Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Смысловое чтение» (начальное общее образование)
рабочая программа (2, 3, 4 класс)

Раводина Светлана Ивановна

    Программа разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 06 октября 2009 года, с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014 года);
  • основной образовательной  программы начального общего образования МБОУ БСШ № 1 им. Е. К. Зырянова;
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ БСШ № 1 им. Е. К. Зырянова;
  • программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального общего образования МБОУ БСШ № 1 им. Е. К. Зырянова;
  • программы формирования универсальных учебных действий МБОУ БСШ № 1 им. Е.К. Зырянова;
  • положения о рабочей программе по факультативному курсу и курсу внеурочной деятельности в классах, реализующих ФГОС НОО МБОУ БСШ № 1 им. Е. К. Зырянова;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smyslovoe_chtenie_2-4_klassov.doc275.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова»

«Утверждаю»                                                                                                                                    Директор школы  Зырянова  Т. Н.                                                                                                                                                                      «___»________________201_ г.                                                                                                                                                         __________________________

                                                                                      Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

 «Смысловое чтение»

 (начальное общее образование)

на 2019 – 2021  учебный год

                           

                                         

Разработчик: Раводина С.И.,                                                                                                                                  учитель начальных классов

первая квалификационная категория

Обсуждена  и согласована  на МО                                                                          

Протокол № ____ от «____»_________201_ г.                                                          

Принята на педсовете

Протокол № ____ от «___»________201_ г.

Берёзовка

2019 г.

2.   Пояснительная записка

    Программа разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 06 октября 2009 года, с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014 года);
  • основной образовательной  программы начального общего образования МБОУ БСШ № 1 им. Е. К. Зырянова;
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ БСШ № 1 им. Е. К. Зырянова;
  • программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального общего образования МБОУ БСШ № 1 им. Е. К. Зырянова;
  • программы формирования универсальных учебных действий МБОУ БСШ № 1 им. Е.К. Зырянова;
  • положения о рабочей программе по факультативному курсу и курсу внеурочной деятельности в классах, реализующих ФГОС НОО МБОУ БСШ № 1 им. Е. К. Зырянова;
  • авторской программы  «Смысловое чтение», Беденко М. В. (2013 г.).

Цель программы: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Основные задачи:

•        освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);

•        овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в

•        книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);

•        воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);

•        формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

                     Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Изменения в программе: все разделы авторской программы сохранены.

              Для реализации программного содержания используются УМК: 

Для учителя:

  1. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г.
    И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после //
  2. Жиренко О. Е. Методические рекомендации «Смысловое чтение». 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2017
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст] / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.
  4. Федеральный государственный стандарт начального общего образования [Текст] /М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
  5. Чуракова, Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе [Текст] / Р. Г. Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2009.
  6.  Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru
  7. Учебно-методическое пособие курса «Речь» Т. Н. Соколова.

Место  курса в учебном плане и плане внеурочной деятельности

В условиях реализации основной образовательной программы начального общего образования внеурочный курс «Смысловое чтение» вынесен за пределы учебного плана. Курс «Смысловое чтение» является составной частью плана внеурочной деятельности МБОУ БСШ № 1 им. Е. К. Зырянова.

Программа рассчитана:

Класс

Количество часов

в учебном году

в неделю

2

34

1

3

34

1

4

34

1

3.   Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

При получении начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

Универсальные учебные действия

                                                                              (личностные и метапредметные результаты)

          В результате курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение» будут созданы условия для формирования следующих личностных результатов:

1. Ценит и принимает следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

2. Уважает свой народ, родину.  

3. Демонстрирует личностного смысла учения, желания учиться.

4. Оценивает  жизненные ситуации  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

5. Проявляет интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности.

6. Ориентируется на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;

7. Понимает причины успеха, неуспеха в учёбе.

8. Понимает нравственного содержания поступков окружающих людей.

9. Понимает этические чувства (стыда, сочувствия, вины, совести).

10. Иметь представление о своей этнической принадлежности.

11. Знает основные правила здорового образа жизни.

12. Осознает значимость чтения для личного развития;

13. Демонстрирует потребность в систематическом чтении

                     В результате курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение» будут созданы условия для формирования следующих регулятивных УУД:

1. Самостоятельно организовывает свое рабочее место.

2. Следует режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3. Принимает учебную задачу и следует инструкции учителя.

4. Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

5. Определяет план выполнения заданий под руководством учителя.

6. Соотносит

выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

7. Оценивает выполнение своего задания по критериям, определённым совместно с учителем или одноклассниками.

8. Осуществляет пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.

8. Корректирует выполнение задания в дальнейшем.

10. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другим и лицами.

В результате курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение» будут созданы условия для формирования следующих познавательных УУД:

1.Ориентируетсяся в учебнике: определяет умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего «незнания».

2. Отвечает на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

3. Проводит сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям при указании количества групп.

4. Определяет,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания.

5. Находит необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях в учебнике.

6. Наблюдает и делает самостоятельные   простые выводы.

7. Кодирует информацию в знаково-символической форме.

8. Пользуется знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебной литературе.

9. Анализирует объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

10. Обобщает (выделяет  ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно).

В результате курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение» будут созданы условия для формирования следующих коммуникативных УУД:

1.Участвует в диалоге; слушать и понимать других, высказывает свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформляетсвои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуациях.

3.Читает вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимает прочитанное.

4. Выполняет различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Принимает активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства.

6. Допускает существование различных точек зрения.

7. Использует в общении правила вежливости.

8. Следит за действиями других участников в процессе коллективной деятельности 

Предметные результаты.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение);
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  • понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;
  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
  • осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;
  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
  • использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана);
  • создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака.                                                                                        

4.   Содержание курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение»

2019 – 2020 учебный год

(2 класс)

Раздел

курса

Содержание

раздела

Общее

кол-во

часов

В том числе

Форма

 организации

деятельности

Виды деятельности

Теория

Практика

Раздел 1.

«Виды речевой деятельности»

включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).

3

1

2

беседа,

групповая работа; коллективная работа; самостоятельная работа;  

творческая работа;

устный журнал;

КВН;

ролевая игра;

круглый стол.

Игровая деятельность; познавательная деятельность; художественное творчество;

трудовая деятельность;

проблемно-ценностное общение

Раздел 2.

Аудирование (слушание)

 Развивает умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

3

1

2

библиотечный урок,

путешествие по страницам книг, проект,

литературная игра, читательская конференция,

урок-спектакль, интегрированное занятие,

занятие-праздник, литературный ринг, устный журнал, литературная гостиная,

просмотр видеофильмов.

Игровая деятельность; познавательная деятельность; художественное творчество;

трудовая деятельность;

проблемно-ценностное общение

Раздел 3.

Чтение

понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.

3

1

2

библиотечный урок,

путешествие по страницам книг, проект,

литературная игра, читательская конференция,

урок-спектакль, интегрированное занятие,

занятие-праздник, литературный ринг, устный журнал, литературная гостиная,

просмотр видеофильмов.

Игровая деятельность; познавательная деятельность; художественное творчество;

трудовая деятельность;

проблемно-ценностное общение

Раздел 4.

Говорение (культура речевого общения)

определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

4

1

3

викторина,

КВН,

путешествие по страницам книг, проект,

 литературная игра, инсценирование, конкурс - кроссворд, игра-драматизация, читательская конференция, занятие-диспут, урок-спектакль, интегрированное занятие,

занятие-праздник, литературный ринг, беседа-дискуссия с элементами инсценировки, занятие-интервью, устный журнал, литературная гостиная,

 просмотр видеофильмов.

Игровая деятельность; познавательная деятельность; художественное творчество;

трудовая деятельность;

проблемно-ценностное общение

Раздел 5.

Письмо (культура письменной речи)

предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва.

3

1

2

викторина,

КВН,

Проект

групповая работа; коллективная работа; самостоятельная работа;  

творческая работа

Игровая деятельность; познавательная деятельность; художественное творчество;

трудовая деятельность;

проблемно-ценностное общение

Раздел 6.

«Виды читательской деятельности» 

включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

4

1

3

путешествие по страницам книг, проект,

 литературная игра, инсценирование, конкурс - кроссворд, игра-драматизация, читательская конференция, занятие-диспут, урок-спектакль, интегрированное занятие, занятие-праздник, литературный ринг,

устный журнал, литературная гостиная.

Игровая деятельность; познавательная деятельность; художественное творчество;

трудовая деятельность;

проблемно-ценностное общение

Раздел 7.

«Круг детского чтения»

реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6-10 лет, читательских предпочтений младших школьников.

3

1

2

путешествие по страницам книг, проект,

 литературная игра, инсценирование, конкурс - кроссворд, игра-драматизация, читательская конференция, занятие-диспут, урок-спектакль, интегрированное занятие, занятие-праздник, литературный ринг,

устный журнал, литературная гостиная.

Игровая деятельность; познавательная деятельность; художественное творчество;

трудовая деятельность;

проблемно-ценностное общение

Раздел 8.

«Литературоведческая пропедевтика» 

содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

3

1

2

литературная игра, инсценирование, конкурс - кроссворд, игра-драматизация, читательская конференция, занятие-диспут, урок-спектакль, интегрированное занятие, занятие-праздник, литературный ринг,

устный журнал, литературная гостиная.

Игровая деятельность; познавательная деятельность; художественное творчество;

трудовая деятельность;

проблемно-ценностное общение

Раздел 9.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений

является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста.

4

1

3

интегрированное занятие, занятие-праздник,

литературный ринг,

устный журнал, литературная гостиная.

Игровая деятельность; познавательная деятельность; художественное творчество;

трудовая деятельность;

проблемно-ценностное общение

Раздел 10.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами.    

4

1

3

путешествие по страницам книг, проект,

 занятие-диспут, урок-спектакль, интегрированное практическое занятие.

Игровая деятельность; познавательная деятельность; художественное творчество;

трудовая деятельность;

проблемно-ценностное общение

5.   Тематическое планирование по внеурочному курсу «Смысловое чтение»

2019 - 2020 учебного года

2 класс

№п/п

Тема

Количество

часов

Дата

проведения

План

Факт

1

Снег круглый год.  Дома в скалах. Айсберг.

1

2

Почему плачет крокодил.  Как отпугнуть крокодила.

1

3

Сколько соли в море? Как прячется осьминог.

1

4

Против ветра.  Попутный ветер.

1

5

Кто живет в Антарктиде. Почему исчезли динозавры.

1

6

 Кошки в древнем Египте. Такса.

1

7

Искусство «каллиграфия». Исчезнувшие буквы.

1

8

Как рыбаки помогают рыбе зимой?  Необычные дрова.

1

9

Собаки-водолазы. Как охотятся львы.

1

10

Старинные автомобили. Далеко.

1

11

Солнечные автомобили. Парус.

1

12

 Ночной праздник. Шкура леопарда.

1

13

Самая прочная нить. Морской еж.

1

14

Бумажные стены. Дом на ножках.

1

15

Дикие грибы. Ледник.

1

16

Новогодняя коллекция.

1

17

Помощник шахтеров.  Бесстрашные жуки-солдатики.

1

18

Бегуны по воде. Постель в дождевом лесу.

1

19

Джунгли Южной Америки. Глаз лягушки.

1

20

Соляные деньги. Снежки в Новой Зеландии.

1

21

Фианит.

1

22

Все пальцы.  Погода в Англии.

1

23

Огни на высоте. Книга рекордов.

1

24

 Древние книги. Строители мостов.

1

25

Рубль. Денежка.

1

26

Температура воды и воздуха. Названия игр с мячом.

1

27

Консервированный воздух. Праздник воды.

1

28

Праздник воды.

1

29

Дома из снега. Ловля акул.

1

30

Нежинские огурчики.

1

31

Праздники в нашей стране.

1

32

Часы.

1

33

Керамика.

1

34

Филин. Зимородок.

1

«Утверждаю»

Директор школы Т.Н. Зырянова

«____» ____________ 2020 г.

                                                                                                                                          ________________________

Содержание курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение»

 (3 класс)

Раздел

курса

Содержание

раздела

Общее

кол-во

часов

В том числе

Форма

 организации

деятельности

Виды деятельности

Теория

Практика

Раздел 1.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

 максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию через сведения, заданные в явном виде:

  • определение темы и главной мысли текста;
  • деление текста на смысловые части, составление плана текста;
  • вычленение содержащихся в тексте основных событий и установление  их последовательности;
  • упорядочивание  информации по заданному основанию;
  • сравнение между собой объектов, выделяя 2-3 существенных признака;
  • понимание  информации, представленной в неявном виде;
  • характеристика явления по его описанию;
  • выделение общего признака группы элементов;
  • понимание информации, представленной разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  • ориентирование в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

10

2

8

беседа,

групповая работа; коллективная работа; самостоятельная работа;  

творческая работа;

устный журнал;

ролевая игра;

круглый стол.

Игровая деятельность; познавательная деятельность; художественное творчество;

трудовая деятельность;

проблемно-ценностное общение

Раздел 2.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

 Развитие умения слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь через

  • пересказ текста подробно и сжато; соотношение  факта с общей идеей текста, установление простых связей, не показанных в тексте напрямую;
  • формулирование несложных выводов, основанных на тексте; нахождение аргументов, подтверждающих вывод;
  • сопоставление и обобщение содержащейся  в разных частях текста информации.

12

4

8

библиотечный урок,

урок-спектакль, интегрированное занятие.

Игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение

Раздел 3.

Работа с текстом: оценка информации

  • Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста через:
  • высказывание  оценочных суждений и своей точки зрения о прочитанном тексте;
  • оценивание содержания, языковых  особенностей и структуры текста;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации.

12

5

7

интегрированное практическое занятие.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет),

познавательная деятельность;

проблемно-ценностное общение

5.   Тематическое планирование по внеурочному курсу «Смысловое чтение»

2020- 2021 учебного года

3 класс

п/п

Тема

Количество

часов

Дата

Проведения

План

Факт

1

Дорогие чашки. Молочное стекло.

1

2

Соликамск, Солигорск и Зальцбург.

1

3

Как едят в космосе. Подземные лечебницы.

1

4

Крылатые металлы. Дорогой алюминий.

1

5

Коломенская верста. Новгород.

1

6

 Новгород - город старинный. Города- побратимы.

1

7

Планета вода. Галька.

1

8

Самолет хвостом вперед. Первый автомобильный  номер.

1

9

Кого не любят разные народы. Древний компас.

1

10

Белые ночи. Байкал.

1

11

Базальт и пемза. Алмаз и графит.

1

12

Тепло из-под земли. Долина Гейзеров на Камчатке.

1

13

Самый мягкий трон. Ядовитый водопад.

1

14

Первый мультик. Лечение весельем.

1

15

Гиппопотам-водяная лошадь. Охота с гепардами.

1

16

Два времени года. Тундра. Два времени года. Сезон дождей.

1

17

Бетон - искусственный камень? Приливы  и рыбалка.

1

18

Одно время года. Антарктида. Почему коньки?

1

19

Австралийцы-люди вверх ногами. Поезда без моторов.

1

20

Пальма и елка. Почему еловые ветки лапами называются?

1

21

Торнадо. Ветер.

1

22

Солнечная энергия. Зачем змеи и греются на солнце?

1

23

Спящие вулканы. Почему растут сосульки?

1

24

Самые высокие горы на Земле. Зачем рога горным козлам?

1

25

Почему кактусы толстые? Маленькие строители.

1

26

Все цвета радуги. Как разгоняют облака?

1

27

Одно время года. Дождевые леса. Радужные нерадуги.

1

28

Почему береза цветет ранней весной? Подсолнух на картинах.

1

29

Акваланг. Осьмируки.  Огонь. Вода и газ.

1

30

Зачем у кошки глаза светятся? Пазлы.

1

31

Футбол и регби.

1

32

Кайра.

1

33

Придумать самолет.

1

34

Язык змеи.

1

Содержание внеурочного курса  «Смысловое чтение»

4 класс

Раздел

Содержание

раздела

Общее количество

часов

В том числе

(часы)

Форма

организации деятельности

Виды  деятельности

Раздел 1.

«Слово»

  • Многозначные слова.
  • Омонимы, омоформы,  омофоны.
  • Фразеологизмы.
  • Сравнения.
  • Олицетворение.
  • Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.
  • Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.
  • Откуда приходят слова.
  • Этимология.
  • Как тебя зовут?
  • Наши фамилии.
  • Топонимы.
  • Устаревшие слова.
  • Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

16

7

9

   - интеллектуальные игры,  

     викторины;

   - групповые беседы о

    прочитанном произведении,

     культуре, нравственности,

     морально-этических нормах;

   - познавательные занятия;

   - написание мини-сочинений и

     отзывов о прочитанном

     произведении;

   -детские исследовательские

     проекты.

-игровая деятельность;

-познавательная деятельность;

-проблемно-ценностное общение.

Раздел 2

«Текст»

  • Типы текстов.
  • Темы текстов.
  • Опорные слова.
  • Связь предложений в тексте.
  • Цепная связь предложений в тексте.
  • Параллельная связь предложений в тексте.
  • Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».
  • Единый временной план текста.

12

6

6

 -интеллектуальные игры,

 викторины;

-групповые беседы о

 прочитанном произведении,

 культуре, нравственности,

морально-этических нормах;

- познавательные занятия;

- написание мини-сочинений

 и отзывов о прочитанном

 произведении;

-детские исследовательские

 проекты.

  -игровая деятельность;

 -познавательная деятельность;

 -проблемно-ценностное общение;

Раздел 3

«Стили речи»

Стили речи.

Культура общения.

Научный стиль.

Словари.

Проверь себя.

6

4

2

-интеллектуальные игры,

викторины;

-групповые беседы о

прочитанном              произведении,

культуре, нравственности,

морально-этических нормах;

- познавательные занятия;

- написание мини-сочинений;

-детские исследовательские

проекты.

  -игровая  деятельность;

  -познавательная деятельность;

  -проблемно-ценностное общение;

5. Тематическое планирование внеурочного курса «Работа с текстом»

2020 - 2021  учебный год

4 класс

п/п

Тема

Количество часов

план

факт

Раздел 1.

«Слово» - (16 часов)

Первая четверть

1.

Многозначные слова.

2.

Омонимы, омоформы омофоны.

3.

Фразеологизмы.

4.

Сравнения.

5.

Олицетворение.

6.

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

7.

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

8.

Откуда приходят слова.

9.

Этимология.

Вторая четверть

10.

Как тебя зовут?

11.

Как тебя зовут?

12.

Наши фамилии.

13.

Топонимы.

14.

Устаревшие слова.

15.

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри».

Третья четверть

16.

Проверь себя: «Слово»

Раздел 2.

 «Текст»  (12 часов)

17./ 1

Типы текстов.

18./ 2

Темы текстов. Опорные слова.

19./ 3

Связь предложений в тексте.

20./ 4

Цепная связь предложений в тексте.

21./ 5

Цепная связь предложений в тексте.

22./ 6

Параллельная связь предложений в тексте.

23./ 7

Параллельная связь предложений в тексте.

24./ 8

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

25./ 9

Единый временной план текста.

Четвёртая четверть

26./ 10

Единый временной план текста.

27./ 11

Единый временной план текста.

28./ 12

Проверь себя: «Текст»

Раздел 3.

«Стили речи»   (6 часов)

29./ 1

Стили речи.

30./ 2

Стили речи.

31./ 3

Культура общения.

32./ 4

Научный стиль.

33./ 5

Словари.

34./ 6

Проверь себя: «Стили речи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение. Работа с текстом»

Программа «Смысловое чтение и работа с текстом» имеет духовно-нравственную направленность и предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуально...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Смысловое чтение" 1-4класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Смысловое чтение" по авторской методике М.В.Беденко, тетради-тренажера "Смысловое чтение"...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( с 1 подготовительного по 4 класс)

Адаптированная  рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность» для  освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( с 1 подготовительно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.О...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Математика вокруг нас» составлена на основе следующих источников:Закон РФ№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»...

КОНСТРУКТОР РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебного курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» для 1-4 класса уровня начального общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» для 1-4 класса уровня начального общего образования...