с рисунками.
Каким цветом на глобусе обозначена суша? Выбери правильный ответ и запиши.
а) голубым;
б) коричневым;
в) зеленым;
г) желтым.
Задание 2.
Прочитай предложение и вставь пропущенные слова.
Самая северная точка нашей планеты называется …, а самая южная - … .
Смена дня и ночи происходит из-за того, что Земля вращается … .
Смена времен года происходит из-за того, что Земля вращается … .
Задание 3.
Почему глобус можно назвать замечательным изобретением человека?
Задание 4.
Подумай, происходила бы на Земле смена времен года, если бы земная ось была расположена не наклонно по отношению к Солнцу, а вертикально? Обоснуй свой ответ.
Тема «Путешествие по карте России».
Задание 1.
Прочитай предложения, вставь пропущенные слова.
От западных границ России до Уральских гор раскинулась обширная … равнина.
Берега России омывают моря трех океанов: …, …, … .
Самое большое озеро в России - … . Из-за его огромных размеров его даже называют … .
Задание 2.
Выпиши из каждого ряда слов лишнее. Обоснуй свой выбор.
Балтийское море, Черное море, Каспийское море, Баренцево море.
Волга, Байкал, Енисей, Обь.
Таймыр, Камчатка, Ямал, Сахалин.
Задание 3.
Чем отличается озеро от моря? Запиши.
Каспийское море – это море или озеро? Докажи.
Задание 4.
Природа каких мест в нашей стране (моря, реки, озера, горы, …) особенно пострадала от рук человека и сейчас тяжело больна? Напиши ответ, обоснуй его.
Тема «Природные зоны нашей страны».
Задание 1.
Перечисли природные зоны нашей страны.
Задание 2.
Прочитай предложения и вставь пропущенные слова.
Северные районы нашей страны получают от Солнца … тепла, южные - … . Вот почему природа изменяется с … на … .
Нарисуй схему нагревания Земли.
Задание 3.
Представь себе, что ты наблюдаешь за Солнцем из разных природных зон нашей страны. В какой природной зоне Солнце совсем низко поднимается над горизонтом, а в какой особенно высоко? Запиши ответ и обоснуй.
Задание 4.
Как изменяется продолжительность лета и зимы от одной природной зоны к другой? Запиши ответ и обоснуй.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование активной познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира
Презентация содержит теоретический материал, который помогает раскрыть содержательную линию окружающего мира и сформировать основные качества современного школьника....
Методы активизации познавательной деятельности детей на уроках "Окружающего мира".
Данная презентация содержит теоретическую часть и практическую. Теоретическая часть по теме "Методы активизации познавательной деятельности детей на уроках "Окружающег...
«Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках окружающего мира»
В наше образовательное учреждение приходят дети, имеющие разный уровень готовности к обучению, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии. Эта проблема потребовала необходимости ...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира.
В данной статье рассмотрены некоторые моменты активизации познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира....
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Реализация проекта «1 ученик: 1 компьютер», как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира"
Доска и мел наши главные инструменты, но хочется чего-то большего….Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучши...
«Игровые технологии как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира».
использование игровых технологий на уроке окружающего мира...
Фоормирование познавательной активности четвероклассников на уроках окружающего мира посредством ТРКМ
Формирование познавательной активности четвероклассников на уроках окружающего мира посредством технологии развитии критического мышления...