Воспитательная деятельность как важнейшее направление в адаптации детей с ОВЗ
статья

Неминущая Ольга Юрьевна

В статье раскрывается тема адаптации детей с ОВЗ в школах.

Воспитательная деятельность - это одно из важнейших направлений работы учителя, благоприятно влияющий на адаптацию и, как следствие, социализацию учеников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ovz.odt27.17 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время в педагогической практике большое внимание уделяется вопросам воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Современная специальная (коррекционная) школа постепенно переходит от учреждения закрытого типа к учреждению, направленному на взаимодействие с социумом. Не последнюю место в этом процессе занимает правильный подход к воспитанию, благодаря которому социальная адаптация учащихся проходит наиболее успешно.

В классах «Особый ребенок» специальных (коррекционных) школ для детей с интеллектуальной недостаточностью обучаются ученики, имеющие умеренную умственную отсталость. Такие дети характеризуются многочисленными и разнообразными формами патологии, проявляющейся в недоразвитии высших психических функций, а также слабо развитой речью. При поступлении в школу, многие из учеников  неразвиты физически, они малоподвижны (или гиперактивны) и медлительны. У большинства таких детей практически не развита мелкая моторика. Многим из них необходима помощь в самообслуживании, при осуществлении элементарных санитарно-бытовых навыков[1].

Перед учителем стоит важнейшая задача – адаптировать их к учебному процессу, а затем и к социуму. Для осуществления этой задачи первыми шагами учителя в этом направлении должно быть не столько обучение детей общеобразовательным навыкам и знаниям, сколько привитие им элементарных навыков самообслуживания, культуры поведения в социуме, которые являются важнейшими аспектами воспитательной работы[1].

Воспитательная работа учителя в специальной (коррекционной) школе выстраивается в соответствии с четырьмя основными направлениями: духовно-нравственное, патриотическое, эстетическое, трудовое. Общая идейная направленность в воспитании учащихся специальной (коррекционной) школы остается такой же, как и для массовой школы. Уровень решения воспитательных задач в специальной (коррекционной) школе будет иным, более элементарным, чем в массовой школе [2].

Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование навыков культуры общения и поведения, принятых в обществе. Оно помогает ребенку строить свое поведение в соответствии с определенной ситуацией, что помогает ему в социальной адаптации. Также оно формирует представления о культуре, духовных и нравственных ценностях. Накопление нравственного опыта поведения учеников происходит с опорой на наглядные представления или на воспроизводимые в сознании образцы поведения идеала. Система сюжетно-ролевых игр способствует освоению учащимися нравственных ценностей, давая необходимые представления о различных вариантах действий и поступков. Дети учатся различать добро и зло, ценить взаимовыручку, заботу, приветливость и т.д. Для осуществления духовно-нравственного воспитания в рамках воспитательной работы классным руководителем проводятся классные часы, инструктажи, школьные праздники и мероприятия.

Патриотическое воспитание направлено на формирование у детей представлений о Родине, причастности к культуре и истории своей страны, воспитание чувства гордости за свою страну, ее историю и культуру. Для этого в рамках воспитательной работы педагог проводит встречи с ветеранами, возложение цветов в памятные даты, краеведческие экскурсии, участие в концертах, посвященным памятным датам нашей истории, а также беседы на гражданско-патриотическую тему.

Эстетическое воспитание направлено на формирование способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в обществе и искусстве. Приобщение к искусству развивает эмоциональную сферу ребенка. Для этого в рамках воспитательной работы классного руководителя проводятся такие мероприятия, как посещение кукольного театра, беседы о праздниках, прослушивание и обсуждение сказок и стихов, посвященных различным тематикам. Также очень важна эстетика быта в коррекционном учреждении. Это внешний вид педагогов и учеников, культура общения, эстетика взаимоотношений, вежливость. Ученики специальных (коррекционных) школ зачастую воспринимают окружающую красоту и культуру как должное, поэтому необходимо заострять на них внимание, развивая учеников в эстетическом направлении.

Трудовое воспитание является основным направлением в коррекционной школе для детей с интеллектуальной недостаточностью. Оно направлено на формирование представлений о трудовой деятельности, пользе и необходимости труда, развития навыков социально-бытового ориентирования. Это направление также способствует развитию волевой сферы ребенка, и, конечно же, на профориентацию и дальнейшее трудоустройство. Для этого в рамках воспитательной работы классного руководителя проводятся следующие мероприятия: уборка и обустройство класса, дежурство по классу и столовой, обустройство пришкольного участка, изготовление открыток к праздникам, изготовление поделок из природного материала. На уроках труда учащиеся овладевают элементарными умениями и навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях, т. е. на производствах, использующих труд инвалидов. Трудовая деятельность имеет большое воспитательное значение. В ходе трудовой подготовки у учащихся формируются такие личностные качества, как трудолюбие, ответственность, чувство коллективизма, взаимопомощи, которые должны стать чертами характера, играть в дальнейшем свою роль в установлении взаимоотношений в трудовом коллективе.

Для более успешной организации воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе необходимо учитывать следующие правила:

-использовать наглядные средства: живые примеры, художественные образы, инсценировки, ролевые игры, поскольку детям интересно инсценировать различные ситуации, сценки из сказок, рассказы, а исполнение той или иной роли помогает усвоить нормы, правила поведения персонажей, «перенося» их на себя;

-обеспечить активность детей на занятиях, уроках: рисование, сочинение сказок, рассказов, отгадывание загадок, пословицы, поговорки;

-стараться делать упор на положительное, соблюдать меру в использовании отрицательных примеров [2].

Сложно назвать работу с учащимися с ограниченными возможностями здоровья полноценной, если в нее не включены родители учеников. Работа с родителями – неотъемлемая часть процесса адаптации ребенка к социуму. Педагогу следует оказывать индивидуальные консультации родителям по мере необходимости по различным вопросам, связанных с обучением и воспитанием ребенка, вовлекать их в учебный процесс и плодотворное сотрудничество со школой.

Выездные мероприятия в рамках социализации учащихся позволяют отработать те навыки и умения, которые с помощью учителя изучались в классе во время тематических занятий. Во время посещения детских театров, зоопарка или поездки на экскурсию учителя и родители могут объективно оценить степень адаптации учеников к социальной среде.

Таким образом, воспитательная деятельность в специальной (коррекционной) школе для детей с ОВЗ с умственной отсталостью представляет собой важнейшее направление в адаптации учеников, и, как следствие, их социализации. Благодаря слаженным усилиям педагогов и родителей в этом направлении, ученики специальной (коррекционной) школы с интеллектуальной недостаточностью способны преодолеть трудности в адаптации к социуму.

Список литературы

  1. Дикаева Е. С. Обучение детей с особыми образовательными потребностями / Е. С. Дикаева // Искусство и образование. - 2012. - № 1. - С. 31-38.
  2. Малофеев Н. Н. Особый ребенок - обычное детство / Малофеев Н. Н.// Дефектология. - 2013. - № 6. - С. 3-8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как важное направление личностно ориентированного обучения в современной школе

Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентирует на интеграцию фактических знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой дея...

Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления Программа курса «Дети Отечества»

       В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личн...

«Проектная деятельность - как важное направление в работе с мотивированными детьми»

Выступление на Августовском совещании учителей начальной школы....

Общеразвивающая программа воспитательной деятельности социально-гуманитарной направленности (базовый уровень)«Юные инспекторы движения»

Программа курса «Юные инспекторы движения» предназначена для обучающихся 5-х – 7-х классов. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образоват...

Общеразвивающая программа воспитательной деятельности художественно – эстетической направленности (базовый уровень) "Волшебная ниточка"

Данная рабочая программа призвана помочь учащимся, имеющим склонности к занятиям декоративно-прикладным искусством, реализовать и развить свои природные интересы. Ориентированность программы на попытк...