Фоормирование познавательной активности четвероклассников на уроках окружающего мира посредством ТРКМ
учебно-методический материал (4 класс)

Резинкина Марина Константиновна

Формирование познавательной активности четвероклассников на уроках окружающего мира посредством технологии развитии критического мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование познавательной активности четвероклассников на уроках окружающего мира посредством технологии развитии критического мышления

Одна из основных задач современного педагогического процесса – это, прежде всего, создать такие условия в образовательном процессе, при которых ученики будут вынуждены активно, творчески работать и на уроке, и дома. Одновременно задача школы – воспитать активного человека, человека – творца, человека – деятеля, способного на основе знаний, полученных в школе, решать наиболее значимые жизненные проблемы.

По мнению психологов, если учитель сможет найти более эффективный способ донесения учебных знаний, то его учащиеся смогут освоить более сложный материал, понять то, что в другой ситуации вызывало бы у них определенные трудности. От педагогического мастерства учителя зависит, насколько сможет реализоваться активизация познавательной деятельности учащихся, будет способствовать повышению учебной мотивации на уроке, в том числе и при изучении истории в основной школе. А помогают этому различные приемы и методы, которые используются в разных формах и на разных этапах занятий. Именно это является важной составляющей в процессе преподавания. «Ученье, лишенное всякого интереса… убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет», – писал в свое время великий русский педагог К. Д. Ушинский. И с ним очень сложно в чем-то не согласиться.

В свое время также и известный российский лингвист и психолог уже XX столетия А.А. Леонтьев говорил о том, что «вся мудрость школьной методики сводится к тому, чтобы поставить ученика в такую психологическую ситуацию, в которой ему будет легче всего усвоить данное знание, разрешить данную задачу. Делается это разными способами...».

В современном образовательном процессе существует очень много разнообразных приемов организации учебных занятий, помогающих каждому учащемуся не только проявить свои способности, но при этом увлечься изучаемым предметом, одновременно будут способствовать повышению учебной мотивации. 

Одним из очень эффективных приемов, направленных именно на повышение учебной мотивации, в современной педагогике называют технологию развития критического мышления.

Проблема развития у младших школьников креативного мышления, как важного для полноценной самореализации его личности качества, является для современной системы образования одной из важных педагогических задач. Сегодня перед системой образования ставится задача воспитания креативной личности, начиная с начального этапа обучения. Эта задача находит свое отражение в образовательных программах, в инновационных процессах, методах обучения на уроках окружающего мира в образовательной школе. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, использование творческих видов работ, проблемные методы обучения в учебной работе, способствующие развитию креативных способностей и критического мышления младших школьников.

Таким образом, развитие критического мышления детей в процессе познавательной деятельности, является не только педагогической, но и широкой социальной проблемой, практическое решение которой позволит во многом снизить влияние негативных факторов воспитания.

В настоящее время одной из важнейших проблем становится разработка методов объективной и комплексной, качественно-количественной оценки формирования познавательной сферы каждого конкретного ребенка. Только такой индивидуальный подход, позволяющий устанавливать функциональный диагноз личностного (в т.ч. интеллектуального) развития и на его основе определять уровень познавательной активности в учебной деятельности и проводить индивидуальные медико-коррекционные и реабилитационные мероприятия, является необходимым условием успешной адаптации ребенка.

Таким образом, изучение поставленной проблемы является одной из наиболее актуальных, особенно на фоне увеличения количества детей с отклоняющимся развитием в современном мире.

Все вышесказанное позволяет обозначить актуальность исследования и обнаружить противоречие между потребностью общества в критически мыслящей личности, которая в будущем будет способна разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и необходимостью в разработке эффективных средств для решения данной проблемы.

Исследования многих авторов внесли большой вклад в сущность понимания развития познавательного интереса и потребностей учащихся в мотивации учения, такие как М.Н. Скаткина, Г.И. Морозов, А.М. Матюшкина, Г.И. Щукина и многие другие. Сама структура учебного процесса предполагает объективные основания для формирования познавательных интересов учащихся. Педагогические исследования последних десятилетий показали неуклонное снижение интереса к обучению в целом, и к математике в частности, что делает проблему развития познавательного интереса младших школьников актуальной на современном этапе.

Современные исследования посвящены изучению проблемы развития интереса к обучению с различных позиций: – познавательный интерес как средство качественного обучения (М. Беляев, А. Невский, Ю. Бабанский); – интерес во взаимосвязи с потребностями личности (А. Айзикович, Г. Глезерман); – роль интереса в поведении личности, интерес как причина социального действия и непосредственная основа познавательной деятельности.

Для теоретического обоснования рассматриваемой проблемы много важных открытий сделано Г. Щукиной, которая подчеркнула значимость развития познавательного интереса как важнейшего средства образования личности в социальном возрасте, как самого энергичного стимулятора её деятельности.

Трудности в формировании познавательной сферы у детей с нарушением интеллекта отражены в исследованиях Л.С. Выготского, М.С. Певзнера, А.Р. Лурия, К.С. Лебединской, Г.Е. Сухаревой и других, которые связывают необратимые реакции психического состояния поражений головного мозга с нарушениями познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование активной познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира

Презентация содержит теоретический материал, который помогает раскрыть содержательную линию окружающего мира и сформировать основные качества современного школьника....

Методы активизации познавательной деятельности детей на уроках "Окружающего мира".

     Данная презентация содержит теоретическую часть и практическую.  Теоретическая часть по теме "Методы активизации познавательной деятельности детей на уроках "Окружающег...

Развитие познавательных способностей учащихся на уроках окружающего мира

Представлен теоретический материал выступления на заседании МО начальных классов...

«Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках окружающего мира»

В наше образовательное учреждение приходят дети, имеющие разный уровень готовности к обучению, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии. Эта проблема потребовала необходимости ...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира.

В данной статье рассмотрены некоторые моменты активизации познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира....

Активизация познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира

Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т....